Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИнтегрированный урок музыка и русский язык

Интегрированный урок музыка и русский язык

Скачать материал

Интегрированный урок музыки и русского языка.

 

Тема: «Последний концерт на «Титанике».

 

Цели урока: Укрепление межпредметных связей: музыки и русского языка.

 

Учитель русского языка: Подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения по фрагменту из лекции Д.Кабалевского; научить сопереживать.

 

Учитель музыки: Закрепить, сложившиеся у учащихся, представления героического в музыке Л.В.Бетховена. 

 

Задачи урока: Учитель русского языка:   1. Формирование умений выражать свои мысли.

  2. Повторить художественные приемы.

  3. Научить излагать чужие мысли и связывать их со своими.

  4.  Познакомить с текстом Д.Б.Кабалевского.

  5. Написать изложение с элементами сочинения.

 

Учитель музыки:  1. Вызвать эмоциональный отклик на музыку Бетховена.

2. Познакомить с «Героической» симфонией.

3. Понять жизненный замысел произведений Бетховена.

4. Закрепить навык слушания текста на фоне музыки.

5. Развивать чувство прекрасного, способность к восприятию и переживанию искусства.

 

Тип урока:                                                       Повторение пройденного материала.

 

Методы и приемы:                                        1. Теоретические: беседа, сообщение.

                                       2. Теоретико-практические: наблюдение, реконструирование, конструирование.

                                       3. Практические: изложение.

4. Стратегии RWCT: «Жигсо», кластер

 

Оборудование:                                                1.Портреты Д. Кабалевского  и Л.В. Бетховена.

                                             2. Аудиозапись III симфонии Л. Бетховена.

                                             3. Текст лекции Д.Б.Кабалевского.

 

Литература:       1.  Кабалевский Д.Б. "Ровесники: беседы о музыке для юношества". вып.1. М.: Музыка, 1980, стр.17-28.

2.   Гроссман В.А. "Книга о музыке и великих музыкантах: маленькая энциклопедия, М.: Детская литература, 1986, стр.102-105.

3.  Португалов К.П. "Серьезная музыка в школе". М.: Просвещение, 1980, стр.144.

 

 

Ход урока

1урок

 

1. Пробуждение интереса.

 

Учитель музыки: Сегодня форма урока необычна, перед вами два учителя: музыки и русского языка. Мы уверены, что живое слово о музыке и сама музыка помогут вам осознать ее таинственную силу, красоту, могущество и значение в жизни человека и общества.

 

Учитель русского языка: А поможет нам в этом рассказ Д.Б.Кабалевского, в котором рассказывается о гибели парохода «Титаник» и  о великой роли музыки в те трагические часы. По этому рассказу мы должны написать изложение с элементами сочинения, а материал для этой работы вы будете собирать в течение всего урока.

 

Учитель музыки: Итак, мы объявляем тему урока: «Последний концерт на «Титанике».

 

2. Осмысление.

 

Учитель русского языка: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите  слово «Титаник»

 


Титаник

 

 

 


Я думаю, это было не трудно, потому что все видели фильм о «Титанике».

 

Учитель музыки: Я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма, всмотритесь, наверняка он вами был не замечен.

- О чем он говорит? 0.41-0.38

(Ответ: Во время катастрофы, когда людей охватил ужас случившегося и они в панике пытались себя спасти, музыканты симфонического оркестра,, ехавшего на «Титанике», достали свои инструменты, сели, как всегда, в оркестре и заиграли бетховенскую симфонию).

(Звучит фрагмент симфонии №3)   Под звуки этой величественной музыки, музыканты уходили из жизни с удивительно высоким спокойствием, не переставая играть, покуда волны не дошли до инструментов, и не затонула палуба.

 

-Можно назвать поступок музыкантов героическим? Почему?

(Каким глубоким был коллективный разум музыкантов, и таким же большим и чутким было их сердце, чтобы в ответственный момент помочь людям достойно уйти из жизни, не склонив головы, даже на пороге смерти…)

 

- Как вы думаете, почему именно к Бетховену обратились музыканты? Что характерно для этого композитора?

  (Его музыка пронизана атмосферой мужественной борьбы, идеями героизма.)

 

-Какими качествами обладает главный герой произведений Бетховена?

  (Сильный духом человек, способный на самопожертвование ради счастья человека. Главное чудо заключается в том, что в музыке продолжает биться сердце и мысль композитора, и это героическое биение разворачивается с такой силой, что хватает на тысячи человеческих душ).

 

«Музыка должна высекать огонь из души человека» Л.В.Бетховен

 Каждое музыкальное произведение убеждает нас в этой мысли.

 

Учитель русского языка: О силе музыки Бетховена пишет  композитор Д.Б.Кабалевский в своих лекциях о музыке, об этом мы будем говорить с вами чуть позже.

 

Учитель музыки: А сейчас вспомним знакомые произведения Бетховена.

 

- Симфония №5  (фрагмент) Дайте название. Это знаменитая 5-я симфония. Тот самый мотив из 4-х нот, про который композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь». Он воспринимается как символ зла, как препятствие, требующее неимоверных усилий для преодоления. В этой симфонии, как в зеркале, отразилась жизнь композитора. Заглядывая в это волшебное зеркало, ты понимаешь, что твоя будущая жизнь обязательно будет счастливой, но полная трудностей, борьбы и даже поражений.

 

- Увертюра «Эгмонт» (фрагмент) Дайте название. Настоящий человек должен уметь жертвовать собой ради своего народа – эту главную идею произведения вы правильно уловили и отразили в своих письменных работах. (зачитывание фрагментов детских эссе).

 

- «Лунная соната» (фрагмент) Дайте название. Говорить о Бетховене, минуя «Лунную сонату»- невозможно. Одно их самых изумительных сочинений, сколько бы раз мы не слушали эту волшебную музыку, она покоряет нас своей красотой и силой, воплощенных в ней чувств.

 

Учитель русского языка: Сейчас мы предлагаем вам вернуться к эпизоду фильма. Представить еще раз себе эту картину, вслушайтесь в великую музыку великого композитора не только слухом, но и всем своим сердцем для того, чтобы вы могли зафиксировать на рабочих листах свои эмоции, переживания, чувства, желательно используя знакомые вам художественные приемы, т.к. они помогут вам при написании изложения. (Обсуждение впечатлений)

 

Учитель музыки: Вы сумели почувствовать, какое напряжение мысли и вместе с тем величественное спокойствие заключено в этой музыке. На такую музыку можно уверенно опереться, она никогда не подведет.

 

Учитель русского языка: На этом наш первый урок подошел к концу, а на втором уроке мы будем работать в группах и напишем изложение.

 

2урок

 

А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с текстом Кабалевского о силе музыки Бетховена. У вас на столах лежат отрывки, с которыми вы должны познакомиться и составить цитатный план. (стратегия Жигсо)

 

Сейчас вы разойдетесь по разным группам, и познакомите друг друга со всеми отрывками из лекции и составите план всего текста, который и будет планом вашего изложения. (После работы в группах, каждый возвращается в свою группу).

 

Допишите 6-ой пункт плана, который будет являться вашим сочинением, в котором вы выразите свое отношение к музыке Бетховена, но напоминаю, что вы должны показать свои эмоции, переживания, ощущения, которые произвела на вас музыка Бетховена, использовать накопленный вами в течение урока материал, и эта часть должна быть связана со всем текстом изложения. Также вы должны озаглавить весь текст. (Работа над изложением).

 

- Обсудите в группах ваши работу и выберите лучшую, которую вы и зачитаете всем. (Чтение работ).

 

- Вы передали свои впечатления, переживания, мы их услышали, а сейчас давайте еще раз обратимся к тексту Д.Б.Кабалевского и послушаем, как об этом событии рассказывает сам композитор.

Учитель музыки: чтение текста на фоне музыки Бетховена и отрывка из фильма.  (0.31-0.28)

 

3. Рефлексия.

 

- На этом наш урок подходит к концу. Мы благодарны вам за те чувства и эмоции, которые вы проявили на уроке. Мы увидели в вас людей сопереживающих, эмоциональных (в хорошем смысле этого слова). И в конце мы хотим предложить вам написать, что вам запомнилось на уроке? Что понравилось? Какие впечатления на вас произвел данный урок?  (фронтальный опрос учащихся).

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок музыка и русский язык"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок развития речи, изложение с элементами сочинения, с помощью интеграции двух предметов. Формирует умение выражать свои мысли, вдумчиво слушать музыку, навык слушания текста на фоне музыки.

Урок по технологии критического мышления с применением стратегии ЖИГСО. Тема расчитана на 2 урока, т.е легко можно занять урок музыки и литературы.

Основными целями урока является подготовка учащихся к написанию изложения с элементами сочинения по фрагменту из лекции Д.Кабалевского; научить сопереживать.Закрепить, сложившиеся у учащихся, представления героического в музыке Л.В.Бетховена. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 978 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 558
    • DOCX 45 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Цей Людмила Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Цей Людмила Юрьевна
    Цей Людмила Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 36
    • Всего просмотров: 5200
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек