Главная / Русский язык и литература / Интегрированный урок по литературе (А. П. Платонов «Песчаная учительница») и самопознанию( «Человек и его место в жизни» ) в 11 классе.

Интегрированный урок по литературе (А. П. Платонов «Песчаная учительница») и самопознанию( «Человек и его место в жизни» ) в 11 классе.

Мадьярова Мейрамгуль Мажикеновна- учитель русского языка и литературы , категория-высшая,Алматинская область, Сарканский район, село Койлык, средняя школа имени Магжана Жумабаева



Интегрированный урок по литературе (А. П. Платонов «Песчаная учительница») и самопознанию( «Человек и его место в жизни» ) в 11 классе.

Цель: Раскрывая идейное содержание рассказа, показать смысл жизни человека.

Задачи по литературе :

Образовательные: учиться читать А.П. Платонова, писателя-философа, мыслителя, постигая его стиль; давать оценку поступкам героев; обучать характеристике литературного героя через работу с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор».

Развивающие: отрабатывать умение анализировать замысел автора.

Воспитывающие: дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей.

Задачи по самопознанию:

1.) Расширить представление о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии.

2) Актуализировать проблему выбора профессии;

3) Способствовать выявлению личных интересов и склонностей в профориентации в ходе опроса подростков.

4) помочь уч-ся сделать выводы: правильный выбор профессии - необходимое условие  профессионального и социального роста личности; работа должна человеку нравиться, приносить радость.

Форма урока: урок-диалог с использованием компьютерных слайдов.

Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный.

Наглядные материалы:  текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентации.

Межпредметные связи: литература и психология.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей урока.

  3. Слово ученика.

Платонов Андрей Платонович родился 16 (28) августа 1899 г. в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 12 лет писал стихи. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать. 

   В 1918г. поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. Окончил в 1924 году, поступил на историко-филологический факультет университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом.

В 1922 г. Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которая стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница» .

Был запрещен к печати роман «Чевенгур»(1929г), он был опубликован в 1972 г. во Франции, а в 1988г. в СССР.  

Его произведения были разрешены в годы ВОВ, когда он работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему. После публикации рассказа «Возвращение» в 1946г., имя Платонова опять было вычеркнуто из советской литературы.

Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо» и другие сказки были изданы в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями. Умер Платонов в Москве 5 января 1951. Для него очень важны были темы семейного счастья, радости общения между родными людьми.

Художественный мир произведений Платонова обращен к вечным вопросам человечества: Что такое счастье? Как отличить добро от зла? В чём смысл жизни человека?

К. Паустовский назвал А. П. Платонова “самым гениальным писателем XX века”.



4.Вопрос классу: Для чего человек живет? В чем смысл жизни?

Ответы детей:оставить добрый след на земле; для других людей; чтоб разбогатеть; продолжить свой род; добиться славы, успеха, известности и д.р.

5. Учитель : Весь  смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать  больше . Эмиль Золя. 

Слово психолога. Роль профессии в жизни человека

Выбранная профессия играет огромную роль в жизни человека. Люди проводят на работе треть своего времени, если не больше в отдельных случаях. А это значит, что треть нашей жизни – это и есть работа. Именно поэтому к ее выбору надо относиться со всей серьезностью.

      Каждый человек стремится к тому, чтобы работа приносила ему хорошую прибыль, была престижной, открывала некие возможности и плюс ко всему этому еще и нравилась. Ну, если кто-то сумел совместить все эти факторы – то он действительно самый настоящий счастливчик. В большинстве же случаев нам приходится всегда чем-то жертвовать, несмотря на свои желания.

В чем уникальность профессии учителя? Профессия учителя массовая, но не очень престижная среди молодёжи. Их работа обычная и они обыкновенные люди. Всё это так. Но это лишь одна сторона. А есть и другая…

Учитель – это руководитель, воспитатель, наставник, психолог... Какой ещё род деятельности может совмещать в себе столько различных профессий? Никакой. Какая ещё профессия требует проявления терпения, понимания, большой самоотдачи каждый день? Таких не так уж и много. Учитель – профессия одновременно и массовая, и уникальная.

Профессия учителя – это большая ответственность. Своими поступками учителя подают пример детям, учат жизни. Они помогают ученикам стать хорошими людьми.

Стать учителем – значит передать детям не только знания, но и жизненный опыт. Именно в этом, гражданское назначение учителя, его человеческое предназначение в этом мире.

1. Слово учителя-словесника.

В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.

Вопросы по тексту рассказа.

1. Как проявляются качества героини рассказа?

2.Почему рассказ называется “Песчаная учительница”?
3. Чему подчинена композиция рассказа? 
4.Какие проблемы поднимаются в произведении?

-В чем заключается подвиг нашей героини-Марии Нарышкиной- как учителя и как человека?

(Отдала свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья, ввела предмет «Обучение борьбе с песками»,помогла людям бороться в трудных природных условиях).

-Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?

Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл. Мария помогла людям в борьбе с пустыней. Не растеряла всей своей силы, стойкости и добилась своего. Пожертвовала собой ради спасения своего села.

 Вывод: Смысл жизни в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.Такие люди, как Мария нужны всегда и везде. Главная ценность – служение людям.

-Чем хороша на ваш взгляд героиня рассказа?

Душа

Мечты

Дела

Открытая,

настойчивая,

целеустремлённая , добрая

Выйти замуж,

создать семью,

Научила жителей

бороться с

песками, учила

детей, сажала

деревья,

плела корзины,

мебель.



7.Заключение урока.

«Если не знаешь, в какую сторону ты идешь,

Ни один ветер не будет тебе попутным»

Древний философ Луций Анней Сенека



Домашнее задание: Напишите мини-сочинение на тему :“Какую пользу я могу принести людям”. Спасибо вам за урок!



Интегрированный урок по литературе (А. П. Платонов «Песчаная учительница») и самопознанию( «Человек и его место в жизни» ) в 11 классе.
  • Русский язык и литература
Описание:

Интегрированный урок по литературе (А. П. Платонов «Песчаная учительница»)  и самопознанию( «Человек и его место в жизни» ) в  11 классе.

Цель: Раскрывая идейное содержание рассказа, показать смысл жизни человека.

Задачи по литературе :

Образовательные: учиться читать А.П. Платонова, писателя-философа, мыслителя, постигая его стиль; давать оценку поступкам героев; обучать характеристике литературного героя через работу с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор».

Развивающие: отрабатывать умение анализировать замысел автора.

Воспитывающие: дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей.

Задачи по самопознанию:

1.)  Расширить представление о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии.

2) Актуализировать проблему выбора профессии;

3) Способствовать выявлению личных интересов и склонностей в профориентации в ходе опроса подростков.

4) помочь уч-ся сделать выводы:  правильный выбор профессии - необходимое условие  профессионального и социального роста личности; работа должна человеку нравиться, приносить радость.

 

  Форма урока: урок-диалог с использованием компьютерных слайдов.

Автор Мадьярова Мейрамгуль Мажикеновна
Дата добавления 27.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 898
Номер материала 58762
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓