Главная / Музыка / Интегрированный урок музыки и ритмики "Жанры танцевальной музыки" (6 класс)

Интегрированный урок музыки и ритмики "Жанры танцевальной музыки" (6 класс)

hello_html_6e6d6662.gif

Основные термины урока: Полонез, вальс, мазурка, гавот, галоп, менуэт, полька.

Оборудование: Фортепиано, ПК, презентация «Жанры танцевальной музыки».

Вид урока: Интегрированный.

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Возможная личностно-значимая проблема: Участие обучающихся в реальном живом порождении искусства, повышение уровня социальной значимости культуры и искусства.

Список литературы.

  1. Воронина И.А.. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – М., Искусство, 1980.

  2. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – 2-ое изд., пересмотренное. – М., Искусство, 1987.

  3. Г. Регацциони, М.Анджело Росси, А. Маджони. Учимся танцевать бальные танцы. Перевод с французского. – М., БММ АО, 2001.

  4. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX вв. Под редакцией Ю.И.Слонимского. Рекомендовано в качестве учебного пособия для хореографических учебных заведений. – М., Искусство, 1948.

  5. Балы и праздники в России. Книга-энциклопедия. - М. Аргументы и факты, 2000.

  6. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII - начало XX века. – М. Искусство. 2005.

Ход урока.


I. Организационная часть урока: вход учащихся под музыку «Вальса» П.И.Чайковского из «Детского альбома».

II. Преподаватель музыки: Ребята, давайте вспомним, какие три главные составляющие музыки, 3 музыкальных жанра, которые являются ее фундаментом и без которых не было бы такого жанрового разнообразия, которое существует в этом великом искусстве?(Песня, танец марш).

Кто скажет, под какую музыку вы входили в класс? Кто ее автор, а может кто-то назовет произведение? («Вальс» П, И. Чайковского из «Детского альбома»).

Правильно. А скажите, вальс принадлежит к какому музыкальному жанру? (Танец).

Сегодня нашим главным героем на уроке станет танец и мы вместе совершим путешествие по этому удивительному и многообразному «миру».

Слайд 1

III. Работа над новым материалом.

Слайд2

Преподаватель хореографии: 

Как вы думаете, почему люди так любят танцевать? (Танец – это движение, пластика, красота и радость!).

А где мы встречаемся с этим жанром, часто ли мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни? (На всех праздниках, концертах, уроках ритмики и хореографии...).

Вы правы. Танец всегда привлекал людей. Еще из древне крестьяне кружили на площадях во время народных праздниках под звуки народных инструментах. Конечно же танец – главное действующее лицо на пышных балах в старинных замках и огромных дворцах.

П.м.: Многие из них дошли и до наших дней. Они, конечно, отличаются друг от друга в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял.

Вы получили задание сделать небольшие сообщения. Давайте послушаем, ребят, совершив небольшое путешествие в историю танца.

Слайд 3

1 сообщение.

Глава 1. История танца, как вида искусства.

Уже на первом этапе своего существования танец пытался в общественной форме отображать действительность, отбирать наиболее типические его черты, придавать им определённый образ. Первой музыкой для танцующих были звуки барабанов, шум звенящих браслетов и амулетов, первым гримом служила раскраска лица, имитирующая кровь, а первым опытом актёрской выразительности - подражание различным животным. Всё это довелось увидеть исследователям в начале XX столетия у индейцев Бразилии и некоторых индейских племён Северной Америки.
Кроме подражательной, танец нёс и воспитательную функцию. Американский исследователь запечатлел пример исполнения воинственного танца 33 шеренгами по 33 человека в каждой. Эта огромная масса танцующих, действуя удивительно слаженно, отображала силу и мощь войска.

2 сообщение.

Рождение искусства танца
Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во всем времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялся характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходил в народное творчество.

Слайд 4

3 сообщение.

Танец в Средние века.
Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти; изображение смерти, как и дьявола, постоянно встречается в средневековой символике. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности; фигура смерти появляется также в танцах многих первобытных обществ – например, до сегодняшнего дня она играет большую роль в магических обрядах водуистов.
От Средневековья дошло множество историй о маниакальной одержимости танцем. Во время христианских праздников народ внезапно начинал петь и танцевать у храмов, мешая проходившей в них церковной службе. Эти безумные танцы наблюдались во всех странах. В Германии они получили название «пляска св. Витта», а в Италии – «тарантелла».
Средневековый танец оставался еще во многом импровизированным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил танца не существовало.

Слайд 5

4сообщение.

Танец в эпоху Возрождения.
В эпоху Возрождения большое значение приобретает бытовой танец. Без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества, достигавшие порой необычайной яркости и великолепия. В дворцовых залах итальянских вельмож устраиваются театральные интермедии с песнями и танцами. Танцы составляют основу этих роскошных зрелищ.
Танец становился все более театральным. Профессиональные танцмейстеры заранее репетировали с дворянами отдельные па и фигуры и режиссировали движения групп танцующих, а зрителями были другие придворные.
Развитие музыкального искусства в эпоху Ренессанса было тесно связано с развитием танца, поскольку почти все крупные композиторы в своих сочинениях ориентировались на танец. Традиция контрастного сопоставления медленного танца-шествия и живого прыжкового танца породила такую музыкальную форму, как сюита, которая, в свою очередь, оказала влияние на становление сонатной формы.
Маскарады, и карнавальные шествия, излюбленные развлечения в Средние века, особенно распространились в эпоху Возрождения. В XV-XVI веках такие представления устраивались в дворянских домах и по мере их усложнения превратились в дорогостоящие празднества. Большой вклад в танец как общественное развлечение вносили и карнавалы.

В придворном обществе появляется учитель танцев: преподаватель изящных манер. С особым вниманием относились к исполнению реверансов и поклонов. Они были не только приветствием, но и танцевальными фигурами, которые придавали бальной хореографии черты торжественного величия.

П.м.: Спасибо ребятам за интересно подготовленную информацию, а теперь поговорим о самых ярких танцах, к которым и на сегодняшний день жители 21 века не утратили свой интерес.

ТанцывXVIII в.

Слайд 6

Одним из самых популярных танцев 18 века становится
Менуэт («маленький шаг») – старинный французский танец, один из самых популярных европейских танцев 17-18 века. Его называли «королем танцев и танцем королей». Танцевали его мелкими шагами, с поклонами и реверансами. Распорядитель давал указания своим жезлом: сделать реверанс, поменяться местами. Мягкость, пластичность, элегантность, грациозность, красивые изгибы рук – вот характерные особенности этого трехдольного танца.

Как это обычно бывает с каждым популярным танцем, менуэт сразу же привлек к себе внимание композиторов. Его включают в сюиты, сонаты, квартеты. Он становится частью симфонии. Средняя часть менуэта – трио – называется по числу исполнителей этой части.

Послушаем менуэт великого немецкого композитора И.С.Баха.

Ответьте на вопрос: эта танцевальная музыка предназначена исключительно для танцев или для слушания тоже? (Ответы ребят).

П.х.: Давайте сейчас попробуем воспроизвести несколько основных движений этого танца. Характерные элементы – маленькие, легкие шаги; дамские поклоны с приседаниями, показывающие умение танцующей дамы обращаться с широким и длинным платьем, изящные позы невысоко поднятых рук с красивым изгибом кистей, дополняющее рисунок. Движения кавалера носят галантно-почтительный характер и выражают преклонения перед дамой. Кавалер и дама смотрят друг на друга, дама может время от времени может томно опускать глаза.

Идет отработка отдельных элементов танца, и затем эти движения исполняются под музыку. Жан БатистЛюли Менуэт.

Слайд 7

П.м.: 18 век подарил мировой хореографии еще один шедевр – полонез. В отличии от менуэта полонез на так сложен в исполнении: не надо заучивать сложные па и запоминать их строгую последовательность. Главным в полонезе были гордая осанка и особая торжественность.

(Фон Ф. Шопен «Полонез» «ля» мажор).

П.м.: Полонез – как и многие другие бальные танцы, имеет народную основу. Произошел от польского народного танца «худзоны». Первоначально исполнялся на свадьбах или других праздниках. Обычно он открывал веселье и часто исполнялся со свечами. В основе движения – плавный ход с акцентированием третьей доли такта. Как бальный танец полонез стал широко известен к началу 19 века. Постепенно теряет свою простоту и становится танцем привилегированным, открывая балы. Своеобразный ритм, величественность – привлекали к нему многих композиторов. В 18 веке полонез уже неизменно открывал каждый грандиозный, роскошно обставленный балл или танцевальный вечер. Во время галантного шествия, гости показывали себя, свои наряды, светские манеры и благородство. В танце могли принимать участие все приглашенные без ограничения возраста. Шествие открывал хозяин дома в паре с самой знатной дамой, задавая движения, повторяемые всей колонной. Из парадного зала полонез мог медленно переместиться в самые дальние комнаты или сад, где не было слышно музыки и движение продолжалось под внутренний ритм танцующих.

Вы слышите произведение великого композитора, который вошел в историю музыки, как основоположник польской классической музыки. О ком я говорю? (Ф. Шопен).

П.х.: Давайте представим, что мы готовимся к первому своему балу, на котором мы обязательно должны станцевать этот величественный танец.

И сейчас мы попробуем поучить основные движения полонеза. Исходное положение полонеза: ноги в первой позиции, правая рука кавалера поддерживает руку дамы на уровне груди, левая рука кавалера полусогнута за спиной, дама в свободной руке держит веер или поддерживает платье. Шаг полонеза: один такт – три шага с легким неглубоким приседанием на третью долю. Размер – три четверти.

(Работа преподавателя с детьми.В работе с детьми задача состоит не в усвоении рисунка танца, а в том, чтобы дать танцующим примерить на себя атмосферу бала).

Исполнение небольшого фрагмента под музыку полонеза.

Слайд 8

П.м.: А теперь давайте посмотрим, как в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин» показан этот момент- начало бала. (Просмотр видеофрагмента).

Какими словами вы можете передать атмосферу увиденного? (Пышность, торжественность, яркость, красота, помпезность).

Танец в XIXвеке

Слайд 9

П.м.: Во второй половине XVIII века настало время вальса. Его непосредственным предшественником был немецкий лендлер, распространенный в горных областях Южной Германии и Австрии под названиями веллер или шпиннер. Этот быстрый скользящий крестьянский танец отличался непосредственностью, естественностью.Вальс стал предметом всеобщего увлечения во второй половине XVIII века. Быстро завоевав сердца немецких буржуа, он в течение долгого времени не получал доступа на придворные балы немецкого императорского дома. В Англии вальс находился под запретом до 1812 года. В течение XIX века во Франции появилась чисто французская, «подпрыгивающая» разновидность вальса; в 1880-х годах в Америке распространилась американская разновидность — медленный вальс-бостон. В Европе вальс часто чередовали с кадрилью, которая была столь же популярна в начале и середине XIX века, как канкан — в конце века. Среди подвижных, с прыжками, танцев XIX века можно отметить польку, мазурку и галоп.

Давайте окунемся в образную атмосферу этих танцев, познакомимся с их ритмами, темпом, характерными движениями.

(Фон - Звучит М.И.Глинки «Полька»).

А вам знаком этот танец? Может кто-то знает, как он называется? (Полька).

А когда мы с ним познакомились? (На утреннике в детском саду, а затем танцевали и в школе на праздниках).

Полька. Название полька произошло от чешского половина (в значении – полшага). В середине 19 века этот чешский народный танец стал бальным. Его размер – двудольный, темп – быстрый, ритм построен на повторении ритмических структур восьмых и шестнадцатых длительностей, танец исполняется парами по кругу, в нем нет ничего искусственного, надуманного, все живо, просто весело. Там, где надо выразить радость и молодой задор, полька незаменима.

П.х.: Скоро у нас будет самый любимый праздник – «Новый год». Давайте исполним этот танец, представляя себя на новогоднем вечере.

(Ребята танцуют уже заранее выученную польку).

1840 год страстные полькоманы предлагали назвать годом польки. Польку танцуют повсюду: на балах, в кафе, на улицах и даже в магазинах. Появились жилеты и галстуки «а ля полька» и даже стрижки «польки». Сначала неуверенные, робкие, танцоры движутся все свободнее, смелее. Глаза их блестят, на губах улыбка, они увлечены, охвачены азартом. Новому танцу хотят научиться все. Париж говорит только о польке.

(На фоне «Мазурки Ф. Шопена» - «ля» мажар).

Слайд 10

П.м.: Мазурка– национальный польский танец. Она родилась в Мазовии(области Польши), среди смелых польских наездников, поэтому в мазурке мы видим движения, напоминающие пришпоривание. Трехдольный метр, острые ритмические фигуры и контрастная динамика.

«…Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком…»

Так описывал мазурку А.С.Пушкин.

П.х.: А теперь давайте вспомним основные элементы и движения этого танца. (Работа с детьми, а затем – маленький фрагмент - исполнение).

П.м.: Ну, и, конечно, самый любимый, красивый, неумирающий танец-... (Звучит фрагмент вальса И. Штрауса – «Венский Вальс). (Учащиеся отвечают - вальс).

Слайд 11

Вальс – плавный, кружащийся, как бы «полетный» парный танец в трехдольном размере. Мелодия плавная и певучая или задорная и быстрая, но всегда полна упругой грации, производит впечатление кружения. Аккомпанемент прост – басы отмечают сильные доли такта, тогда как легкие аккорды падают на слабые доли. Чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса.

И. Штраус – великий австрийский композитор вошел в историю музыки как «король вальса». Как вы думаете, почему? (Так как у него их много).

Да, действительно, И. Штраус оставил миру около 600 прекрасных мелодий из этого «вечно молодого» танцевального жанра – «вальс».

П.х.: Учащиеся вместе с педагогом повторяют заранее выученные основные элементы шагов вальса.

А затем исполняют законченный фрагмент под «Вальс»П.И.Чайковского из «Детского альбома».

Слайд 12

П.м.: «Смеется вальс над всеми модами века...» Е.Евтушенко.

А как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся).

И, в подтверждении вышесказанного, в наше время мы не можем себе представить без вальса что?..(Выпускной бал, свадебный танец молодых...).

Точно добрый волшебник летел вальс по миру, покоряя своим обаянием. Оно царствует и сегодня. Вальс всюду: в музыке серьезной и легкой, в опере, оперетте, балете и песне. Ни один танец не может сравниться с ним в многогранности чувств. Грусть, веселье, восторг, раздумье, печаль – все может выразить вальс.

Красочными кадрами проходят перед нами сцены из опер и балетов, вальс очень часто встречается в художественных кинофильмах, с различными сюжетами...

Слайд 13

К сожалению, в рамках урока мы не можем рассказать обо всех танцевальных разновидностях, которые были и существуют сегодня в огромном «мире» танца.

П.х.: Сегодня мы познакомились с самыми яркими танцами огромного периода его развития.

П.х.: Об эстетическом значении танца размышляли еще древнегреческие философы и писатели – Платон, Аристотель, Плутарх, Лукиан, сочинивший целый трактат «О пляске», дошедший до наших дней. Не смотря на разницу во взглядах, на жанровое деление танца, они признавали его воспитательное значение, видели в нем не средство развлечения, а средство гармонического развития человека, передачи эмоционального состояния.

П.м.: За много веков своего развития танец значительно усложнился, превратился в самостоятельный вид искусства, включающий разные жанры и направления. Танец отражает нравы, и вкусы своего времени, своего народа. Каждая эпоха оставила в истории танца свой след, давая новые мелодии, ритмы, движения, а соответственно с ними появлялись новые танцевальные жанры.
П.х Двигаясь под прекрасную музыку, впитывая ее ритм, дыхание, пропуская музыку через свое сердце, танец учить выражать свои эмоции в музыкально организованном движении, развивает эмоциональность, прививает артистизм.

Поклон, экзерсис у станка. (Учащиеся выполняют поклон и экзерсис у станка).

Рефлексия.

Слайд 14

П.м.: Давайте вместе вспомним основные этапы урока и что вы нового сегодня узнали?

(На слайде вопросы, которые получают быстрые ответы).

Закончить урок хочется высказыванием о прекрасном, любимом и одним из самых ярких музыкальных жанрах – танце.

(Слайд «Танец - это общение с окружающим миром без помощи слов, это выражение души, отношения к себе и к другим»).

Слайд15

Спасибо за урок, все ребята получают оценку за прекрасную работу.

Д.З. П.х.: Найти правила этикета во время бала и оформить в виде «памятки».

П.м: Используя интернет ресурсы, записать в тетради названия танцев периода 20-21 веков.

Методические рекомендации к уроку.

1.Можно варьировать музыкальный и танцевальный репертуар.

2.Можно включить в урок рассказ о таких танцах, как сарабанда, куранта, гавот.

3.Данную тему можно разбить на блоки по четвертям, по отдельным танцам в творчестве разных композиторов.

4.В зависимости от предпочтений преподавателя можно видоизменять презентацию к данному уроку.






















Интегрированный урок музыки и ритмики "Жанры танцевальной музыки" (6 класс)
  • Музыка
Описание:

Интегрированный урок музыки и  ритмики "Жанры танцевальной музыки" 

6 класс (2 часа).

Разработали:

учитель музыки высшей квалификационной категории

Трифонова Ольга Дмитриевна

учитель ритмики высшей квалификационной категории

Локоцкова Марина Вячеславовна

МОБУ Гимназия № 14. Г. Белорецк

 

Ссылка на презентацию к Интегрированному уроку (музыка + ритмика) "Жанры танцевальной музыки": https://yadi.sk/i/QEx7wS6dcnGcD 

 

Цель: Формирование личности обучающегося силой воздействия музыкального и хореографического искусств.

Методическая цель: Совершенствование подходов к теории и практике управления качеством образования обучающихся.

Задачи:

Образовательные: Деятельно-практическое и теоретическое освоение жанров танцевальной музыки: менуэт, полонез, мазурка, вальс, полька. Усвоение знаний о характере, родине, ритме, размере, темпе каждого танца. Изучить и закрепить устойчивые понятия о культуре хореографии эпохи XVIII-XIX веков.

·         Воспитательные: Воспитание художественного вкуса, эмоциональной культуры, умение работать в коллективе, уважение к культуре и традициям разных народов.

·         Развивающие: Развитие музыкальных и хореографических способностей обучающихся через деятельное освоение репертуара, развитие внутреннего слуха, чувства ритма, расширение знаний о разновидностях танца и о творчестве композиторов.

·         Используемые методы:

·         Словесный метод

·          Метод беседы

·          Метод наблюдения за музыкой

·         Метод погружения

 

Репертуар музыкальных произведений урока:

1.       П.И.Чайковский «Вальс» из «Детского альбома».

2.       И.С.Бах «Менуэт».

3.       Ф. Шопен «Полонез» «ля» мажор.

4.       М.И.Глинка «Полька».

5.       Ф. Шопен Мазурка «ля» мажор.

6.       И. Штраус – «Венский Вальс».

Предварительная работа: Разучивание танцевальных движений и постановка танцев: полька, вальс, полонез, мазурка, менуэт.

Основные термины урока: Полонез, вальс, мазурка, гавот, галоп, менуэт, полька.

Оборудование: Фортепиано, ПК, презентация «Жанры танцевальной музыки».

Вид урока: Интегрированный.

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Возможная личностно-значимая проблема: Участие обучающихся в реальном живом порождении искусства, повышение уровня социальной значимости культуры и искусства.

Список литературы.

1.      Воронина И.А.. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – М., Искусство, 1980.

2.      Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – 2-ое изд., пересмотренное. – М., Искусство, 1987.

3.      Г. Регацциони, М.Анджело Росси, А. Маджони. Учимся танцевать бальные танцы. Перевод с французского. – М., БММ АО, 2001.

4.      Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX вв. Под редакцией Ю.И.Слонимского. Рекомендовано в качестве учебного пособия для хореографических    учебных заведений. – М., Искусство, 1948.

5.      Балы и праздники в России. Книга-энциклопедия. - М. Аргументы и факты, 2000.

6.      Колесникова А.В. Бал в России: XVIII - начало XX века. – М. Искусство. 2005.

Ход урока.

 

I. Организационная часть урока: вход учащихся под музыку «Вальса» П.И.Чайковского из «Детского альбома».

II. Преподаватель музыки: Ребята, давайте вспомним, какие три главные составляющие музыки, 3 музыкальных жанра, которые являются ее фундаментом и без которых не было бы такого жанрового разнообразия, которое существует в этом великом искусстве?(Песня, танец марш).

Кто скажет, под какую музыку вы входили в класс? Кто ее автор, а может кто-то назовет произведение? («Вальс» П, И. Чайковского из «Детского альбома»).

Правильно. А скажите, вальс принадлежит к какому музыкальному жанру? (Танец).

Сегодня нашим главным героем на уроке станет танец и мы вместе   совершим путешествие по этому удивительному и многообразному «миру».

Слайд 1

III. Работа над новым материалом.

Слайд2

Преподаватель хореографии: 

Как вы думаете, почему люди так любят танцевать?  (Танец – это движение, пластика, красота и радость!).

А где мы встречаемся с этим жанром, часто ли мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни? (На всех праздниках, концертах, уроках ритмики и хореографии...).

Вы правы. Танец всегда привлекал людей. Еще из древне крестьяне кружили на площадях во время народных праздниках под звуки народных инструментах. Конечно же танец – главное действующее лицо на пышных балах в старинных замках и огромных дворцах.

П.м.: Многие из них дошли и до наших дней. Они, конечно, отличаются друг от друга в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял.

Вы получили задание сделать небольшие сообщения. Давайте послушаем, ребят, совершив небольшое путешествие в историю танца.

Слайд 3

1 сообщение.

Глава 1. История танца, как вида искусства.

Уже на первом этапе своего существования танец пытался в общественной форме отображать действительность, отбирать наиболее типические его черты, придавать им определённый образ. Первой музыкой для танцующих были звуки барабанов, шум звенящих браслетов и амулетов, первым гримом служила раскраска лица, имитирующая кровь, а первым опытом актёрской выразительности - подражание различным животным. Всё это довелось увидеть исследователям в начале XX столетия у индейцев Бразилии и некоторых индейских племён Северной Америки.
Кроме подражательной, танец нёс и воспитательную функцию. Американский исследователь запечатлел пример исполнения воинственного танца 33 шеренгами по 33 человека в каждой. Эта огромная масса танцующих, действуя удивительно слаженно, отображала силу и мощь войска.

2 сообщение.

Рождение искусства танца
Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во всем времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялся характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходил в народное творчество.

Слайд 4

3 сообщение.

Танец в Средние века.
Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти; изображение смерти, как и дьявола, постоянно встречается в средневековой символике. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности; фигура смерти появляется также в танцах многих первобытных обществ – например, до сегодняшнего дня она играет большую роль в магических обрядах водуистов.
От Средневековья дошло множество историй о маниакальной одержимости танцем. Во время христианских праздников народ внезапно начинал петь и танцевать у храмов, мешая проходившей в них церковной службе. Эти безумные танцы наблюдались во всех странах. В Германии они получили название «пляска св. Витта», а в Италии – «тарантелла».
Средневековый танец оставался еще во многом импровизированным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил танца не существовало.

Слайд 5

4сообщение.

Танец в эпоху Возрождения.
В эпоху Возрождения большое значение приобретает бытовой танец. Без него не обходятся не только балы, вечера, но и пышные уличные празднества, достигавшие порой необычайной яркости и великолепия. В дворцовых залах итальянских вельмож устраиваются театральные интермедии с песнями и танцами. Танцы составляют основу этих роскошных зрелищ.
Танец становился все более театральным. Профессиональные танцмейстеры заранее репетировали с дворянами отдельные па и фигуры и режиссировали движения групп танцующих, а зрителями были другие придворные.
Развитие музыкального искусства в эпоху Ренессанса было тесно связано с развитием танца, поскольку почти все крупные композиторы в своих сочинениях ориентировались на танец. Традиция контрастного сопоставления медленного танца-шествия и живого прыжкового танца породила такую музыкальную форму, как сюита, которая, в свою очередь, оказала влияние на становление сонатной формы.
Маскарады, и карнавальные шествия, излюбленные развлечения в Средние века, особенно распространились в эпоху Возрождения. В XV-XVI веках такие представления устраивались в дворянских домах и по мере их усложнения превратились в дорогостоящие празднества. Большой вклад в танец как общественное развлечение вносили и карнавалы.

В придворном обществе появляется учитель танцев: преподаватель изящных манер. С особым вниманием относились к исполнению реверансов и поклонов. Они были не только приветствием, но и танцевальными фигурами, которые придавали бальной хореографии черты торжественного величия.

П.м.: Спасибо ребятам за интересно подготовленную информацию, а теперь поговорим о самых ярких танцах, к которым и на сегодняшний день жители 21 века не утратили свой интерес.

ТанцывXVIII в.

Слайд 6

Одним из самых популярных танцев 18 века становится
Менуэт («маленький шаг») – старинный французский танец, один из самых популярных европейских танцев 17-18 века. Его называли «королем танцев и танцем королей». Танцевали его мелкими шагами, с поклонами и реверансами. Распорядитель давал указания своим жезлом: сделать реверанс, поменяться местами. Мягкость, пластичность, элегантность, грациозность, красивые изгибы рук – вот характерные особенности этого трехдольного танца.

Как это обычно бывает с каждым популярным танцем, менуэт сразу же привлек к себе внимание композиторов. Его включают в сюиты, сонаты, квартеты. Он становится частью симфонии. Средняя часть менуэта – трио – называется по числу исполнителей этой части.

Послушаем менуэт великого немецкого композитора И.С.Баха.

Ответьте на вопрос: эта танцевальная музыка предназначена исключительно для танцев или для слушания тоже? (Ответы ребят).

П.х.: Давайте сейчас попробуем воспроизвести несколько основных движений этого танца. Характерные элементы – маленькие, легкие шаги; дамские поклоны с приседаниями, показывающие умение танцующей дамы обращаться с широким и длинным платьем, изящные позы невысоко поднятых рук с красивым изгибом кистей, дополняющее рисунок. Движения кавалера носят галантно-почтительный характер и выражают преклонения перед дамой. Кавалер и дама смотрят друг на друга, дама может время от времени может томно опускать глаза.

Идет отработка отдельных элементов танца, и затем эти движения исполняются под музыку. Жан БатистЛюли Менуэт.

Слайд 7

П.м.: 18 век подарил мировой хореографии еще один шедевр – полонез. В отличии от менуэта полонез на так сложен в исполнении: не надо заучивать сложные па и запоминать их строгую последовательность.  Главным в полонезе были гордая осанка и особая торжественность.

(Фон Ф. Шопен «Полонез» «ля» мажор).

П.м.: Полонез – как и многие другие бальные танцы, имеет народную основу. Произошел от польского народного танца «худзоны». Первоначально исполнялся на свадьбах или других праздниках. Обычно он открывал веселье и часто исполнялся со свечами. В основе движения – плавный ход с акцентированием третьей доли такта. Как бальный танец полонез стал широко известен к началу 19 века. Постепенно теряет свою простоту и становится танцем привилегированным, открывая балы. Своеобразный ритм, величественность – привлекали к нему многих композиторов. В 18 веке полонез уже неизменно открывал каждый грандиозный, роскошно обставленный балл или танцевальный вечер. Во время галантного шествия, гости показывали себя, свои наряды, светские манеры и благородство. В танце могли принимать участие все приглашенные без ограничения возраста. Шествие открывал хозяин дома в паре с самой знатной дамой, задавая движения, повторяемые всей колонной. Из парадного зала полонез мог медленно переместиться в самые дальние комнаты или сад, где не было слышно музыки и движение продолжалось под внутренний ритм танцующих.

Вы слышите произведение великого композитора, который вошел в историю музыки, как основоположник польской классической музыки. О ком я говорю? (Ф. Шопен).

П.х.: Давайте представим, что мы готовимся к первому своему балу, на котором мы обязательно должны станцевать этот величественный танец.

И сейчас мы попробуем поучить основные движения полонеза. Исходное положение полонеза: ноги в первой позиции, правая рука кавалера поддерживает руку дамы на уровне груди, левая рука кавалера полусогнута за спиной, дама в свободной руке держит веер или поддерживает платье. Шаг полонеза: один такт – три шага с легким неглубоким приседанием на третью долю. Размер – три четверти.

(Работа преподавателя с детьми.В работе с детьми задача состоит не в усвоении рисунка танца, а в том, чтобы дать танцующим примерить на себя атмосферу бала).

Исполнение небольшого фрагмента под музыку полонеза.

Слайд 8

П.м.: А теперь давайте посмотрим, как в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин» показан этот момент- начало бала. (Просмотр видеофрагмента).

Какими словами вы можете передать атмосферу увиденного? (Пышность, торжественность, яркость, красота, помпезность).

Танец в XIXвеке

Слайд 9

П.м.: Во второй половине XVIII века настало время вальса. Его непосредственным предшественником был немецкий лендлер, распространенный в горных областях Южной Германии и Австрии под названиями веллер или шпиннер. Этот быстрый скользящий крестьянский танец отличался непосредственностью, естественностью.Вальс стал предметом всеобщего увлечения во второй половине XVIII века. Быстро завоевав сердца немецких буржуа, он в течение долгого времени не получал доступа на придворные балы немецкого императорского дома. В Англии вальс находился под запретом до 1812 года. В течение XIX века во Франции появилась чисто французская, «подпрыгивающая» разновидность вальса; в 1880-х годах в Америке распространилась американская разновидность — медленный вальс-бостон. В Европе вальс часто чередовали с кадрилью, которая была столь же популярна в начале и середине XIX века, как канкан — в конце века. Среди подвижных, с прыжками, танцев XIX века можно отметить польку, мазурку и галоп.

Давайте окунемся в образную атмосферу этих танцев, познакомимся с их ритмами, темпом, характерными движениями.

(Фон - Звучит М.И.Глинки «Полька»).

А вам знаком этот танец? Может кто-то знает, как он называется? (Полька).

А когда мы с ним познакомились? (На утреннике в детском саду, а затем танцевали и в школе на праздниках).

Полька. Название полька произошло от чешского половина (в значении – полшага). В середине 19 века этот чешский народный танец стал бальным. Его размер – двудольный, темп – быстрый, ритм построен на повторении ритмических структур восьмых и шестнадцатых длительностей, танец исполняется парами по кругу, в нем нет ничего искусственного, надуманного, все живо, просто весело. Там, где надо выразить радость и молодой задор, полька незаменима.

П.х.: Скоро у нас будет самый любимый праздник – «Новый год». Давайте исполним этот танец, представляя себя на новогоднем вечере.

(Ребята танцуют уже заранее выученную польку).

1840 год страстные полькоманы предлагали назвать годом польки. Польку танцуют повсюду: на балах, в кафе, на улицах и даже в магазинах. Появились жилеты и галстуки «а ля полька» и даже стрижки «польки». Сначала неуверенные, робкие, танцоры движутся все свободнее, смелее. Глаза их блестят, на губах улыбка, они увлечены, охвачены азартом. Новому танцу хотят научиться все. Париж говорит только о польке.

(На фоне «Мазурки Ф. Шопена» - «ля» мажар).

Слайд 10

П.м.: Мазурка– национальный польский танец. Она родилась в Мазовии (области Польши), среди смелых польских наездников, поэтому в мазурке мы видим движения, напоминающие пришпоривание. Трехдольный метр, острые ритмические фигуры и контрастная динамика.

«…Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком…»

Так описывал мазурку А.С.Пушкин.

П.х.: А теперь давайте вспомним основные элементы и движения этого танца. (Работа с детьми, а затем – маленький фрагмент - исполнение).

П.м.: Ну, и, конечно, самый любимый, красивый, неумирающий танец.... (звучит фрагмент вальса И. Штрауса – «Венский Вальс). (Учащиеся отвечают - вальс).

Слайд 11

Вальс – плавный, кружащийся, как бы «полетный» парный танец в трехдольном размере. Мелодия плавная и певучая или задорная и быстрая, но всегда полна упругой грации, производит впечатление кружения. Аккомпанемент прост – басы отмечают сильные доли такта, тогда как легкие аккорды падают на слабые доли. Чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса.

И. Штраус – великий австрийский композитор вошел в историю музыки как «король вальса». Как вы думаете, почему? (Так как у него их много).

Да, действительно, И. Штраус оставил миру около 600 прекрасных мелодий из этого «вечно молодого» танцевального жанра – «вальс».

П.х.: Учащиеся вместе с педагогом повторяют заранее выученные основные элементы шагов вальса.

А затем исполняют законченный фрагмент под «Вальс»П.И.Чайковского из «Детского альбома».

Слайд 12

П.м.: «Смеется вальс над всеми модами века...» Е.Евтушенко.

А как вы понимаете эти слова? (Ответы учащихся).

И, в подтверждении вышесказанного, в наше время мы не можем себе представить без вальса что?..(Выпускной бал, свадебный танец молодых...).

Точно добрый волшебник летел вальс по миру, покоряя своим обаянием. Оно царствует и сегодня. Вальс всюду: в музыке серьезной и легкой, в опере, оперетте, балете и песне. Ни один танец не может сравниться с ним в многогранности чувств. Грусть, веселье, восторг, раздумье, печаль – все может выразить вальс.

Красочными кадрами проходят перед нами сцены из опер и балетов, вальс очень часто встречается в художественных кинофильмах, с различными сюжетами...

Слайд 13

К сожалению, в рамках урока мы не можем рассказать обо всех танцевальных разновидностях, которые были и существуют сегодня в огромном «мире» танца.

П.х.: Сегодня мы познакомились с самыми яркими танцами огромного периода его развития.

П.х.: Об эстетическом значении танца размышляли еще древнегреческие философы и писатели – Платон, Аристотель, Плутарх, Лукиан, сочинивший целый трактат «О пляске», дошедший до наших дней. Не смотря на разницу во взглядах, на жанровое деление танца, они признавали его воспитательное значение, видели в нем не средство развлечения, а средство гармонического развития человека, передачи эмоционального состояния.

П.м.: За много веков своего развития танец значительно усложнился, превратился в самостоятельный вид искусства, включающий разные жанры и направления. Танец отражает нравы, и вкусы своего времени, своего народа. Каждая эпоха оставила в истории танца свой след, давая новые мелодии, ритмы, движения, а соответственно с ними появлялись новые танцевальные жанры.
П.х Двигаясь под прекрасную музыку, впитывая ее ритм, дыхание, пропуская музыку через свое сердце, танец учить выражать свои эмоции в музыкально организованном движении, развивает эмоциональность, прививает артистизм.

Поклон, экзерсис у станка. (Учащиеся выполняют поклон и экзерсис у станка).

Рефлексия.

Слайд 14

П.м.: Давайте вместе вспомним основные этапы урока и что вы нового сегодня узнали?

(На слайде вопросы, которые получают быстрые ответы).

Закончить урок хочется высказыванием о прекрасном, любимом и одним из самых ярких музыкальных жанрах – танце.

(Слайд «Танец - это общение с окружающим миром без помощи слов, это выражение души, отношения к себе и к другим»).

Слайд15

Спасибо за урок, все ребята получают оценку за прекрасную работу.

Д.З.  П.х.: Найти правила этикета во время бала и оформить в виде «памятки».

П.м: Используя интернет ресурсы, записать в тетради названия танцев периода 20-21 веков.

Методические рекомендации к уроку.

1.Можно варьировать музыкальный и танцевальный репертуар.

2.Можно включить в урок рассказ о таких танцах, как сарабанда, куранта, гавот.

3.Данную тему можно разбить на блоки по четвертям, по отдельным танцам в творчестве разных композиторов.

4.В зависимости от предпочтений преподавателя можно видоизменять презентацию к данному уроку.

 

 

 

 

 

 

 

Автор Локоцкова Марина Вячеславовна, Трифонова Ольга Дмитриевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 2860
Номер материала 3251
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓