Мадьярова
Мейрамгуль Мажикеновна- учитель русского языка и литературы ,
категория-высшая,Алматинская область, Сарканский район, село Койлык, средняя
школа имени Магжана Жумабаева
Интегрированный
урок по литературе (А. П. Платонов «Песчаная учительница») и самопознанию( «Человек
и его место в жизни» ) в 11 классе.
Цель:
Раскрывая идейное содержание рассказа, показать смысл жизни человека.
Задачи по литературе :
Образовательные:
учиться читать А.П. Платонова, писателя-философа, мыслителя, постигая его
стиль; давать оценку поступкам героев; обучать характеристике литературного
героя через работу с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор».
Развивающие:
отрабатывать умение анализировать замысел автора.
Воспитывающие:
дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей.
Задачи по самопознанию:
1.) Расширить представление о личностных
качествах, необходимых для освоения желаемой профессии.
2) Актуализировать проблему выбора
профессии;
3) Способствовать выявлению личных
интересов и склонностей в профориентации в ходе опроса подростков.
4) помочь уч-ся сделать выводы:
правильный выбор профессии - необходимое условие профессионального и
социального роста личности; работа должна человеку нравиться,
приносить радость.
Форма урока: урок-диалог с использованием компьютерных
слайдов.
Методы и приемы: частично-поисковый;
наглядный, словесный.
Наглядные материалы: текст
рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентации.
Межпредметные связи: литература и
психология.
Ход
урока:
1. Организационный
момент.
2. Постановка
целей урока.
3. Слово
ученика.
Платонов
Андрей Платонович родился 16 (28) августа 1899 г. в рабочем пригороде
Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 12
лет писал стихи. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был
оставить учебу и пойти работать.
В
1918г. поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. Окончил в 1924
году, поступил на историко-филологический факультет университета. Работал
инженером, мелиоратором, журналистом.
В 1922 г.
Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которая стала
прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница» .
Был
запрещен к печати роман «Чевенгур»(1929г), он был опубликован в 1972 г. во
Франции, а в 1988г. в СССР.
Его
произведения были разрешены в годы ВОВ, когда он работал фронтовым
корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему. После
публикации рассказа «Возвращение» в 1946г., имя Платонова опять было
вычеркнуто из советской литературы.
Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо» и другие сказки были
изданы в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова
сопровождались в советский период цензурными ограничениями. Умер Платонов в
Москве 5 января 1951. Для него очень важны были темы семейного счастья, радости
общения между родными людьми.
Художественный мир произведений Платонова обращен к вечным вопросам
человечества: Что такое счастье? Как отличить добро от зла? В чём смысл жизни
человека?
К.
Паустовский назвал А. П. Платонова “самым гениальным писателем XX века”.
4.Вопрос классу: Для чего человек живет?
В чем смысл жизни?
Ответы детей:оставить
добрый след на земле; для других людей; чтоб разбогатеть; продолжить свой
род; добиться славы, успеха, известности и д.р.
5. Учитель : Весь смысл жизни
заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии
познать больше .
Эмиль Золя.
Слово психолога. Роль профессии в
жизни человека
Выбранная
профессия играет огромную роль в жизни человека. Люди
проводят
на работе треть своего времени, если не больше в отдельных случаях. А это
значит, что треть нашей жизни – это и есть работа. Именно поэтому к ее выбору
надо относиться со всей серьезностью.
Каждый
человек стремится к тому, чтобы работа приносила ему хорошую прибыль, была
престижной, открывала некие возможности и плюс ко всему этому еще и нравилась.
Ну, если кто-то сумел совместить все эти факторы – то он действительно самый
настоящий счастливчик. В большинстве же случаев нам приходится всегда
чем-то жертвовать, несмотря на свои желания.
В чем уникальность профессии
учителя? Профессия
учителя массовая, но не очень престижная среди молодёжи. Их работа обычная и
они обыкновенные люди. Всё
это так. Но это лишь одна сторона. А
есть и другая…
Учитель – это руководитель,
воспитатель, наставник, психолог... Какой ещё род деятельности может совмещать
в себе столько различных профессий? Никакой. Какая ещё профессия требует
проявления терпения, понимания, большой самоотдачи каждый день? Таких не так уж
и много. Учитель – профессия одновременно и массовая, и
уникальная.
Профессия учителя – это большая
ответственность. Своими поступками учителя подают пример детям, учат жизни. Они
помогают
ученикам
стать
хорошими людьми.
Стать учителем – значит
передать детям не только знания, но и жизненный опыт. Именно в этом, гражданское
назначение учителя, его человеческое предназначение в этом мире.
1. Слово учителя-словесника.
В рассказе
А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы,
принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее
людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и
посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между
народами в эпоху ликвидации неграмотности.
Вопросы по
тексту рассказа.
1. Как
проявляются качества героини рассказа?
2.Почему
рассказ называется “Песчаная учительница”?
3. Чему подчинена композиция рассказа?
4.Какие проблемы поднимаются в произведении?
-В чем заключается подвиг нашей героини-Марии
Нарышкиной- как учителя и как человека?
(Отдала свои молодые годы и всю жизнь на
служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья,
ввела предмет «Обучение борьбе с песками»,помогла людям бороться в трудных
природных условиях).
-Какие проблемы поднимает в своем рассказе
писатель?
Гипотеза:
Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл. Мария помогла
людям в борьбе с пустыней. Не растеряла всей своей силы, стойкости и добилась
своего. Пожертвовала собой ради спасения своего села.
Вывод: Смысл жизни в
бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.Такие люди, как
Мария нужны всегда и везде. Главная ценность – служение людям.
-Чем хороша на ваш взгляд героиня
рассказа?
Душа
|
Мечты
|
Дела
|
Открытая,
настойчивая,
целеустремлённая ,
добрая
|
Выйти замуж,
создать семью,
|
Научила жителей
бороться с
песками, учила
детей, сажала
деревья,
плела корзины,
мебель.
|
7.Заключение
урока.
«Если
не знаешь, в какую сторону ты идешь,
Ни
один ветер не будет тебе попутным»
Древний философ Луций Анней Сенека
Домашнее задание: Напишите мини-сочинение на тему :“Какую
пользу я могу принести людям”. Спасибо вам за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.