Интегрированный урок музыки и русского языка.
Тема: «Последний концерт на «Титанике».
Цели урока: Укрепление межпредметных связей: музыки и русского
языка.
Учитель
русского языка: Подготовить учащихся к написанию изложения с элементами
сочинения по фрагменту из лекции Д.Кабалевского; научить сопереживать.
Учитель
музыки: Закрепить, сложившиеся у учащихся,
представления героического в музыке Л.В.Бетховена.
Задачи урока: Учитель русского языка: 1. Формирование умений выражать свои мысли.
2. Повторить
художественные приемы.
3. Научить излагать чужие мысли и связывать их со своими.
4. Познакомить
с текстом Д.Б.Кабалевского.
5. Написать
изложение с элементами сочинения.
Учитель
музыки: 1. Вызвать эмоциональный отклик на музыку
Бетховена.
2. Познакомить с
«Героической» симфонией.
3. Понять
жизненный замысел произведений Бетховена.
4. Закрепить навык
слушания текста на фоне музыки.
5. Развивать чувство прекрасного, способность к восприятию и
переживанию искусства.
Тип урока: Повторение пройденного материала.
Методы и приемы: 1.
Теоретические: беседа, сообщение.
2. Теоретико-практические:
наблюдение, реконструирование, конструирование.
3. Практические: изложение.
4. Стратегии RWCT: «Жигсо», кластер
Оборудование: 1.Портреты Д. Кабалевского и Л.В.
Бетховена.
2.
Аудиозапись III симфонии Л. Бетховена.
3.
Текст лекции Д.Б.Кабалевского.
Литература: 1. Кабалевский Д.Б.
"Ровесники: беседы о музыке для юношества". вып.1. М.: Музыка, 1980,
стр.17-28.
2. Гроссман В.А. "Книга о музыке и
великих музыкантах: маленькая энциклопедия, М.: Детская литература, 1986,
стр.102-105.
3. Португалов К.П.
"Серьезная музыка в школе". М.: Просвещение, 1980, стр.144.
Ход урока
1урок
1. Пробуждение
интереса.
Учитель музыки: Сегодня форма урока необычна, перед вами два учителя: музыки и
русского языка. Мы уверены, что живое слово о музыке и сама музыка помогут вам
осознать ее таинственную силу, красоту, могущество и значение в жизни человека
и общества.
Учитель русского
языка: А поможет нам в этом рассказ Д.Б.Кабалевского,
в котором рассказывается о гибели парохода «Титаник» и о великой роли музыки в
те трагические часы. По этому рассказу мы должны написать изложение с
элементами сочинения, а материал для этой работы вы будете собирать в течение всего
урока.
Учитель музыки: Итак, мы объявляем тему урока: «Последний концерт на «Титанике».
2. Осмысление.
Учитель русского
языка: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы
слышите слово «Титаник»
Титаник
Я думаю, это было не трудно, потому что все
видели фильм о «Титанике».
Учитель музыки: Я
предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма, всмотритесь, наверняка он вами был не
замечен.
- О чем он говорит? 0.41-0.38
(Ответ: Во время катастрофы, когда людей
охватил ужас случившегося и они в панике пытались себя спасти, музыканты
симфонического оркестра,, ехавшего на «Титанике», достали свои инструменты,
сели, как всегда, в оркестре и заиграли бетховенскую симфонию).
(Звучит фрагмент симфонии №3) Под звуки этой величественной музыки, музыканты уходили из жизни с
удивительно высоким спокойствием, не переставая играть, покуда волны не дошли
до инструментов, и не затонула палуба.
-Можно назвать поступок музыкантов
героическим? Почему?
(Каким глубоким был коллективный разум
музыкантов, и таким же большим и чутким было их сердце, чтобы в ответственный
момент помочь людям достойно уйти из жизни, не склонив головы, даже на пороге
смерти…)
- Как вы думаете, почему именно к Бетховену
обратились музыканты? Что характерно для этого композитора?
(Его музыка пронизана атмосферой
мужественной борьбы, идеями героизма.)
-Какими качествами обладает главный герой
произведений Бетховена?
(Сильный духом человек, способный на
самопожертвование ради счастья человека. Главное чудо заключается в том, что в
музыке продолжает биться сердце и мысль композитора, и это героическое биение
разворачивается с такой силой, что хватает на тысячи человеческих душ).
«Музыка должна высекать огонь из души человека» Л.В.Бетховен
Каждое музыкальное
произведение убеждает нас в этой мысли.
Учитель русского языка: О силе музыки Бетховена пишет композитор Д.Б.Кабалевский в своих
лекциях о музыке, об этом мы будем говорить с вами чуть позже.
Учитель музыки: А
сейчас вспомним знакомые произведения Бетховена.
- Симфония №5 (фрагмент) Дайте
название. Это знаменитая 5-я симфония. Тот самый мотив из 4-х нот, про который
композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь». Он воспринимается как символ
зла, как препятствие, требующее неимоверных усилий для преодоления. В этой
симфонии, как в зеркале, отразилась жизнь композитора. Заглядывая в это
волшебное зеркало, ты понимаешь, что твоя будущая жизнь обязательно будет
счастливой, но полная трудностей, борьбы и даже поражений.
- Увертюра «Эгмонт» (фрагмент) Дайте
название. Настоящий человек должен уметь жертвовать собой ради своего народа –
эту главную идею произведения вы правильно уловили и отразили в своих
письменных работах. (зачитывание фрагментов детских эссе).
- «Лунная соната» (фрагмент) Дайте
название. Говорить о Бетховене, минуя «Лунную сонату»- невозможно. Одно их
самых изумительных сочинений, сколько бы раз мы не слушали эту волшебную
музыку, она покоряет нас своей красотой и силой, воплощенных в ней чувств.
Учитель русского языка: Сейчас мы предлагаем вам вернуться к эпизоду фильма. Представить еще
раз себе эту картину, вслушайтесь в великую музыку великого композитора не
только слухом, но и всем своим сердцем для того, чтобы вы могли зафиксировать
на рабочих листах свои эмоции, переживания, чувства, желательно используя
знакомые вам художественные приемы, т.к. они помогут вам при написании
изложения. (Обсуждение впечатлений)
Учитель музыки: Вы
сумели почувствовать, какое напряжение мысли и вместе с тем величественное
спокойствие заключено в этой музыке. На такую музыку можно уверенно опереться,
она никогда не подведет.
Учитель русского языка: На этом наш первый урок подошел к концу, а на втором уроке мы будем
работать в группах и напишем изложение.
2урок
А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с
текстом Кабалевского о силе музыки Бетховена. У вас на столах лежат отрывки, с
которыми вы должны познакомиться и составить цитатный план. (стратегия
Жигсо)
Сейчас вы разойдетесь по разным группам, и
познакомите друг друга со всеми отрывками из лекции и составите план всего
текста, который и будет планом вашего изложения. (После работы в группах,
каждый возвращается в свою группу).
Допишите 6-ой пункт плана, который будет
являться вашим сочинением, в котором вы выразите свое отношение к музыке
Бетховена, но напоминаю, что вы должны показать свои эмоции, переживания,
ощущения, которые произвела на вас музыка Бетховена, использовать накопленный
вами в течение урока материал, и эта часть должна быть связана со всем текстом
изложения. Также вы должны озаглавить весь текст. (Работа над изложением).
- Обсудите в группах ваши работу и выберите
лучшую, которую вы и зачитаете всем. (Чтение работ).
- Вы передали свои впечатления, переживания,
мы их услышали, а сейчас давайте еще раз обратимся к тексту Д.Б.Кабалевского и
послушаем, как об этом событии рассказывает сам композитор.
Учитель музыки: чтение
текста на фоне музыки Бетховена и отрывка из фильма. (0.31-0.28)
3. Рефлексия.
- На этом наш урок подходит к концу. Мы
благодарны вам за те чувства и эмоции, которые вы проявили на уроке. Мы увидели
в вас людей сопереживающих, эмоциональных (в хорошем смысле этого слова). И в
конце мы хотим предложить вам написать, что вам запомнилось на уроке? Что
понравилось? Какие впечатления на вас произвел данный урок? (фронтальный опрос
учащихся).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.