Главная / Русский язык и литература / Интегрированный урок по литературе и обществознанию (6-7класс)

Интегрированный урок по литературе и обществознанию (6-7класс)

hello_html_m139a9e0e.gifhello_html_3952c96d.gifhello_html_23402431.gifРАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по теме

«Счастлив мира обитатель только личностью своей»


Тип урока: формирование нового проблемного видения.

Вид урока: урок-диалог.

Цель урока: формирование целостного представления кадет о личности и способах формирования личностных качеств через интеграцию уроков литературы и обществознания.

Задачи урока:

  1. развивать познавательную активность и творческую самостоятельность кадет;

  2. способствовать развитию речи кадет, овладению основными способами мыслительной деятельности (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, строить аналогии и систематизировать;

  3. развивать умение кадет ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательства, убеждать, доказывать свою точку зрения и делать выводы;

  4. развивать уверенности в себе и способность работать в команде;

  5. способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;

  6. способствовать формированию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и др. качеств личности.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.

Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих действие кадет.

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для индивидульной работы.

Предварительно кадеты получили домашнее задание:

  • по мини-группам:

  • выбрать из изученных и изучаемых произведений художественной и документальной литературы персоналии, героев и персонажей, являющиеся, по мнению кадета, личностью;

  • выявить их лучшие личностные качества;

  • доказать, что именно эти качества являются важными для формирования личности;

  • подготовить краткие сообщения;

  • создать презентации для публичной защиты обозначенных личностных качеств.



Ход урока.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Здравствуйте, уважаемые кадеты!

Здравствуйте, уважаемые гости!

Представляем Вам группу ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ и ОБЩЕСТВОВЕДОВ.

Ребятам поручено выступать от имени команды, следить за регламентом выступающих, вести дискуссию и следить за порядком во время работы выступающих.

Экспертную группу, которая будет отслеживать выступления ребят и в конце урока даст свою аргументированную оценку, кто же из выступающих был более убедительным, представляют…

Группам было дано домашнее задание поисково-творческого характера, а некоторые кадеты получили индивидуальное задание.

На результаты вашей самостоятельной деятельности мы и будем опираться на уроке.

Обращаю ваше внимание на рабочие листы урока, которые перед вами лежат на столах, мы обратимся к ним в ходе урока.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК: улыбнитесь своему другу и пожелайте ему удачи.

  1. Определение темы урока.

Василий Сухомлинский сказал: «Ты рожден человеком, но человеком надо стать».

Позвольте нам начать урок с маленькой притчи : «Знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет назад расхаживал по улицам Афин с фонарем. На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно, но ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, торговцы, богатые и бедные… И каждый из них был человек….»

-Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под словами «Ищу человека»? (ответы кадет)

Вывод: Диоген искал не просто человека. Он искал особенного человека, не такого как все. А в окружающих его людях философ видел обычных людей, индивидов, представителей рода человеческого «homo sapiens». Я умышленно не повторяю вашу версию о личности. А знаете почему? Тогда, две с половиной тысячи лет назад Диоген не мог так ответить, так как слово «личность» от латинского «persona» первоначально обозначало маску-«личину» , в которой выступал актер античного театра. И лишь позднее существенно изменило свое значение.

- Тогда, возвращаясь к Диогену, какой вывод можно сделать об окружавших его людях? ( Он не считал их личностями)


- Опять же по Диогену, получается, что понятие личность можно применить не ко всем людям? Вы с ним согласны?

( Да, не каждый человек личность, например….ребенок, пьющий человек, психически больной, в результате тяжелой травмы или болезни.)

-А почему вы отказываете им вправе называться личностями?

(личность имеет моральные, нравственные качества, она усвоила правила жизни в обществе, несет ответственность за поступки, принимает решения, усвоила социализацию…) А эти примеры, в каждом случае надо доказать –какая личность- формирующаяся, патологическая, слабая.

Но при этом нельзя относиться неуважительно или презрительно к этим людям. У каждого должен быть шанс на реабилитацию и помощь общества.


-Вопрос: какое значение сегодня имеет понятие «личность»?

- Как Вы считаете, каков будет предмет нашего урока?

(личность)


3. Постановка учебной задачи.

Мы попытаемся узнать, какие качества делают человека личностью и что нужно сделать, чтобы ею стать?

hello_html_5ed7052d.gif


- Какие важные моменты темы мы должны выяснить на уроке? (На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответ?)

БЫТЬ,,,,,,,

СТАТЬ,,,,,,,,

- Почему нам важно ответить на эти вопросы?

Мы подростки и мы на примере уже великих, знаменитых людей формируем себя как личность…….

Начнем с понятия «личность». Понятие личность употребляется в более узком значении, чем понятие «человек» («индивид»).


hello_html_7ce81e16.gif


4. Совместное «открытие знаний»

- Кого Вы могли бы назвать личностью. Почему? Давайте сформулируем определение понятие «личность»,

- Сегодня мы бы хотели бы поговорить о той личности, которая имеет «социально значимые черты (качества)». Приведите примеры социально значимых качеств через личность.



hello_html_400e69e8.gif

Работа с высказыванием (беседа)

И. Кант (1724-1804): «Личность – это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам».


Железная воля- МАРЕСЬЕВ(сообщение кадет с доказательством качеств от группы обществоведов)

hello_html_m187f2e8.gifhello_html_35c57827.gif


hello_html_m1685e551.gif


Основным качеством, присущим настоящему мужчине, должна быть уверенность в себе и в своих силах. Без этого качества мужчина вряд ли сможет состояться в этой жизни.

Беседа по сообщению с кадетами.

  • Способность быть господином самому себе. Что это значит?

(иметь характер, умение быть человеком независимым, решительным, инициативным, т.е. автономным;обладать развитым сознанием человеческого достоинства и ответственности, быть свободным от диктата других людей, всё это требует хорошего знания своего дела, т.е. компетентности, умения управлять собой, своим поведением).

  • Прекрасные качества. Но Кант считал, что этого мало, чтобы стать личностью. Личность должна иметь твердые принципы. Что мы отнесем к твердым принципам? (моральные и гражданские качества человека – честность, порядочность, совесть, ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости)

  • Но и это не всё. И. Кант доводит свою мысль до логического конца. Он полагал, что эти прекрасные качества – способность быть господином самому себе, иметь принципы – с неба не сваливаются. Они должны быть выработаны, сформированы, причем добровольно, т.е. свободно, при условии доброго желания самого человека

  • Сделайте вывод, исходя из сказанного. Личностью рождаются? Нет, становятся.

  • В процессе чего происходит становление личности, что влияет на её формирование? (общество, семья, дружба, опыт других, знания…)

Пример группы литераторов

hello_html_m6ab5e8cd.gifhello_html_m1ab80cf0.gif

М. Ю. Лермонтов жил в то время, когда общество волновала проблема «личность и среда». Одной из важнейших тем лирики Лермонтова являются стихотворения о протестующем герое, о выдающейся личности, какой ее представлял себе поэт. Лермонтов был человеком высокого ума, чести и благородства.

hello_html_652cee1e.gifhello_html_m7cb21da4.gifhello_html_me1b43e.gifhello_html_m4685e9.gif


Пример группы обществоведов(СУВОРОВ)


hello_html_m2428bcb0.gifhello_html_ma634f0a.gif

hello_html_6814bc18.gifhello_html_m502b612d.gif

Главными пружинами деятельности Александра Васильевича были страсть к военному делу (и к войне, как конечному его проявлению) и сильнейшее славолюбие, ради которых он, однако, не поступался правилами нравственности. Бескорыстие, щедрость, религиозность, добродушие, простота в обращении привлекали к нему все сердца.


Пример группы литераторов

hello_html_39fe840a.gifhello_html_41b57e04.gif

hello_html_m35fd4249.gifhello_html_466a937a.gif

hello_html_m3620eda4.gifhello_html_55abbc61.gif


Но мне теперь кажется, что там всё еще горит зеленая лампа... лампа, озаряющая темноту ночи…...напряженная нервная жизнь становится необходимой принадлежностью романтического типа личности, и остается только понять, на что она должна быть направлена, чтобы не разрушать, а, напротив, созидать человека


5.Первичное закрепление.

6.Самостоятельное применение и использование полученных знаний

Рефлексия.

Список качеств личности важных для тебя

0

1

2

1. Уверенность




2. Самостоятельность




3. Ответственность




4. Решительность




5. Искренность




6.




7.




8.




9.




10.




7.Подведение итогов

Стать личностью- это значит…

Работа с рабочим листом (Приложение№1)

- Мы очень надеемся, что этот урок не прошел даром, Вы достаточно умело и грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете свою точку зрения, уважаете мнение других, это очень важно, значимо и для Вас, и для нас и для общества и государства в целом. Это процесс формирования вашей гражданской позиции, а т.к. Вы её четко изложили нам бы хотелось оценить вашу работу на «отлично».

Домашнее задание:

  • выработайте собственные критерии личности (Приложение 2.);








уверенность

решительность



Приложение 1.




самопожертвование

Стремление к знаниям

целеустремлённость








Умение держать удар


самостоятельность

Умение сострадать



жизнелюбие




упорство



опрятность


Стремление к самосовершенствованию



выносливость

терпение


любознательность


работоспособность








самоотверженность







Верность слову




общительность









вежливость



Лидерские качества






Приложение 2.


Основные понятия:

-индивид

-индивидуальность

-личность

-социально значимая личность

-качества личности

-сильная личность

-самосовершенствование

-духовность

-ответственность

-долг

-совесть

Высказывания

«Личность-это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выработанным твёрдым принципам»(И.Кант)


«Имел в себе слабости народа и высокие качества героев»


«Читая его творения , можно превосходным образом воспитать в себе человека»(В.Г.Белинский)


«Каждый человек- отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит , такой он и есть»(Цицерон)


«Только личность способна повлиять или изменить ход истории»


«Из всех явлений мира Человек-самое прекрасное и самое сложное явление. Мало родиться и просто жить. Надо заниматься самовоспитанием. И воспитывать всю жизнь себя»






Приложение 3


Я хочу сказать …

  • (Ивану) больше всего удалось … (доказать каждый пример качества…..,)

  • Я могу (Ивана) похвалить(за очень интересное изложение……)

  • Мы сегодня на его примере изложения увидели как можно свободно и уверенно излагать материал

  • Меня удивило(что примеры сегодня были интересные)

  • Для меня было открытием то, что личность в себе можно воспитать уже в раннем возрасте…

  • На мой взгляд, не удалось так свободно ….. Но если мы это учтём на будущее …



Я хочу сказать …

  • (Ивану) больше всего удалось … (доказать каждый пример качества…..,)

  • Я могу (Ивана) похвалить(за очень интересное изложение……)

  • Мы сегодня на его примере изложения увидели как можно свободно и уверенно излагать материал

  • Меня удивило(что примеры сегодня были интересные)

  • Для меня было открытием то, что личность в себе можно воспитать уже в раннем возрасте…

На мой взгляд, не удалось так свободно ….. Но если мы это учтём на будущее …




Литература.


1. Брагина М.А. Интегрированный урок: суть, возможности, методика // Журнал  « История и обществознание в школе» № 10, -2012 г. с. 12-14.

2.Баварин Н.И. Начала анализа и математическое моделирование в естествознании и экономике - М:, Просвещение 2010г.

3. Новик Л.В. Интегрированные уроки в школе // Компьютерные инструменты в образовании, СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2010, №9 с. 39-47 .

4. Костарев И.С. gcon 52@pstu.ac.ru

5. Педагогические технологии в профильном обучении: сборник методических материалов / составитель: Т.Е. Сахарова.- Чистоброль, 2-10.



13


Интегрированный урок по литературе и обществознанию (6-7класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Интегрированный урок по литературе и обществоведению о личности, самовоспитании, формировании личностных качеств. Учащиеся на примере жизни и творчества известных исторических деятелей учатся выделять в человеке высокие нравственные качества.Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и литературе. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков  учащихся, полученных на уроках. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного  процесса, но и часть жизни ребёнка .

 

 

 

Автор Каширина Светлана Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 624
Номер материала 33185
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы