Интегрированный урок по литературе и
русскому языку:
«Моменты
гармонии души и природы».
М.Ю.
Лермонтов
«Когда волнуется
желтеющая нива».
Цели:
1. продолжить изучение творчества поэта;
2. повторить поэтические тропы;
3. повторить тему «Сложноподчинённое
предложение»;
4. создать условия для эмоционального
восприятия поэзии поэта;
5. дать возможность глубже
осознать собственные мысли и чувства о
поэте.
Задачи
обучающие: закрепить полученные знания о СПП, создать
условия для формирования умений выявления настроения стихотворения,
литературных приемов для передачи этого настроения читателям.
Развивающие
задачи: создать
условия для формирования понятия «Сложноподчинённое предложение», развития
речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного
чтения.
Воспитательные
задачи: создать
условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств
сопереживания, соучастия, сострадания, любви к природе.
Тип
урока: интегрированный.
Структура
урока: поэтапная, пошаговая.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Постановка темы и цели урока.
III. Установка на восприятие.
И скучно, и грустно,
И некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
- Как вы думаете, кому принадлежат строки этого
лирического стихотворения.
- Конечно, это строки стихотворения М. Ю. Лермонтова.
IV. Введение в новую тему.
- Как вы смогли определить автора?
- Вспомните стихотворения Лермонтова, в которых звучит
мотив одиночества, тоски.
«На севере диком…», «Листок», «Три пальмы»
- Каким вы помните М.Ю. Лермонтова из данных стихотворений?
- А сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с
новым творением Лермонтова. Быть может, мы сможем увидеть истинное счастье
поэта, понять, когда происходит смирение его человеческой души.
Я говорю о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется
желтеющая нива…»
Нельзя понять смысл
произведения, не зная, при каких обстоятельствах оно было написано. За
распространение произведения «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и
содержался в здании Главного штаба. К поэту пускали только его камердинера,
приносившего обед. Лермонтов велел завёртывать хлеб в серую бумагу и на этих
клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько произведений,
среди них «Когда волнуется желтеющая нива».
- Как бы вы
обозначили чувства поэта в дни заточения?
( И так естественно
было обращение его к Тарханам, краю детства. Об этом и стихотворение)
V.
Выразительное чтение стихотворения.
VI. Обмен
впечатлениями.
- Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства вызвало у
вас стихотворение? Может, что-то хочется сказать, сделать…
- Охарактеризуйте лишь одним словом ваше впечатление.
- Составьте кластер. С чем у вас ассоциируется слово
ГАРМОНИЯ.
VII. Цветослово
(выразить полученное от прослушивания настроение в цвете).
- Какие картины, цвета предстают вашему воображению, когда
вы слушаете стихотворение?
- Какие «краски»,
литературные приемы использует поэт, чтобы передать эти настроения читателям?
- Что, по-вашему, символизирует желтый, голубой цвет?
- Как это связано с настроением стихотворения?
VIII.
Повторное чтение стихотворения про себя.
IX. Беседа по
анализу стихотворения.
– Что нужно Лермонтову,
чтобы ощутить себя счастливым?
– Это
лирическое стихотворение?
–
Определите настроение.
– Каков
пейзаж?
–
Определите время года?
– Как связано время года с настроением в
душе поэта?
– Обратимся к образной структуре
стихотворения.
X. Работа с презентацией.
XI. Прослушивание стихотворения из фонохрестоматии.
XII. Работа в
группах.
Задание для 1 группы:
Проанализируйте синтаксическое
построение стихотворения.
Задание для 2 группы:
С помощью каких художественных средств
создаются образы стихотворения?
Заслушиваем ответы групп, делаем записи.
Вывод 1: Природа покоряет человека своей
красотой и гармонией. Общение с этим миром умиротворяет душу, рождает
«высокие минуты бытия». Царящие в природе целесообразность, гармония обязаны
Создателю.
XIII. Синтаксическая особенность стихотворения.
-
Обратим внимание на необычный синтаксис этого
стиха.
-
На какие две части
делится стихотворение по содержанию и структурно?
-
Из каких
языковых единиц состоит первая часть?
-
А вторая?
-
О чём говорит такая
композиция?
Вывод 2. Композиция говорит о недолговременном
успокоении поэта от жизненных тревог. Оно наступает лишь при созерцании величия
и значительности природы. Только удалившись от общества, «смиряется души
тревога».
IX. Итог урока.
- Давайте составим синквеин по тем впечатлениям, которые
оставило стихотворение в вашей душе.
X. Домашнее задание:
Выучите наизусть стихотворение Лермонтова М.Ю.
«Когда волнуется желтеющая нива».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.