Главная / Физика / Интегрированный урок по физике и МХК:

Интегрированный урок по физике и МХК:

Интегрированный урок физики и МХК:

« Тепловые явления в физике и искусстве.» (Слайд 1)

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Тепловые явления», совершенствовать навыки чтения графиков различного типа, расширить кругозор.

Выявить умение учащихся распознавать физические явления испарения, кипения, конденсации в природе и художественных описаниях. Показать, что физические процессы, протекающие в природе, могут быть объяснены не только научным методом, но и переложены на язык художественной речи. (Слайд 2)

Ход урока

Учитель физики:

Про теплоту начнём рассказ,

Всё вспомним, обобщим сейчас.

Энергия! Работа до кипенья!

Чтоб лени наблюдалось испаренье!

Мозги не доведём мы до плавленья,

Их тренируем до изнеможенья!

Учитель МХК:

И все процессы с теплотой

В стихах сегодня и картинах.

Ведь физика и МХК , оказывается, – едины!


Учитель физики: Итак, сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания по теме : “Тепловые явления”, будем совершенствовать навыки чтения графиков различного типа и расширим ваш кругозор.

Учитель МХК: Вместе с этим мы постараемся распознать физические явления испарения, кипения, конденсации в природе и художественных описаниях, покажем, что физические процессы, протекающие в природе, могут быть объяснены не только научным методом, но и переложены на язык художественной речи.

Учитель физики: Начнём урок с разминки, которую я предлагаю провести в виде физического диктанта. Вы запишите все ответы на технологических картах урока, которые лежат перед вами. Запишите свою фамилию, имя и класс вверху листа. Вопросы будут дублироваться на экране для тех, кто не успел выслушать вопрос полностью. Прошу обойтись на этом этапе урока без обсуждения вопросов и комментариев к ним. Теперь приступим: ( Слайд 5-7 )

  1. В один стакан налита холодная вода, а в другой- горячая. В каком стакане вода обладает большей внутренней энергией?

  2. В каком чайнике вода быстрее нагреется в новом или в старом, стенки которого покрыты накипью?

  3. Тёплый воздух поднимается вверх, поэтому в комнатах у потолка теплее. Почему же в тропосфере, наоборот, теплее в нижних слоях?

  4. Весной в воздухе уже тепло, температура больше 0 С, а на реках, озёрах лёд ещё стоит? Чем это объяснить?

  5. Как объяснить, что во время ледохода, весной, вблизи реки бывает холоднее, чем вдали от неё?

  6. Почему нам становится холодно, когда наша одежда намокнет?

  7. Почему сырые дрова «кипят» в печке и дают мало тепла?

  8. Зачем вспотевшую после езды лошадь, накрывают попоной?

  9. С какой стороны на оконных стёклах образуется зимой лёд?

  10. Отличается ли температура кипящей воды в чайнике от температуры пара, выходящего из него?

Проверьте себя и друга!( Слайд 8-9) Идёт взаимопроверка учащихся.

Учитель МХК : ( Слайд 10-11 )Шишкин «Крестовый остров в тумане «и «Туман в лесу»

Туман

Млечною мягкостью манит туман.
Может, он - правда, а может - обман.
Мнится, мерещится в мареве том
Масляный месяц, мерцающий дом.

Медленно в море тумана иду.
Может, до месяца я добреду?
Может быть, если не сбиться с пути,
Можно до сказки в тумане дойти?

В.Лунин.

Учитель МХК: кто такой Шишкин ? Что вы о нём знаете?

Иван Шишкин

Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.

  В. В. Стасов

 

    

   

 

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

    Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю.

К систематическим занятиям в московском «Училище живописи и ваяния» Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.

  В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. "Пейзажист - истинный художник, он чувствует глубже, чище",- записал он несколько позже в дневнике. "Природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы ...»

В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Пример тому - поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).Не раз он обращался в своих произведениях к такому явлению, как туман. В 1888 году Шишкин написал "Туман в сосновом лесу" и, этюд "Крестовский остров в тумане", в 1889 году - "Утро в сосновом лесу" и "Туман", в 1890 году - снова "Туман" и, наконец, "Туманное утро».

Учитель МХК: «Пейзажист — истинный художник, он чувствует глубже, чище... природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы ...», — говорил И.И. Шишкин.

Учитель физики: Что представляет собою туман? Давайте мы с вами покажем процесс нагревания, испарения и конденсации воды на графике:

График испарения для воды ,взятой при температуре 20 0 С и её конденсации и остывания до той же температуры.

( Слайд 12 для проверки и самопроверки.)

Учитель физики: (Слайд 13 с росой и ёжиком)

Посмотрите на слайд и скажите:

1.Какие явления наблюдаются на снимках ?

2.При каких условиях выпадает роса?

3.Что называется точкой росы?

4.Бывает ли роса перед дождём?

Учитель МХК: Этому явлению, утренней росе – посвящали стихи многие известные поэты. Кто готов прочитать стихи?

Ф.И. Тютчев

по зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш.

Тишь-безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом,–

На лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.”

Учитель физики: Итак,

  1. о какой физической величине мы можем говорить при наличии или отсутствии росы?

  2. Как находим влажность?

  3. Какими приборами? (Слайды 16-19 )Запишите приборы, измеряющие влажность, о которых вам известно, в технологическую карту.

Давайте создадим психрометрический гигрометр своими руками и сравним полученные показания с показаниями волосного гигрометра. Для этого выполним короткую лабораторную работу. План работы записан в ваших листах.

Лабораторная работа

Ход работы:

а) измерьте температуру воздуха в классе и запишите её значение;

б) закрепите вату на спиртовом резервуаре термометра и намочите её водой, положите в тарелку термометр и подождите 2-3 минуты;


Пока водяной пар испаряется с поверхности смоченной ватки, мы с вами в это время проведём физкультминутку. (музыка и гром, гроза и шум дождя) Физкультминутка : Посмотрите вверх. Там бегут облака, которые собираются в грозовые тучи! Провожаем их одними глазами, не двигая головой: вправо-влево ,вперёд- назад. Давайте поднимем руки и покачаемся как деревья перед грозой( Гром по компьютеру). Покажите теперь пальцами рук как текут капли по деревьям сверху вниз несколько раз, а затем - застучал град по крышам(ножками потопали). Но вот и прошла гроза, выглянуло солнышко, все заулыбались и продолжили работать.(Слайды 21-30 и музыка дождя)

в) водяной пар, испаряясь с поверхности ватки будет поглощать энергию термометра, вследствие чего показания термометра уменьшатся. Запишем значения температуры, показанные влажным термометром tвлаж ;

г) определите разницу между показаниями сухого и влажного термометров и запишите её

Δt= tсух - tвлаж ;

д) откройте психрометрическую таблицу в задачниках(или посмотрите на слайд 20) и определите влажность воздуха в кабинете, запишите полученное значение φ в %

е) сделайте вывод о выполненной работе.

Подводим итог и выясняем, что влажность воздуха в классе невелика для дождя в помещении.

Учитель МХК : так как речь идёт о дожде, то и можно дать слово поэтам и художникам, умеющим красочно описать это явление в природе.

Слайды с фоном перед дождём(21-30).

Тютчев «Люблю грозу в начале мая»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.


Учитель МХК: Чьи работы? Вы узнаёте их?

Слайды с картинами Левитана(27-30)

Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское.

Левитан избегал изображать внешне эффектные места. Ему это было не нужно. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине. Только хмурые перелески, бедные поля и покосившиеся избенки, грустящие под ситцевым небом. Левитан наполнил наш бедный пейзаж чувствами, и теперь уже никто не мог отвернуться от средней полосы России - у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран.

Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувеличения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим. Левитан умер в 1900 году, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры, словно подытожив искания лучших русских умов того времени.

Ученик:

Я люблю пейзажи Левитана:
В них осталась жить его душа.
Вот – чистейшей зелени поляна,
Я стою пред нею, чуть дыша.
Ничего вокруг не замечаю,
Вижу лишь околицу и лес,
И в закат навстречу им шагаю,
Растворившись в золоте небес.

Вера Логовская

Учитель физики: Золото небес и земли стало превращаться в серебро снежного ковра, стали замерзать реки и ручьи.

  1. Что же произошло с водой? (Отвердевание)

  2. Как называется этот процесс?(Кристаллизация)

  3. Бывает ли обратный процесс и как он называется?(Плавление)

Слайд Меньшиков в Берёзове(31). Посмотрите на картину и ответьте на вопросы:

  1. Греет ли шуба?

  2. Какой процесс демонстрирует наледь на окнах зимой?

  3. Почему по наледи судят о хозяине жилища: ленивый или нет?

Учитель МХК: Кто скажет чье это произведение? О чем эта картина?

Картина Сурикова „Меншиков в Березове" принадлежит к числу самых известных. Властный старик с беспорядочными космами седых волос и небритым подбородком, с гордой осанкой и неотступной думой на челе сидит, чуть откинувшись назад в своем низком кресле в тесной и темной избе. К нему прижалось трое детей. Мальчик, опустив глаза и подперев рукой голову, машинально счищает пальцем оплывший воск с подсвечника. Чернобровая белокурая девушка в костюме боярышни внимательно читает книгу, другая, с болезненно бескровным личиком, закуталась в шубку и прижалась к старику. В сущности, перед нами семейный портрет, но дети — как покинутые сироты, а их отец во власти угрюмого одиночества.

А ведь недавно Меньшиков был правой рукой самого Петра Первого, вершил судьбы людей государства Российского.

В углу, где теплятся лампады и блестят золотые оклады икон, словно уцелел кусок седой старины,

В устойчиво, низко сидящей фигуре отца преобладают твердость и несгибаемость воли, упорная, неотступная мысль. Своим обликом он говорит, что даже в этом унижении он ничего не забыл, ни от чего не отступился. Но сила Сурикова-живописца была в том, что для него живое чувство приобретало все свое значение лишь в той мере, в какой его можно было воплотить.

Учитель МХК: Ближние к нам - Меншиков и его старшая дочь, примостившаяся в ногах у отца, погружены в свои мысли, и уже осознают возможное будущее. Белое, грустное лицо любимой дочери, бывшей невесты Петра II – говорит о ее скорой смерти.

Угол, в котором они сидят, противопоставлен иконостасу с горящей лампадкой – последним в их жизни верхним светом. По ту сторону стола сидят сын и младшая дочь бывшего вельможи. Сын Меншикова безвольно теребит подсвечник с потухшей свечей, возможным намеком на скорое прекращение меньшиковского рода. И только младшая дочь Меншикова, расположившаяся под окном спиной к иконостасу читает, т.е. единственная из присутствующих совершает какое-то рациональное действие. Окно за ее спиной – символ покинутого внешнего пространства, туманной фортуны, которая будет к ней благосклонна, позволив вернуться в столицу и прожить счастливо.

. Суриков изобразил в рано ушедшей из мира дочери Меншикова свою жену, умершую спустя пять лет после написания картины. Всю дальнейшую жизнь художник проведет так же как и Меншиков с дочерьми, воспоминаниями и сокровенными мыслями.

Учитель физики: Обратите внимание на центр стола. Что мы там видим?

Какой процесс происходит со свечой, когда она горит?

Как меняется температура и внутренняя энергия вещества при плавлении?

Слайд с графиком плавления олова(33). Объяснить его.

Где в природе мы можем наблюдать процесс плавления ?

Что плавится внутри вулкана и как называется истекающее из его жерла вещество?

Учитель МХК: Можете ли вы назвать какие-нибудь картины с изображением извержения вулканов?(Тёрнер «Извержение Везувия»(34), Брюллов «Последний день Помпеи»)

Слайд Брюллов Последний день Помпеи.(35-36)
Брюллов «Последний день Помпеи»

24 августа 79 года произошло мощное извержение Везувия, уничтожившего цветущий город Помпеи, расположенный у подножия вулкана. Более полутора тысяч лет Помпеи оставались погребенными под слоем вулканической лавы и пепла. Впервые город был обнаружен совершенно случайно в конце XVI века при производстве земляных работ. Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всем мире. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города.Прибыл сюда и великий русский художник Карл Иванович Брюллов.

 В основу композиции он положил светоцветовые эффекты. Свет – один из героев картины. В ней взаимодействуют два источника света: холодный лимонно-жёлтый блеск, от вспыхнувшей молнии и более тусклое горяче-красное сияние потока лавы. Молния освещает передний план картины, вулкан окрашивает в огненные тона её глубину – панораму гибнущего города. Красный цвет доминирует – это и одежды героев картины. Гибель Помпеи в представлении Брюллова – это гибель всего античного мира, символом которого становится самая центральная фигура – прекрасная женщина, разбившаяся насмерть, упав с колесницы.

Брюллов потрясен внутренней красотой и самоотверженностью этих людей, не теряющих человеческого достоинства перед лицом неотвратимой катастрофы. В эти страшные минуты они думают не о себе, а порываются помочь своим близким, оградить их от опасности.
Герои картины у него разбиты на группы.

Художник видит и себя самого среди жителей Помпеи с ящиком красок и кистей на голове. Он здесь, рядом с ними для того, чтобы помочь, поддержать их дух.

Учитель физики: Посмотрите фотографии вулканов, на которых они смотрятся величественно и мрачно одновременно. В завершении урока давайте с вами разгадаем кроссворд, составленный для обобщения результатов урока:

РЕШИ КРОССВОРД(Слайд 43)

(там, где нужно будет в кроссворде, допишите по смыслу клетки и буквы)

Слайд(44, 45- музыка, опять 44)

Вопросы к кроссворду:

По горизонтали:

1. Что такое, расскажите, переход из газа в жидкость?

2. Как явление называется, когда в пар вода превращается

По вертикали:

1. Прямо с неба, свысока, на нас смотрят...

2. Он известен иногда, как замерзшая вода.

3. Время, когда снеговые горы тают, и не до сна.

4. Скажем, между нами, его много в бане.

Слайд (47)Релаксация

Учитель МХК: Если вы получили удовольствие от урока, то отметьте это. Зарисуйте звездочки красным цветом, если вам понравился урок, а если остались равнодушными , то- синим цветом.

Учитель физики: Спасибо за активное участие во время урока! Домашнее задание: §§25-26, написать конспект.



Г. Новошахтинск

28 ноября 2014 г.




Интегрированный урок «Физика и МХК»

«Тепловые явления в физике и искусстве»

Подготовили:

учитель физики Кузьменко Светлана Петровна;

Учитель МХК Масютина Наталья Геннадьевна.







2014-2015 учебный год

МБОУ СОШ № 7

Ростовская область

Интегрированный урок по физике и МХК:
  • Физика
Описание:

Урок-обобщение знаний и умений по теме "Тепловые явления и агрегатные состояния вещества".К нему прилагается технологическая карта урока и презентация. По предмету МХК данное мероприятие стало уроком получения новых знаний, а по физике- уроком -обобщением полученных знаний и умений.

Выбор  урока был ориентирован на актуализацию темы «Тепловые явления» по физике и открытие новых знаний по МХК.  Во время его проведения  был использован метод исследования и сравнения, где учащиеся анализировали, обобщали  и самостоятельно выделяли  описания физических явлений в природе с помощью художественного слова и картин великих мастеров- живописцев.  Вместе с этим, на уроке использовался графический метод описания перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое, практическое применение знаний этих преобразований  на примере психрометрического гигрометра, который ученики собирали самостоятельно.

Урок  начался  с  физического диктанта. Побор вопросов для него позволил  учащимся  повторить материал,  необходимый для  дальнейшей работы на уроке. (Использовался слайд и устный диктант). С задачей учащиеся справились успешно.

   На втором этапе урока «Исследование графика» была проведена  проверка умений составления  и чтения графика физических процессов, его анализа и нахождения  связи между физическими величинами. Работа с графиком позволила  активизировать деятельность учащихся,  способствовала применению полученных знаний  и их углублению.

На последующих  этапах урока ученикам были предложены к рассмотрению  на слайдах в презентации  картины русских пейзажистов с изображением физических явлений, по которым предусматривалось применение  и расширение знаний учащихся о художниках и их творчестве, умение видеть в изображениях красоту русской природы и процессы, происходящие в ней. Поиск информации развивает познавательный интерес, способствует  развитию ориентации в материале, умению работать с информацией.

Автор Кузьменко Светлана Петровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 445
Номер материала 36896
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓