Главная / Русский язык и литература / интегрированный урок по роману М.Шолохова

интегрированный урок по роману М.Шолохова

Выбор жизненного пути на примере Григория Мелехова по роману

Шолохова «Тихий Дон».

(Интегрированный урок русского языка и литературы).

Цель урока:

  • рассмотреть, как решает проблему выбора Григорий Мелехов;

  • какими способами удалось это показать автору произведения;

  • повторить синтаксис и пунктуацию на примере предложений из романа «Тихий Дон»;

  • формировать активную жизненную позицию учащихся;

  • развитие мышления;

  • развитие устной речи.

Оборудование: портрет Шолохова, иллюстрации из альбома «М.Шолохов», выдержки из романа «Тихий Дон», сочинения самих учащихся, отрывок из кинофильма по роману «Тихий Дон».

Ход урока: I.Оргмомент

II. Вопрос: -Скажите, ребята, случалось ли вам попадать в ситуации, когда приходилось делать выбор? Как часто?

(в жизни нам приходится принимать сложные решения, делать единственно правильный выбор.)

- Скажите, чем руководствуетесь вы, делая выбор? (обстоятельства, среда, цель)

Существует две точки зрения:

1.«Выбор человека зависит от обстоятельств. «Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми». Фалес. Древнегреческий философ.

2.«Человек сам творит свою судьбу. У.Шекспир.

Возникает вопрос: Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою судьбу? Как поступить? Как сделать правильный выбор?

Вы все прочитали роман «Тихий Дон».

-Напомните основных героев, с которыми встречаемся на протяжении всего романа.

-Назовите главного героя (Григорий Мелехов)

-Прочитайте описание данного героя из своих сочинений.

-Скажите, какой тип речи выбран для этого (описание)

Своего главного героя Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов не один раз ставит перед необходимостью выбора. «Блукаю я. Как метель в степи…»,-говорит о себе Григорий. ( иллюстрация из альбома)

- Скажите , перед каким выбором ставит своего героя Шолохов? (примкнуть к красным или белым, остаться с Аксиньей или Натальей).

Рассмотрим последний выбор, между двумя женщинами. Чтобы понять, почему Григорий так до конца и не смог выбрать, так долго метался между этими двумя женщинами, вспомним, что привлекало в этих женщинах Григория? (по сочинениям) Перед ним был выбор.

-К чему пришел в своих метаниях между ними? (потерял и Наталью и Аксинью)

Вот два отрывка из романа:

1. «Григорий страдал не только потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в ее смерти….2. Наталья простила ему все.. ,и это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем.»

----- записываем №1 предложение

----- объясняем знаки препинания и одно правило по наречию.

---- №2 самостоятельно в тетрадях и подчеркиваем грамм. основу.

-Какие литературные тропы показывают мучения героя? (увеличивало его страдания, немолкнущий укор, отягчало совесть)

-А сейчас вспомните момент гибели Аксиньи! Что он чувствовал в эти минуты? (зачитать предложение).

3. Еще один важный выбор стоял перед Григорием.

«Ты гляди, как народ разделили гады! Будто плугом проехались: один- в одну сторону, другой- в другую, как под лемешом. Чертова жизня, и время страшное! Один другого уж и не угадывает! Вот ты,- круто перевел он разговор., ты вот, брат мне родной, а я тебя не пойму, ей-богу! Чую, что ты уходишь как-то от меня…. Боюсь, переметнешься ты к красным. Ты, Гришатка, до се себя не нашел».

-Кто говорит эти слова? (Петр)

- Какой же выбор стоит перед ним на этот раз?

-Когда Григорий решился уйти к красным?

И второй отрывок …он перед вами на столах.

1.И помалу Григорий стал проникаться злобой к большевикам. 2. Они вторглись в его жизнь врагами, отняли его от земли! 3. Он видел: такое же чувство завладевает и остальными казаками. 4.Всем им казалось, что только по вине большевиков, напиравших на область, идет война. 5. И каждый, глядя на неубранные валы пшеницы, на полегший под копытами нескошенный хлеб, на пустые гумна, вспоминал свои десятины, над которыми хрипели в непосильной работе бабы, и черствели сердцем, зверели.

- Какую черту характера главного героя раскрывает Шолохов в данном отрывке? (мирный человек, человек земли, он не воин)

- Какие слова показывают это? (вторглись в его жизнь, неубранные валы пшеницы, полегший под копытами хлеб, пустые гумна)

- Найдите ключевые слова, которые использовал автор, чтобы показать тяжелый крестьянский труд? (непосильная работа, хрипели бабы)

- Способ образования слова непосильный? Выстроить словообразовательную цепочку. У доски

- Найдите в тексте безличное предложение --- у доски (один к доске, остальные записываем в тетради)

-Сделайте схему данного предложения, объясняем знаки препинания.

-Чем осложнено данное предложение? (обособленное определение)

- Вид придаточного предложения? (дополнительный, т.к. отвечает на вопрос косвенного падежа)

- Как соединяются 4 и 5 предложения? (союз И)

- Какие предложение соединяются при помощи личных местоимений? (1и 2, 1 и 3)

- Найдите по одному словосочетанию с разными видами связи.

- Вспомним виды связей в словосочетаниях? (согласование, управление, примыкание)

Записываем 5 предложение, вставляя буквы , расставляя знаки препинания и объясняя их.

Дать характеристику предложения : (сложное, повеств., невоскл.

1.Простое, распространенное, двусоставное, осложнено деепричастным оборотом и однородными сказуемыми

2.Простое, распространенное, двусоставное).

Следующие предложения покажут отношение Григория Мелехова к войне и миру. Записываем (у доски)

«От земли я никуда не тронусь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы».

- Устно охарактеризовать каждое простое предложение по наличию грамматических основ.

-Какое словосочетание наиболее ярко выражает отношение к войне ( душа изболелась).

К концу романа автор показывает состояние души героя :«Мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в жизни, случилось».

- Тип подчинения указать. Как думаете, почему выбран именно такой тип подчинения в сложном предложении?

М.Шолохов сумел передать своим читателям всю боль и горечь утраты Григория Мелехова.

Посмотрим, как мастерски Шолохов сумел передать всю внутреннюю борьбу, переживания своего главного героя, поиски смысла жизни, правды, которая была так нужна ему, чтобы определиться в этом мире!

  • «Григорий шел, испытывая такое чувство, будто перешагнул порог, и то, что казалось неясным, неожиданно встало с определенной ясностью. И оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицал оба их, - родилось глухое, неумолчное раздражение».

  • Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо идет.

  • «Все было решено и взвешено в томительные дни…. Будто и не было за его плечами дней поисков правды, тяжелой и внутренней борьбы. Душа металась как зафлаженный на облаве волк в поисках выхода, в разрешении противоречий. Ему казалось, что в жизни не было такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда».

  • «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда – сюда качался».

-В конце концов к чему пришел Григорий Мелехов? ( иллюстрация из альбома) (Он ни к нему не примкнул и потерял все и всех: брата Петра, отца, Наталью и Аксинью).

Показываем отрывок из фильма, когда он идет через реку к своему дому.

Куда бы не кидала его судьба, он возвращается домой, неся на руках сына, то единственное, что связывало его с жизнью.

В заключении я бы хотела сказать, что каждый человек когда-нибудь встает перед выбором. И вам тоже не раз придется делать выбор. И мне хочется пожелать , чтобы ваши решения были бы самыми правильными.

































































Для учеников на парты.

  1. «Выбор человека зависит от обстоятельств. «Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми». Фалес. Древнегреческий философ.

  2. «Человек сам творит свою судьбу». У. Шекспир.

  3. «Григорий страдал не только потому что (по)своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет прожитых вместе, но и потому что чувствовал себя виноватым в ее смерти… Наталья простила ему все.. и это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем».

-Записываем №1 предл.

- Объясняем знаки препинания и одно правило по наречию.

- Предложение №2 записываем самостоятельно в тетрадях и подчеркиваем грамматическую основу.

4. «Ты гляди, как народ разделили гады! Будто плугом проехались: один- в одну сторону, другой- в другую, как под лемешом. Чертова жизня, и время страшное! Один другого уж и не угадывает! Вот ты,- круто перевел он разговор., ты вот, брат мне родной, а я тебя не пойму, ей-богу! Чую, что ты уходишь как-то от меня…. Боюсь, переметнешься ты к красным. Ты, Гришатка, до се себя не нашел».

-Кто говорит эти слова?

5.И помалу Григорий стал проникаться злобой к большевикам. 2. Они вторглись в его жизнь врагами, отняли его от земли! 3. Он видел: такое же чувство завладевает и остальными казаками. 4.Всем им казалось, что только по вине большевиков, напиравших на область, идет война. 5. И каждый, глядя на неубранные валы пшеницы, на полегший под копытами нескошенный хлеб, на пустые гумна, вспоминал свои десятины, над которыми хрипели в непосильной работе бабы, и черствели сердцем, зверели.

-Какую черту характера раскрывает М.Шолохов в данном отрывке?

-Какие слова показывают это?

-Найдите ключевые слова, которые использовал автор, чтобы показать тяжелый крестьянский труд?

6. «От земли я никуда не тронусь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы.»

7.«Григорий шел, испытывая такое чувство, будто перешагнул порог, и то, что казалось неясным, неожиданно встало с определенной ясностью. И оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицал оба их, - родилось глухое, неумолчное раздражение».

8.Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо идет.

9.«Все было решено и взвешено в томительные дни…. Будто и не было за его плечами дней поисков правды, тяжелой и внутренней борьбы. Душа металась как зафлаженный на облаве волк в поисках выхода, в разрешении противоречий. Ему казалось, что в жизни не было такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда».

10.«Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда – сюда качался».

интегрированный урок по роману М.Шолохова
  • Русский язык и литература
Описание:

Выбор жизненного пути на примере Григория Мелехова по роману

Шолохова «Тихий Дон».

(Интегрированный урок русского языка и литературы).

Цель урока:

·        рассмотреть, как решает проблему выбора Григорий Мелехов;

·        какими способами удалось это показать автору произведения;

·        повторить синтаксис и пунктуацию на примере предложений  из романа «Тихий Дон»;

·        формировать активную жизненную позицию учащихся;

·        развитие мышления;

·        развитие устной речи.

Оборудование: портрет Шолохова, иллюстрации из альбома «М.Шолохов», выдержки из романа «Тихий Дон», сочинения самих учащихся, отрывок из кинофильма по роману «Тихий Дон».

Автор Рахматуллина Зульфия Гилимьяновна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 487
Номер материала 37596
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓