РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по теме
«Счастлив мира обитатель только личностью
своей»
Тип урока: формирование нового проблемного видения.
Вид урока: урок-диалог.
Цель урока: формирование
целостного представления кадет о личности и способах формирования личностных
качеств через интеграцию уроков литературы и обществознания.
Задачи урока:
1.
развивать познавательную
активность и творческую самостоятельность кадет;
2.
способствовать развитию
речи кадет, овладению основными способами мыслительной деятельности (учить
анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, строить аналогии и
систематизировать;
3.
развивать умение кадет
ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательства, убеждать, доказывать
свою точку зрения и делать выводы;
4.
развивать уверенности в
себе и способность работать в команде;
5.
способствовать воспитанию
правильного отношения к общечеловеческим ценностям;
6.
способствовать
формированию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и др. качеств
личности.
Формы работы учащихся:
коллективная, групповая.
Основная
педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих действие
кадет.
Оборудование: мультимедийная
установка, персональный компьютер, презентация, карточки для индивидульной
работы.
Предварительно кадеты получили домашнее задание:
·
по мини-группам:
o выбрать из изученных и изучаемых произведений
художественной и документальной литературы персоналии, героев и персонажей,
являющиеся, по мнению кадета, личностью;
o выявить их лучшие личностные качества;
o доказать, что именно эти качества являются важными для
формирования личности;
o подготовить краткие сообщения;
o создать презентации для публичной защиты обозначенных
личностных качеств.
Ход урока.
1. Актуализация знаний и
постановка проблемы.
Здравствуйте, уважаемые кадеты!
Здравствуйте, уважаемые гости!
Представляем Вам группу ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ и ОБЩЕСТВОВЕДОВ.
Ребятам поручено выступать от имени команды, следить за регламентом
выступающих, вести дискуссию и следить за порядком во время работы выступающих.
Экспертную
группу, которая будет отслеживать выступления ребят и в конце урока даст свою
аргументированную оценку, кто же из выступающих был более убедительным,
представляют…
Группам было дано домашнее задание поисково-творческого
характера, а некоторые кадеты получили индивидуальное задание.
На результаты вашей
самостоятельной деятельности мы и будем опираться на уроке.
Обращаю ваше внимание
на рабочие листы урока, которые перед вами лежат на столах, мы обратимся к ним
в ходе урока.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
НАСТРОЙ НА УРОК: улыбнитесь своему другу и пожелайте ему удачи.
2. Определение темы урока.
Василий Сухомлинский сказал: «Ты рожден человеком, но человеком надо
стать».
Позвольте нам начать урок с маленькой притчи : «Знаменитый греческий
философ Диоген 2500 лет назад расхаживал по улицам Афин с фонарем. На вопросы
прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно,
но ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и
женщины, торговцы, богатые и бедные… И каждый из них был человек….»
-Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под словами «Ищу человека»?
(ответы кадет)
Вывод: Диоген искал не просто человека. Он искал особенного человека,
не такого как все. А в окружающих его людях философ видел обычных людей,
индивидов, представителей рода человеческого «homo sapiens».
Я умышленно не повторяю вашу версию о личности. А знаете почему? Тогда, две с
половиной тысячи лет назад Диоген не мог так ответить, так как слово
«личность» от латинского «persona» первоначально обозначало маску-«личину» , в
которой выступал актер античного театра. И лишь позднее существенно изменило
свое значение.
- Тогда, возвращаясь к Диогену, какой вывод можно сделать об
окружавших его людях? ( Он не считал их личностями)
- Опять же по Диогену, получается, что понятие личность можно применить
не ко всем людям? Вы с ним согласны?
( Да, не каждый человек личность, например….ребенок, пьющий человек,
психически больной, в результате тяжелой травмы или болезни.)
-А почему вы отказываете им вправе называться личностями?
(личность имеет моральные, нравственные качества, она усвоила правила
жизни в обществе, несет ответственность за поступки, принимает решения, усвоила
социализацию…) А эти примеры, в каждом случае надо доказать –какая личность-
формирующаяся, патологическая, слабая.
Но при этом нельзя относиться неуважительно или презрительно к этим
людям. У каждого должен быть шанс на реабилитацию и помощь общества.
-Вопрос: какое значение сегодня имеет понятие «личность»?
- Как Вы считаете, каков будет предмет нашего урока?
(личность)
3. Постановка учебной задачи.
Мы попытаемся узнать, какие качества делают человека
личностью и что нужно сделать, чтобы ею стать?
- Какие важные моменты темы мы должны выяснить на уроке? (На какие
вопросы вы хотели бы получить сегодня ответ?)
БЫТЬ,,,,,,,
СТАТЬ,,,,,,,,
- Почему нам важно ответить на эти вопросы?
Мы подростки и мы на примере уже великих, знаменитых
людей формируем себя как личность…….
Начнем с понятия «личность». Понятие личность употребляется в более
узком значении, чем понятие «человек» («индивид»).
4. Совместное «открытие знаний»
- Кого Вы могли бы назвать личностью. Почему? Давайте сформулируем
определение понятие «личность»,
- Сегодня мы бы хотели бы поговорить о той личности, которая имеет
«социально значимые черты (качества)». Приведите примеры социально значимых
качеств через личность.
Работа с
высказыванием (беседа)
И. Кант (1724-1804): «Личность – это способность человека быть
господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам».
Железная воля- МАРЕСЬЕВ(сообщение кадет с доказательством качеств от группы
обществоведов)
Основным качеством, присущим настоящему
мужчине, должна быть уверенность в себе и в своих силах. Без этого качества
мужчина вряд ли сможет состояться в этой жизни.
Беседа по сообщению с кадетами.
ü
Способность
быть господином самому себе. Что это значит?
(иметь характер, умение быть человеком независимым,
решительным, инициативным, т.е. автономным;обладать развитым сознанием
человеческого достоинства и ответственности, быть свободным от диктата других
людей, всё это требует хорошего знания своего дела, т.е. компетентности, умения
управлять собой, своим поведением).
ü
Прекрасные
качества. Но Кант считал, что этого мало, чтобы стать личностью. Личность
должна иметь твердые принципы. Что мы отнесем к твердым принципам? (моральные и
гражданские качества человека – честность, порядочность, совесть,
ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости)
ü
Но и это
не всё. И. Кант доводит свою мысль до логического конца. Он полагал, что эти
прекрасные качества – способность быть господином самому себе, иметь принципы –
с неба не сваливаются. Они должны быть выработаны, сформированы, причем
добровольно, т.е. свободно, при условии доброго желания самого человека
ü
Сделайте
вывод, исходя из сказанного. Личностью рождаются? Нет, становятся.
ü
В
процессе чего происходит становление личности, что влияет на её формирование?
(общество, семья, дружба, опыт других, знания…)
Пример группы литераторов
М. Ю. Лермонтов жил в то время, когда общество
волновала проблема «личность и среда». Одной из важнейших тем лирики Лермонтова являются
стихотворения о протестующем герое, о выдающейся личности, какой ее представлял
себе поэт. Лермонтов был человеком высокого
ума, чести и благородства.
Пример группы обществоведов(СУВОРОВ)
Главными пружинами деятельности Александра Васильевича были
страсть к военному делу (и к войне, как конечному его
проявлению) и сильнейшее славолюбие, ради которых он, однако, не поступался
правилами нравственности. Бескорыстие, щедрость, религиозность, добродушие,
простота в обращении привлекали к нему все сердца.
Пример группы литераторов
Но мне теперь кажется, что там всё
еще горит зеленая лампа... лампа, озаряющая темноту
ночи…...напряженная нервная жизнь становится необходимой принадлежностью
романтического типа личности, и остается только понять, на что она
должна быть направлена, чтобы не разрушать, а, напротив, созидать человека. …
5.Первичное закрепление.
6.Самостоятельное применение и использование
полученных знаний
Рефлексия.
Список качеств личности
важных для тебя
|
0
|
1
|
2
|
1. Уверенность
|
|
|
|
2. Самостоятельность
|
|
|
|
3. Ответственность
|
|
|
|
4. Решительность
|
|
|
|
5. Искренность
|
|
|
|
6.
|
|
|
|
7.
|
|
|
|
8.
|
|
|
|
9.
|
|
|
|
10.
|
|
|
|
7.Подведение итогов
Стать личностью- это значит…
Работа с рабочим листом (Приложение№1)
- Мы очень надеемся, что этот урок не прошел даром, Вы достаточно умело
и грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете свою точку зрения, уважаете мнение
других, это очень важно, значимо и для Вас, и для нас и для общества и
государства в целом. Это процесс формирования вашей гражданской позиции, а т.к.
Вы её четко изложили нам бы хотелось оценить вашу работу на «отлично».
Домашнее задание:
·
выработайте
собственные критерии личности (Приложение 2.);
Приложение 1.
Приложение 2.
Основные понятия:
-индивид
-индивидуальность
-личность
-социально
значимая личность
-качества личности
-сильная личность
-самосовершенствование
-духовность
-ответственность
-долг
-совесть
Высказывания
«Личность-это
способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно
выработанным твёрдым принципам»(И.Кант)
«Имел в себе
слабости народа и высокие качества героев»
«Читая его
творения , можно превосходным образом воспитать в себе человека»(В.Г.Белинский)
«Каждый человек-
отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит , такой он и
есть»(Цицерон)
«Только личность
способна повлиять или изменить ход истории»
«Из всех явлений
мира Человек-самое прекрасное и самое сложное явление. Мало родиться и просто
жить. Надо заниматься самовоспитанием. И воспитывать всю жизнь себя»
Приложение 3
Я хочу сказать …
- (Ивану) больше всего удалось … (доказать
каждый пример качества…..,)
- Я могу (Ивана) похвалить(за очень интересное
изложение……)
- Мы сегодня на его примере изложения увидели
как можно свободно и уверенно излагать материал
- Меня удивило(что примеры сегодня были
интересные)
- Для меня было открытием то, что личность в
себе можно воспитать уже в раннем возрасте…
- На мой взгляд, не удалось так свободно ….. Но
если мы это учтём на будущее …
Я хочу сказать …
- (Ивану) больше всего удалось … (доказать
каждый пример качества…..,)
- Я могу (Ивана) похвалить(за очень интересное
изложение……)
- Мы сегодня на его примере изложения увидели
как можно свободно и уверенно излагать материал
- Меня удивило(что примеры сегодня были
интересные)
- Для меня было открытием то, что личность в
себе можно воспитать уже в раннем возрасте…
На мой взгляд, не удалось так свободно ….. Но
если мы это учтём на будущее …
Литература.
1. Брагина М.А. Интегрированный урок:
суть, возможности, методика // Журнал « История и обществознание в школе»
№ 10, -2012 г. с. 12-14.
2.Баварин Н.И. Начала анализа и математическое
моделирование в естествознании и экономике - М:, Просвещение 2010г.
3. Новик Л.В. Интегрированные уроки в школе //
Компьютерные инструменты в образовании, СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования»,
2010, №9 с. 39-47 .
4. Костарев И.С. gcon 52@pstu.ac.ru
5. Педагогические технологии в профильном обучении: сборник
методических материалов / составитель: Т.Е. Сахарова.- Чистоброль, 2-10.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.