Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИнтегрированный урок по ИЗО "Многоликая персона" ( русская матрёшка).

Интегрированный урок по ИЗО "Многоликая персона" ( русская матрёшка).

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

«МНОГОЛИКАЯ 

ПЕРСОНА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                С. Конёво , 2014 год

Пояснительная записка:

Тема урока: Многоликая персона.  На уроке учащиеся познакомятся с русской матрешкой, узнают историю появления матрёшки, изготовление, традиционные росписи, разновидности матрешек. Рисование матрешки на следующем уроке.

Урок предназначен для учащихся 2 класса, программа по изобразительному искусству, УМК «Перспективная начальная школа». В основе конкурсной разработки - учебник по Изобразительному искусству для 2 класса, авторы В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина,  (стр. 32, 33. Декоративное рисование).

Форма урока- интегрированный урок, включающий в себя элементы начальной информатики, русского языка, литературного чтения.

Цель:

ü Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, воздающему красоту на радость людям.

Задачи:

ü    Углубить знания о русской народной деревянной игрушке.

ü    Познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

ü    Учить сравнивать матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

ü    Обучать умению выделять характерные средства художественной выразительности в работе народных мастеров.

ü    Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях Семеновских мастеров.

ü    Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

ü    Закрепить знания,  полученные на уроках информатики: кодирование, декодирование, нахождение предмета по координатам, прямые  и обратные действия.

 

ü    Оборудование:  интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, клип « Матрёшки», деревянные  матрешки.

 

 

                                                 

 

 

 

 

Ход урока

Слайд 1. Тема урока таинственная, загадочная – «Многоликая  персона». Кто из вас может объяснить значение слова «персона»?

 Дети : Это личность или отдельно взятый человек.

Учитель: А как объяснить значение слова «многоликая»?

 Дети: Много лиц.

Учитель: Так кто же эта многоликая персона? Нам предстоит узнать, а помогут нам в этом знания, приобретенные на  уроках информатики.

2. Актуализация  опорных  знаний.

Учитель: Сейчас вы должны найти предмет по данным координатам: у стены, третий стеллаж слева, вторая полка  снизу, среди  книг. (Ученик по координатам находит записку).

Учитель: Что в записке, которую ты нашел?

Дети: Здесь написаны цифры.

 

14

1

20

18

7

26

12

1

 

Учитель: Это не просто цифры, это зашифрованное слово. А как по-другому мы называем шифрование слов?

Дети: Кодирование.

Учитель: Нам нужно выполнить операцию, обратную кодированию. Как она называется?

Дети: Декодирование.

Учитель : Правильно. А чтобы расшифровать или декодировать это слово, нужен ключ к разгадке.

Слайд 2.

Как вы думаете, а зачем я приготовила алфавит, в котором каждая буква имеет свой номер?

Дети: Это ключ.

 

А

1

Б

2

В

3

Г

4

Д

5

Е

6

Ё

7

Ж

8

З

9

И

10

Й

11

К

12

Л

13

М

14

Н

15

О

16

П

17

Р

18

С

19

Т

20

У

21

Ф

22

Х

23

Ц

24

Ч

25

Ш

26

Щ

27

Ь

28

Ъ

29

Ы

30

Э

31

Ю

32

Я

33

 

 

 

Обучающиеся расшифровывают слово «матрешка»

Учитель: Молодцы! Можете ли вы теперь сказать, кто эта многоликая персона?

Дети: Да! Это матрешка.  (На стол выставляются  матрешки).

 

Слайд 3. Посмотрите, пожалуйста, клип « Мы матрёшки»

                                              Основная  часть.

Слайд 4.

Учитель. А сейчас  мы с вами узнаем об истории появления матрешки. Вам нужно внимательно слушать и запоминать,  потому что сведения будут нужны для выполнения заданий и для выполнения задания « раскраска-тренажёр».

 Матрешка – самая знаменитая русская игрушка. А знаете ли вы, ребята, сколько ей лет? В 2008 году  исполнилось 110 лет, как появилась в России на свет первая матрешка. А  придумали матрешку вот как.

В конце ХIХ века в Москве был магазин-мастерская «Детское  воспитание», где работали лучшие мастера, художники и педагоги. Они придумывали для детей замечательные игрушки.

Слайд 5.

В эту мастерскую привезли из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова  вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находились еще четыре фигурки,  вложенные одна в другую. Это были такие же добродушные мудрецы мал мала меньше. Эти фигурки понравились  и  взрослым, и детям. Так Фукурума стал прообразом нашей матрешки. Хоть игрушка и была привезена с далекого острова Хонсю, сами японцы утверждают, что такую игрушку выточил безвестный русский монах.

Слайд 6.

В 1898 году игрушечных дел мастер Василий Звездочкин вырезал вручную из дерева первую русскую матрешку. А расписал её художник Сергей Малютин. Он и назвал её матрешкой от русского имени Матрена, Матрёша – статная,  дородная русская красавица. В основе этого имени лежит латинское слово «mater» – мать. Потому в народе имя Матрена ассоциировалось с матерью, причем многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь помногу детей.

Слайд 7.

Первая русская матрешка похожа на простую крестьянскую девочку в сарафане и  платке, с черным петухом в руках. А внутри её устроились: старшие дочки-помощницы – в фартучке, с серпом, с плошкой, мальчонка в косоворотке, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами – добродушными, задумчивыми, веселыми, смышлеными…

Учитель:

каждый с детства знает, что матрешка – это разборная игрушка. Какие действия нужно выполнить с матрешкой, чтобы это доказать?

Дети: Разобрать её. Выходят два ученика. Игра «Кто быстрее разберет матрешку».

Учитель: есть ли у этого действия обратное?  Какое?

Дети. Собрать матрешку. Выходят два ученика. Игра «Кто быстрее соберет матрешку».

Учитель: Прямые и обратные действия доказали, что матрешка – не просто игрушка, а какая?

Дети: Разборная, многосоставная.

 

 

Слайд 8.

 Матрешка быстро завоевала популярность в России. Из Москвы она переехала в Сергиев Посад. Там был крупнейший в России центр по производству игрушек. Сергиево-Посадские матрешки были восьмиместные, наряженные в сарафан или в юбку с кофтой, передник, на голове платок. Матрешка не лентяйка, в руках у нее то серп и хлебные колосья, то каравай, то уточка или петушок, то корзина с грибами-ягодами.

Слайд 9.

Затем появились матрешки и в других районах России: семеновские, полхов-майданские, тверские. Семеновские и  полхов-майданские матрешки темноволосы, а тверские – голубоглазые  блондинки.

Слайд 10.

Сначала расскажу вам о матрешке семеновской. Она отличается от Сергиево-Посадских. Эта матрешка более стройная. Брови дугой, рот бантиком, малиновый румянец. Темные волосы аккуратно уложены под платок, а на  передничке её всегда букет ярких  цветов. Цветов в букете  нечетное количество и направлен он влево.

Слайд 11.

Семеновский промысел дошел и до села Полхов-Майдан, что в 100 км от старинного русского города Мурома. Там точили матрешек удлиненных, с  маленькой  головой. Форма этих матрешек напоминает кегли. Отличает эту  матрешку от других не только форма, но и изображение полушалка (небольшая  шаль) на голове, лицо обрамляют кудри – это деталь старинного женского муромского костюма. Основные цвета росписи – фиолетовый, алый, желтый, голубой. Передняя часть сарафана украшена цветами и ягодами – шиповником, колокольчиками, ромашками, клубникой…   

Слайд 12.

Там матрешка, здесь матрешка, а посмотришь – разные. Вот какая интересная  и многоликая персона наша матрешка. И всегда она весела, празднична, нарядна.

Про Матрешку придумали потешку:

Шли матрешки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И еще Матрешечка!

А сейчас ребята, расскажите, потешки, которые вы приготовили дома к этому уроку.

Слайд 13.

Задание на внимание. Найдите среди нарисованных матрешек двух одинаковых. Кто знает, к какому промыслу относятся эти матрешки?

Слайд 14.

А теперь, прежде чем я расскажу вам о необычных матрешках и её рекордах, посмотрите, как изготавливают матрешку. Сначала из липового чурбака мастер вытачивает формочки, начиная с самой маленькой, неразъемной, а затем матрешку расписывают художники.

Слайд 15.

 Если первые матрешки изображали девушек в русских сарафанах с корзинками, букетами, серпами, то позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни, рассказывающие о временах года, о крестьянском быте, о веселых ярмарках и народных праздниках.

Слайд 16

Прекрасны матрешки, расписанные под «Гжель», «Хохлому», «Жостово». А как хороши «Суздальские наряды»!

Слайд17.

Были сделаны серии матрешек по мотивам любимых детских сказок: «Репка», «Курочка-Ряба», «Конек-Горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик».

Слайд 18.

Узнаете ли вы героев мультфильмов? Правильно, это Винни-Пух и Чебурашка. А еще существуют матрешки, изображающие животных.

Слайд 19.

 Есть матрешки с изображением царской семьи и видных политических деятелей.

Слайд 20.

Существуют матрешки, на которых изображены  памятники культуры нашего народа.

Слайд 21. А вот  новогодние матрёшки.

Слайд 22.

Кажется о матрешках сказано уже все, и давно сказано, но оказывается, в самом центре Москвы есть не совсем обычные матрешки. Это гигантские, уникальные матрешки и придумал их художник Борис Краснов. Эти матрешки представляли Россию на национальной выставке в Париже в 2010 году. Первое впечатление, это какие же они высокие, громадные, рост каждой матрешки от шести до тринадцати метров. Если присмотреться, то видим, что каждая их них выполнена в разном стиле соответствующая тому или иному российскому народному промыслу. Здесь мы наблюдаем и хохлому, и жостово, и гжель и др.

Слайд 23.

Мы сегодня много нового и интересного узнали о матрешке. Посмотрите на неё и назовите её признаки.

Дети. Красивая, разноцветная, деревянная, разборная, многосоставная, русская, расписная, веселая, румяная  и т.д .

Слайд 24.

Учитель : Кто из вас был внимателен на уроке, тот сможет ответить на вопросы

раскраски- тренажёра « Матрёшка». На слайде написан вопрос . При нажатии на правильный ответ раздаётся звон колокольчиков и происходит раскрашивание элемента матрёшки. При неправильном ответе раздаётся звук барабанов.

 

Слайд 25  -39.        Вопросы раскраски:

1. В каком городе была изготовлена первая русская матрешка?

( Москва, Санкт-Петербург)

 

2. Как фамилия художника, расписавшего первую русскую матрешку?

 (Богданов, Малютин)

3. От какого русского имени произошло название матрешки?

 (Матрёна, Марья)

4. Как называется заграничная игрушка, которая стала прообразом русской

    матрешки?

( Фукурума, Фудзияма).

5. Из какого природного материала изготавливают матрешек?

     ( камень, дерево)

7. Какой головной убор носят матрешки?

    ( платок, шляпа)

8. Чаще всего, в какой наряд одета матрешка?

(платье, сарафан)

 

Слайд 40.                  

 Велика Россия наша,

     И талантлив наш народ.

   О Руси родной умельцах

     На весь мир молва идет.

 

 Наша русская матрешка

     Не стареет сотню лет.

     В красоте, в таланте русском

     Весь находится секрет.

 

Из обычной детской забавы матрёшка превратилась в предмет искусства. Её расписывают профессиональные художники, живописцы и мастера народных промыслов. В матрешке, как и прежде, есть сказочность и загадка, а яркие насыщенные краски придают её теплоту и солнечность.

 Итог занятия.

Слайд 41.

Учитель: Вы все хорошо потрудились на уроке. Многое вспомнили, многое узнали. А теперь, выберите изображение, соответствующее вашему настроению, и мы  узнаем, понравился ли вам этот урок.

JL

Список литературы

1. Водолазская И. В. Урок-праздник «Русские матрешки» // Начальная школа. – 2006. – № 1. –  с. 70.

2. Драненко Л. С. Праздник русской матрешки // Начальная школа приложение к «Первому сентября». – 2005. – № 11. – с. 14.

3. Матрешка: ярмарка матрешек // Внеклассные мероприятия. 3 класс. – М.: ВАКО, 2005. с. 48. – (Мозаика детского творчества).

4. Антонова И. Русская матрешка // Мурзилка. – 2005. – № 3. – Галерея искусств Мурзилки.

5. Клепа в мире игрушек. – 2004. – № 74.

6. Гена и Чебурашка в «Музее матрешки» // Простоквашино. – 2003. – № 10.

7. Аксюченко В. Н. Праздник русской матрешки // Начальная школа. – 2002. – № 9. –  с. 92.

8. Берестов В. Отворяй, лиса, калитку: стихи. – М.: Стрекоза, 1999. – с.28.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок по ИЗО "Многоликая персона" ( русская матрёшка)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ученый секретарь

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Интегрированный урок, включающий в себя элементы начальной информатики, русского языка, литературного чтения.Урок предназначен для учащихся 2 класса, программа по изобразительному искусству, УМК   «Перспективная начальная школа». В основе  разработки -  учебник по Изобразительному искусству для 2 класса, авторы В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина,  (стр. 32, 33. Декоративное рисование).  На уроке учащиеся познакомятся с русской матрешкой, узнают историю появления матрёшки, изготовление, традиционные росписи,  разновидности  матрешек.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 021 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 349
    • DOCX 38.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бодурова Елена Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бодурова Елена Евгеньевна
    Бодурова Елена Евгеньевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 84124
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 285 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 102 человека

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 304 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 611 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Стратегии успешного B2C маркетинга: от MoSCoW до JTBD

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в медиакоммуникации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция классической музыки до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе