Главная / Музыка / Интегрированный урок по музыке

Интегрированный урок по музыке

Интегрированный Урок по музыке и ИЗО

«Иллюстрация в живописи, литературе и музыке» (4 класс)

(учитель искусства Вальтер Л.В.)


Пояснительная записка


В процессе обучения мы сталкиваемся с тем, что учащиеся стали гораздо меньше читать, заменяя чтение компьютерными играми, фильмами и комиксами. Из-за этого происходит сильное обеднение лексикона, слабо развита образная фантазия. В результате учащиеся зачастую не могут подробно описать картину, поделиться впечатлениями о прослушанной музыке или красочно рассказать о произошедшем событии.

Данный урок – это совместная разработка учителя музыки и заведующей библиотеки для учащихся четвертого класса. Во время урока принципиально не используется мультимедийное оборудование - только книги и альбомы иллюстраций. Нашей целью стало пробуждение интереса к чтению, книге как источнику интересной информации, развитие потребности в посещении библиотеки у учащихся.

Урок проводится в читальном зале библиотеки.


Цель : знакомство с иллюстрацией в изобразительном искусстве, литературе и музыке.

Задачи: познакомить учащихся с видом книжной графики – иллюстрацией;

изучить средства выразительности, используемые в творчестве

художников-иллюстраторов И.Билибина, Е. Чарушина, Сутеева, Гартмана;

найти общие средства выразительности для рисунка, литературного описания и музыкального фрагмента.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты: пробудить интерес учащихся к чтению художественной литературы; развивать навыки образной, развернутой устной речи; совершенствовать умения анализа произведений искусства разных видов (художественные, литературные, музыкальные); пополнять словарь музыкальных терминов.

Предварительная подготовка: прочитать вместе с учащимися рассказы Е. Чарушина «Волчишко», «Про Томку», сказку Сутеева «Три котенка».

Разучить песню «Белая сказка». Провести урок на тему «Зримая музыка» (На основе цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского)

Материалы и оборудование: подборка книг Чарушина, Сутеева как писателей и как иллюстраторов, альбомы с иллюстрациями И.Билибина к русским народным сказкам, эскизы Гартмана. Музыка – «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота» из цикла М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»; р.н.п.«Хмелюшко»,»Виноград». Фрагмент аудио-сказки «Теремок». 2 листа ватмана, фломастеры, клей-карандаш, ножницы.


Ход урока

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней.

(Книга)


Как вы думаете, почему наш урок проходит в библиотеке? (потому что это место где хранятся книги).

А какой, по вашему мнению, должна быть книга, чтобы ее интересно было читать? ( яркой, большой, с картинками).

Кто будет рисовать картинки для книги и для чего эти картинки нужны? (рисует художник, картинки должны дополнять текст).

Правильно, картинки дополняют текст, создают определенное настроение, дают простор для фантазии читателя. Давайте сложим паззл и узнаем, как называются такие картинки.


(Работа в группах по 3-4 человека. Задание – сложить разрезанную на 6 частей картинку-иллюстрацию к любой русской народной сказке. На кусочках картинки внизу слоги слова «иллюстрация»).


Прочитайте, как называется такая картинка из книги? (иллюстрация)

Правильно, а людей, рисующих эти картинки, называют художник – иллюстратор.

Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. В узком, строгом смысле иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными.

Как называют художника иллюстрирующего литературное произведение? Иллюстратор – художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.

Давайте познакомимся с некоторыми из них:

Известный русский иллюстратор Евгений Иванович Чарушин, был писателем и художником. Назовите произведения Е. И. Чарушина, с которыми вы уже знакомы. Он иллюстрировал свои книги и произведения других писателей (Маршак С. «Детки в клетке, «Теремок»). У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым. Е И Чарушин выработал свой метод иллюстрирования - чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто "лохматым" пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.

Это художественная иллюстрация – рисунок. А теперь давайте послушаем литературную иллюстрацию. Как она называется? (Описание) – фрагмент из рассказа Чарушина.

(Учащиеся читают вслух фрагменты рассказа с описаниями. После прочтения обсуждаем, какие средства выразительности использовал писатель и насколько описание отличается от иллюстрации).


Сутеев, тоже был и писателем и художником-иллюстратором. Продолжите предложение «Жили-были три котенка, черный…» Помните эту сказку? А вот так Сутеев проиллюстрировал книгу С.Я.Маршака «Детки в клетке».


Еще один яркий и таланливый художник – Иван Билибин. Он иллюстрировал авторские и народные сказки. Напомните, какие сказки относятся к авторским, народным? Он создал свой графический стиль. В этом ему помогло изучение народного искусства, декоративных росписей. В иллюстрациях любовно передается дух седой старины, который художник воскрешает в каждой детали. С исключительной тщательностью и достоверностью вырисовывает он узоры тканей, детали древней архитектуры, отделку всевозможных кафтанов, шуб, душегреек, платков, обуви, сарафанов. Обязательно присутствуют декоративные рамочки каждой иллюстрации, они перекликаются с основной идей картины, рассматривая их можно еще лучше узнать задумку художника.


(Смотрим иллюстрации в книгах и альбомах, сопровождающиеся русскими народными мелодиями).


Как вы думаете, ребята, может ли иллюстрация быть музыкальной?

(Дискуссия на тему) Можете ли вы представить себе хотя бы один мультфильм или сказку без музыки?

Как называется музыкальный фрагмент, который открывает действие (вступление), а на музыкальном языке? (увертюра). Давайте с вами послушаем фрагмент аудио-сказки «Теремок» и посмотрим, какую роль здесь играет музыка.

Вслушайтесь в музыку и подумайте, к чьим иллюстрациям она ближе? Почему?

А следующего художника – иллюстратора назовите мне сами. Это друг М.П. Мусоргского… (Гартман)

Назовите, какие иллюстрации озвучил Мусоргский? («Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота»)

Как назывался цикл произведений? («Картинки с выставки»)

Вспомните, все ли пьесы соответствуют картинам по характеру? (Нет, у Гартмана картина – «Избушка» резная, праздничная, а у Мусоргского получилась избушка Бабы-Яги). Правильно, здесь композитор отошел от правила иллюстрации – дополнять впечатление и создал самостоятельное произведение.

Давайте послушаем эту пьесу, посмотрим на картину и сравним, какие средства выразительности использовали композитор и художник.


(Выписываем слова в два столбика: относящиеся к музыке и к картине, ищем среди них общие для обоих видов искусства, отмечаем их фломастерами. Делаем вывод о том, что многие определения: окраска, композиция, оттенок, фактура и т.д. являются общими).


А как вы думаете, песня может быть описанием, иллюстрацией?

Давайте исполним песню «Белая сказка» и подумаем над этим вопросом.

(песня «Белая сказка»).

Получилось ли у нас описание в песне? (да, получилось).

А теперь мы все вместе попробуем создать художественную иллюстрацию к этой песне.

(Коллективная работа – аппликация на листе ватмана)

Итог:

Скажите ребята, как называется картинка в книге? (иллюстрация)

Может ли иллюстрация существовать как самостоятельное произведение?

Какой из художников-иллюстраторов работал в народном силе? (И. Билибин)

Кто из писателей был и иллюстратором своих книг? (Сутеев, Чарушин)

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Что вызывало затруднения?

Что запомнилось?

О чем бы хотелось узнать побольше?

Внимательно перечитайте свою любимую сказку и нарисуйте к ней иллюстрацию.

Интегрированный урок по музыке
  • Музыка
Описание:

Урок разработан для проведения в библиотеке. Используются альбомы иллюстраций к русским народным сказкам Билибина, а также Чарушина, Сутеева. Мультимедийное оборудование на этом уроке не используется принципиально. Главная задача - обратить внимание учащихся на книгу, ее красоту и ее возможности. Пробудить фантазию и воображение, желание узнать новую информацию и формировать навыки получения этой информации самостоятельно. Структура урока позволяет дать новый материал, обсудить впечатления об услышанном, а так же провести работу в группах. Дает возможность пополнить "слуховую копилку" учеников.

Автор Вальтер Людмила Владимировна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 558
Номер материала 13070
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓