Главная / История / интегрированный урок по теме: "Сергий Радонежский"

интегрированный урок по теме: "Сергий Радонежский"

Урок, посвящённый 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского «Преподобный Сергий. Душа России»


Якименко Наталья Юрьевна


В предмете отечественной истории и литературы имеются несколько типов учебного материала, которые путём углублённого изучения их содержания и применения традиционных или инновационных методов обучения, способствуют развитию исторического мышления и патриотического воспитания учащихся.

Основополагающей темой для воспитания патриотизма на уроке истории в 6 классе являются события, связанные с Куликовской битвой.

Анализ исторических предпосылок и условий даёт возможность акцентировать внимание учащихся на следующих позициях:

  • политика первых московских князей, собиравших земли вокруг Москвы, не допускавших прямых набегов ордынцев в течение нескольких десятилетий, которая дала возможность укреплению экономики московского княжества;

  • роль старца Сергия Радонежского в поддержке политики московских князей для борьбы с монголо-татарским игом;

  • историческая миссия русского народа, защитившая народы Европы от ордынского гнета.

При изучении этого исторического периода ведётся работа не только с учебником истории, но и учебником православной культуры, художественной литературой, учащиеся пишут сообщения.

Это позволяет раскрыть одну из сложных и интересных страниц истории Отечества XIV века.

Для более полной реализации воспитательного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо применять комплекс приёмов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приёмам относится установление интегративных связей истории с такими предметами, как литература и православная культура.



ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

Истории, литературы и православной культуры

ТЕМА: Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, или путь к совершенству.

Общедидактические цели: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации, способствовать осмыслению связи нового материала с изученным ранее.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Технология - формирование исследовательской культуры учащихся.

Триединая дидактическая цель урока:

Образовательный аспект:

сформировать у учащихся представления о причинах, способствовавших политическому первенству Москвы,

обеспечить усвоение учащимися учебного материала о личностях Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, о жизни святого Сергия Радонежского, его роли в Куликовском сражении;

формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку, активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.

Развивающий аспект:

развитие аналитического и креативного мышления на основе учебного материла о роли Русской православной церкви в обеспечении победы на Куликовом поле;

развитие познавательных умений и интеллектуальных навыков на основе самостоятельной работы с текстом, картой;

развитие умений учебного труда по выделению главного, постановке вопросов перед собой и одноклассниками;

развитию исследовательских умений учащихся, их речевых навыков.

Воспитательный аспект:

формирование интереса к истории нашей страны;

воспитание у школьников гордости за свой народ, вставший на защиту Родины;

приобщение к культурному наследию Родины;

духовное развитие учащихся;

воспитание культуры умственного труда;

формирование коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

формирование требовательности к себе и другим.

разрешение проблемного вопроса: каким должен быть человек.

Прогнозируемый результат

В процессе личностно-значимой деятельности учащиеся приобретут позитивный опыт, который позволит им овладеть нравственными ценностями, необходимыми для жизни в современном обществе.

Оборудование урока: 

Учебник, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки, карта, документы, презентация.

Личность в истории:

Дмитрий Иванович (Донской), Сергий Радонежский, Пересвет, Ослябя, Челубей, Дмитрий Боброк Волынский, Владимир Храбрый.

Даты:

1378- битва на р. Воже

1380 г – Куликовская битва.

1382 – нашествие Тохтамыша.

Эпиграф:

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

 

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И преподобный Сергий в ней.

Виктор Афанасьев


Проблемный вопрос: «Каким должен быть человек?».


Ход урока.

Организационный момент.

Учитель истории. Сегодня необычный урок, посвященный великим людям русской земли, которые жили в XIV веке. И мы обратились к личностям этих людей, потому что всю свою жизнь они стремились к самосовершенствованию, жаждали его. Именно XIV век считают временем духовного подъема. Сегодня, на наш взгляд, люди тоже особенно нуждаются в духовности, так как вокруг много преступлений, насилия.

Вы познакомитесь с Сергием Радонежским, которому в 2014 году исполнится 700-лет со Дня рождения и Дмитрием Ивановичем (Донским), узнаете некоторые факты из истории нашей страны, может быть, наметите для себя возможный путь к совершенству. (Слайд 1)

Проверка домашнего задания.

- Вы дома пытались найти ответ на вопрос: «Каким должен быть человек?» Прочтите свои ответы (2-3 человека). В конце урока мы вернемся к этому заданию, и вы, возможно, что-то добавите в свои сочинения.

Новая тема:

Учитель истории. Политика «разделяй и властвуй», как могло показаться на первый взгляд, навеки укрепила господство Золотой Орды и ничто уже не могло вернуть Русь к единству и согласию. Однако «время, исторический процесс способствовали появлению на Руси личности, способной нейтрализовать её губительное действие». Такой личностью оказался   Великий князь Московский Дмитрий Донской.

–  В 1359 году на московском престоле оказался девятилетний внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович (1359-1389). Именно с его именем связано начало решительной борьбы за освобождение Руси из-под власти Орды (10 из 30 лет своего княжения он воевал). Кто же такой Дмитрий Донской? (Слайд 2)


Заслушивается небольшое сообщение  учащегося о Дмитрии Ивановиче. (заранее подготовленное)

Работа в парах с отрывком из документа.

«Еще в детском возрасте он размышлял о духовных делах и не вел праздных бесед и не любил бранных слов, избегал злых людей и всегда беседовал с добрыми, божественному писанию всегда внимал с умилением, много заботился о Божиих церквях, с мужеством защищал Русскую землю, был незлобив, как дитя, а умом зрел, воинам в битвах был страшен и многих врагов, поднявшихся на него, победил, и славный свой город Москву дивными стенами окружил, и во всем мире был славен,…»

Вопросы:

Какие черты характера Дмитрия Донского вы можете выделить? 
– Повлияли ли они на умение  руководить государством? 
– Чего добился Дмитрий Иванович в управлении государством (учащиеся дают ответы на основе сообщения и документа)? 


Учитель литературы.

Вы достигнете любой цели, если у вас будет горячее желание что-то изменить в своей жизни. Рассмотрите репродукцию Нестерова (Слайд 3) и послушайте отрывок из «Жития Сергия Радонежского», написанного Б. Зайцевым:

- Все знают картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами – белоголовый, худенький, в онучах,- кажется олицетворением стародавней России – ее сокровенной тихой красоты, ее неярких небес, нежаркого солнца, сияния ее неоглядных далей, ее пажитей и тихих лесов, ее легенд и сказок.

Картина эта – как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России.

Замечательный в этой картине – пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и темных лесов, что как бы прислушиваются к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие глубины земли, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слезы. (К.Г.Паустовский «Заметки о живописи»).

Отрок (подросток Варфоломей) пас лошадей и встретил монаха-старца и попросил его помочь в учении.


Заслушивается небольшое сообщение  учащегося (заранее подготовленное) (Слайды 4-10)

«Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте… Но наука ему не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает, товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается». Встретив старца, «Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей». «Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо… . Старец… велел читать. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель дал книгу, повторивши приказание. Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хорошо».

- В чем смысл этого отрывка? ( Отрок очень стремился стать лучше , и стал). Значит, самое главное на пути к совершенству – желание стать лучше. Запишите в тетради 1 вывод: желание стать лучше.


Учитель православной культуры.

- Желание стать лучше есть, а что может помочь нам в этом? ( учащиеся должны прийти к выводу, что (отроку помогла вера, то есть религия). Запишем 2 вывод: религия (учитель пишет под репродукцией Нестерова «Странники»). (Слайд 11) На картине «Странники» крестьяне-странники идут по жизни, как и мы с вами, своей дорогой. Их путником художник изобразил Иисуса Христа. Бог нас сопровождает всю жизнь, помогает на нашем жизненном пути.

Работа в группах.

Учащимся предлагается исследовать тексты.

Учащиеся 1 группы работают с текстом о Сергии Радонежском, 2 группы – о Дмитрии Донском.


Учитель истории.

Вы увидели, что жизнь Дмитрия Донского и Сергия Радонежского тесно связаны. Прочтите тексты и ответьте на вопросы.

Работа с документом

«И послал безбожный Мамай вперёд себя на Русь войною своего  воеводу, окаяного Бегича, с большим войском и со многими князьями ордынскими. Узнал об этом великий князь Дмитрий Иванович и пошел ему навстречу с многочисленным войском и бился с погаными на Рязанской земле, на реке Воже,.., а поганые агаряне были посрамлены, одни были побиты, а иные побежали… Бесславный же Мамай, позором объятый, вместо похвалы получивший бесчестие, сам пошел на Русскую землю, похваляясь победить великого князя…»

В ход пошли золото и серебро, копившиеся в Орде долгие годы. За большую плату была нанята генуэзская пехота. Множество различных мелких феодалов – разбойников со своими отрядами-шайками потянулись к Мамаю. В это же время хан Мамай заключил военный союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом.
Не мешкал и Дмитрий Иванович. Разослал он «по всей Русской земле гонцов со своими грамотами по всем городам».

«Радостно нам, братья сложить головы свои за провославную веру христианску, да не будут захвачены города наши погаными, не запустеют святые Божии церкви, да не будут жёны наши и дети уведены в плен, да не будем вечно страдать от поганых… » Собирал войско для похода и Дмитрий Иванович. Как всегда бывает в трудные минуты для Отечества он объявил созыв народного ополчения.

Княжества,  принявшие участие в походе

 

Княжества, не принявшие участие в походе

Коломна

Звенигород

Тверь

Владимир

Брянск

Рязань

Каргополь

Псков

Нижний Новгород

Устюг

Таруса

 

Углич

Кашин

 

Суздаль

Ростов

 

Серпухов

Елец

 

Белоозеро

Муром

 

Можайск

 

 


В собирании ратей участвовало не менее 36 городов. Формирование такого войска заняло в общей сложности около 30 дней. 
Русское войско по свидетельствам летописцев, не уступало в численности Мамаевской рати – «от начала такой силы русской не бывало». Оно состояло из княжеских дружин и ополчений большинства земель. Основным ядром были  москвичи.

Найдите ответы на вопросы:

  1. Почему сражение на р. Вожже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть у ордынцев?

  2. Сколько городов участвовало в формировании такого войска?

  3. Опишите его внешность и характер. Какие личные качества помогали ему идти к  цели ? Что Вы цените в его характере?


Сергий Радонежский

(1314 или 1322-1392 гг.)

Сергий Радонежский – в миру Варфоломей – родился под Ростовом в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Вскоре по велению князя Московского Иваны Калиты семью Варфоломея переселили в подмосковный город Радонеж.

После смерти отца Варфоломей с братом Стефаном ушли в монастырь. Но вскоре они покинули обитель и поселились в глухом лесу, где обустроили скит, построили церковь, посвященную Святой Троице, а Варфоломей постригся в монахи под именем Сергия. Через некоторое время Стефан ушел в Москву. А к Сергию потянулись люди. Так возник Троицкий монастырь. Сергий и его ученики основали несколько монастырей.

Сергий Радонежский стал духовным авторитетом как для простых людей, так и для князей, потому что проповедовал чистоту духа и помыслов, смирение и любовь.

Когда умер митрополит Алексий, Сергия пригласили занять его место, он отказался, сказав: «Кто я такой, грешный и худший из всех людей?»

Уже при жизни Сергий Радонежский стал символом единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII -XIV веках. В 1447 году был причислен к лику Святых.


Ответьте на вопросы:

  1. Рождение и семья Сергия Радонежского.

  2. Деяния Сергия.

  3. Почему Сергий стал духовным авторитетом для богатых и бедных?

  4. Считал ли себя Сергий Радонежский совершенством?

  5. За что он был причислен к лику Святых?


Беседа.

- О чем текст?

-Ответьте на вопросы.

- Озаглавьте текст по-другому, чтобы в заголовке звучала основная мысль.

ВЫВОД: Таким образом, жизнь Сергия Радонежского может служить для нас примером духовного совершенствования.


Учитель истории.

Никогда ещё люди не видели столько воинов. Москва полнилась ими, было им тесно на улицах и площадях. Предстояла не междоусобная стычка князей, а долгожданное сражение с ненавистным врагом всей Руси. Победа над ним была одинаково нужна всему народу – от дружинника, блиставшего доспехами, до гончара, сапожника, пахаря, вооружённого топором да ножом – все были охвачены единым грозным порывом. Во всех церквах шли богослужения. У городских ворот священники благословляли воинов на подвиг во имя русской земли (запись «Литургия Иоанна Златоуста, Колокольный звон).

Дмитрий прежде битвы с главными воеводами посетил уединённый Троицкий монастырь и принял благословление игумена Сергия. (Слайд 12-13)

Сергей Радонежский благословил Дмитрия на бой,  дал ему двух монахов -  Пересвета  и Ослябю. Участие этих людей придало ей «священный характер». Из Москвы рать выступила в августе 1380 г. Замысел Дмитрия Ивановича состоял в том, чтобы не допустить соединения враждебных сил. В ночь с 7 на 8 сентября русское войско перешло Дон, уничтожив переправы, тем самым почти отрезав себе путь к отступлению.

Учитель:  Какие черты характера Дмитрия Ивановича проявились в этом поступке?


Учитель православной культуры.

- Прослушивая сообщение, вы слышали, что именно Сергию Радонежскому в молитве явился образ святой Троицы, которую в начале XV века обессмертил другой великий человек – Андрей Рублев.


Психологическая разгрузка. Сядьте поудобнее и всмотритесь в репродукцию иконы «Троица» (рассказ учителя истории об иконе «Троица»). (Слайд 14)

Когда мы смотрим на «Троицу», наше внимание сразу же привлекают три фигуры. Это ангелы – посланцы Бога. Под видом странников три ангела явились к человеку по имени Авраам. Он был стар, да и жена его была уже немолодой женщиной. Детей у них не было, что очень их огорчало. Какова же была радость Авраама, когда трое странников предсказали ему и его жене рождение сына. Авраам догадался, что перед ним ангелы, и отблагодарил их за добрую весть – накрыл богатый стол и хорошо их угостил.

И вот перед нами три ангела в облике прекрасных юношей, которые сидят за трапезой и ведут тихую беседу. Вглядитесь в лица на иконе. Ангелы изображены так, будто они переговариваются взорами. Плавны очертания фигур, ничто не отягощает их: ни крылья, ни одежда – они легки, невесомы и как бы находятся в движении. Посмотрите, как искусно переданы художником жесты рук, складки одежды. Так и кажется, что вот сейчас мы услышим, о чем они беседуют.

Не только изображение ангелов, их одежды, предметов, но и подбор красок, их сочетание играют важную роль в передаче основных идей (замыслов) картины: мира, добра, согласия, любви.

Обратите внимание, какие прозрачные и нежные цвета выбрал художник: зеленый, золотистый, голубой. А вот еще одно гармоничное (выразительное, приятное для глаз сочетание): темно-вишневый (одеяние ангела в центре) с блекло-розовым (одежда ангела-юноши слева), синий переходит в голубой, в светло-бирюзовый.

Произведение светло, полно радости жизни, веры в победу. А ведь оно было создано художником в тяжелое время для нашей Родины – во время зависимости Руси от орды. Но вера в освобождение уже была: одержали великую победу русские воины на Куликовом поле.

Живопись Андрея Рублева – часть истории нашего Отечества.


Учитель литературы.

- Вы познакомились с выдающимися личностями XIV века, а чем схожи их жизни? (Учащиеся приходят к выводу, что их объединяет то, что они стремились стать лучше на протяжении всей своей жизни).

Вопрос к учащимся: что же может нам помочь стать лучше?

(Ответы: чтение, примеры жизни других людей, достойных подражания, любовь к родине).


Творческое задание.

А теперь вернемся к сочинению, над которым вы работали дома.

Как бы вы сейчас ответили на вопрос «Каким должен быть человек?» Допишите. (Заслушивается несколько ответов).


Итоги урока. Сегодня мы говорили о жизни Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, (Слайд 15) вы задумывались об их и о своем жизненном пути, сделали выводы, что надо стремиться к тому, чтобы стать лучше. А помогут нам в этом религия, литература, история, живопись, а также люди, которые вас окружают, ваши спутники - взрослые, ровесники.


Рефлексия. В результате урока

МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:

Три самых важных имени:

Три самых важных события:

Три самых важных чувства:

Три самых важных качества:

Дома

1. § 18. Схему битвы в тетрадь и уметь рассказать о ней ( история)

2. Напишите в тетрадь по литературе, какие произведения заставили вас задуматься над своей жизнью, каким героям хотелось подражать, какие вызывали возмущение.


Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознать истоки российского патриотизма.

В этой связи наиболее актуальной для современного социума и школы становится задача восстановления образа нравственного человека как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.

9


интегрированный урок по теме: "Сергий Радонежский"
  • История
Описание:

При изучении этого исторического периода ведётся работа не только с учебником истории, но и учебником православной культуры, художественной литературой, учащиеся пишут сообщения.

       Это позволяет раскрыть одну из сложных и интересных страниц истории Отечества XIV века.

 

       Для более полной реализации воспитательного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо применять комплекс приёмов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приёмам относится установление интегративных связей истории с такими предметами, как литература и православная культура. 

Автор Якименко Наталья Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 567
Номер материала 28830
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓