Бинарное
занятие по теме «Кислород».
Эпиграф:
«Кислород-это вещество,
вокруг
которого вращается земная химия».
Я.Берцелиус.
Цель занятия:
обобщить и систематизировать знания по теме «Кислород» из курсов химии и
биологии
Задачи:
Воспитательные:
· воспитывать у учащихся такие
личностные качества, как сосредоточенность, наблюдательность, умение работать в
группе;
· воспитывать культуру учебного
труда.
Развивающие:
· развивать умения учащихся
характеризовать элемент по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева
· развивать мыслительную активность
учащихся, их речь, логическое мышление, коммуникативные способности, на основе
создания проблемных ситуаций
Обучающие:
· обобщить и систематизировать
знания о свойствах кислорода, осуществить коррекцию знаний, создать условия для
их осознанного применения на практике
· познакомить учащихся с процессами
дыхания и горения, значением кислорода в природе.
Оформление
и оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, презентация, ПСХЭ
Д.И, Менделеева; оборудование для демонстрации опыта: перманганат калия,
лучина, газоотводная трубка, пробирки, штатив, спички, спиртовка.
Ход занятия.
Учитель
биологии. Добрый день! Мы рады видеть вас на сегодняшнем необычном занятии.
Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.
Учитель
химии. Сегодня на занятии мы будем говорить о газе. А о каком газе пойдёт
речь, вы скажите сами, отгадав загадку.
Достоин
тот газ удивленья-
Его
применяют сейчас
Для
резки металлов, в сталеваренье
И
в доменных мощных печах.
Берёт
его летчик в высотные дали,
Подводник
с собою берёт.
Вы,
верно, уже угадали, что этот газ-…
Для
начала давайте разберёмся со значением слова «кислород». Один из учащихся
зачитывает этимологическое значение слова.
К нам
на урок попал исторический документ, в котором зашифрована таинственная
история.
А
история простая…
Один ученый как-то раз,
Оксид какой-то нагревая,
Обнаружил странный газ.
Газ без цвета, без названья.
Ярче в нем горит свеча.
А не вреден для дыханья –
Не узнаешь у врача.
Новый газ из колбы вышел –
Никому он не знаком,
Этим газом дышат мыши
Под стеклянным колпаком.
Человек им тоже дышит,
Наш ученый быстро пишет:
Воздух делится на части.
(Эта мысль весьма нова).
Здесь у химика от счастья,
И от воздуха отчасти
Закружилась голова.
Группа
химиков, проанализируйте этот документ? О чём шла речь? (история открытия кислорода).
Послушаем докладчика по теме « История открытия кислорода».
Что же
такое кислород? Чтобы найти ответ на этот вопрос обратимся к ПСХЭ Д.И.
Менделеева. Учащиеся дают характеристику кислорода по его положению в ПСХЭ
Д.И. Менделеева, составляют электронно-графическую формулу атома кислорода.
В
состав каких веществ входит кислород? Мы его можем увидеть, потрогать? Давайте
попробуем получить кислород и объяснить его физические свойства. Один из
учащихся проводит химический эксперимент, доказывает его наличие и свойства.
Учитель
биологии. (зачитывает слова К.А. Тимирязева о фотосинтезе). «Дайте
самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного
света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил
вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то,
что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в
зелёных листьях растений». Демонстрация схемы процесса фотосинтеза.
Выступления
учащихся о значении кислорода для живых организмов.
Из
докладов биологов мы представляем себе следующую схему. Демонстрация схемы
«Круговорот кислорода в природе». Учащиеся группы биологов комментируют схему.
Учитель
химии. Продолжим разговор о свойствах кислорода. Предлагаю вам восстановить
шпаргалки, которую потерял кто-то из вас. Видно, что ею пользовались не раз, и,
к сожалению, с течением времени она пришла в негодность: многие записи в ней
стёрлись. Помогите их восстановить! Двое учащихся восстанавливают пробелы в
уравнениях реакций у доски, остальные работают с текстом.
Кислород – самый
распространённый … земной коры. В связанном виде он входит в состав …,
минералов, горных пород, и всех веществ, из которых построены … растений и
животных. Кислород образует два аллотропных видоизменения: О2 - … и
О3 -… (вода, кислород, элемент, озон, организмы).
Озон –
газ … цвета с запахом свежести, малорастворим в … . Озон - … окислитель. Он
убивает … в питьевой воде, сточных водах, … помещений (сильный, бактерии,
воздух, вода, голубой).
Озон положительно или отрицательно влияет
на окружающее нас пространство?
Учитель биологии.
Беседа про озон. Демонстрация слайд. Защита воздуха.
В заключение урока учителя по
очереди читают стихотворение, посвящённое значению кислорода.
Из
атомов мир создавала Природа.
Два
атома лёгких взяла водорода,
Прибавила
атом один кислорода,
И
получилась частица воды,
Море
воды, океаны и льды…
Стал
кислород чуть не всюду начинкой:
С
кремнием он обернулся песчинкой,
В
воздух попал кислород, как ни странно,
Из
голубой глубины океана.
И
на Земле появились растения,
Жизнь
появилась: дыханье, горение,
Первые
птицы и первые звери.
Первые
люди, что жили в пещере,
Огонь
добывали при помощи трения,
Хотя
и не знали причины горения.
Роль
кислорода на нашей Земле
Понял
великий Лавуазье.
Подумайте,
достигнута ли поставленная цель урока? Предлагаем вам, поделится своими
впечатлениями об уроке и поставить себя на одну из ступеней нашей лестницы.
Активно работающие участники групп получают оценки по соответствующим
предметам. Всем спасибо. До свидания!
МКОУ
«Вихоревская СОШ № 2»
Бинарное
занятие
по
теме «Кислород»
Подготовили:
Ченченко
Л.А., учитель химии,
Жеребцова
Т.А., учитель биологии.
Вихоревка
2013
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.