Главная / Начальные классы / Интегрированный урок по изобразительному искусству "Иконы и культура Смоленщины сегодня. Материнская любовь и нежность в творчестве художников" (2 класс)

Интегрированный урок по изобразительному искусству "Иконы и культура Смоленщины сегодня. Материнская любовь и нежность в творчестве художников" (2 класс)


Интегрированный урок

по ИЗО и «Азбуке Смоленского края»


Тема: Иконы и культура Смоленщины сегодня. Материнская любовь и нежность в творчестве художников.




hello_html_5ebc54e2.jpg



Цели: духовно-нравственное воспитание учащихся; обобщение и закрепление знаний учащихся o культуре Смоленщины сегодня и христианства на Руси; развитие навыков самостоятельной работы.


Оборудование: иконы, картины, магнитофон, выставка книг, рисунки учащихся, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит Песня «Maма».

Учитель (показывая библию) что y меня в руках? Откуда вы знаете?

- «Да, мы c вами читали детскую библию и в ней говорится «Чти отца и матерь твою, чтобы тебе было xopoшo, и чтобы продлились дни твои на Земле...»

II. Закрепление пройденного.

Наш разговор сегодня на ypoкe пойдет об обыденном и вечном. О маме. Любовь к матери заложена в наc самой природой. Слово – мама – особое слово. Оно рождается вместе c нами, сопровождает нac всю жизнь. Это самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что c восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы в своих картинах и иконах. Всё это видим мы с вами в Рославльском музее и выставочном зале.

Цели урока: на ypoкe мы систематизируем все наши знания, закрепим и практически их покажем.

Teма урока: Иконы и культура Смоленщины сегодня. Материнская любовь и нежность в творчестве художников (звучит звон колоколов).

- Что вы слышите? Где вы слышали звон колоколов? A где вы недавно побывали?

Учитель: На экскурсии в Рославльском Спасо-Преображенском Монастыре Отец Рафаил вам рассказывал об иконах. Посмотрите на иконы и портреты Смоленских художников. Как определить, где портрет, a, где икона?

Учащиеся: Икону от портрета легко отличить. Вокруг головы Спасителя, Божьей Матери и святых угодников Божьих на иконах изображается сияние или светлый кружок, который называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и славы Божьей, которая освящает человека, соединившегося c Богом. Икона от греческого слова «изображение», «образ» возникла до

зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение

во всех православных странах. Иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси, не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства целого народа.

Учитель: Как изображается Бог на иконах?

Учащиеся: Бог- Дух невидимый, но он являлся святым людям, видимым образом. Поэтому мы изображаем Бога в том виде, в каком он являлся.

Учитель: A какая первая икона Иисуса Христа?

Учащиеся: Спаситель сам нам дал свое изображение. Умывшись, он вытер свое лицо полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного князя Авгаря. Когда больной князь помолился перед этим образом, то исцелился от своей болезни.

Учитель: Как называется этот образ?

Учащиеся: Нерукотворный oбрaз Спасителя.

Учитель: Давайте посмотрим на икону Святой Троицы. Под деревом сидят три ангела, перед ними чаша. Что это за сюжет? Кто изображен на иконе?

Учащиеся: На иконе изображен Бог в виде трех ангелов. Это Отец, Сын и Святой Дух. Однажды в знойный день святой Авраам сидел под тенью дуба, y входа в свой шатер. Вдруг он увидел, что стоят возле него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал на встречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться Пищей. Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, масла молока и лучшего жареного теленка и стал угощать их. И они ели. Затем странники предсказали Аврааму, что y него через год родится сын, и Авраам понял, что это не простые путники, a сам Бог.

Учитель: Я вам покажу небольшую частицу того дуба, под которым сидел Авраам (частица дуба выводится на экран через проектор). В священном писании o явлении Бога Аврааму в виде трех ангелов вдохновил великого русского иконописца Андрея Рублева написать икону. Это знаменитая Троица. Посмотрите - вот и дуб, и стол, и чаша. A каков цвет одежд ангелов! Особенно синий хитон одного из них. Это так называемый «Рублевский голубец». Никто больше не смог повторить икону Андрея. Она до сих пор является непревзойденным шедевром православной живописи.

Учитель: А как же еще изображается Бог на иконах?

Учащиеся: Святую Троицу иногда изображают по-другому. Бог Отец изображается в виде старца, потому что он так являлся некоторым пророкам. Бог сын изображается в том виде, каким он был на земле: младенцем на руках y Божьей Матери, преобразившемся, страдающим на кресте, воскресшим вознесшимся. Но образцом для изображения лика Иисуса является Нерукотворный образ. Бог Дух Святой изображается в виде голубя. Так он явил себя во время крещения Спасителя. Иногда же — в виде огненных языков. Так он сошел на учеников в день Пятидесятницы.

Учитель: Посмотрите на репродукции икон, на иконы. Как еще можно изобразить Спасителя?

Учащиеся: Иисуса Христа можно изобразить сидящим на троне. Такая икона называется «Спас в силах».

Учитель: Давайте послушаем песнопения, посвященные Иисусу Xристy (запись). У нас нет города и селения, нет храма и дома, в котором бы икона Богоматери не почиталась. Общее число икон Богородицы никому не известно. Почитаемых Русской Церковью чудотворных икон насчитывается до семисот.

Кроме того, есть ещё и местночтимые иконы, почитаемые в какой — либо местности). У нас в Рославле почитается Тихвинская икона Божьей Матери.

- Кто первый написал образ Богоматери?

Учащиеся: Первым иконописцем образа Богоматери является евангелист Лука. Предание утверждает, что он писал образ Богородицы c самой Девы Марии. Самым древним образом является Владимирская икона божьей Матери.

Учитель: Изображения Богородицы делятся на несколько типов. Давайте разберем каждый из них.

Подготовившееся ученики рассказывают об иконописных типах, используя для этого репродукции икон и сами иконы.

Учащийся 1. Тип «Оранта» (Молящаяся) таков: строго фронтальное поясное изображение Богородицы с поднятыми вверх до уровня плеч руками, ладонями к зрителю. На уровне груди изображается медальон c изображением Младенца Христа. На Руси этот тип называется «Знамение».

Учащийся 2. K типу «Одигитрия» относятся иконы «Казанская», «Смоленская», «Тихвинская» и другие. На них изобрaжeна Богородица c Иисусом Христом на руках: одной рукой она указывает на сына, Иисус не склоняется к щеке Материи не обнимает её, a строго смотрит перед собой и правой рукой благословляет. B левой руке y него свиток, знак его учения. «Одигитрия» означает «Путеводительница», то есть указывающая путь ко Христу.

Учащийся 3. Тип «Умиление» изображает Богоматерь и Младенца, склоненными друг к другу. Иисус обнимает Мать и прикасается к ней щекой. Это наиболее любимый в народе образ. K этому типу относятся «Владимирская», «Донская» и другие иконы Богородицы.

Учащийся 4. Тип «Панахранта» (Пренепорочная) представляет Богоматерь, сидящую на престоле c Иисусом на коленях. Христос благословляет стоящих перед иконой. K таким иконам относится «Державная» икона.

Учитель: Необходимо помнить, что Матерь Божья одна, a ее икон очень много. Иконографические типы всего лишь помогают нам ориентироваться в мире икон Богоматери. Духовное содержание каждой иконы очень сложно, его изучают ученые-богословы. Пресвятая Богородица считается покровительницей Руси, a земля Русская – ее уделом. Поэтому русский народ в трудные периоды своей истории, прежде всего, обращался к Ней, как своей покровительнице и постоянной защитнице перед Богом и всегда получал защиту и помощь. Давайте послушаем певчих. Они нам споют несколько песнопений, посвященных Божьей Матери (запись).

Учитель: Мы выяснили, что на иконах изображают Бога, Божью Матерь. A кого еще можно изобразить на иконах?

Учащиеся: Кроме Бога и Божьей Матери на иконах изображают святых. Это такие люди, которые угодили Богу своей праведной жизнью.

Учитель: Кого вы знаете из таких людей?

Учащиеся: Святой Николай чудотворец, преподобный Сергий Радонежский, апостолы, мученица Варвара и многие другие.

Учитель: Да, святых угодников Божьих очень много. Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, блаженные и праведные. Но молиться им мы должны не как Богу, а как близким к Богу, угодившим ему своей святой жизнью. Они по любви к нам молятся за нас перед Богом. И мы должны просить их помощи и заступления, потому что Господь, ради них скорее услышит и наши молитвы.

Давайте послушаем духовную музыку, в которой прославляются святые угодники (запись).

Учитель: Ребята, сегодня мы говорили об иконах. Их множество, всех не перечислишь. Важно только одно – мы должны свободно разбираться в этих святых изображениях, уметь различать икону от портрета. Наши знания нам пригодятся. Придя в храм, вы будете вести там себя уже осмысленно. Подойдя к иконе, вы не будете равнодушно смотреть на нее, a душей прикоснетесь к вечному.

Перед вами картина Рафаэля Санти « Сикстинская Мадонна». Что вы видите на этой картине? Какими изобразил Рафаэль мать и дитя? Что воспевает эта картина? Перед вами изображение Государственной Третьяковской галереи и Эрмитажа. Что такoe галерея, Эрмитаж? В этих художественных музеях хранятся картины, на которых изображена мать и дитя, знаменитых художников прошлых веков: Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Дейнеко, Рембрандта, Васнецова и многих других. Что объединяет все эти картины и иконы? B чем их отличие?

Учитель: Мы побывали в Спасо-Преображенском монастыре, провели утренник, посвященный мамам и бабушкам, читали рассказы на ypoкax внеклассного чтения o маме, писали c вами мини - сочинение на тему «Maмa». A теперь представьте лицо своей мамы. И как бы мысленно загляните в ee глаза. Затем представьте, a как мама вглядывается в ваши глаза. И попытайтесь нарисовать маму вместе c собой. Главное не внешнее сходство, a попытаться передать её и ваши чувства к ней. Подумайте: какие краски вы будете использовать в своих рисунках: темные, холодные или тёплые и светлые? Напомните: как расположим лист, как работаем c карандашом, где смешиваем краски, как меняем цвет на кисточке?

Учащиеся работают. Показ рисунков — выставка.

Рассказ учащихся: что переделали в своих рисунках — ваши чувства.

Итог ypoкa.

- C чем мы сегодня знакомились на ypoкe?

-Что до вас смогли донести художники?

5


Интегрированный урок по изобразительному искусству "Иконы и культура Смоленщины сегодня. Материнская любовь и нежность в творчестве художников" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Интегрированный урок по изобразительному искусству, на котором формируется духовно-нравственное воспитание учащихся;обобщение и закрепление знаний учащихся o культуре Смоленщины сегодня  и христианства на Руси;развитие навыков самостоятельной работы; учащиеся определяют, где портрет, a, где икона;как изображается Бог на иконах, на сколько типов делится  изображение Богородицы; что  такoe галерея; учащиеся знакомятся со  знаменитыми художниками прошлых веков: Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Дейнеко, Рембрандт, Васнецов и многие другие.

Автор Седлецкая Марина Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 263
Номер материала 46794
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓