Основные термины урока: Полонез,
вальс, мазурка, гавот, галоп, менуэт, полька.
Оборудование: Фортепиано,
ПК, презентация «Жанры танцевальной музыки».
Вид урока: Интегрированный.
Тип урока: Сообщение
новых знаний.
Возможная личностно-значимая проблема: Участие обучающихся в реальном живом порождении искусства,
повышение уровня социальной значимости культуры и искусства.
Список
литературы.
1. Воронина
И.А.. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – М., Искусство, 1980.
2. Васильева-Рождественская
М.В. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – 2-ое изд., пересмотренное. –
М., Искусство, 1987.
3. Г.
Регацциони, М.Анджело Росси, А. Маджони. Учимся танцевать бальные танцы.
Перевод с французского. – М., БММ АО, 2001.
4. Ивановский
Н.П. Бальный танец XVI – XIX вв. Под редакцией Ю.И.Слонимского. Рекомендовано в
качестве учебного пособия для хореографических учебных заведений. – М.,
Искусство, 1948.
5. Балы и
праздники в России. Книга-энциклопедия. - М. Аргументы и факты, 2000.
6. Колесникова
А.В. Бал в России: XVIII - начало XX века. – М. Искусство. 2005.
Ход урока.
I. Организационная часть урока: вход учащихся под музыку «Вальса»
П.И.Чайковского из «Детского альбома».
II. Преподаватель музыки: Ребята, давайте вспомним, какие три главные составляющие
музыки, 3 музыкальных жанра, которые являются ее фундаментом и без которых не
было бы такого жанрового разнообразия, которое существует в этом великом
искусстве?(Песня, танец марш).
Кто скажет, под какую музыку вы входили в класс? Кто ее автор, а
может кто-то назовет произведение? («Вальс» П, И. Чайковского из «Детского
альбома»).
Правильно. А скажите, вальс принадлежит к какому музыкальному
жанру? (Танец).
Сегодня нашим главным героем на уроке станет танец и мы вместе
совершим путешествие по этому удивительному и многообразному «миру».
Слайд 1
III. Работа над новым материалом.
Слайд2
Преподаватель хореографии:
Как вы думаете, почему люди так любят танцевать? (Танец – это
движение, пластика, красота и радость!).
А где мы встречаемся с этим жанром, часто ли мы сталкиваемся в
нашей повседневной жизни? (На всех праздниках, концертах, уроках ритмики и
хореографии...).
Вы правы. Танец всегда
привлекал людей. Еще из древне крестьяне кружили на площадях во время народных
праздниках под звуки народных инструментах. Конечно же танец – главное
действующее лицо на пышных балах в старинных замках и огромных дворцах.
П.м.: Многие из них дошли
и до наших дней. Они, конечно, отличаются друг от друга в зависимости от
страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где
их исполнял.
Вы получили задание сделать небольшие сообщения. Давайте
послушаем, ребят, совершив небольшое путешествие в историю танца.
Слайд 3
1 сообщение.
Глава 1. История танца, как вида искусства.
Уже на первом этапе своего существования танец пытался в
общественной форме отображать действительность, отбирать наиболее типические
его черты, придавать им определённый образ. Первой музыкой для танцующих были
звуки барабанов, шум звенящих браслетов и амулетов, первым гримом служила
раскраска лица, имитирующая кровь, а первым опытом актёрской выразительности -
подражание различным животным. Всё это довелось увидеть исследователям в начале
XX столетия у индейцев Бразилии и некоторых индейских племён Северной Америки.
Кроме подражательной, танец нёс и воспитательную функцию. Американский
исследователь запечатлел пример исполнения воинственного танца 33 шеренгами по
33 человека в каждой. Эта огромная масса танцующих, действуя удивительно
слаженно, отображала силу и мощь войска.
2 сообщение.
Рождение искусства танца
Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим
словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами
человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё
настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были
взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во всем времена был тесно связан с
жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу народа, у
которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялся
характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко
уходил в народное творчество.
Слайд 4
3 сообщение.
Танец в Средние века.
Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти;
изображение смерти, как и дьявола, постоянно встречается в средневековой
символике. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности; фигура
смерти появляется также в танцах многих первобытных обществ – например, до
сегодняшнего дня она играет большую роль в магических обрядах водуистов.
От Средневековья дошло множество историй о маниакальной одержимости танцем. Во
время христианских праздников народ внезапно начинал петь и танцевать у храмов,
мешая проходившей в них церковной службе. Эти безумные танцы наблюдались во
всех странах. В Германии они получили название «пляска св. Витта», а в Италии –
«тарантелла».
Средневековый танец оставался еще во многом импровизированным действом. Народ
любил хороводы, но устойчивых правил танца не существовало.
Слайд 5
4сообщение.
Танец в эпоху Возрождения.
В эпоху Возрождения большое значение приобретает бытовой танец. Без него не
обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества, достигавшие
порой необычайной яркости и великолепия. В дворцовых залах итальянских вельмож
устраиваются театральные интермедии с песнями и танцами. Танцы составляют
основу этих роскошных зрелищ.
Танец становился все более театральным. Профессиональные танцмейстеры заранее
репетировали с дворянами отдельные па и фигуры и режиссировали движения групп
танцующих, а зрителями были другие придворные.
Развитие музыкального искусства в эпоху Ренессанса было тесно связано с
развитием танца, поскольку почти все крупные композиторы в своих сочинениях
ориентировались на танец. Традиция контрастного сопоставления медленного
танца-шествия и живого прыжкового танца породила такую музыкальную форму, как
сюита, которая, в свою очередь, оказала влияние на становление сонатной формы.
Маскарады, и карнавальные шествия, излюбленные развлечения в Средние века,
особенно распространились в эпоху Возрождения. В XV-XVI веках такие
представления устраивались в дворянских домах и по мере их усложнения
превратились в дорогостоящие празднества. Большой вклад в танец как
общественное развлечение вносили и карнавалы.
В придворном обществе появляется учитель танцев: преподаватель
изящных манер. С особым вниманием относились к исполнению реверансов и
поклонов. Они были не только приветствием, но и танцевальными фигурами, которые
придавали бальной хореографии черты торжественного величия.
П.м.: Спасибо ребятам за
интересно подготовленную информацию, а теперь поговорим о самых ярких танцах, к
которым и на сегодняшний день жители 21 века не утратили свой интерес.
ТанцывXVIII
в.
Слайд 6
Одним
из самых популярных танцев 18 века становится
Менуэт
(«маленький шаг») – старинный французский танец, один из самых популярных
европейских танцев 17-18 века. Его называли «королем танцев и танцем королей».
Танцевали его мелкими шагами, с поклонами и реверансами. Распорядитель давал
указания своим жезлом: сделать реверанс, поменяться местами. Мягкость,
пластичность, элегантность, грациозность, красивые изгибы рук – вот характерные
особенности этого трехдольного танца.
Как это обычно бывает с каждым популярным танцем, менуэт сразу же
привлек к себе внимание композиторов. Его включают в сюиты, сонаты, квартеты.
Он становится частью симфонии. Средняя часть менуэта – трио – называется по
числу исполнителей этой части.
Послушаем менуэт великого немецкого композитора И.С.Баха.
Ответьте на вопрос: эта танцевальная музыка предназначена
исключительно для танцев или для слушания тоже? (Ответы ребят).
П.х.: Давайте сейчас
попробуем воспроизвести несколько основных движений этого танца. Характерные
элементы – маленькие, легкие шаги; дамские поклоны с приседаниями, показывающие
умение танцующей дамы обращаться с широким и длинным платьем, изящные позы
невысоко поднятых рук с красивым изгибом кистей, дополняющее рисунок. Движения
кавалера носят галантно-почтительный характер и выражают преклонения перед
дамой. Кавалер и дама смотрят друг на друга, дама может время от времени может
томно опускать глаза.
Идет
отработка отдельных элементов танца, и затем эти движения исполняются под
музыку. Жан БатистЛюли Менуэт.
Слайд 7
П.м.: 18 век подарил
мировой хореографии еще один шедевр – полонез. В отличии от менуэта
полонез на так сложен в исполнении: не надо заучивать сложные па и запоминать
их строгую последовательность. Главным в полонезе были гордая осанка и особая
торжественность.
(Фон Ф. Шопен «Полонез» «ля» мажор).
П.м.: Полонез –
как и многие другие бальные танцы, имеет народную основу. Произошел от
польского народного танца «худзоны». Первоначально исполнялся на свадьбах или
других праздниках. Обычно он открывал веселье и часто исполнялся со свечами. В
основе движения – плавный ход с акцентированием третьей доли такта. Как бальный
танец полонез стал широко известен к началу 19 века. Постепенно теряет свою
простоту и становится танцем привилегированным, открывая балы. Своеобразный
ритм, величественность – привлекали к нему многих композиторов. В 18 веке
полонез уже неизменно открывал каждый грандиозный, роскошно обставленный балл
или танцевальный вечер. Во время галантного шествия, гости показывали себя,
свои наряды, светские манеры и благородство. В танце могли принимать участие
все приглашенные без ограничения возраста. Шествие открывал хозяин дома в паре
с самой знатной дамой, задавая движения, повторяемые всей колонной. Из
парадного зала полонез мог медленно переместиться в самые дальние комнаты или
сад, где не было слышно музыки и движение продолжалось под внутренний ритм
танцующих.
Вы
слышите произведение великого композитора, который вошел в историю музыки, как
основоположник польской классической музыки. О ком я говорю? (Ф. Шопен).
П.х.: Давайте
представим, что мы готовимся к первому своему балу, на котором мы обязательно
должны станцевать этот величественный танец.
И сейчас мы попробуем поучить основные движения полонеза. Исходное
положение полонеза: ноги в первой позиции, правая рука кавалера поддерживает
руку дамы на уровне груди, левая рука кавалера полусогнута за спиной, дама в
свободной руке держит веер или поддерживает платье. Шаг полонеза: один такт –
три шага с легким неглубоким приседанием на третью долю. Размер – три четверти.
(Работа преподавателя с детьми.В работе с детьми задача состоит не
в усвоении рисунка танца, а в том, чтобы дать танцующим примерить на себя
атмосферу бала).
Исполнение небольшого фрагмента под музыку полонеза.
Слайд 8
П.м.: А теперь давайте посмотрим,
как в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин» показан этот момент- начало бала.
(Просмотр видеофрагмента).
Какими словами вы можете передать атмосферу увиденного? (Пышность,
торжественность, яркость, красота, помпезность).
Танец в XIXвеке
Слайд 9
П.м.: Во второй половине
XVIII века настало время вальса. Его непосредственным предшественником был
немецкий лендлер, распространенный в горных областях Южной Германии и Австрии
под названиями веллер или шпиннер. Этот быстрый скользящий крестьянский танец
отличался непосредственностью, естественностью.Вальс стал предметом всеобщего
увлечения во второй половине XVIII века. Быстро завоевав сердца немецких
буржуа, он в течение долгого времени не получал доступа на придворные балы
немецкого императорского дома. В Англии вальс находился под запретом до 1812
года. В течение XIX века во Франции появилась чисто французская,
«подпрыгивающая» разновидность вальса; в 1880-х годах в Америке
распространилась американская разновидность — медленный вальс-бостон. В Европе
вальс часто чередовали с кадрилью, которая была столь же популярна в начале и
середине XIX века, как канкан — в конце века. Среди подвижных, с прыжками,
танцев XIX века можно отметить польку, мазурку и галоп.
Давайте окунемся в образную атмосферу этих танцев,
познакомимся с их ритмами, темпом, характерными движениями.
(Фон - Звучит М.И.Глинки «Полька»).
А вам знаком этот танец? Может кто-то знает, как он называется?
(Полька).
А когда мы с ним познакомились? (На утреннике в детском саду, а
затем танцевали и в школе на праздниках).
Полька. Название полька
произошло от чешского половина (в значении – полшага). В середине 19 века этот
чешский народный танец стал бальным. Его размер – двудольный, темп – быстрый,
ритм построен на повторении ритмических структур восьмых и шестнадцатых
длительностей, танец исполняется парами по кругу, в нем нет ничего
искусственного, надуманного, все живо, просто весело. Там, где надо выразить
радость и молодой задор, полька незаменима.
П.х.: Скоро у нас будет
самый любимый праздник – «Новый год». Давайте исполним этот танец, представляя
себя на новогоднем вечере.
(Ребята танцуют уже заранее выученную польку).
1840 год страстные полькоманы предлагали назвать годом польки.
Польку танцуют повсюду: на балах, в кафе, на улицах и даже в магазинах.
Появились жилеты и галстуки «а ля полька» и даже стрижки «польки». Сначала
неуверенные, робкие, танцоры движутся все свободнее, смелее. Глаза их блестят,
на губах улыбка, они увлечены, охвачены азартом. Новому танцу хотят научиться все.
Париж говорит только о польке.
(На фоне «Мазурки Ф. Шопена» - «ля» мажар).
Слайд 10
П.м.: Мазурка–
национальный польский танец. Она родилась в Мазовии(области Польши), среди
смелых польских наездников, поэтому в мазурке мы видим движения, напоминающие
пришпоривание. Трехдольный метр, острые ритмические фигуры и контрастная
динамика.
«…Когда гремел
мазурки гром,
В огромной зале
все дрожало,
Паркет трещал под
каблуком…»
Так описывал
мазурку А.С.Пушкин.
П.х.: А
теперь давайте вспомним основные элементы и движения этого танца. (Работа с
детьми, а затем – маленький фрагмент - исполнение).
П.м.: Ну,
и, конечно, самый любимый, красивый, неумирающий танец-... (Звучит фрагмент
вальса И. Штрауса – «Венский Вальс). (Учащиеся отвечают - вальс).
Слайд
11
Вальс
– плавный, кружащийся, как бы «полетный» парный танец в трехдольном размере.
Мелодия плавная и певучая или задорная и быстрая, но всегда полна упругой
грации, производит впечатление кружения. Аккомпанемент прост – басы отмечают
сильные доли такта, тогда как легкие аккорды падают на слабые доли. Чуткий,
эмоционально гибкий ритм вальса.
И. Штраус –
великий австрийский композитор вошел в историю музыки как «король вальса». Как
вы думаете, почему? (Так как у него их много).
Да, действительно,
И. Штраус оставил миру около 600 прекрасных мелодий из этого «вечно молодого»
танцевального жанра – «вальс».
П.х.: Учащиеся вместе с
педагогом повторяют заранее выученные основные элементы шагов вальса.
А затем исполняют законченный фрагмент под «Вальс»П.И.Чайковского
из «Детского альбома».
Слайд 12
П.м.: «Смеется вальс над
всеми модами века...» Е.Евтушенко.
А как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся).
И, в подтверждении вышесказанного, в наше время мы не можем себе
представить без вальса что?..(Выпускной бал, свадебный танец молодых...).
Точно добрый волшебник летел вальс по миру, покоряя своим
обаянием. Оно царствует и сегодня. Вальс всюду: в музыке серьезной и легкой, в
опере, оперетте, балете и песне. Ни один танец не может сравниться с ним в
многогранности чувств. Грусть, веселье, восторг, раздумье, печаль – все может
выразить вальс.
Красочными кадрами проходят перед нами сцены из опер и балетов,
вальс очень часто встречается в художественных кинофильмах, с различными
сюжетами...
Слайд 13
К сожалению, в рамках урока мы не можем рассказать обо всех
танцевальных разновидностях, которые были и существуют сегодня в огромном
«мире» танца.
П.х.: Сегодня мы познакомились с самыми яркими танцами огромного периода
его развития.
П.х.: Об эстетическом значении танца размышляли еще
древнегреческие философы и писатели – Платон, Аристотель, Плутарх, Лукиан,
сочинивший целый трактат «О пляске», дошедший до наших дней. Не смотря на
разницу во взглядах, на жанровое деление танца, они признавали его
воспитательное значение, видели в нем не средство развлечения, а средство
гармонического развития человека, передачи эмоционального состояния.
П.м.: За много веков
своего развития танец значительно усложнился, превратился в самостоятельный вид
искусства, включающий разные жанры и направления. Танец отражает нравы, и вкусы
своего времени, своего народа. Каждая эпоха оставила в истории танца свой след,
давая новые мелодии, ритмы, движения, а соответственно с ними появлялись новые
танцевальные жанры.
П.х Двигаясь под прекрасную музыку, впитывая ее ритм, дыхание, пропуская
музыку через свое сердце, танец учить выражать свои эмоции в музыкально
организованном движении, развивает эмоциональность, прививает артистизм.
Поклон, экзерсис у станка. (Учащиеся выполняют поклон и экзерсис у
станка).
Рефлексия.
Слайд 14
П.м.: Давайте вместе
вспомним основные этапы урока и что вы нового сегодня узнали?
(На слайде вопросы, которые получают быстрые ответы).
Закончить урок хочется высказыванием о прекрасном, любимом и одним
из самых ярких музыкальных жанрах – танце.
(Слайд «Танец -
это общение с окружающим миром без помощи слов, это выражение души, отношения к
себе и к другим»).
Слайд15
Спасибо за урок, все ребята получают оценку за прекрасную работу.
Д.З. П.х.: Найти правила
этикета во время бала и оформить в виде «памятки».
П.м: Используя интернет
ресурсы, записать в тетради названия танцев периода 20-21 веков.
Методические рекомендации к уроку.
1.Можно варьировать музыкальный и танцевальный репертуар.
2.Можно включить в урок рассказ о таких танцах, как сарабанда,
куранта, гавот.
3.Данную тему можно разбить на блоки по четвертям, по отдельным
танцам в творчестве разных композиторов.
4.В зависимости от предпочтений преподавателя можно видоизменять
презентацию к данному уроку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.