Главная / Начальные классы / Интегрированный урок по ИЗО "Многоликая персона" ( русская матрёшка).

Интегрированный урок по ИЗО "Многоликая персона" ( русская матрёшка).

hello_html_m3a1a1f22.gif



































С. Конёво , 2014 год

Пояснительная записка:

Тема урока: Многоликая персона. На уроке учащиеся познакомятся с русской матрешкой, узнают историю появления матрёшки, изготовление, традиционные росписи, разновидности матрешек. Рисование матрешки на следующем уроке.

Урок предназначен для учащихся 2 класса, программа по изобразительному искусству, УМК «Перспективная начальная школа». В основе конкурсной разработки - учебник по Изобразительному искусству для 2 класса, авторы В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, (стр. 32, 33. Декоративное рисование).

Форма урока- интегрированный урок, включающий в себя элементы начальной информатики, русского языка, литературного чтения.

Цель:

  • Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, воздающему красоту на радость людям.

Задачи:

  • Углубить знания о русской народной деревянной игрушке.

  • Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

  • Учить сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

  • Обучать умению выделять характерные средства художественной выразительности в работе народных мастеров.

  • Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях Семеновских мастеров.

  • Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

  • Закрепить знания, полученные на уроках информатики: кодирование, декодирование, нахождение предмета по координатам, прямые и обратные действия.


  • Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, клип « Матрёшки», деревянные матрешки.








Ход урока

Слайд 1. Тема урока таинственная, загадочная – «Многоликая персона». Кто из вас может объяснить значение слова «персона»?

Дети : Это личность или отдельно взятый человек.

Учитель: А как объяснить значение слова «многоликая»?

Дети: Много лиц.

Учитель: Так кто же эта многоликая персона? Нам предстоит узнать, а помогут нам в этом знания, приобретенные на уроках информатики.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Сейчас вы должны найти предмет по данным координатам: у стены, третий стеллаж слева, вторая полка снизу, среди книг. (Ученик по координатам находит записку).

Учитель: Что в записке, которую ты нашел?

Дети: Здесь написаны цифры.


14

1

20

18

7

26

12

1


Учитель: Это не просто цифры, это зашифрованное слово. А как по-другому мы называем шифрование слов?

Дети: Кодирование.

Учитель: Нам нужно выполнить операцию, обратную кодированию. Как она называется?

Дети: Декодирование.

Учитель : Правильно. А чтобы расшифровать или декодировать это слово, нужен ключ к разгадке.

Слайд 2.

Как вы думаете, а зачем я приготовила алфавит, в котором каждая буква имеет свой номер?

Дети: Это ключ.


А

1

Б

2

В

3

Г

4

Д

5

Е

6

Ё

7

Ж

8

З

9

И

10

Й

11

К

12

Л

13

М

14

Н

15

О

16

П

17

Р

18

С

19

Т

20

У

21

Ф

22

Х

23

Ц

24

Ч

25

Ш

26

Щ

27

Ь

28

Ъ

29

Ы

30

Э

31

Ю

32

Я

33




Обучающиеся расшифровывают слово «матрешка»

Учитель: Молодцы! Можете ли вы теперь сказать, кто эта многоликая персона?

Дети: Да! Это матрешка. (На стол выставляются матрешки).


Слайд 3. Посмотрите, пожалуйста, клип « Мы матрёшки»

Основная часть.

Слайд 4.

Учитель. А сейчас мы с вами узнаем об истории появления матрешки. Вам нужно внимательно слушать и запоминать, потому что сведения будут нужны для выполнения заданий и для выполнения задания « раскраска-тренажёр».

Матрешка – самая знаменитая русская игрушка. А знаете ли вы, ребята, сколько ей лет? В 2008 году исполнилось 110 лет, как появилась в России на свет первая матрешка. А придумали матрешку вот как.

В конце ХIХ века в Москве был магазин-мастерская «Детское воспитание», где работали лучшие мастера, художники и педагоги. Они придумывали для детей замечательные игрушки.

Слайд 5.

В эту мастерскую привезли из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находились еще четыре фигурки, вложенные одна в другую. Это были такие же добродушные мудрецы мал мала меньше. Эти фигурки понравились и взрослым, и детям. Так Фукурума стал прообразом нашей матрешки. Хоть игрушка и была привезена с далекого острова Хонсю, сами японцы утверждают, что такую игрушку выточил безвестный русский монах.

Слайд 6.

В 1898 году игрушечных дел мастер Василий Звездочкин вырезал вручную из дерева первую русскую матрешку. А расписал её художник Сергей Малютин. Он и назвал её матрешкой от русского имени Матрена, Матрёша – статная, дородная русская красавица. В основе этого имени лежит латинское слово «mater» – мать. Потому в народе имя Матрена ассоциировалось с матерью, причем многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь помногу детей.

Слайд 7.

Первая русская матрешка похожа на простую крестьянскую девочку в сарафане и платке, с черным петухом в руках. А внутри её устроились: старшие дочки-помощницы – в фартучке, с серпом, с плошкой, мальчонка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами – добродушными, задумчивыми, веселыми, смышлеными…

Учитель:

каждый с детства знает, что матрешка – это разборная игрушка. Какие действия нужно выполнить с матрешкой, чтобы это доказать?

Дети: Разобрать её. Выходят два ученика. Игра «Кто быстрее разберет матрешку».

Учитель: есть ли у этого действия обратное? Какое?

Дети. Собрать матрешку. Выходят два ученика. Игра «Кто быстрее соберет матрешку».

Учитель: Прямые и обратные действия доказали, что матрешка – не просто игрушка, а какая?

Дети: Разборная, многосоставная.



Слайд 8.

Матрешка быстро завоевала популярность в России. Из Москвы она переехала в Сергиев Посад. Там был крупнейший в России центр по производству игрушек. Сергиево-Посадские матрешки были восьмиместные, наряженные в сарафан или в юбку с кофтой, передник, на голове платок. Матрешка не лентяйка, в руках у нее то серп и хлебные колосья, то каравай, то уточка или петушок, то корзина с грибами-ягодами.

Слайд 9.

Затем появились матрешки и в других районах России: семеновские, полхов-майданские, тверские. Семеновские и полхов-майданские матрешки темноволосы, а тверские – голубоглазые блондинки.

Слайд 10.

Сначала расскажу вам о матрешке семеновской. Она отличается от Сергиево-Посадских. Эта матрешка более стройная. Брови дугой, рот бантиком, малиновый румянец. Темные волосы аккуратно уложены под платок, а на передничке её всегда букет ярких цветов. Цветов в букете нечетное количество и направлен он влево.

Слайд 11.

Семеновский промысел дошел и до села Полхов-Майдан, что в 100 км от старинного русского города Мурома. Там точили матрешек удлиненных, с маленькой головой. Форма этих матрешек напоминает кегли. Отличает эту матрешку от других не только форма, но и изображение полушалка (небольшая шаль) на голове, лицо обрамляют кудри – это деталь старинного женского муромского костюма. Основные цвета росписи – фиолетовый, алый, желтый, голубой. Передняя часть сарафана украшена цветами и ягодами – шиповником, колокольчиками, ромашками, клубникой…

Слайд 12.

Там матрешка, здесь матрешка, а посмотришь – разные. Вот какая интересная и многоликая персона наша матрешка. И всегда она весела, празднична, нарядна.

Про Матрешку придумали потешку:

Шли матрешки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И еще Матрешечка!

А сейчас ребята, расскажите, потешки, которые вы приготовили дома к этому уроку.

Слайд 13.

Задание на внимание. Найдите среди нарисованных матрешек двух одинаковых. Кто знает, к какому промыслу относятся эти матрешки?

Слайд 14.

А теперь, прежде чем я расскажу вам о необычных матрешках и её рекордах, посмотрите, как изготавливают матрешку. Сначала из липового чурбака мастер вытачивает формочки, начиная с самой маленькой, неразъемной, а затем матрешку расписывают художники.

Слайд 15.

Если первые матрешки изображали девушек в русских сарафанах с корзинками, букетами, серпами, то позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни, рассказывающие о временах года, о крестьянском быте, о веселых ярмарках и народных праздниках.

Слайд 16

Прекрасны матрешки, расписанные под «Гжель», «Хохлому», «Жостово». А как хороши «Суздальские наряды»!

Слайд17.

Были сделаны серии матрешек по мотивам любимых детских сказок: «Репка», «Курочка-Ряба», «Конек-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик».

Слайд 18.

Узнаете ли вы героев мультфильмов? Правильно, это Винни-Пух и Чебурашка. А еще существуют матрешки, изображающие животных.

Слайд 19.

Есть матрешки с изображением царской семьи и видных политических деятелей.

Слайд 20.

Существуют матрешки, на которых изображены памятники культуры нашего народа.

Слайд 21. А вот новогодние матрёшки.

Слайд 22.

Кажется о матрешках сказано уже все, и давно сказано, но оказывается, в самом центре Москвы есть не совсем обычные матрешки. Это гигантские, уникальные матрешки и придумал их художник Борис Краснов. Эти матрешки представляли Россию на национальной выставке в Париже в 2010 году. Первое впечатление, это какие же они высокие, громадные, рост каждой матрешки от шести до тринадцати метров. Если присмотреться, то видим, что каждая их них выполнена в разном стиле соответствующая тому или иному российскому народному промыслу. Здесь мы наблюдаем и хохлому, и жостово, и гжель и др.

Слайд 23.

Мы сегодня много нового и интересного узнали о матрешке. Посмотрите на неё и назовите её признаки.

Дети. Красивая, разноцветная, деревянная, разборная, многосоставная, русская, расписная, веселая, румяная и т.д .

Слайд 24.

Учитель : Кто из вас был внимателен на уроке, тот сможет ответить на вопросы

раскраски- тренажёра « Матрёшка». На слайде написан вопрос . При нажатии на правильный ответ раздаётся звон колокольчиков и происходит раскрашивание элемента матрёшки. При неправильном ответе раздаётся звук барабанов.


Слайд 25 -39. Вопросы раскраски:

1. В каком городе была изготовлена первая русская матрешка?

( Москва, Санкт-Петербург)


2. Как фамилия художника, расписавшего первую русскую матрешку?

(Богданов, Малютин)

3. От какого русского имени произошло название матрешки?

(Матрёна, Марья)

4. Как называется заграничная игрушка, которая стала прообразом русской

матрешки?

( Фукурума, Фудзияма).

5. Из какого природного материала изготавливают матрешек?

( камень, дерево)

7. Какой головной убор носят матрешки?

( платок, шляпа)

8. Чаще всего, в какой наряд одета матрешка?

(платье, сарафан)


Слайд 40.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.


Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.


Из обычной детской забавы матрёшка превратилась в предмет искусства. Её расписывают профессиональные художники, живописцы и мастера народных промыслов. В матрешке, как и прежде, есть сказочность и загадка, а яркие насыщенные краски придают её теплоту и солнечность.

Итог занятия.

Слайд 41.

Учитель: Вы все хорошо потрудились на уроке. Многое вспомнили, многое узнали. А теперь, выберите изображение, соответствующее вашему настроению, и мы узнаем, понравился ли вам этот урок.



Список литературы

1. Водолазская И. В. Урок-праздник «Русские матрешки» // Начальная школа. – 2006. – № 1. – с. 70.

2. Драненко Л. С. Праздник русской матрешки // Начальная школа приложение к «Первому сентября». – 2005. – № 11. – с. 14.

3. Матрешка: ярмарка матрешек // Внеклассные мероприятия. 3 класс. – М.: ВАКО, 2005. с. 48. – (Мозаика детского творчества).

4. Антонова И. Русская матрешка // Мурзилка. – 2005. – № 3. – Галерея искусств Мурзилки.

5. Клепа в мире игрушек. – 2004. – № 74.

6. Гена и Чебурашка в «Музее матрешки» // Простоквашино. – 2003. – № 10.

7. Аксюченко В. Н. Праздник русской матрешки // Начальная школа. – 2002. – № 9. – с. 92.

8. Берестов В. Отворяй, лиса, калитку: стихи. – М.: Стрекоза, 1999. – с.28.

Интегрированный урок по ИЗО "Многоликая персона" ( русская матрёшка).
  • Начальные классы
Описание:

Интегрированный урок, включающий в себя элементы начальной информатики, русского языка, литературного чтения.Урок предназначен для учащихся 2 класса, программа по изобразительному искусству, УМК   «Перспективная начальная школа». В основе  разработки -  учебник по Изобразительному искусству для 2 класса, авторы В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина,  (стр. 32, 33. Декоративное рисование).  На уроке учащиеся познакомятся с русской матрешкой, узнают историю появления матрёшки, изготовление, традиционные росписи,  разновидности  матрешек.

 

Автор Бодурова Елена Евгеньевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 358
Номер материала 42551
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓