Главная / Физика / Интегрированный урок по физиике и информатике по теме:"Трение-друг ты нам или не друг?"

Интегрированный урок по физиике и информатике по теме:"Трение-друг ты нам или не друг?"

План конспект интегрированного урока по физике и информатике

Класс: 7 класс

Раздел программы: “Взаимодействие тел”.

Тема урока: «Трение – друг ты нам или не друг?»

Тип урока: интегрированный

Авторы:

Кашинская В.И. учитель физики МАОУ Барыбинской СОШ, имеет первую квалификационную категорию.

Мельникова Ю.М. учитель информатики МАОУ Барыбинской СОШ, имеет первую квалификационную категорию.


Пояснительная записка.

Интегрированный урок предполагает комплексное использование знаний по информатике и физике. Материал урока показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Способствует повышению мотивации учения, формирует познавательный интерес учащихся, целостной научной картины мира и рассматривает явления с нескольких сторон.

Для его проведения учащиеся должны обладать теоретическими знаниями по физике, практическими умениями снимать показания приборов и делать выводы по результатам опыта. Уметь создавать компьютерные информационные модели, знать текстовый редактор, для построения таблицы.

За урок учащиеся получают оценки по физике и информатике.


Педагогические задачи:

  • создавать условия для развития коммуникативных способностей через работу в группе;

  • воспитывать уважительное отношение к партнерам, ответственность за результаты своего труда и труда товарищей;

Цели:

  • создать условия для применения знаний о силе трения, выяснить полезно трение или вредно, способы уменьшения вредного воздействия трения;

  • научиться выделять явления, в которых присутствует сила трения в природе и технике;

  • развивать умения находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах, развивать системность мышления.

Учебно-методическое обеспечение урока:

мультимедийный проектор, компьютеры, 4 презентации к уроку в программе PowerPoint,

конверты с заданиями, динамометр Бакушинского (3 шт.), набор грузов по механике, деревянный брусок, гладкая бумага, наждачная бумага, фрагменты мультфильмов.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.



План урока

  1. Организационный этап: (1 мин)

    1. Мотивация.

    2. Цели и задачи урока

  2. Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа с классом) (3 мин)

  3. Формирование новыхзнаний,умений и навыков:

    1. Проблемная ситуация (1 мин)

    2. Работа в группах (10 мин)

    3. Отчет групп о проделанной работе(3 мин)

    4. Разрешение проблемной ситуации (2 мин)

    5. Доклад ученика «Трение: полезно или вредно?» (презентация) (3 мин)

    6. Просмотр и обсуждение видеофрагментов (3 мин)

  4. Практическое задание с использованием компьютеров.(10 мин)

  5. Экспресс – диагностика (тест). (2 мин)

  6. Организация домашней работы учащихся (1 мин)

  7. Выставление оценок и заключительное слово учителя (1 мин)


Ход урока:

  1. Организационный этап (мотивация, цели и задачи урока), (Презентация 1):

Тема сегодняшнего урока «Трение – друг ты нам или не друг?». (Слайд 1) И цель нашего урока выяснить, когда трение нам друг. Научиться его распознавать и представлять информацию в различных видах.

  1. Актуализация опорных знаний(учитель физики)(фронтальная беседа с классом)

    1. Какую силу называют силой трения? (Слайд 2)

    2. На каком из рисунков правильно отображены силы, сопровождающие движение деревянного бруска. (Слайд 3)

    3. Назовите причины возникновения силы трения. (Слайд 4)

    4. Какие бывают виды трения? (Слайд 4)

  2. Формирование новых знаний, умений и навыков:

Проблемная ситуация (Слайд 5): Вот сколько интересного мы узнали о силе трения. Ученых издавна интересовало, от чего зависит сила трения. Леонардо да Винчи в 1500 году исследовал зависимость силы трения от материала, из которого изготовлены тела, от величины нагрузки на эти тела, от степени гладкости или шероховатости их поверхностей. А хотите знать, от чего зависит сила трения?

Работа в группах (Слайд 6)Давайте разобьемся на группы и выясним это, а потом сравним результаты нашего исследования с результатами Леонардо да Винчи. Учащиеся получают карточки для групповой работы.(Приложение 1)

Класс делится на три группы

1 группа: Сравнить силу трения покоя, скольжения, качания и вес тела.

Оборудование : динамометр, 2 груза, брусок деревянный, 2 круглых карандаша (палочки).

2 группа: Изучить зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Оборудование : динамометр, трибометр, брусок, 2 груза, лист бумаги, лист наждачной бумаги.

3 группа: Изучить зависимость силы трения от силы давления и выяснить зависит ли сила трения от площади трущихся поверхностей.

Оборудование : динамометр, трибометр, брусок, 2 груза.

Отчет групп о проделанной работе

Каждая группа докладывает о проведенном эксперименте по следующему плану:

  1. цель экспериментальной работы;

  2. порядок выполнения работы;

  3. получения результата, выводы (Слайды 7-9)

Разрешение проблемной ситуации(Слайд 10)

Леонардо да Винчи получил следующие результаты:

  • от площади не зависит;

  • от величины нагрузки зависит (пропорциональна ей);

  • от шероховатости поверхностей зависит.

(слайд 11)

Доклад ученика «Трение: полезно или вредно?» (Презентация 2)

Просмотр и обсуждение видеофрагментов

после просмотра видеофрагментов ответьте на вопросы:

  • что произошло с силой трения ( оно увеличилось или уменьшилось)

  • и почему?

Фрагменты мультфильмов:

Бобик в гостях у Барбоса (Здесь нужно отметить, что катание стало возможным, потому что уменьшилась сила трения за счет смазки из киселя)

Простоквашино (Машина плохо ехала по глубокому снегу, потому что большая шероховатость поверхности и как следствие большая сила трения)

  1. Практическое задание с использованием компьютеров.(учитель информатики) (презентация 3)(слайд 2):

На рабочем столе находится файл с практическим заданием, откройте его.(Приложение 2).

На основании информации, предоставленной в текстовой форме, составим табличную информационную модель. Таблица типа «объект – свойства».

Из чего состоит таблица? (строки, столбцы)

  1. Заголовок таблицы (Трение в природе и технике.)

  2. Заголовки графов и строк. (области проявления, друг, способы увеличения, враг, способы уменьшения вреда; техника, спорт, природа, живая природа).

Вам необходимо самостоятельно заполнить таблицу, распределив виды трения по категориям.

  1. Экспресс – диагностика (тест).(Презентация 4)

  2. Организация домашней работы учащихся.

Физика 7 (В.Перышкин) §29, вопросы.

  1. Выставление оценок и заключительное слово учителя.




Приложение 1

Группа 1. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые - 2 шт.

Порядок выполнения работы

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измерения запишите в тетрадь.

  3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок - два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

  4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

  5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

  1. Ответьте на контрольный вопрос: какая сила больше - вес тела или максимальная сила трения покоя; максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения; сила трения скольжения или сила трения качения?

  2. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).


C:\Documents and Settings\UserXP\Мои документы\Мои рисунки\тр 2.bmp

План доклада о проведенном эксперименте:

  1. цель экспериментальной работы;

  2. порядок выполнения работы;

  3. получения результата, выводы.


Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.

Порядок выполнения работы

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности линейки трибометра;

б) по гладкой бумаге;

в) по наждачной бумаге.

Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.


Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, Н

Дерево по дереву


Дерево по гладкой бумаге


Дерево по наждачной бумаге


3. Ответьте на контрольные вопросы:

  • Зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей? От шероховатости трущихся поверхностей?

  • Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?

4. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения
другим группам (цель работы, ход работы, результаты).


C:\Documents and Settings\UserXP\Мои документы\Мои рисунки\тр4.bmp

План доклада о проведенном эксперименте:

  1. цель экспериментальной работы;

  2. порядок выполнения работы;

  3. получения результата, выводы.

Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления и независимости от площади трущихся поверхностей

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.

Порядок выполнения работы

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него - груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.

  3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.

  4. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните его с результатом, полученным при выполнении пункта 3.

  5. Ответьте на контрольные вопросы:

  • Зависит ли сила трения скольжения от силы давления, если зависит, то как?

  • Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?

  1. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).


C:\Documents and Settings\UserXP\Мои документы\Мои рисунки\тр6.bmp

План доклада о проведенном эксперименте:

  1. цель экспериментальной работы;

  2. порядок выполнения работы;

  3. получения результата, выводы.



Приложение 2

Практическое задание.

Трение в природе и технике.

Техника:

останавливает автомобиль при торможении

заточка инструментов

песок с солью на дорогу

ускоряет износ деталей

шлифовка и полировка материалов

подшипники


Спорт:

кручёные подачи в волейболе, в теннисе

специальная обувь – бутсы с шипами

гидрокостюмы со сверхгладким покрытием

сопротивление воды при плавании

сопротивление воздуха при скоростном спуске на санях и горных лыжах


Природа:

корнеплоды силой трения удерживаются в почве

распространение семян (репейник) шероховатые поверхности растений

семена гороха, ореха благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения, перемещаются легко сами


Живая природа:

змеи могут передвигаться ползком

мешает в глотании пищи

хватательные органы жуков, клешни рака

когти

бугорки и чешуйки на теле

трение между суставами

тело рыб имеет обтекаемую форму и покрыто слизью



Интегрированный урок по физиике и информатике по теме:"Трение-друг ты нам или не друг?"
  • Физика
Описание:

Пояснительная записка.

Интегрированный урок предполагает комплексное использование знаний по информатике и физике. Материал урока показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Способствует повышению мотивации учения, формирует познавательный интерес учащихся, целостной научной картины мира и рассматривает явления с нескольких сторон.

Для его проведения учащиеся должны обладать теоретическими знаниями по физике, практическими умениями снимать показания приборов и делать выводы по результатам опыта. Уметь создавать компьютерные информационные модели, знать текстовый редактор, для построения таблицы.

За урок учащиеся получают оценки по физике и информатике.

 

Педагогические задачи:

·         создавать условия для развития коммуникативных способностей через работу в группе;

·         воспитывать уважительное отношение к партнерам, ответственность за результаты своего труда и труда товарищей;

Цели:

·         создать условия для применения знаний о силе трения, выяснить полезно трение или вредно, способы уменьшения вредного воздействия трения;

·         научиться выделять явления, в которых присутствует сила трения в природе и технике;

·         развивать умения находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах, развивать системность мышления.

Автор Кашинская Валентина Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 306
Номер материала 43902
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓