Главная / Начальные классы / Интегрированный урок по русскому языку и окружающему + презентация к уроку по теме "Развитие умения подбирать к словам–предметам слова-признаки. Богатства Земли - полезные ископаемые (каменный уголь)" (1 класс).

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему + презентация к уроку по теме "Развитие умения подбирать к словам–предметам слова-признаки. Богатства Земли - полезные ископаемые (каменный уголь)" (1 класс).

Название документа интегрированный урок слова, обозначающие признаки предметов и богатства Земли-полезные ископаемые..pptx

Какие слова обозначают признаки предметов? Богатства Земли – полезные ископае...
СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТ ВОПРОСЫ: КТО? ЧТО? СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЕ ...
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
Каменный уголь Цвет Состояние Прозрачность Плотность чёрный твёрдый непрозрач...
1 из 6

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Какие слова обозначают признаки предметов? Богатства Земли – полезные ископаемые
Описание слайда:

Какие слова обозначают признаки предметов? Богатства Земли – полезные ископаемые (каменный уголь) Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 1 класс

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТ ВОПРОСЫ: КТО? ЧТО? СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЕ ПРЕ
Описание слайда:

СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТ ВОПРОСЫ: КТО? ЧТО? СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА ВОПРОСЫ: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ?

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
Описание слайда:

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

№ слайда 6 Каменный уголь Цвет Состояние Прозрачность Плотность чёрный твёрдый непрозрачный
Описание слайда:

Каменный уголь Цвет Состояние Прозрачность Плотность чёрный твёрдый непрозрачный хрупкий плотный

Название документа урок русского языка слова-признаки предметов.docx

hello_html_m7049b53d.gifhello_html_2d9c30cc.gifhello_html_m477de8b0.gif

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 1- а классе


Тема: Развитие умения подбирать к словам–предметам слова-признаки. Богатства Земли - полезные ископаемые (каменный уголь).


Цель: 1. Учить находить слова-предметы и слова - признаки, задавать правильно к ним вопросы. 2. Познакомиться со свойствами каменного угля, использованием его в хозяйственной деятельности человека.


Учебные задачи: дать понятие о словах-признаках, научить работать со словарём как источником информации; развивать орфографическую зоркость, память, речь, внимательное отношение к слову, способствовать творческому развитию личности; изучить основные свойства каменного угля; формировать навыки исследования.


Планируемые результаты: сформировать понятие целесообразного функционирования в языке слов, обозначающих признак предметов, учить использовать в речи слова – признаки предметов, употребляя их в нужном контексте. Познакомить с богатствами недр Земли, полезными ископаемыми (каменный уголь).


Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма, любовь к природе, экологическую культуру, доброе отношение друг к другу.


- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.


- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.


- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.


Вид урока: интегрированный Тип урока: урок «открытия» нового знания. Форма проведения урока: урок-лаборатория.


Основные понятия: слова, обозначающие предмет; слова, обозначающие признак предмета, полезные ископаемые, свойства полезных ископаемых.


Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.


Организация пространства: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.


Оборудование: проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал (образцы угля), молоточки, дневник исследователя, ноут-бук для работы в группе.






Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;


Сегодня на урок я принесла вам притчу. Послушайте ее.

Однажды учитель велел двум ученикам обойти окрестности и найти как можно больше загадок. Один ученик вернулся через день и рассказал: «Ничего я загадочного не увидел. В нашем районе есть и лес, и горы, и море. Есть также несколько селений и один город. Все земли давно уже изучены и всем знакомы». Второй ученик пришел только через неделю и сказал: «Извините, учитель, что я не успел обойти все окрестности. Я не посмел больше задерживаться, хотя мне не хватило времени, что бы собрать все загадки. Рано утром я вышел на поле. Тут же вокруг меня появились тысячи загадок. Почему каждый цветок прекрасен, но все они разные? Почему капелька росы маленькая, а в ней отражается все небо?» Ученик рассказывал долго, пока учитель не прервал его вопросом: «Где ты еще успел побывать, кроме поля?» «После поля я пошел на берег моря и встретил там другую тысячу загадок. Почему вода в море соленая? Почему есть водные и земные животные?» До вечера ученик рассказывал о загадках, которые он собрал, и закончил рассказ словами: «Больше я никуда не успел сходить. Слишком много загадок было вокруг, а я еще так мало знаю ответов на эти загадки». «Ничего страшного», - ответил учитель, - «Для мудреца всегда вокруг тысяча загадок, и только для глупца – все ясно. Иди и отгадывай. Мне больше нечему тебя учить».

- Как вы думаете, почему учитель так ответил своему ученику?

- Много ли еще загадок вокруг нас?

- А может уже все открыто и известно?

- А вы все загадки русского языка открыли и отгадали?

- Надо ли вам еще раскрывать тайны русского языка?

- Готовы ли вы к новым открытиям?

- Какие 2 шага вы должны будете сделать, чтобы открыть новую тайну?

- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке открыли еще одну тайну русского языка и тайну богатств нашей природы. И тогда тайн у вас останется на одну меньше.

Дети знакомятся с притчей. Отвечают на вопросы учителя.









































(1 шаг – подумаю и пойму, чего я не знаю; 2 шаг – сам найду способ, чтобы открыть новое знание)


Личностные: самоопределение.


Регулятивные: целеполагание.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


II. Актуализация знаний (5 мин)

Цели:

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

  • Представьте, что мы отправляемся в экспедицию на поиски полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые вы найдете в недрах нашего края?

  • Почему их называют полезными ископаемыми?

  • Какие используют в строительстве?

  • Какие как топливо?

  • Какие в промышленности?

- Запишем эти слова.

Игра «Перекличка орфограмм».

  • Что обозначают все эти слова?

  • На какой вопрос отвечают?

Учащиеся называют полезные ископаемые Восточной Сибири: газ, нефть, золото, соль, уголь.













Предмет

Что?

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

III. Выявление места и причины затруднения. Постановка целей и задач урока(5 мин)

Добиться  понимания и принятия учебной задачи урока.

Поэт Владимир Демидов посвятил одному полезному ископаемому прекрасное стихотворение «Солнышко подземное»

( читают дети):

Когда поднимается солнце над нами,

Смеется подсолнух в широкой панаме,

Светлеет река от задорной улыбки,

Кузнечик играет на тоненькой скрипке,

Проворная ласточка песню щебечет,

Дубы расправляют могучие плечи,

Цветы, как глаза, раскрывают бутоны,

В ладошки зеленые хлопают клены.

И лаской, и красками солнце богато.

Но есть еще солнце другое, ребята.

Оно необычное, черного цвета,

Оно под землею зимою и летом.

И твердо на ощупь, похоже на камень.

И холодно – можно потрогать руками.

Но столько тепла в нем – скажу по секрету, -

Что хватить согреть им всю нашу планету.

От света его города молодеют,

Лишь смелые люди тем солнцем владеют.

Их лица светлы, и открыты их взоры,

Добытчики этого солнца – шахтеры.

  • О каком же солнце шла речь в стихотворении? Задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько лет каменному углю, который дает тепло многим квартирам нашей страны? Какова тема нашего урока?

Дети отгадывают загадку.

Записывают отгадку, делают звуко -буквенный анализ слова уголь. Объясняют, что оно обозначает.

Называют тему урока и задачи:

Каменный уголь. Описать свойства угля.

Личностные УУД: уметь воспринимать задание.


Регулятивные УУД: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения


Познавательные: составлять предложения.


Коммуникативные УУД: высказывать собственное мнение.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

1.Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.

Итак, какие 2 шага нам нужно сделать, чтобы открыть новую тайну?

Что вы знаете о каменном угле? А что вам неизвестно? Какой он – каменный уголь?


1 шаг- подумаю и пойму, чего я не знаю.


2 шаг- сам найду способ, чтобы открыть новое знание.


Учащиеся высказывают свои предположения.

Познавательные: умение выбирать способ выхода из ситуации.

Регулятивные: умение строить план достижения цели и определять средства.

Коммуникативные: умение формулировать план действий.

Личностные: умение сотрудничать.

V. «Открытие» нового знания.

(8 мин)

1. Решать проблему с помощью выбранного метода.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Мы с вами находимся в школьной лаборатории. Здесь мы исследуем основные свойства каменного угля. Все необходимое у вас на столе. Руководить работой будут исследователи Лазарев Иван и Нечаева Александра.


  1. Цвет – черный.

  2. Сожмите в руке – твердый.

  3. Посмотрите через комочек угля на свет - непрозрачный

  4. Ударьте молоточком – хрупкий.

  5. Рассмотрите внутреннюю структуру – плотный.

Запишите это в Дневник исследователя.

  1. Учащиеся исследуют свойства угля.

  2. Делают выводы.


Познавательные: умение добывать новые знания,

умение наблюдать и делать простые выводы.

Личностные: формировать интерес к исследовательской работе.

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы

Регулятивные: контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

VI.Реализация построенного проекта.

1.Обсудить различные варианты, предложенные учащимися, и выбрать оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

- Запишите исследованные свойства в Дневник исследователя.

-На какой вопрос отвечают все эти слова?

- Что они описывают?

Заполнение интеллект-карты «Слова, обозначающие признак предмета».

  1. Фиксируют результат исследования в Дневник исследователя.

  2. Называют, на какой вопрос отвечают слова, описывающие свойства угля. Что они обозначают? (Признак предмета).

Делают вывод: какова роль слов -признаков в языке.

Познавательные: умение обобщить полученные знания и сделать вывод.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других.

Личностные: умение сотрудничать.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Заполнение интеллект-карты «Каменный уголь»

Задания группам:

1 группа – изучают значение слова, используя толковый словарь (подчеркнуть слова-признаки)

2 группа – исследуют значение слова по википедии (назвать слова-признаки).

3 группа – изучают статью и отвечают на вопрос, добывают ли каменный уголь в нашем краю (подчеркнуть слова-признаки).

4 группа – отвечают на вопрос, откуда появился уголь.

Сообщение Никитиной Александры «Происхождение угля».

  1. Дополняют свои знания о каменном угле.

  2. Закрепляют понятие «слова-признаки предметов», находят их в тексте и доказывают.

  3. Исследуют, откуда появился уголь.

Регулятивные: умение корректировать выполнение задания.

Коммуникативные: умение договариваться, принимать мнение своих одноклассников

Познавательные: умение находить необходимую информацию.

Личностные:

формирование мотивации к самостоятельному поиску информации и целенаправленной познавательной деятельности.


VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Систематизировать знания, подготовить к освоению нового способа действий.

- Ребята, сейчас я предложу вам для обсуждения два утверждения :

  1. «Каменный уголь - опасный источник загрязнения окружающей среды».

  2. «Каменный уголь – ценное полезное ископаемое» .

















Узнайте полезное ископаемое:

«Соленая, белая, бывает твердая и сыпучая»

«Легкий, летучий, пахучий, горючий»

«Серый, мелкий, сыпучий».

Учащиеся доказывают истинность первого утверждения: как его добывают – изменение форм рельефа, загрязнение воздуха, вредное влияние на здоровье людей, доказывают результатами практического исследования (группа «Экологов») - проращивание семян огурцов, которые поливали чистой талой водой и водой с угольными примесями (Вениаминова Анастасия).

Второе утверждение доказывают примерами об использовании в промышленности: топливо, изготовление пластмассы, лекарства (доктор Пилюлькин), краски ( художник). Заполняем еще одну графу таблицы.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Личностные: отношение к окружающей среде, формирование чувства любви к природе.

Регулятивные: иметь собственную позицию по отношению к проблеме.

Коммуникативные: умение высказывать собственное мнение по проблеме.

IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Слово уголь, отвечает на вопрос и обозначает….. .

Описать свойства угля нам помогут слова-……., которые отвечают на вопросы……..

Свойства этого полезного ископаемого мы используем…….

Ребята, у вас на столах угольки. Пожалуйста, нарисуйте, на каком уровне, двигаясь к вершине горы, вы находитесь.

-Вы сегодня награждаетесь сертификатами об участии в работе исследовательской лаборатории.


Учащиеся отмечают:

Испытывают затруднения- у основания горы

Поняли, имеют представление - середина горы

Знаю, умею, могу – вершина горы.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы.

Коммуникативные:сформулировать и проговорить результат деятельности на уроке, подвести итоги.




































Дневник исследователя

_____________________________________________

Дата заполнения

___________________________________________

_______________________________________________________


  1. Полезные ископаемые Восточной Сибири

________________________________________________________________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


2.________________________________________________________________

________________________________________________________________



Название

Основные свойства



__________________









3.



Умею, знаю, могу



Понимаю, знаю







Имею представление, испытываю затруднения


Интегрированный урок по русскому языку и окружающему + презентация к уроку по теме "Развитие умения подбирать к словам–предметам слова-признаки. Богатства Земли - полезные ископаемые (каменный уголь)" (1 класс).
  • Начальные классы
Описание:

     Интегрированный урок русского языка и окружающего мира направлен на формирование умения находить в тексте слова, обозначающие признак предмета и правильно задавать к ним вопросы, а также познакомиться со свойствами каменного угля и его значением для деятельности человека. По форме проведения - это урок-лаборатория, по типу - урок "открытия" нового знания. В процессе урока обучающиеся работают с различными источниками информации: словарем, интернет-источниками, проводят опыты по исследованию свойств каменного угля и заполняют "Дневник исследователя", что позволяет им научиться извлекать информацию и представлять её в разных формах. К уроку представлена презентация.

Автор Штурн Елена Владимировна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 811
Номер материала 4111
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы