Этап урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учеников
|
УУД
|
I. Мотивация к
учебной деятельности (3 мин)
Цели:
- актуализировать
требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание
условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в
учебную деятельность;
|
Сегодня на урок я
принесла вам притчу. Послушайте ее.
Однажды учитель велел двум ученикам обойти
окрестности и найти как можно больше загадок. Один ученик вернулся через день
и рассказал: «Ничего я загадочного не увидел. В нашем районе есть и лес, и
горы, и море. Есть также несколько селений и один город. Все земли давно уже
изучены и всем знакомы». Второй ученик пришел только через неделю и сказал:
«Извините, учитель, что я не успел обойти все окрестности. Я не посмел больше
задерживаться, хотя мне не хватило времени, что бы собрать все загадки. Рано
утром я вышел на поле. Тут же вокруг меня появились тысячи загадок. Почему
каждый цветок прекрасен, но все они разные? Почему капелька росы маленькая, а
в ней отражается все небо?» Ученик рассказывал долго, пока учитель не
прервал его вопросом: «Где ты еще успел побывать, кроме поля?» «После поля я
пошел на берег моря и встретил там другую тысячу загадок. Почему вода в море
соленая? Почему есть водные и земные животные?» До вечера ученик рассказывал
о загадках, которые он собрал, и закончил рассказ словами: «Больше я никуда
не успел сходить. Слишком много загадок было вокруг, а я еще так мало знаю
ответов на эти загадки». «Ничего страшного», - ответил учитель, - «Для
мудреца всегда вокруг тысяча загадок, и только для глупца – все ясно. Иди
и отгадывай. Мне больше нечему тебя учить».
- Как вы думаете, почему учитель так ответил своему ученику?
- Много ли еще загадок вокруг нас?
- А может уже все открыто и известно?
- А вы все загадки русского языка открыли и отгадали?
- Надо ли вам еще раскрывать тайны русского языка?
- Готовы ли вы к новым открытиям?
- Какие 2 шага вы должны будете сделать, чтобы открыть новую тайну?
- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке открыли еще одну тайну русского
языка и тайну богатств нашей природы. И тогда тайн у вас останется на одну
меньше.
|
Дети знакомятся
с притчей. Отвечают на вопросы учителя.
(1 шаг – подумаю
и пойму, чего я не знаю; 2 шаг – сам найду способ, чтобы открыть новое
знание)
|
Личностные:
самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
II.
Актуализация знаний (5 мин)
Цели:
Обеспечить
мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
|
-
Представьте, что мы отправляемся
в экспедицию на поиски полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые вы
найдете в недрах нашего края?
-
Почему их называют
полезными ископаемыми?
-
Какие используют в
строительстве?
-
Какие как топливо?
-
Какие в промышленности?
- Запишем
эти слова.
Игра «Перекличка орфограмм».
-
Что обозначают все эти слова?
-
На какой вопрос отвечают?
|
Учащиеся
называют полезные ископаемые Восточной Сибири: газ, нефть, золото, соль,
уголь.
Предмет
Что?
|
Познавательные: уметь преобразовывать
информацию из одной формы в другую
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в
устной форме
Регулятивные:
уметь проговаривать последовательность действий на
уроке.
|
III.
Выявление места и причины затруднения. Постановка целей и задач
урока(5 мин)
Добиться
понимания и принятия учебной задачи урока.
|
Поэт Владимир
Демидов посвятил одному полезному ископаемому прекрасное стихотворение
«Солнышко подземное»
( читают дети):
Когда
поднимается солнце над нами,
Смеется
подсолнух в широкой панаме,
Светлеет река
от задорной улыбки,
Кузнечик играет
на тоненькой скрипке,
Проворная
ласточка песню щебечет,
Дубы
расправляют могучие плечи,
Цветы, как
глаза, раскрывают бутоны,
В ладошки
зеленые хлопают клены.
И лаской, и
красками солнце богато.
Но есть еще
солнце другое, ребята.
Оно необычное,
черного цвета,
Оно под землею
зимою и летом.
И твердо на
ощупь, похоже на камень.
И холодно –
можно потрогать руками.
Но столько
тепла в нем – скажу по секрету, -
Что хватить
согреть им всю нашу планету.
От света его
города молодеют,
Лишь смелые
люди тем солнцем владеют.
Их лица
светлы, и открыты их взоры,
Добытчики
этого солнца – шахтеры.
-
О каком же солнце шла
речь в стихотворении? Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько лет
каменному углю, который дает тепло многим квартирам нашей страны? Какова тема
нашего урока?
|
Дети
отгадывают загадку.
Записывают
отгадку, делают звуко -буквенный анализ слова уголь. Объясняют,
что оно обозначает.
Называют
тему урока и задачи:
Каменный
уголь. Описать свойства угля.
|
Личностные УУД:
уметь воспринимать задание.
Регулятивные УУД: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в
процессе его выполнения
Познавательные:
составлять предложения.
Коммуникативные
УУД: высказывать собственное мнение.
|
IV. Построение
проекта выхода из затруднения.
1.Включить детей в
ситуацию выбора метода решения проблемы.
|
Итак, какие 2 шага
нам нужно сделать, чтобы открыть новую тайну?
Что вы знаете о
каменном угле? А что вам неизвестно? Какой он – каменный уголь?
|
1 шаг-
подумаю и пойму, чего я не знаю.
2 шаг- сам
найду способ, чтобы открыть новое знание.
Учащиеся
высказывают свои предположения.
|
Познавательные:
умение выбирать способ выхода из ситуации.
Регулятивные: умение
строить план достижения цели и определять средства.
Коммуникативные: умение формулировать план действий.
Личностные: умение
сотрудничать.
|
V. «Открытие» нового знания.
(8
мин)
1. Решать
проблему с помощью выбранного метода.
|
ЛАБОРАТОРНЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
Мы с вами находимся в школьной лаборатории. Здесь мы исследуем
основные свойства каменного угля. Все необходимое у вас на столе. Руководить
работой будут исследователи Лазарев Иван и Нечаева Александра.
1.
Цвет – черный.
2.
Сожмите в руке –
твердый.
3.
Посмотрите через комочек
угля на свет - непрозрачный
4.
Ударьте молоточком –
хрупкий.
5.
Рассмотрите внутреннюю
структуру – плотный.
Запишите это в
Дневник исследователя.
|
1.
Учащиеся исследуют свойства угля.
2.
Делают выводы.
|
Познавательные: умение добывать новые знания,
умение наблюдать и делать простые выводы.
Личностные: формировать интерес к исследовательской работе.
Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы
Регулятивные:
контролировать свои действия в процессе выполнения задания.
|
VI.Реализация построенного
проекта.
1.Обсудить
различные варианты, предложенные учащимися, и выбрать оптимальный вариант,
который фиксируется в языке вербально и знаково.
|
- Запишите
исследованные свойства в Дневник исследователя.
-На какой вопрос
отвечают все эти слова?
- Что они
описывают?
Заполнение
интеллект-карты «Слова, обозначающие признак предмета».
|
1.
Фиксируют результат исследования в Дневник
исследователя.
2.
Называют, на какой вопрос отвечают слова,
описывающие свойства угля. Что они обозначают? (Признак предмета).
Делают
вывод: какова роль слов -признаков в языке.
|
Познавательные: умение обобщить полученные знания и сделать вывод.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной
форме.
Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы
других.
Личностные: умение сотрудничать.
|
VII. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи.
1.
Решать типовые задания на новый способ
действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
|
Заполнение
интеллект-карты «Каменный уголь»
Задания
группам:
1 группа – изучают значение слова, используя толковый словарь (подчеркнуть
слова-признаки)
2 группа – исследуют значение слова по википедии (назвать слова-признаки).
3 группа – изучают статью и отвечают на вопрос, добывают ли каменный уголь в
нашем краю (подчеркнуть слова-признаки).
4 группа – отвечают на вопрос, откуда появился уголь.
Сообщение Никитиной Александры «Происхождение угля».
|
1.
Дополняют свои знания о каменном угле.
2.
Закрепляют понятие «слова-признаки предметов»,
находят их в тексте и доказывают.
3.
Исследуют, откуда появился уголь.
|
Регулятивные: умение корректировать выполнение задания.
Коммуникативные: умение договариваться, принимать мнение своих
одноклассников
Познавательные: умение находить необходимую информацию.
Личностные:
формирование мотивации к самостоятельному поиску
информации и целенаправленной познавательной деятельности.
|
VIII. Включение в
систему знаний и повторение.
Систематизировать
знания, подготовить к освоению нового способа действий.
|
- Ребята, сейчас я предложу вам для обсуждения два
утверждения :
1.
«Каменный уголь - опасный источник загрязнения
окружающей среды».
2.
«Каменный уголь – ценное полезное ископаемое» .
Узнайте полезное ископаемое:
«Соленая, белая, бывает твердая и сыпучая»
«Легкий, летучий, пахучий, горючий»
«Серый, мелкий, сыпучий».
|
Учащиеся
доказывают истинность первого утверждения: как его добывают – изменение
форм рельефа, загрязнение воздуха, вредное влияние на здоровье людей,
доказывают результатами практического исследования (группа «Экологов») -
проращивание семян огурцов, которые поливали чистой талой водой и водой с
угольными примесями (Вениаминова Анастасия).
Второе
утверждение доказывают примерами об использовании в промышленности: топливо,
изготовление пластмассы, лекарства (доктор Пилюлькин), краски ( художник).
Заполняем еще одну графу таблицы.
|
Познавательные: ориентироваться в своей
системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Личностные: отношение к окружающей среде, формирование чувства
любви к природе.
Регулятивные: иметь собственную позицию по отношению к проблеме.
Коммуникативные: умение высказывать собственное мнение по проблеме.
|
IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Зафиксировать
новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку
учениками собственной учебной деятельности.
|
- Слово уголь, отвечает на вопрос и обозначает….. .
Описать свойства угля нам помогут слова-……., которые отвечают на
вопросы……..
Свойства этого полезного ископаемого мы используем…….
Ребята, у вас на столах угольки. Пожалуйста, нарисуйте, на каком
уровне, двигаясь к вершине горы, вы находитесь.
-Вы сегодня награждаетесь сертификатами об участии в работе исследовательской
лаборатории.
|
Учащиеся отмечают:
Испытывают
затруднения- у основания горы
Поняли, имеют
представление - середина горы
Знаю, умею, могу –
вершина горы.
|
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы.
Коммуникативные:сформулировать и проговорить результат деятельности на уроке,
подвести итоги.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.