Главная / Русский язык и литература / Интегрированный урок по литературе и русскому языку: «Моменты гармонии души и природы». М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива».

Интегрированный урок по литературе и русскому языку: «Моменты гармонии души и природы». М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива».

Интегрированный урок по литературе и русскому языку:

«Моменты гармонии души и природы».

М.Ю. Лермонтов

«Когда волнуется желтеющая нива».


Цели:

  1. продолжить изучение творчества поэта;

  2. повторить поэтические тропы;

  3. повторить тему «Сложноподчинённое предложение»;

4. создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта;

5. дать возможность  глубже осознать собственные мысли и чувства о

поэте.



Задачи обучающие: закрепить полученные знания о СПП, создать условия для формирования умений выявления настроения стихотворения, литературных приемов для передачи этого настроения читателям.

Развивающие задачи: создать условия для формирования понятия «Сложноподчинённое предложение», развития речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного чтения.

Воспитательные задачи: создать условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств сопереживания, соучастия, сострадания, любви к природе.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока: поэтапная, пошаговая.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Постановка темы и цели урока.

III. Установка на восприятие.

 И скучно, и грустно,

И некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

-  Как вы думаете, кому принадлежат строки этого лирического стихотворения.

- Конечно, это строки стихотворения М. Ю. Лермонтова.

IV. Введение в новую тему.

-  Как вы смогли определить автора?

-  Вспомните стихотворения Лермонтова, в которых звучит мотив одиночества, тоски.

«На севере диком…», «Листок», «Три пальмы»

- Каким вы помните М.Ю. Лермонтова из данных стихотворений?

-  А сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым творением Лермонтова. Быть может, мы сможем увидеть истинное счастье поэта, понять, когда происходит смирение его человеческой души.

Я говорю о стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Нельзя понять смысл произведения, не зная, при каких обстоятельствах оно было написано. За распространение произведения «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и содержался в здании Главного штаба. К поэту пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел завёртывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько произведений, среди них «Когда волнуется желтеющая нива».


- Как бы вы обозначили чувства поэта в дни заточения?

( И так естественно было обращение его к Тарханам, краю детства. Об этом и стихотворение)



V. Выразительное чтение стихотворения.

VI. Обмен впечатлениями.

- Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Может, что-то хочется сказать, сделать…

- Охарактеризуйте лишь одним словом ваше впечатление.

- Составьте кластер. С чем у вас ассоциируется слово ГАРМОНИЯ.

VII. Цветослово (выразить полученное от прослушивания настроение в цвете).

- Какие картины, цвета предстают вашему воображению, когда вы слушаете стихотворение?

- Какие «краски», литературные приемы использует поэт, чтобы передать эти настроения читателям?

- Что, по-вашему, символизирует желтый, голубой цвет?

- Как это связано с настроением стихотворения?

VIII. Повторное чтение стихотворения про себя.

IX. Беседа по анализу стихотворения.

– Что нужно Лермонтову, чтобы ощутить себя счастливым?

– Это лирическое стихотворение?

– Определите настроение.

– Каков пейзаж?

– Определите время года?

– Как связано время года с настроением в душе поэта?

– Обратимся к образной структуре стихотворения.

X. Работа с презентацией.

XI. Прослушивание стихотворения из фонохрестоматии.

XII. Работа в группах.

Задание для 1 группы:

Проанализируйте синтаксическое построение стихотворения.

Задание для 2 группы:

С помощью каких художественных средств создаются образы стихотворения?

Заслушиваем ответы групп, делаем записи.

Вывод 1: Природа покоряет человека своей красотой и гармонией. Общение с этим миром умиротворяет душу, рождает «высокие минуты бытия». Царящие в природе целесообразность, гармония обязаны Создателю.


XIII. Синтаксическая особенность стихотворения.

  • Обратим внимание на необычный синтаксис этого стиха.

  • На какие две части делится стихотворение по содержанию и структурно?

  • Из каких языковых единиц состоит первая часть?

  • А вторая?

  • О чём говорит такая композиция?


Вывод 2. Композиция говорит о недолговременном успокоении поэта от жизненных тревог. Оно наступает лишь при созерцании величия и значительности природы. Только удалившись от общества, «смиряется души тревога».


IX. Итог урока.

- Давайте составим синквеин по тем впечатлениям, которые оставило стихотворение в вашей душе.

X. Домашнее задание:

Выучите наизусть стихотворение Лермонтова М.Ю. «Когда волнуется желтеющая нива».









Интегрированный урок по литературе и русскому языку: «Моменты гармонии души и природы». М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива».
  • Русский язык и литература
Описание:

Интегрированный урок по литературе и русскому языку: «Моменты гармонии души и природы». М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива», разработанный с по ФГОС с включением приёмов методики Развития Критического Мышления. Урок имеет поэтапную структуру, включающую 10 шагов. Основными целями урока являются:

1.      продолжение изучения творчества поэта;

2.      повторение темы «Сложноподчинённое предложение»;

 3. создание условий для эмоционального восприятия поэзии поэта;

 4. дать возможность  глубже осознать собственные мысли и чувства о поэте.

Автор Полевик Елена Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 430
Номер материала 42135
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓