Главная / Биология / Интегрированный урок по теме "Кислород" (9 класс)

Интегрированный урок по теме "Кислород" (9 класс)

Бинарное занятие по теме «Кислород».

Эпиграф: «Кислород-это вещество,

вокруг которого вращается земная химия».

Я.Берцелиус.

Цель занятия: обобщить и систематизировать знания по теме «Кислород» из курсов химии и биологии

Задачи:


Воспитательные:
·       воспитывать у учащихся такие личностные качества, как сосредоточенность, наблюдательность, умение работать в группе;
·       воспитывать культуру учебного труда.


Развивающие:
·       развивать умения учащихся характеризовать элемент по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева
·       развивать мыслительную активность учащихся, их речь, логическое мышление, коммуникативные способности, на основе создания проблемных ситуаций


Обучающие:
·       обобщить и систематизировать знания о свойствах кислорода, осуществить коррекцию знаний, создать условия для их осознанного применения на практике
·       познакомить учащихся с процессами дыхания и горения, значением кислорода в природе.


Оформление и оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, презентация, ПСХЭ Д.И, Менделеева; оборудование для демонстрации опыта: перманганат калия, лучина, газоотводная трубка, пробирки, штатив, спички, спиртовка.


 Ход занятия.

Учитель биологии. Добрый день! Мы рады видеть вас на сегодняшнем необычном занятии. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.   

  Учитель химии. Сегодня на занятии мы будем говорить о газе. А о каком газе пойдёт речь, вы скажите сами, отгадав загадку.


Достоин тот газ удивленья-

Его применяют сейчас

Для резки металлов, в сталеваренье

И в доменных мощных печах.

Берёт его летчик в высотные дали,

Подводник с собою берёт.

Вы, верно, уже угадали, что этот газ-…


Для начала давайте разберёмся со значением слова «кислород». Один из учащихся зачитывает этимологическое значение слова.

К нам на урок попал исторический документ, в котором зашифрована таинственная история.


А история простая…
Один ученый как-то раз,
Оксид какой-то нагревая,
Обнаружил странный газ.
Газ без цвета, без названья.
Ярче в нем горит свеча.
А не вреден для дыханья –
Не узнаешь у врача.
Новый газ из колбы вышел –
Никому он не знаком,
Этим газом дышат мыши
Под стеклянным колпаком.
Человек им тоже дышит,
Наш ученый быстро пишет:
Воздух делится на части.
(Эта мысль весьма нова).
Здесь у химика от счастья,
И от воздуха отчасти
Закружилась голова.

Группа химиков, проанализируйте этот документ? О чём шла речь? (история открытия кислорода). Послушаем докладчика по теме « История открытия кислорода».

Что же такое кислород? Чтобы найти ответ на этот вопрос обратимся к ПСХЭ Д.И. Менделеева. Учащиеся дают характеристику кислорода по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составляют электронно-графическую формулу атома кислорода.

В состав каких веществ входит кислород? Мы его можем увидеть, потрогать? Давайте попробуем получить кислород и объяснить его физические свойства. Один из учащихся проводит химический эксперимент, доказывает его наличие и свойства.

Учитель биологии. (зачитывает слова К.А. Тимирязева о фотосинтезе). «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растений». Демонстрация схемы процесса фотосинтеза.

Выступления учащихся о значении кислорода для живых организмов.

Из докладов биологов мы представляем себе следующую схему. Демонстрация схемы «Круговорот кислорода в природе». Учащиеся группы биологов комментируют схему.

Учитель химии. Продолжим разговор о свойствах кислорода. Предлагаю вам восстановить шпаргалки, которую потерял кто-то из вас. Видно, что ею пользовались не раз, и, к сожалению, с течением времени она пришла в негодность: многие записи в ней стёрлись. Помогите их восстановить! Двое учащихся восстанавливают пробелы в уравнениях реакций у доски, остальные работают с текстом.

Кислород – самый распространённый … земной коры. В связанном виде он входит в состав …, минералов, горных пород, и всех веществ, из которых построены … растений и животных. Кислород образует два аллотропных видоизменения: О2 - … и О3 -… (вода, кислород, элемент, озон, организмы).

Озон – газ … цвета с запахом свежести, малорастворим в … . Озон - … окислитель. Он убивает … в питьевой воде, сточных водах, … помещений (сильный, бактерии, воздух, вода, голубой).

Озон положительно или отрицательно влияет на окружающее нас пространство?

Учитель биологии. Беседа про озон. Демонстрация слайд. Защита воздуха.

В заключение урока учителя по очереди читают стихотворение, посвящённое значению кислорода.

Из атомов мир создавала Природа.

Два атома лёгких взяла водорода,

Прибавила атом один кислорода,

И получилась частица воды,

Море воды, океаны и льды…

Стал кислород чуть не всюду начинкой:

С кремнием он обернулся песчинкой,

В воздух попал кислород, как ни странно,

Из голубой глубины океана.

И на Земле появились растения,

Жизнь появилась: дыханье, горение,

Первые птицы и первые звери.

Первые люди, что жили в пещере,

Огонь добывали при помощи трения,

Хотя и не знали причины горения.

Роль кислорода на нашей Земле

Понял великий Лавуазье.



Подумайте, достигнута ли поставленная цель урока? Предлагаем вам, поделится своими впечатлениями об уроке и поставить себя на одну из ступеней нашей лестницы. Активно работающие участники групп получают оценки по соответствующим предметам. Всем спасибо. До свидания!















МКОУ «Вихоревская СОШ № 2»

















Бинарное занятие

по теме «Кислород»



Подготовили:

Ченченко Л.А., учитель химии,

Жеребцова Т.А., учитель биологии.



















Вихоревка 2013






















Интегрированный урок по теме "Кислород" (9 класс)
  • Биология
Описание:

Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания по теме «Кислород» из курсов химии и биологии.

Задачи:


·       воспитывать у учащихся такие личностные качества, как сосредоточенность, наблюдательность, умение работать в группе;
·       воспитывать культуру учебного труда.

 

Развивающие:
·       развивать умения учащихся характеризовать элемент по его положению в ПСХЭ  Д.И. Менделеева
·       развивать мыслительную активность учащихся, их речь, логическое мышление, коммуникативные способности, на основе создания проблемных ситуаций

 

Обучающие:
·       обобщить и систематизировать знания о свойствах кислорода, осуществить коррекцию знаний, создать условия для их осознанного применения на практике
·       познакомить учащихся с процессами дыхания и горения, значением кислорода в природе.

Автор Жеребцова Татьяна Александровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 514
Номер материала 31951
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓