Главная / Русский язык и литература / Интегрированный урок литературы и обществознания

Интегрированный урок литературы и обществознания

Конспект урока по литературе и обществознанию

«Конфликт: в драме «Гроза» А. Н. Островского и в жизни общества»


Цель: рассмотреть понятие «конфликт» в литературоведении (на примере драмы «Гроза» и обществознании)


Ход урока

1. Вступительный этап

Формулирование темы урока

Учитель литературы: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас немного необычное занятие. Необычность нашего урока заключается в том, что мы с учителем обществознания Натальей Анатольевной объединились при его подготовке и поработаем в рамках одного урока по 2 предметам: обществознанию и литературе.

Учитель обществознания Предлагаем начать урок с просмотра отрывка видеофильма «Вам и не снилось».

  1. Просмотр видеоролика о конфликте поколений

Учитель обществознания: Чему посвящен данный ролик?


Учитель литературы: Да, дети, разногласия в семье будут, существуют, и в прошлом были тоже. В творчестве А. Н. Островского это тоже нашло отражение. Давайте прослушаем выразительное чтение монолога.

  1. Прослушивание монолога Кулигина о семье.


Учитель литературы:

-О чем говорит Кулигин?

-Что общего между темой просмотренного сюжета и тем, о чем говорит Кулигин?

(В обоих случаях в центре – конфликт в семье)

Учитель: это и есть тема урока.

Тема урока (на слайде) «Конфликт: в драме «Гроза» А. Н. Островского и в жизни общества»

Учитель обществознания: Как вы считаете, актуальна ли эта тема в настоящее время?

Ученики: Да. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса

(Пензяков Никита и Сяйлева Алина презентуют данные)

Формулирование целей урока

Учитель обществознания : О чем свидетельствуют данные опроса?

Дети: о том, что проблема взаимоотношений в семье очень актуальна.

Учитель литературы: В драме «Гроза» такая проблема выражена?

Дети: да

Учитель литературы: Какой цели на этом уроке мы с вами попробуем достичь при условии, что проблема, обозначенная вами, находит отражение как в жизни, так и драме «Гроза»?

Дети: определить причины конфликтов в семье, проанализировав пьесу «Гроза»


РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Учитель обществознания:

-А что такое вообще семья? Чем определяется семейный уклад?

(доклад Назина Сергея)

Учитель: Сергей сказал, что в настоящее время семейные отношения закреплены в семейном кодексе РФ. А в России до 19 века положение семьи определялось Домостроем. Что это такое?

(доклад Кукушкина Александра)

:Обращаем внимание на пункт Домостроя по отношению младших к старшим.

Учитель литературы: Теперь мы видим, в чем отличие существующих в наше время порядков в семье от порядков 19 века. В драме «Гроза» семейные отношения строились в соотвесттвии с каким документом?

-С «Домостроем».

-Какой вывод мы можем сделать?

-Отсюда очевидна связь семьи от общественного строя, господствоваших обычаев.


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Учитель обществознания: как характеризуются представители «старого» и «молодого» поколения? Прошин Влад и Раков Евгений приглашаются к доске для индивидуальной работы. Занесем информацию в таблицу


«Старые»

«Молодые»

традиции, обычаи

новации

песни, фольклор

современная музыка

уважение к идеалу

равнодушие к идеалу

верность в основе отношений

свободные отношения с противоположным полом


Пока дети работают у доски

Учитель литературы:

Чтение и анализ произведения

Какие приемы использует драматург в изображении семьи?

Работа с произведением.

-Чья семья, о которой мы узнаем от Бориса, дублирует семью Кабановой?

действии 1 явл. 3 Борис рассказывает о своей семье. Он говорит о том, что бабушка не любила мать, т.е. свою сноху.

-Находит ли отражение данная информация в образах драмы?

-Да, такой же нам представлена семья Кабановых.

-С кем сравнивает Катерина свою свекровь при беседе с ней?

-С родной матерью Действие 1 явление 5

- Итак, какой прием лежит в основе изображенных семей?

Дети: ПРИЕМ СОПОСТАВЛЕНИЯ

Давайте вспомним монолог Кулигина из действия 3 явления 3 . Как он описывает обстановку в семье?

(ограбить сирот, родственников и т. д.)

-Поразмышляйте, с какой целью был введен монолог?

-Другими словами, высказать правду о чьём-либо дурном поступке, поведении , это значит …

Дети- обличить. Введен с целью обличения существующих порядков.


-В какой части пьесы наиболее яркие представители темного царства беседуют? Что лежит в основе их беседы? Какой герой говорит сам о себе?

-Действие 3 явление 2. Дикой и Кабанова беседуют (с. 35)

-Для чего, по вашему мнению, введен этот диалог?

-С целью самораскрытия персонажа.

-Итак, какие же приемы лежат в основе изображения семьи?

-Приемы самораскрытия, обличения, сопоставления.


Учитель обществознания:

-Итак, работа на доске готова и проверена.

Учитель литературы: Давайте на основе уже имеющейся информации выделим те характеристики, которые отражают положение семей в драме «Гроза».

«Старые»

«Молодые»

традиции, обычаи (д. 2 явл.6) Кабанова говорит о традиции провожать мужа

новации (Д. 4 явл. 2 ) Кулигин предлагает установить часы

песни, фольклор

современная музыка

уважение к идеалу

равнодушие к идеалу

верность в основе отношений (д. 2 явл. 3) Наставления Тихона жене (исходящие на самом деле от Кабановой) перед отъездом

свободные отношения с противоположным полом (Д. 2 явл. 9) Варвара рассуждает об отношениях


-Таким образом, какой мы можем сделать вывод?

Дети: Представители молодого и старого поколений как в жизни, так и пьесе, имеют типичные черты.


Учитель обществознания:

Работа с понятием

-А в каком положении относительно друг друга оказываются рассмотренные нами категории семей как в жизни, так и в драме?

(В позиции конфликта)

-Что такое конфликт? (в литературе и в жизни) Определение и запись понятия. К чему он может привести? (к разрушению семей)

Конфликт в литературе

Конфликт в жизни

 специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.

спор, столкновение двух человек или социальной группы за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.


Учитель литературы:

-Давайте поработаем с таблицей и выясним, в чем смысл конфликтов в драме.

Фронтальная работа (2 графа)

Конфликт в драме «Гроза»

Смысл

Пути выхода

Катерина сама с собой

конфликт чувства и долга

расстановка приоритетов

Катерина и Борис – окружающая среда

несовместимость нравственных убеждений и уклада жизни

приспособление

Кулигин – Дикой, Кабаниха

просвещение против необразованности

конкуренция

Кудряш – Дикой, Кабаниха

удаль, озоровство против мира темного царства

избегание

Борис - Дикой

подчинение против контроля

приспособление

Варвара-Кабаниха

отсутствие чувства ответственности за свои поступки

приспособление

Тихон - Кабаниха

робость и бездейственность

приспособление

Учитель обществознания:

Групповая работа на 3 минуты.

-Обсудите в группах, какие способы можно найти для преодоления этих конфликтов?

По 2 конфликтные линии каждой из групп.

-Какой способ разрешения конфликта не нашел применения?

-Компромисс.

-Поразмышляйте дома, почему так произошло.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Учитель обществознания: Я знаю, многие из вас планируют сдавать обществознание в 11 классе.

Учитель литературы: Но некоторые хотят сдавать и литературу. Поэтому в качестве закрепления тем, кто хочет сдавать общество мы предлагаем решить тест из ЕГЭ, а тем, кто литературу – по литературе. Задания направлены на понимание темы «Конфликт»



4. РЕФЛЕКСИЯ

-В чем вы видите практическую значимость нашего урока?

-Каковы Ваши впечатления от урока?


5. Домашнее задание:

1.Эссе: «Как я справляюсь с конфликтными ситуациями»? «Почему путь компромисса не нашел воплощения в драме «Гроза»?

2. Изучив статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева  »Мотивы русской драмы» , выявить общее и различное во взглядах на Катерину.




































Тест по литературе

_____________________

(Фамилия, имя, класс)


  1. Конфликт в литературе это

А) средство выразительности

Б) спор, столкновение двух человек или социальной группы за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

В) специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.


  1. Какие приемы использует А. Н. Островский в изображении семей в драме «Гроза»? Выберите несколько вариантов ответа

А) обличение

Б) самораскрытие

В) антитеза

Г) сатирические приемы

Д) сопоставление


  1. Определите главный конфликт драмы «Гроза» А. Н. Островского?

А) Внутренний конфликт Катерины самой с собой

Б) Тихон и Кабаниха

В) Катерина и Кабаниха

Г) Борис и Дикой






















Конфликт в драме «Гроза»

Смысл

Пути выхода

Катерина сама с собой

конфликт чувства и долга


Катерина и Борис – окружающая среда

несовместимость нравственных убеждений и уклада жизни


1 творческая группа




СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ


Компромисс

Приспособление

Избегание

Расстановка приоритетов

Конкуренция
































2 творческая группа


Конфликт в драме «Гроза»

Смысл

Пути выхода

Кулигин – Дикой, Кабаниха

просвещение против необразованности


Кудряш – Дикой, Кабаниха

удаль, озоровство против мира темного царства


Борис - Дикой

подчинение против контроля



СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ


Компромисс

Приспособление

Избегание

Расстановка приоритетов

Конкуренция



































3 творческая группа


Конфликт в драме «Гроза»

Смысл

Пути выхода

Варвара-Кабаниха

отсутствие чувства ответственности за свои поступки против контроля


Тихон - Кабаниха

робость и бездейственность против контроля






СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ


Компромисс

Приспособление

Избегание

Расстановка приоритетов

Конкуренция





















Интегрированный урок литературы и обществознания
  • Русский язык и литература
Описание:

Интегрированный урок литературы и обществознания "Конфликт: в драме А. Н. Островского "Гроза" и в жизни общества". Урок для 10 класса. Цели метапредметные, межпредметные. Урок сопровождается презентацией, видеофрагментом. Используется работа с интрактивной доской. Ведущий прием-классификация. Предварительная подгтьтовка: дети проводили тематическое анкетирование. Доклады, рефераты, презентации. Взаимоконтроль и взаимооценка. Урок открытый. Присутствовали учителя МБОУ СОШ №5 города Кузнецка. Урок бинарный, совместно проведен с учителем обществознания. По программе литературы в 10 классе, в рамках повторения по обществознанию.

Автор Гладилина Светлана Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 576
Номер материала 45083
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓