Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С МУЗЫКОЙ 9 класс Любовная лирика М.Ю. Лермонтова: прикосновение к вечности.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С МУЗЫКОЙ 9 класс Любовная лирика М.Ю. Лермонтова: прикосновение к вечности.

Скачать материал

МАОУ гимназия № 13 г. Томска

Учитель русского языка и литературы Ахкобекова Х.З.

 

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С МУЗЫКОЙ

9 класс

 

Любовная лирика М.Ю. Лермонтова: прикосновение к вечности.

 

Эпиграф:                                  «Пусть я кого-нибудь люблю,

                                                   Любовь не красит жизнь мою»

                                                                                «Стансы»

 

Цели:

1) Определить ключевые черты интимной лирики Лермонтова;

2) описать адресаты любовной лирики поэта;

3) выяснить причину трагизма лирического героя любовной лирики Лермонтова.

Методы и приемы:

  • Творческие задания;
  • интертекстуальный анализ поэтического текста;
  • лингвистический анализ поэтического текста.

Формы работы:

  • индивидуальные выступления обучающихся;
  • чтение стихотворений наизусть;
  • групповая работа;
  • исполнение романсов на стихи Лермонтова.

 

Оформление урока:

  • рисунки поэта;
  • портреты адресатов любовной лирики поэта.

 

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Выразительное чтение стихотворения П.А.Висковатова, известного биографа М.Ю.Лермонтова, «Вышел одинок я на дорогу» исполняется под музыку русской народной песни «Уж как пал туман»:

Вышел одинок он на дорогу,

Вкруг него ночной туман густел,

И души стремленья и тревогу

Разъяснить себе он не успел.

В увлеченьях страсти утопая,

В бурях он спокойствия искал;

Но речам таинственным внимая,

К ним из битв навстречу выбегал.

С Севера на  Юг влеком далекий,

Злобой тайною, невежеством гоним,

Он умолк, сражен судьбой жестокой…

Скал толпа склонилася над ним.

 

Это стихотворение посвящено жизни и творчеству поэта. Это подтверждают слова, словосочетания, образы, взятые из стихотворений Лермонтова. Это своеобразное резюме о жизни поэта, переданное в его же образах.

Мы не случайно начали со стихотворения,  относящегося к философской лирике, где поэт размышляет о смысле жизни. Для нас сегодня  важно понимать философию, мировосприятие поэта,  чтобы определить ключевые черты интимной лирики.

 

II. Вводная лекция

-Любовь – прекрасное чувство, ему посвящены стихи и музыка. Тема любви традиционная в русской литературе. Не стала она исключением и для Лермонтова. Однако любовная лирика Лермонтова особенная – в ней есть «миражность».  Русский философ В.Соловьев заметил: «..в этих стихотворениях почти никогда не выражается любовь настоящей, в тот момент, когда она захватывает душу и наполняет жизнь». Лермонтов способен «переступить в чувстве через границы обычного порядка явлений и схватывать запредельную сторону жизни и жизненных отношений». 

-Иными словами: не любви ищет поэт, ее он отрицает: «Она, как чумное пятно,...», «Все, что любит меня,  то погибнуть должно», «Мне грустно, потому что я тебя люблю», «Нет, не тебя так пылко я люблю» - сплошное отрицание любовного чувства.

Детская впечатлительность, умение запоминать не только события, но и эмоции, связанные с ними, восприимчивость, усиленная душевной ранимостью (что было связано с обстоятельствами жизни: ранней потерей матери, неблагополучными отношениями бабушки и отца, разлукой с отцом),  и большое влияние произведений Байрона, Гете, Руссо, Гейне привели к ранней духовной зрелости.

-Осознание собственного одиночества стало причиной того, что «чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу. Оттого-то 15-16- летним мальчиком метался он от одного предмета любви к другому, надеясь найти понимание и сочувствие». Таким образом, сложная и противоречивая натура

Лермонтова раскрывается в стихотворениях, обращенных к женщинам.

-  Какое же впечатление производил он на женщин?

Первое впечатление, которое Лермонтов производил на женщин, для него не всегда было выгодно. В.И. Анненква о первом знакомстве с поэтом вспоминала: «Должна признаться, он мне совсем не понравился. Он был мал ростом, коренаст и некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно».

В юности Лермонтов, сознавая свое умственное превосходство над многими красивыми молодыми людьми, страдал от своей «невыгодной наружности».

Женщины, узнававшие Лермонтова ближе переставали замечать, что он некрасив. Пятигорская приятельница Лермонтова Эмилия Клингенберг свидетельствовала: «Лермонтов не был красив, но инее так безобразен, каким рисуют его, роста был среднего, говорил приятным грудным голосом, но самым привлекательным  в нем были  глаза – большие, прекрасные. Выразительные». Глаза Лермонтова действовали на женщин неотразимо. «Нельзя было не смутиться, - писала Е.Сушкова, - когда он устремлял их с какой-то неподвижностью».

«По натуре своей горделивой, сосредоточенный и сверх того, кроме гения, отличавшийся силой характера», - писал А.В.Дубровин,- зрелый Лермонтов уже не комплексовал по поводу своей внешности. Среди женщин у него были друзья и приятельницы, и было небольшое число страстных привязанностей, имевших решительное влияние на его жизнь.

 

- Обратимся к адресатам любовной лирики Лермонтова. 

 

IV. Выступления учащихся от групп об адресатах любовной лирики М.Ю.Лермонтова.

 

1. Варвара Александровна Лопухина (1815-1851 гг.)

Будучи студентом, Лермонтов, был влюблен в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Вареньку Лопухину. 

Их знакомство произошло в Москве в 1828 году, но вскоре она надолго уезжает в Тульскую губернию, а Лермонтов продолжает обучение в Благородном пансионе при Московском университете.

В ноябре 1831 года Лермонтов вновь встречается с В.Лопухиной. Он полюбил ее, и все юношеские увлечения отошли в сторону. А.П.Шан-Гирей пишет о нем: «Будучи студентом, он был страстно влюблен… в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Вареньку Лопухину… Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно, и едва ли он не сохранил его до самой смерти  своей».

Лопухиной Лермонтов посвятил стихотворения: «Оставь напрасные заботы…», «Мы случайно сведены судьбою..», «Она не гордой красотой». Многие стихотворения последующих лет несут в себе следы его любви к Лопухиной, трагических размышлений о постигшей их обоих жизненной неудаче, это «Я к вам пишу случайно:  право..», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Сон», посвящение к «Демону» 1831 года и посвящение к поэме «Измаил – Бей». К ней же обращено посвящение к «Демону» 1838 года.

Историю своих сложных отношений поэт отчасти изобразил в драме «Два брата», в неоконченном романе «Княгиня Лиговская»  в «Герое нашего времени» (Лопухина выведена под именем Веры)

Известно, что Лопухина ответила на чувства Лермонтова. Их любовь была взаимной. Между ними не было непреодолимых преград. Но позднее возникло непонимание. В.Лопухиной показалось, что она ошиблась в Лермонтове. В 1835 году до нее дошли слухи, что он женился на Е.Сушковой. Она выходит замуж за Н.Ф.Бахметьева, богатого и ничтожного человека, и  вскоре раскаивается в этом. Может быть, она  верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её. Первая страсть Мишеля не исчезла, потому что, когда он узнал о замужестве Вареньки, то очень, очень сильно расстроился. Сквозь тысячи измен он любит ее одну и верен ей одной. Это была глубокая привязанность всю жизнь сопровождала   поэта.  

В многообразном живописном наследии поэта почти не встречаются женские портреты. Поэтому не может не привлечь внимание тот факт, что три портрета посвящены В.Лопухиной. Горестные мотивы утраченной любви в значительной мере определили характер его творчества. Во всех лермонтовских произведениях она выведена под именем Вера.

- Исполняется романс «Она поет – и звуки тают» в виде музыкальной сценки.

2. Екатерина Сушкова (1813-1875 гг.)

Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман,  родилась 18 марта 1812 года в Симбирске.

Летом 1830 года Лермонтов с бабушкой переезжает в Середниково. Тут среди знакомой ему молодежи появилась замечательной красоты девушка, двумя годами старше поэта, одетая по последней модной картинке в журнале, уже побывавшая в Петербурге на великосветских балах. Она была действительно прекрасна – с тонким одухотворенным лицом, огромными черными глазами. За эти глаза друзья называли ее  - Блэк-айз, т.е. «черноокая». Великолепная коса дважды обвивала ее голову. Лермонтов пылко увлекся красавицей, но она  обращалась с ним,  как с мальчиком, но отдавала должное его уму. Она искала удачного замужества, а Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие. А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту.

В 1830 году посвятил ей стихотворения: «Весна», «Ночь», «Передо мной лежит листок», «Раскаянье», «Черные очи». В последнем он говорит:

В ваших звездах, черны очи,

Я нашел для сердца рай и ад.

Осенью 1830 года Сушкова покинула Москву, и Лермонтов увидел ее только в 1834 году в Петербурге перед отъездом к месту службы в  Царское Село. Именно эта встреча послужит причиной разрыва Лермонтова с В,Лопухиной,

 

Расстались мы, но твой портрет

Я на груди моей храню;

Как бледный призрак лучших лет, он душу радует мою.

И, новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный -  все храм,

Кумир поверженный -  все бог!

 

Сушкова была равнодушна к поэту, но проявляла большой интерес к его поэтическим созданиям. История их взаимоотношений нашла отражение в романе «Княгиня Лиговская».

 

3. Наталья Федоровна Иванова (1814-1875).

Летом 1831 года  после окончания 1 курса Московского университета Лермонтов гостил в семье Ивановых в селе Никольское_Тимочино на Клязьме недалеко от Москвы. Здесь он увлекся Натальей Федоровной Ивановой, дочерью московского литератора и драматурга Ф.Ф. Иванова, друга В.Жуковского. Наташа Иванова отнеслась к  молодому поэту с холодом и непониманием. Эта обычная светская девушка, кокетливая и себе на уме, поджидала выгодного жениха. Тем не менее, ей льстило внимание, что юноша-поэт пылает к ней бурной страстью, посвящает ей свои стихи, которые и сегодня больно читать- столько в них боли и разочарования. Она то манила Лермонтова, то отталкивала. Он в ослеплении любви не видел душевной пустоты своей возлюбленной. Эта любовь оказалась безысходно мрачной.

Любовь к Н.Ивановой была одной из главных тем лирики Лермонтова 1831-1832 годов. Все, что Лермонтов переживал, так или иначе входило в его сочинения. Ей посвящены следующие стихотворения:

«Я не унижусь пред тобой»

«Не ты, но судьба виновата»

«Измученный  тоской и недугом»

«Прости, мы не встретимся боле» и др.

Весь цикл посвященных Ивановой стихов -  это история неразделенного чувства.

…Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил;

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку –

Безумец! – лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала – я тебя не знал!

  Лермонтов надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет отомщен – хотя бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как уходило увлечение Сушковой. Инициалы Н.Ф.И. долго оставались загадочными для мемуаристов. И только долгие поиски литературоведов открыли предмет юношеской любви поэта. Разрыв отношений тяжело переживался Лермонтовым.  «Безумной страсти лед» отразился  во многих стихотворениях. Думы о смерти сочетаются с жаждой о славе и известности («Видеть смерть мне надо, надо крови, Чтоб залить огонь в груди моей»).

4. Княгиня Мария Алексеевна Щербатова.

М.А. Щербатова – новая возлюбленная Лермонтова. Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован юной вдовой княгиней Щербатовой Урожденная Штерич, по словам Е.Сушковой «красавица и весьма образованная женщина». Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах. Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном.  Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться». Щербатова пролила 2-3 слезинки, и Лермонтов понял, что перед ним уже не та сдержанная, снежная, гордая женщина, а простая и ласковая. И тут Лермонтов понял всю силу любви к М.А. Щербатовой. Лермонтов плакал, скупо, он хотел жить и любить. Наблюдательный Александр Иванович Тургенев (русский общественный деятель, историк), встретив М.А.Щербатову в Москве на одном из великосветских балов, записал в дневнике: «Сквозь слезы смеется, любит Лермонтова».

Поклонником Щербатовой был сын французского посланника Эрнест Барант. На этой почве между Лермонтовым и Барантом состоялась дуэль, следствием которой стало заключение Лермонтова на гаупвахту и последняя ссылка на Кавказ в 1840 году. Им пришлось расстаться.

Ей посвящены стихотворения «На светские цепи…»  и «Отчего». По поводу последнего В.Г.Белинский писал: «Это вдох музыки, это мелодия грусти, это краткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанности и смиренного бурею судьбы сердца ! И какая удивительная простота в стихе! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою…».

Выразительное чтение стихотворения   «Отчего»

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье,

За каждый светлый день иль сладкое мнгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно.. потому что весело тебе.

V. Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю», посвященного В.Лопухиной.

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье;

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю.

 В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

Задание для группы № 1

1)       Каково ваше впечатление после прочтения текста?

2)       Какое настроение создает стихотворение? Какие образы стихотворения создают это настроение?

3)       Какова система образов в стихотворении. Выпишите из текста лексические цепочки, соотносимые с каждым образом. Сделайте выводы.

Задание для группы № 2

1)         Выделите главные и сопутствующие образы. Выстройте возможные ассоциативные ряды. Определите основную тему стихотворения.

2)         Какой мотив прослеживается в стихотворении? (Мотив – семантически насыщенный элемент произведения, родственный теме и идее, но не тождественный им (например, мотив смерти в «Сказке о мертвой царевне» Пушкина, мотив полнолуния в «Мастере и Маргарите» Булгакова).

Задание для группы № 3

1)          Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию образов: эпитеты, метафоры, сравнения и др.

2)          Выявите вспомогательные художественные средства и приемы (рифмовка, особенности интонации, синтаксиса, наличие инверсий, повторов и др.). Обратите внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.

Задание для группы № 4

1)       Сколько композиционных частей в составе стихотворения? Кто герой каждой части? Какова основная мысль каждой части?

2)       Одинаково ли состояние лирического героя на протяжении всего стихотворения? Как он соотносится с образом автора?

- Стихотворение посвящено В.Лопухиной, одной из самых страстных привязанностей поэта, которая имела  решительное влияние на его творчество. Стихотворение о любви – страдании юношеских лет. Стихотворение построено на  противопоставлении прошлого и настоящего (это прием антитезы), где прошлое – разговор с сердцем, а настоящее – уста немые, угаснувшие очи

Система образов: лирический герой, героиня в настоящем и возлюбленная в прошлом.

Лексические цепочки:

Лирический герой

героиня в настоящем

возлюбленная в прошлом.

 

Пылко люблю

Не тебя

Прошлое страданье

Не для меня

Красы блистанье

Молодость погибшая моя

Смотрю, вникая долгим взором

Не с тобой

Подруга юных дней

Сердцем говорю

 

 

Ищу черты другие

 

 

Стихотворение проникнуто грустью, печалью, страданьем и даже какой – то безысходностью. Лирический герой пылко любит и глубоко в сердце хранит образ юношеской любви. В ней и молодость, и страданье, которое позволяет герою осуществить себя в этом мире. Героиня в настоящем позволяет выявить сущностные черты юношеской любви.

Ассоциации: лирический герой – глубокий, чувствующий, страдающий, верный своей любви; героиня в настоящем – блистанье холодное, духовное молчанье, отдаленность; возлюбленная в прошлом – лучшее время жизни, любовь, молодость, страданье.

Мотив безысходности пронизывает все стихотворение. Эпитет (молодость)  погибшая  подчеркивает основной мотив произведения. Использование инверсий (обратный порядок слов) позволяет расставить интонационные, а отсюда и смысловые акценты: не тебя люблю, молодость погибшую мою.

Для столь высокого предмета разговора автор использует высокую лексику: краса, блистанье. Вникая долгим взором, уста, очи, угаснувший. Любовь – воспоминание начинается с отрицания (нет) настоящего и продолжается утверждение прошлого (люблю).

Чередование мужской (на последнем слоге ударение) и женской (на предпоследнем) рифмы, опоясывающий их характер (1-4, 2-3) позволяет противопоставлять прошлое и настоящее и создает неоднородный ритм стихотворения.Звукопись имеет огромное значение. Насыщенность текста сонорными: [л] -11, [м]-9, [р]-15 раз выделяет ключевые моменты: молодость. Любовь, страданье. Использование глухого [т]- 15 раз подчеркивает отрицание настоящего, в котором нет любви. Протяжность [о] дает возможность лирическому герою размышлять.

Текст состоит из трех композиционных частей:

1)         противопоставление настоящего и прошлого, где герой дорожит прошлым.

2)         Обращение к настоящему: на него можно смотреть, но не иметь сердечной привязанности.

3)         Обращение к прошлому и его противопоставление.

VI. Подведение итогов. Выводы по теме урока.

Если для А.С.Пушкина любовь – источник счастья, «чудных мгновений», красоты, вдохновенья, то для М.Ю. Лермонтова она неразлучна с печалью. В его художественном мире высокое чувство всегда трагично.

Для Лермонтова любовь – не путь к земному счастью, это прикосновение к вечности:

Любить навеки – невозможно

На время не стоит труда.

Страстная, полная горьких обид и разочарований любовная лирика Лермонтова проникнута одиночеством, неверием в возможность взаимопонимания. Возможно, он не был создан для счастья в обычном понимании этого слова. Но не променял бы этого дара на покой и домашний уют.

- Исполняется романс  Даргомыжского на стихи Лермонтова «Она не гордой красотой».

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С МУЗЫКОЙ 9 класс Любовная лирика М.Ю. Лермонтова: прикосновение к вечности."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С МУЗЫКОЙ

9 класс

Любовная лирика М.Ю. Лермонтова: прикосновение к вечности.

 

Эпиграф:                                  «Пусть я кого-нибудь люблю,

                                                   Любовь не красит жизнь мою»

                                                                                «Стансы»

 

Цели:

1) Определить ключевые черты интимной лирики Лермонтова;

2) описать адресаты любовной лирики поэта;

3) выяснить причину трагизма лирического героя любовной лирики Лермонтова.

Методы и приемы:

  • Творческие задания;
  • интертекстуальный анализ поэтического текста;
  • лингвистический анализ поэтического текста.

Формы работы:

  • индивидуальные выступления обучающихся;
  • чтение стихотворений наизусть;
  • групповая работа;
  • исполнение романсов на стихи Лермонтова.

 Оформление урока:

  • рисунки поэта;
  • портреты адресатов любовной лирики поэта.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 104 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока на тему "Безударные гласные в корне слова"
  • Учебник: «Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Правописание безударных гласных в корне слова
  • 01.10.2020
  • 494
  • 5
«Русский язык (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 562
    • DOCX 122.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ахкобекова Халимат Зафировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ахкобекова Халимат Зафировна
    Ахкобекова Халимат Зафировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8288
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 547 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Техническое обслуживание и диагностика сельскохозяйственной техники

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек