Главная / ИЗО, МХК / Интегрированный урок по изобразительному искусству и музыке на тему "Планета разноцветной музыки. Цветомузыка" (6 класс)

Интегрированный урок по изобразительному искусству и музыке на тему "Планета разноцветной музыки. Цветомузыка" (6 класс)

Интегрированный бинарный урок музыки, изобразительного искусства в 6 классе


Тема: «Планета разноцветной музыки. Цветомузыка».


Цель: расширить знания учащихся о разнообразии мира искусства, продолжить изучение языка звуков, красок, линий, развивать устную речь учащихся, познакомить с выдающимися художниками, композиторами, развивать творческие возможности учащихся.


Оборудование: таблица цветов и чувств, таблица «Семь цветов радуги», карточки - «виды искусств», схема – «моё настроение», краски, кисточки, репродукции М. Чюрлёниса «Анданте», «Фуга», репродукции картин И.К. Айвазовского, портреты Л. ван Бетховена, И. Айвазовского.

Музыкальные записи: Симфония №5 до минор, 1 часть Людвига ван Бетховена; «Настоящий друг» Б. Савельева; Евгений Дога «Мой ласковый и нежный зверь»; С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром.


Эпиграф на доске:

Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой.

Карл Фридрих Шинкель (немецкий архитектор)


Ход урока

  1. Организационный момент.

Ученики под музыку входят в класс.

Учитель ИЗО: Добрый день, дорогие ребята!

Учитель Музыки: Здравствуйте, уважаемые гости!

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель ИЗО: Прежде, чем начать урок, давайте обратимся к высказыванию немецкого архитектора Карла Фридриха Шинкеля: «Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой». Предлагаю взять за основу эти слова, сделать их эпиграфом к уроку и постараться осмыслить это высказывание.

Прошу обратить ваше внимание на вот эту схему, на которой представлены разные выражения лиц с буквами, которые соответствуют этим выражениям. Обратитесь к своему внутреннему «Я» и выберите то личико, которое наиболее точно отражает ваше настроение. Выберите букву, которая стоит под выбранной вами мордашкой, и напишите её в начале маленького цветного листочка, который лежит на вашем столе.

  1. Объявление темы и цели урока.

Учитель Музыки: А теперь, мы обратимся к теме нашего урока: «Планета разноцветной музыки. Цветомузыка». Сегодня мы должны расширить наши знания о разнообразии мира искусств, продолжить изучение языка звуков, красок, линий, продолжим знакомство с жизненным и творческим путем выдающихся художников и музыкантов, будем развивать наши творческие способности.

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель Музыки: Мы продолжаем изучать искусство. Что такое искусство?

(Творчество)

Какие виды искусства вы знаете?

(на доске развешены карточки с названиями видов искусства с одной стороны, а с другой стороны они пронумерованы; правильно названные виды искусств переворачиваются; оставшиеся неугаданными учитель открывает сам и называет, какие виды искусств забыли назвать дети. Музыка – 1, театр – , литература - , живопись - , архитектура - , кино - , графика - , балет - , скульптура- , цирк – 10).


То есть, мы видим, что мир искусства необычайно разнообразен. Разные виды искусства постоянно сопровождают человека. Они украшают нашу жизнь, делают её интереснее, богаче.


Учитель ИЗО: Какие виды искусства могут передать настроения и чувства человека без слов? (ИЗО, музыка)

При помощи каких средств они это делают? (Краски, звуки)

Какие вы знаете основные цвета? Составные цвета? (Цвета радуги)

На какие две группы они делятся? (теплые и холодные)

  1. Работа над темой урока.

Учитель ИЗО: Самый главный помощник живописцев – цвет, а музыкантов – звук.

Невозможно перечислить все оттенки чувств, которые могут вызвать цвета и их сочетания. Колорит – гармоничное сочетание цветов, а также общее цветовое решение живописного произведения. Определить колорит означает выразить цветовой лад произведения.


Учитель Музыки: Чем же похожи звуки и краски, что их объединяет?

(количество: 7 звуков, 7 цветов)

Послушаем, что скажет нам по этому поводу (называет фамилию имя ученика):

Ученик:

И мамам, и папам, и взрослым, и детям –

Нам всем музыкальная радуга светит.

Семь радужных дуг – Разноцветная стая.

В них музыка – трепетная и живая.

В палитру цветов превращая планету,

Кудесница-радуга ходит по свету.

Живёт рядом с нами и в будни, и в праздник,

Печаля и радуя музыкой разной.


Учитель Музыки:

Давайте вспомним название этих семи звуков, споём их, но не просто споём, а окрасим каждый звук своим цветом. Цвет ноты зависит только от вашего настроения, какой цвет вы чувствуете, что он соответствует исполняемой ноте, тот и поднимаете.

(на столе лежит ранее приготовленная палитра из 7 цветов радуги)

Итак, давайте споём гамму по радуге, гости тоже принимают в этом участие. (Под аккомпанемент исполняем гамму вверх и вниз, показывая цвета радуги). Вы обратили внимание, что у каждого нотки имеют свой цвет.


Учитель ИЗО: два ученика поспорили. Попробуйте решить, кто из них прав.


Два ученика исполняют заранее подготовленный диалог:

Какого цвета?

  • Земля какая?

  • Серая!

  • Ну, а трава?

  • Зеленая!

  • А небо?

  • Небо разное: То светлое, то тёмное.

  • А солнце?

  • Солнце – жёлтое!

  • А море?

  • Море – синее!

  • Ну, хватит!

  • Нет, пожалуйста, спроси, меня! Спроси, меня!

  • Ну, ладно…

Вот скажи ты мне:

Какого песня цвета?

  • Ого! Нашёл чего спросить!

У песни цвета нету!

  • Нет, есть!

Она бывает:

Зеленой,

Красной, Серой…

Смотри – вот класс шагает!

Кто это?

  • Школьники!

  • Поют ребята дружно,

Взлетают звуки ввысь!

Какого песня цвета?

Попробуй разберись! (И. Козлов)


Учитель Музыки: Так есть ли один цвет у какого-нибудь музыкального произведения? Как вы думаете?

Давайте разберемся, какого цвета песни шагают рядом с вами.


  1. Творческое задание «Раскрась песню».

Дети поют песню «Настоящий друг»; музыка Б. Савельева, слова М.Пляцковского; затем выполняют творческую работу в технике «монотипия» (моя «картинка мира», во время исполнения песни)

Учитель Музыки:

А теперь обратимся к классической музыке. Задание то же.

(дети слушают отрывок из Симфонии №5 до минор, 1 часть, Людвига ван Бетховена).


  1. Продолжение работы над темой урока.

Учитель Музыки: Как в песне, так и в классической музыке передаётся настроение, которое можно изобразить цветом. (Одним ли цветом?). Мы уже знаем, что такое песня. Кто напомнит? А какой новый музыкальный термин вы сегодня услышали?

(Симфония)

Откроем свои нотные тетради и запишем толкование этого термина.

А сейчас (учитель называет фамилию и имя ученика) нам расскажет: как сложилась

судьба у великого венского классика, произведение которого мы сейчас прослушали.


Ученик:

Людвиг ван Бетховен

В 1770 году в семье Бетховеных родился сын, названный в честь деда Людвигом (немецкий вариант фламандского имени Луи). Родился он на чердаке, в небольшой комнатке с косой стеной и одним лишь окошком, проделанным в скате черепичной крыши. Именно в такой бедной обстановке и начал свою жизнь гений, которого до сих пор помнят и любят миллионы.

Отец просиживал большую часть времени в кабаке. Но даже на спиртное нужны деньги…И он решил заработать на собственном сыне.

Талант всегда себя проявит, рано или поздно. Уже в четырехлетнем возрасте нельзя было не заметить способностей мальчика. Отец сразу отнесся к этому как к новому источнику доходов. Людвигу нужно было развиваться, практиковаться со способным преподавателем, но у отца были одни методы – принуждение и побои. Один учитель сменял другого, редко когда среди них попадался действительно хороший музыкант. Цель отца заключалась в том, чтобы скорее подготовить Людвига к концертам, чем скорее начнутся концерты, тем скорее потекут в карман Иоганна деньги.

1782 год, Бетховену 12 лет. В этом возрасте он свободно играет на клавесине, скрипке, органе, легко читает с листа. Именно в этот год происходит важнейшее событие в жизни юного Бетховена, событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру. Его учителем становится великий музыкант НЕФЕ.

Этот человек сделался подлинным наставником и учителем Людвига, он упорядочил его музыкальное образование. Нефе пробудил в своем ученике интерес к музыке И. С. Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта, на образцах клавирной музыки Ф. Э. Баха Бетховен учится тонкостям современного фортепианного стиля.

Нефе прекрасно понимал, что развитием одних музыкальных способностей ограничиваться нельзя. Бетховен, не получивший общего образования, которое мало беспокоило отца, поглощенного корыстными соображениями, с удовольствием начал изучать древние языки, литературу, философию. Его кумирами стали Шиллер и Гете, а в творчество Шекспира он был просто влюблен.

С 13-ти лет Людвигу приходится работать, практически ему приходится содержать семью. Он работает помощником органиста в капелле, подрабатывает в театре, разучивая партии с певцами и аккомпанируя им вовремя репетиций. За годы этой упорной и многообразной работы Бетховен становится заметной фигурой в музыкальном мире города. Молодой музыкант мечтает о признании великих музыкантов, о занятиях с Моцартом.

Но вот в жизни Бетховена происходит страшная трагедия.

Что значит для человека потерять слух? Когда ты уже не можешь делать какие-то привычные вещи, когда слышишь только изнуряющий шум, пронизывающий всю голову, и осознаешь, что жить с этим придется долгие годы, без пения птиц, звуков прилива, даже стука каблуков по мостовой, смеха…

А что значит потерять слух для музыканта? Первые признаки глухоты у Людвига проявились в 26 лет. А в1801 году, когда ему стукнуло 31, своему другу юности Вегелеру Бетховен написал: “Я веду, можно сказать, жалкую жизнь; два года уже, как я избегаю всякого общества, так как у меня недостает духу сказать людям: глух. Если б у меня была какая-нибудь другая профессия, было бы еще терпимо, но при моей профессии это ужасно. Что будут говорить по этому поводу мои враги, которых не мало!.. Я часто уже проклинал и себя и создателя за свое существование… Хочу, если удастся, пойти наперекор судьбе, хотя в моей жизни будут моменты, когда я буду несчастнейшим созданием”. Несмотря на столь отчаянное положение, Бетховен сохранил здравость рассудка и ясно представлял себе всю сложившуюся ситуацию.

Но беда не приходит одна. Случилось это все в том же 1801 году. Угрюмый и нелюдимый композитор полюбил. Кто же она, покорившая сердце гениального творца? Милая, по-весеннему прекрасная, с ангельским личиком и божественной улыбкой, глазами, в которых хотелось утонуть, шестнадцатилетняя аристократка Джульетта Гвиччарди.

Она стала той соломинкой для Бетховена, за которую он всеми силами старался удержаться. Она, казалось, готова была ответить взаимностью, Людвиг снова почувствовал прилив сил, надежду на выздоровление, счастье было так близко.

Как ужасно поступит с ним судьба, эта иллюзия вскоре рассеется и Бетховену предстоит выдержать еще одно испытание. Для семьи Джульетты музыкант был человеком второго сорта, всего лишь артистом, обслуживающим персоналом. Да и сама девушка была легкомысленна, вскоре она вышла замуж за графа Галленберга, ничтожного человека. В жизни Бетховена разыгралась драма, достойна пера великого Шекспира, столь любимого композитором!

Сейчас, спустя годы, оценивая и анализируя всю жизнь великого композитора, мы можем утверждать, что спастись, сохранить свою жизнь и здравый рассудок, ему удалось благодаря все той же музыке. Умирать Бетховену было просто некогда. Жизнь для него всегда была борьбой, со своими победами и поражениями, и он продолжал бороться, иначе он не мог.


Учитель ИЗО: Есть несколько гениальных композиторов, которые слышат и видят музыку и цвет. Таким даром обладал композитор и художник Микалоюс Чюрлёнис. Его музыка живописна. Слушая её, мы, как будто наяву, видим картины природы, нарисованные звуками.

Рассмотрим репродукцию Чюрлёниса «Анданте», что в переводе означает спокойный умеренный темп. Посмотрим на репродукцию и послушаем в исполнении (называет фамилию и имя ученика) одноименное произведение великого венского классика Йосифа Гайдна «Анданте». Ваша задача - сравнить настроения и цвета.

Рассмотрим следующую репродукцию художника «Фуга», слушая музыкальное произведение «Фуга» И.С. Баха. Следует отметить, что литовский художник часто использовал музыкальные термины, называя свои картины.

Попробуем сопоставить их. Совпадают ли настроения от увиденного и услышанного?

Каждая картина – это поэма в красках, симфония в живописных ритмах, полет музыкальных видений.

  • А сейчас немного поиграем и попробуем разгадать кроссворд, который поможет проверить ваши знания по изобразительному искусству.

Кроссворд:

  1. Назовите самый теплый цвет? (оранжевый)

  2. Жанр, посвященный изображению местности? (пейзаж)

  3. Вид изобразительного искусства? (живопись)

  4. Как одним словом называется морской пейзаж? (марина)

  5. Цвет, полученный в результате смешивания жёлтой и синей красок?

(зеленый)

  1. Цвета, которые напоминают о ночи, тенях, зиме? (холодные)

  2. Главное средство выразительности в живописи? (цвет)

  3. Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок

(составные)

  1. Краска, которая разводится водой, прозрачная? (акварель)

  2. Инструмент, без которого не может обойтись художник-живописец?

(кисть)

  1. Самый холодный цвет? (синий)

Итак, что нам стало известно. Фамилия художника!?

Айвазовский (Иван Константинович)

В каком виде изобразительного искусства он работал? Какой он художник?

(живописец)

В каком жанре? Что его привлекало в окружающей жизни, что он писал?

(пейзажи)

Какие конкретно? (морские)

Как называется морской пейзаж? (марина)

Художник прожил долгую жизнь. Кто-нибудь знает, сколько лет? (83 года)

Кто из вас знает, где он родился и практически прожил всю свою жизнь?

(в Феодосии)

Ребята, вас удивит цифра, которая отражает количество написанных им полотен (около 6 тысяч картин)

Не даром мы говорим, что Айвазовский – художник-маринист. Большая часть его картин, конечно же, о море. О содержании творчества Айвазовского мы не можем сказать лучше, чем А.С. Пушкин:

Он был, о море, твой певец,

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могуч, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим…


Учитель Музыки: Посмотрите на картину и подумайте, какой должна быть музыка (темп, динамика, характер)?

(Высказывания детей.)


  • Сравнение предположений детей с реальной музыкой. Прослушивание отрывка из концерта для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова.


Учитель Музыки: Трудно определить, где тут кончается музыка и начинается живопись. Удивителен мир звуков, в который мы окунулись благодаря таланту великого русского композитора Сергея Рахманинова. Мы прослушали отрывок из его концерта для фортепиано с оркестром. Скажите: совпали ли темп, динамика и настроение музыкального произведения с тематикой картин Айвазовского.


Учитель ИЗО: Перед вами такое прекрасное и изменчивое Черное море Айвазовского. Давайте, еще раз, не торопясь, посмотрим на него. Надеюсь, что стихотворение армянского поэта Георгия Поженяна поможет вам ощутить величие и красоту морской стихии.

Два цвета

Есть у моря свои законы,

Есть у моря свои повадки.

Море может быть то зелёным,

С белым гребнем на резкой складке,

То без гребня свинцово-сизым

С мелкой рябью волны гусиной,

То задумчивым светло-синим

Чуть колышимым легким бризом.

Море может быть в час заката

То лиловым, то красноватым,

То молчащим, то говорливым,

С гордой гривой в часы прилива.

Море может быть голубое!

И порою в дневном дозоре

Глянешь за борт – и под тобою:

То ли небо, а то ли море.

Но бывает оно и чёрным,

Черным, мечущимся, покатым,

Неумолчным и непокорным,

Поднимающимся, горбатым

  1. Подведение итогов урока.

Учитель Музыки: Давайте подведем итог: как вы представляете себе планету разноцветной музыки? (ответы детей)

Музыка - не просто шум и не только пение:

В музыке сплетаются чувства, настроения.

Целый мир добра и зла с былями и сказками

Музыка рисует нам звуками, как красками.


  • Выставка работ учащихся на доске.

Посмотрите какие интересные и разные получились ваши работы! Сколько в них ярких красок, радости, смелости, жизни!

  • Рефлексия.

Учитель ИЗО: Давайте попробуем нарисовать своё настроение.

И снова обратимся к схеме «выражение лиц»: выберите букву, которая соответствует вашему настроению под конец урока, и запишите на том же листике, на котором была сделана пометка в начале урока. Сравните: улучшилось ваше настроение или ухудшилось, а, может, осталось таким же, как и в начале урока.

Молодцы!

Уистлер Джеймс (американский художник) утверждал, что в природе содержатся краски и элементы всех картин, как в клавиатуре рояля – все музыкальные произведения. И дело художника, его призвание – суметь выбрать и умело сгруппировать эти элементы, подобно тому, как музыкант из хаоса создает мелодию.


Учитель Музыки: «Нет рубежей между искусствами, - говорил Чюрленис.- Музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру. Живопись тоже может иметь такую же архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки».


8


Интегрированный урок по изобразительному искусству и музыке на тему "Планета разноцветной музыки. Цветомузыка" (6 класс)
  • ИЗО, МХК
Описание:

В уроке очень тесно переплетается мир звуков и мир красок, что даёт возможность учащимся почувствовать эту тонкую грань между двумя искуствами, объединёнными одной целью - сделать этот мир ещё прекраснее. Учащиеся под музыку выполняют творческую работу в технике "монотипия"; разгадывают кроссворд, читают стихи, выступают с сообщением о жизни и творчестве композитора Л. ван Бетховена, поют песни, играют на музыкальном инструменте, учатся анализировать картины М. Чюрлёниса, И.Айвазовского, сопоставлять музыкальные произведения с живописными произведениями. В начале и в конце урока учащиеся выбирают по предложенной схеме своё "выражение лица", тем самым показывая своё настроение и отношение к уроку.

Автор Алёхина Елена Фёдоровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 490
Номер материала 50237
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓