Главная / Русский язык и литература / Интегрированный урок литературы по национально - региональному компоненту на тему:

Интегрированный урок литературы по национально - региональному компоненту на тему:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ НА ТЕМУ:


«НАРТОВСКИЙ ЭПОС. СКАЗАНИЕ ОБ

АЦАМАЗЕ».

(в 6 «Б» классе)


Учитель: Цуциева Е.Т.


hello_html_m77f47103.gif

ЦЕЛИ:

  1. Ознакомить учеников с легендой об Ацамазе, показать духовные и эстетические ценности, заключенные в эпосе, показать возможности интерпретации фольклорного текста современными художниками, музыкантами;

  2. развивать интеллект учащихся, аналитические способности, умение сравнивать произведения разных видов искусства;

  3. воспитывать уважение к малой родине, национальным святыням Осетии.

ТИП УРОКА: Урок первичного усвоения новых знаний.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Лекция учителя, беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение, описание картин, анализ музыкальных произведений.

ОБОРУДОВАНИЕ: книжно-иллюстративная выставка изданий нартовского эпоса, репродукции картин: Н. Сабанова «Свадьба Ацамаза» , картины М. Туганова, А. Хохаева, У. Канукова, симфоническая поэма "Нарты" Жанны Плиевой, музыка к балету Д.С. Хоханова "Агунда и Ацамаз", рисунки учащихся, изображения культовых памятников древних осетин.

ЭПИГРАФ: Нарты - это образ чудесного легендарного мира, воссозданный с такой могучей простотой и пластической силой, что он становится нам близок и понятен, и мы отдаем невольную дань поэтическому гению создавшего его народа В. Абаев

Красота спасет мир.

ХОД УРОКА:

Звучит музыка из симфонической поэмы "Нарты" Жанны Плиевой.

[.Слово учителя.

В культурном наследии осетин главное место занимают сказания о нартах. Они были созданы в глубокой древности. Основные герои состоят в родственных между собой отношениях, образуя четыре поколения, это представители богатырского рода. Нартовский эпос поражает богатством и разнообразием сюжетного материала: борьба с великанами, походы за добычей, приключения на охоте, соревнование героев, путешествие в загробный мир, борьба с небожителями. Нарты не признавали власти даже богов. Они любили родную землю, высоко ценили правду и мудрость, верность в дружбе, глубоко почитали родителей и стариков.

Самый лучезарный герой нартовского эпоса - Ацамаз. С именем


2



Ацамаза связано несколько сюжетов. Наибольший интерес из них представляет сказание о сватовстве и женитьбе Ацамаза на Агунде. В этом сказании Ацамаз выступает, как дивный певец и музыкант, зачаровывающий всю природу игрой на свирели.

SI. Литературно - музыкальная композиция

Звучит музыка из балета Д.С. Хаханова "Агунда и Ацамаз".

  1. ученик . Маленький сын Аца, удалец Ацамаз, взял с собой единственное сокровище, оставшееся от отца, - вечную свирель.

Искусно была наложена чернь по золотому стволу её. Взошел на Черную гору удалец Ацамаз, забрался на самый высокий утес приложил он свирель к губам и заиграл. И под чистые звуки его золотой свирели по - бычьи взревели, закинув ветвистые головы, рогатые олени и пустились в дробный пляс.

  1. ученик. И в глубине дремучего леса пугливые серны, подпрыгивая выше деревьев, начали свою легкую пляску. С крутых черных скал Черной горы сбежали черные козлы - стремительный симд завели они с круторогими турами, чудеса проворства показали они в этой пляске.

  2. ученик. Вбежали на обрывы пугливые лани и косули, смотрят они вниз, в долину, где начались грозные игры, где мужья их бьются рогами. Не утерпели зайцы и лисицы, наперегонки погнались они друг за другом по гладкой равнине. И все дикие звери, скот Афсати, стадами собрались под отвесными скалами. И все домашние звери, скотФалвара, отарами и стадами потекли по широким лугом.

  3. ученик. Старается, играет удалой Ацамаз, и до каждого сердца долетает золотой голос свирели его. В высоких южных горах разбудила она черно-бурых медведей в их теплых берлогах. Ворча и рыча, проснулись они, оставили берлоги свои и в тайной глубине дремучего леса начали свой грузный симд.

  4. ученик. И вот на бурых полях раскрыли свои лепестки самые красивые цветы земли. Изголодавшиеся пчелы и беспечные бабочки полетели с одного сладкого цветка на другой, и жужжание поднялось над полями.

Громко запели лесные птицы, на разные голоса вторят они из глубины лесов Ацамазу.

  1. ученик. А волшебные пальцы Ацамаза ещё быстрее забегали по свирели, и зеленые волны прокатились по вершинам дремучих лесов. И ни травинки не было на скалистых склонах, но вот зеленым шелком оделись они.

  2. ученик. Ещё нежнее заиграл маленький Ацамаз - и все в мире пробудилось. Таять начали вечные ледники, с громовым шумом устремились вниз по своим тесным ущельям на широту равнин. И весь


3



мир весело оглядело весеннее солнце красивым глазом своим.

III. Беседа по содержанию сказания.

  1. С какими знаменитыми певцами - чародеями можно сравнить Ацамаза? (с Орфеем в греческой мифологии, Садко в русской былине).

  2. Чем Ацамаз все-таки отличается от них? (Его музыка не просто чудесна, она волшебна, имеет природу солнца, пробуждает к жизни все живое).

  3. Приведите примеры, как магическая песня Ацамаза приносит весну.

  4. Воплощением каких качеств является Ацамаз?

  5. Как небожители покровительствовали Ацамазом?

  6. Какие художественные приемы использованы в создании образа музыки? (Градация и гиперболизация)

  7. Воплощением каких национальных нравственных качеств является Ацамаз? (Сочетание красоты, строгости, чистоты, недоступности)

  8. Как проявилась всепобеждающая сила прекрасного? (Агунда полюбила Ацамаза)

  9. Как вы понимаете выражение : "Красота спасет мир", которое является эпиграфом нашего урока?.

  10. Чем заканчивается сказание об Ацамазе? (Свадебным пиром)

IV. Перед вами картина М. Туганова "Пир нартов"

М. Туганов (1870 - 1952) - известный осетинский художник, иллюстратор нартовского эпоса, картина написана в 1950 - 1952г.

  • как вы думаете, какой эпизод из сказания об Ацамазе запечатлел художник на картине? (Пляс гостей "по краям большой пивной чаши" под дивную игру свирели во время свадебного пира в доме Сайнаг- алдара.

Зачитывается отрывок из текста.

  • Кого из любимых героев нартовского эпоса вы узнали на картине?

  • Какую мысль вложил М. Туганов в свою картину?

  • Ваше впечатление о ней?

  • Теперь рассмотрите картину У. Канукова к сказанию об Ацамазе.

  • Какой эпизод сказания нашел отражение в иллюстрации художника У. Канукова? Подберите к ней отрывок из сказания.

  • Таким ли вы себе представляли Ацамаза? Обоснуйте свой ответ.

  • Перед нами картина Николоя Сабанова "Свадьба Аиамаза"?

  • Какие чувства вызывает эта картина? (Торжество красоты и величие чувства).

  • Что вы можете сказать о колорите картины? (Светлый,


4



праздничный, радостный).


V/. Беседа.

  • Любите ли вы музыку? Какую?

  • Послушайте фрагмент из балета Д.С. Хаханова "Агунда и Ацамаз" и скажите, когда такая музыка может звучать (Дети по характеру музыки определяют, что эта музыка звучит в конце на свадебном пиру. Периодически меняющиеся интонации говорят о том, что гости прибыли на свадьбу из разных мест)

  • Какое настроение создает музыка?

  • Известный ученый В.И. Абаев писал: "В песне, в музыке - сама народная жизнь во всех её проявлениях. Песни сопровождали осетина всю его жизнь, выражают его думы и заветные мечты". Согласны ли вы с мнением ученого?

В заключение урока под музыку Ж. Плиевой звучит стихотворение "Нарты" (Л. Цаллаговой)

Откроем страницы истории нашей.

И жизнь наша станет, конечно, богаче.

Вспомним Сырдона, Батраза, Сослана.

В какие походы ходили аланы.

О, нарты, великие люди, о нарты,

Узнать бы вас ближе, узнать бы, узнать бы.

Чудесное пиво Шатана варила.

И чашей одною все войско поила

А мальчики только в мужские игры играли.

И свято законы гор все выполняли!


Заключительное слово учителя.

Ребята, мы познакомились с прекрасной легендой о нартовском певце и музыканте Ацамазе. Это сказание говорит о большой эстетической и нравственной ценности музыки в жизни осетинского народа. Как живые предстают перед нами герои сказания - "суровые воители и беспечные плясуны", "друзья богов и друзья природы".


5



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Прочитайте другие сказания о нартах, нарисуйте к ним иллюстрации. Напишите сочинение: "Каким я представляю себе создателя Рекома"?

Вы знаете, что это культовый памятник древних осетин в Цейском ущелье. Посмотрите на фотографию с изображением этого памятника.

Покажите в своих творческих работах, что вы увидели в Рекоме гармонию природы и творения человеческого гения как источник прекрасного.


6





Интегрированный урок литературы по национально - региональному компоненту на тему:
  • Русский язык и литература
Описание:

Интегрированный урок литературы по национально - региональному компоненту на тему: "Нартовский эпос. Сказание об Ацамазе".

Задача этого урока, ознакомить учеников с легендой об Ацамазе, показать духовные и эстетические ценности, заключенные в эпосе, показать возможности интерпретации фольклорного текста современными художниками, музыкантами.

Ацамаз- самый лучезарный герой нартовского эпоса. С его имененм связано несколько сюжетов. Самый известный - сказание о сватовстве и женитьбе Ацамаза на Агунде. Он дивный певец и музыкант, зачаровывающий всю природу игрой на свирели. 

Автор Цуциева Елена Таймуразовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 497
Номер материала 23727
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓