|
10-13
минут
|
Ребята, на прошлом занятии вы выбрали себе
задания для самостоятельной работы дома, проекты. Давайте, посмотрим что же у
нас получилось. Перед вами табличка, которую необходимо быстро заполнять во
время выступления учащихся, подготовивших домашнее задание, проекты.
№
|
Проекты учащихся
|
Оценка
проекта
|
Что
понравилось?
|
Что не
понравилось?
|
Новые
слова
|
1
|
Проект " История Преображенской церкви
села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"
|
|
|
|
|
2
|
Проект "Фрески Преображенской церкви
села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"
|
|
|
|
|
3
|
Проект "Иконы Преображенской церкви села
Подгорного Калачеевского района Воронежской области"
|
|
|
|
|
4
|
Проект по истории Преображенского храма села
Подгорного Калачеевского
района Воронежской области"
|
|
|
|
|
1. Проект " История Преображенской церкви
села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"
Слайд №6 (коллективная работа 3-4 учащихся)
2. Проект "Фрески Преображенской церкви
села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"
Слайд№7 (коллективная работа 3-4 учащихся)
3. Проект "Иконы Преображенской церкви
села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"
Слайд №8 (коллективная работа 3-4 учащихся)
Во время показа с 6 по 8 сладйд выступают
учащиеся с проектом по истории Преображенского храма села Подгорного
(коллективная работа 3-4 учащихся)
История села Подгорного и история его Преображенской церкви очень давняя.
После заселения слободы Подгорная в начале XVIII века появилась
необходимость в постройке храма. Царское правительство, в то время,
требовало наличие Божьего храма в каждом крупном населённом пункте. И
поэтому, сход граждан вынес решение построить церковь. Но за какие деньги?
Наши предки были люди небогатые, пожертвовать крупную сумму мог не каждый.
Со
временем выход нашёлся. В то время соседний Калач был уже застроен. В нём
проживало достаточно много богатых людей, занимавшихся хлебопашеством и
торговлей. Так как чернозёмные земли нашего края всегда высоко ценились, то
нашёлся один богатый человек, по прозвищу «Голый пан», который на выгодных
для него условиях получил за плату землю в пользование. Ему достался на
северной окраине слободы, на реке под Сапожковой горой квадрат земли 50
десятин, из которых 15 десятин были пригодны к использованию, а остальные
мелкие топкие болота, заросшие ольхой, вербой, лозой и камышами.
За
деньги, полученные от пана, общество слободы Подгорной купило на стороне
готовую деревянную церковь, которая в 1730 году, по другим данным в 1740
году уже стояла на площади. Название своё она получила в честь праздника
Преображения Господня.
Проходило
время, церковь ветшала, очень сильно увеличилось население Подгорного.
Общество слободы Подгорной вынесло решение о постройке кирпичной церкви. Она
строилась на средства верующих. Зажиточные крестьяне не особо были щедры,
чтобы пожертвовать церкви более солидные суммы, а у бедных давать было
нечего. Поэтому приходилось всё делать за счёт сбора денег «Церковниками» на
стороне. Выбранные люди из числа верующих ходили с колокольчиками по дворам
круглый год и собирали, кто, что даст на постройку, получалась за ряд лет
порядочная сумма денег. Преображенская церковь строилась 12 лет, после чего
достраивалась 2 раза. Окончательно церковь была достроена в 1822 году.
Преображенская церковь расположена в центре села. Имеет, характерную для
церквей юго-востока Воронежского края конца XVIII — начала XIX в.
объемную композицию. К вытянутой с севера на юг храмовой части (ядро храма и
приделы) примыкают три прямоугольные, со скругленными углами апсиды и широкая
трапезная — зимняя церковь. Ядро храма увенчано высоким световым восьмериком
с восьмилотковым куполом и восьмигранной глухой главкой. С запада к трапезной
примыкает трехъярусная колокольня с боковыми объемами первого яруса.
Колокольня завершена главкой на высокой восьмигранной ножке.
Декор фасадов выполнен в русском стиле, характерном для 3-й четверти XIX в.
Филенчатые пилястры фланкируют фасады всех объемов и членят приделы на
прясла, каждое из которых завершено фронтоном-кокошником. Тимпаны фронтонов
имеют ковровое орнаментальное заполнение штукатурными розетками и
полурозетками. Аналогичные фронтоны завершают северный и южный фасады первого
яруса колокольни. Фасады трапезной и апсид опоясывает несколько фризовых тяг.
Оконные проемы — арочные в рамках с килевидными архивольтами. Входы в
церковь с лучковыми перемычками, обрамлены пилястрами, на которые опираются
сандрики в формах барокко.
Церковь сделана из кирпича местного производства. Под горой (богатой красной
глиной) было налажено изготовление и обжиг кирпичей. Каким было строение, где
делали кирпичи нам не известно. Но ямы, из которых брали глину, видны до сих
пор.
Фундамент здания не высокий, примерно 50 сантиметров высотой, выложен из
известняка объёмом 100x50x50
сантиметров. Так как камень очень крепкий, то можно сделать вывод, что он
привезён из других мест. Наш местный камень для таких работ не подходит. За
период времени в 200 лет церковь не просела и не потрескалась только
благодаря фундаменту.
Стены храма имеют толщину боле полуметра. Окна зарешечены самодельными
коваными решётками, покрашенными в синий цвет (кое-где ещё видны следы
краски).
Полы в храме сохранились ещё со времён постройки. Сделаны они из местного
материала (вербы и дуба).
Наша церковь – трёхпрестольная. Её пределы освящены
в честь трёх праздников. Преображение Господне – в центре. С правой стороны
– предел «Святых Отцов I Вселенского
Собора». С левой стороны предел «Богоматери Скорбящей Всех Радостей».
Внутри храма находилось много фресок,
большинство сохранилось и до наших дней. Иконы, висевшие на громадных по
объёму колонах, были написаны на холсте масляными красками. В селе у местных
жителей до сих пор есть иконы из Преображенского храма. Центральную часть
храма украшал семирядный иконостас. Что было большой редкостью для сельских
храмов нашего района того времени. Два другие предела украшали трёхрядные
иконостасы. Красиво было и убранство церкви. Под центральным куполом
находилась большая люстра с подсвечниками. Точно такие же, но меньшего
размера люстры были в центральной части каждого предела.
Постановлением Главы администрации города Воронежа «О принятии под
государственную охрану памятников истории, археологии и архитектуры города
Воронежа» от 22.10.1992 № 472. Преображенской церкви присвоен № Р (Р – объект
культурного наследия регионального значения).
Закрылась церковь в 1936 году. Проект по восстановлению храма начал свою
работу в 2004 году. Храм был открыт в 2008 году.
Учитель: Ребята,
сдайте свои записи, они мне помогут оценить вашу работу по домашнему заданию
и разобрать на следующем уроке непонятное: слова, высказывания, уточнить
данные по темам.
|
|
15 минут
|
У ч и т
е ль.
Послушайте стихотворение. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. А какой
свой след вы хотели бы оставить на земле?
Говорят:
талант от Бога
Этим
дан, а этим нет ...
Всем
зато дана дорога
Кто
какой оставит след?
С.
Викулов.
В этой
четверти мы с вами знакомимся с тематической картиной.
- О
каком жанре мы говорили на прошлом уроке? (Об историческом)
- Какие
ещё жанры тематической картины вы знаете?· (Бытовой,
сказочно-былинный, религиозно-мифологический)
Учащимся
предлагается раздаточный материал, таблица, которую необходимо заполнить в
процессе объяснения нового материала.
№
|
Художники
|
Картины
|
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
4
|
|
|
5
|
|
|
6
|
|
|
7
|
|
|
8
|
|
|
Библия –
важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены
идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в
ценность человеческой личности. Библия как сама жизнь подсказывала
художникам, скульпторам, архитекторам наиболее важные, насущные для них
образы, оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали
творчество величайших мастеров мировой культуры: Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Рублёва, Крамского, Сурикова, Иванова.
Для европейского искусства, для картин, мозаик фресок Библейские темы давали
материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного
отношения к миру. В станковом искусстве Западной Европы и России здесь есть
богатейший ряд гениальных произведений. На сегодняшнем и последующих уроках
мы будем говорить о библейских темах в живописи и на следующем сами выполним
рисунки на сюжеты из Библии. Для этого вам было дано задание повторить
материал, изученный на уроках православной культуры, выбрать для себя
наиболее интересный сюжет для дальнейшего иллюстрирования. Но вначале, на
сегодняшнем уроке, мы познакомимся с творчеством знаменитых живописцев.
Слайд № 10
"Библейские темы в изобразительном искусстве"
1.
Леонардо да Винчи "Благовещение".
Сюжет картины
основан на Библиях 15 столетия. Архангел Гавриил явился к Деве Марии с
известием.
Он
становится на колени перед ней и сообщает ей благую весть о том, что она
выбрана чтобы родить Сына Бога. Сцена справа - соответствует архитектуре того
времени. Архангел Гавриил держит в руке лилию (символ чистоты Марии).
Леонардо впервые мастерски использовал пейзаж, усиливающий впечатление от
картины.
2.
Микеланджело Буонарроти "Отделение света от тьмы".
Сюжет из
Библии о сотворении первых людей на земле.
В образ
Бога - величественного, могучего стара, подчёркнут созидательный порыв,
выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и
давать жизнь человеку.
3. Питер
Пауль Рубенс "Поклонение пастухов".
Яркий,
пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных, тяжёлых фигур
в стремительном движении, эмоционально заряженной атмосферой. Резкие
контрасты света и тени наделяют картину эмоционально заряженной атмосферой.
Богатые краски наделяют изображение кипучей энергией. Хотя он и писал
грубоватые библейские сцены, но на холсте всегда была высочайшая жизненная
драма.
4.
Рембрандт Харменс ван Рейн "Возвращение блудного сына".
Рембрандт
«Возвращение блудного сына» История о блудном сыне представляет собой один из
самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками.
Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В Библии речь
идет о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть
наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и
распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно
приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю
свою жизнь в трудах. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но
возвратился к жизни». Точная дата написания картины не установлена, но
считается, что это одна из последних работ Рембрандта.
5.
Андрей Рублёв "Троица".
Главным
творением Андрея Рублева, вершиной его искусства явилась "Троица"
(1420-е), самая прекрасная и совершенная русская икона, исполненная в память
и почитание великого просветителя Руси преподобного Сергия Радонежского (XIV
в.). В "Троице" представлено триединое божество в образе трех
ангелов, восседающих вокруг стола с жертвенной чашей. Изображение на этой
иконе интерпретируется по-разному. Согласно одной из трактовок, ангел,
помещенные в центре, олицетворяет второе лицо Троицы - Бога-Сына, Иисуса
Христа. Левый ангел - это первое лицо Троицы - Бог-Отец, правый ангел -
Святой дух. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, триединого божества,
воспринималась как олицетворение духовного единства, согласия, взаимной любви
и смирения.
6.
Крамской Иван Николаевич "Христос в пустыне".
«Христос
в пустыне», «Мой Бог – Христос, - писал Крамской, - потому что Он сам
справился с дьяволом. Он черпает силу в Себе Самом…». Сюжет взят из
Евангелия. Рассказывает о том, как Спаситель в течение 40 дней после Крещения
был в пустыне, искушаемый дьяволом. Боролся. И победил.
7.
Суриков Василий Иванович "Милосердный самаритянин".
Сюжет картины написан на одну из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая в Евангелии
от Луки. Она рассказывает о
милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего
самарянина — представителя этнической группы,
которую евреи не признают единоверцами. По мнению некоторых богословов,
данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты встречаются у
всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых
разных национальностей и разных вероисповеданий».
8. Иванов Александр Андреевич "Явление
Христа народу".
На
полотне зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение
и располагающихся слушать пророка. А он говорит о том, что нужно встретить
некоего гостя, который еще вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все
обстоит так, как должно быть. Особое значение придавал А. Иванов
достоверности и выразительности пейзажа. Он "просиживал по нескольку
месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в
свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий
камешек и древесный листок". В первую очередь поражает композиционное
мастерство, с которым Иванов обращает множество четко индивидуализированных
персонажей к единой возвышенной цели. На весьма выгодном для картины
отдалении идет по жесткому каменистому пути Тот, путь Которого должен был
быть усеян цветами. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи всего
мира и умереть на кресте. Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком
расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и
решимость на подвиг? картина писалась 20 лет, о так и не была закончена. Но
всё равно считается одним из мировых шедевров.
|
7. Орг.
окончание урока
|
1 минута
|
Учитель: Ребята, мы с вами сегодня очень плодотворно поработали на
уроке. Хочется отметить всех, а особенно...
Духовные шедевры живописи, рассказы о родных
местах и произведениях искусства родного края делают нас добрее, нравственно
богаче. Вспомните: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же
воскресение начнётся уже сегодня в каждой семье, в каждой душе. Пусть
приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и
радости, в моменты трудного выбора своего пути.
Закончить урок хочется словами стихотворения
нашей поэтессы, землячки Босиковой М.Н.
Люблю мой край.
Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее,
солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река...
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
Лес весной шумит,
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.