Главная / Русский язык и литература / Интегрированный урок литературы и ИЗО

Интегрированный урок литературы и ИЗО

Природа в сказке-были "Кладовая солнца"

М .Пришвина.

Цели урока:

  • Обобщить понятие пейзаж;

    • показать особенности картин природы, дополняющих повествование;

    • находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их:

    • выразительное чтение прозаического текста;

    • воспитывать чувство любви к родной природе.

Эпиграф: Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

(К. Паустовский.)

Ход урока

Учитель литературы : Слайд 1Посмотрите, пожалуйста, на доску. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке ?

ИЗО : Вы не удивлены, что сегодня будут вести урок два учителя?

Учитель литературы: Такие уроки называются интегрированными и позволяют глубоко понять материал, который мы будем рассматривать не только с точки зрения литературы, но и с позиции изобразительного искусства.

Учитель ИЗО :Я уверена ребята, что все вы сегодня отлично справитесь с заданиями и получите хорошие оценки Слайд 2

УЧИТЕЛЬ ИЗО :Сказка-быль М. Пришвина Кладовая солнца прочитана. Давайте с помощью иллюстраций, которые вы сами нарисовали, выстроим событийный ряд сказки . (Иллюстрации рассыпаны, ученики выходят к доске, находят нужную иллюстрацию, дают описание в двух-трёх предложениях).

- Вспомним, ребята, сюжет сказки-были. Для этого нам помогут ваши иллюстрации.

Слайд 3 Проверяем.

1. Главные герои - Настя и Митраша.

Характеристика героев.

2. Ель и сосна у Блудова болота.

3. Две тропинки, идущие от Лежачего камня.

4. Митраша в Слепой елани.

5. Настя на палестинке.

6. Спасение Митраши.

Молодцы, вы прекрасно знаете содержание сказки-были.

Мы познакомились с главными героями этого произведения.

Учитель литературы :назовите их? (Волк, тетерев, лось, ель, сосна и т.д.)

А как все это мы назовем?

Да, конечно, природа. Как называется изображение природы в художественном произведении? ( Пейзаж).

Дать понятие пейзажа.Слайд 4

Слайд 5 .Слово о Пришвине. С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один все же выделяется на общем фоне. Речь идет о Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. Любовь к этому писателю возникает еще в младших классах, и многие проносят в течение всей жизни. Михаил Пришвин искренне верил в людей, стараясь видеть в них только хорошее и позитивное. Писатель считал, что с годами человек становится мудрее, он сравнивал людей с деревьями: «…так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше».

С любовью к человеку у Пришвина могла сравниться только его любовь к природе. Многие произведения написаны так, что в каждой фразе скрывается глубокий смысл, рассуждение о тонком взаимоотношении человека и природы.

Учитель литературы: Работа с эпиграфом. Слайд 6

Эпиграфом к уроку я взяла слова К. Паустовского. (Читаем эпиграф). Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то ложатся в нашей памяти медлительным строем.» Сократите текс, оставьте только ключевые слова.( Слова у Пришвина необычайно красивы.)

Какой прием сокращения текста мы применили? Правильно. Обобщение.

Значительное место в Кладовой солнца занимает природа, т.к. в замысел писателя входило показать единство человека и природы.. Мы читаем о природе, любуемся ее красотой. М. Пришвин был мастером пейзажа, он умел точно выразить сущность этого прекрасного мира.

Давайте отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с героями и автором.

Что описывает писатель сразу, как только мы вступаем в лес?

(Появлению детей в лесу предшествует описание несчастной жизни сосны и ели)

Послушаем этот отрывок.

Слайд 7 . Чтение отрывка Ель и сосна.

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга... Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.

Учитель литературы:В момент спора и расставания Митраши и Насти тоскливое настроение передалось и природе: даже повидавшее многое на своем веку деревья стонали.

- О чем текст? ( о том, как вместе растут ель и сосна)

Какое впечатление производит тесное соседство ели и сосны? ( Им тесно, они борются за выживание).

- Впечатление об услышанном? (В отрывке Ель и сосна все вокруг мрачно, деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер старается поссорить их).

Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе.



Какими словами писатель характеризует эту борьбу? (Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались, прокалывали, стонали, выли.)

Как они ведут себя? (Как живые существа)

Вспомним, как называется этот способ?

Слайд 9 (Олицетворение). Работа с понятием.

Ребята, у вас на столах текст Приложение 1. Выпишите, пожалуйста, из текста олицетворения.

Ответы детей.

Вывод: С помощью олицетворения писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев. Олицетворение помогает нам понять, что природа живая, мыслящая часть мироздания.



Учитель ИЗО : С любым цветом у человека связаны определенные ассоциации. Цвет выражает чувства и эмоции человека, и сейчас с помощью цвета вы выразите свое впечатление от прочитанного отрывка из текста Пришвина.

Работа с таблицей.Какое впечатление производит на вас эта картина природы?» Рисуем.

Анализ выкрасок.

Учитель литературы:Послушаем следующий отрывок из сказки « Кладовая солнца», который прочитает Вероника Проценко

Слайд 9 Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику, - та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички черные ягодки с синим пушком. Так же брусника,кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место, кажется, кровью полито. Еще растет в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдешь, не заметив. В глухих местах, где живет огромная птица глухарь,встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. Только у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: "Вот кто-то клюкву рассыпал". Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь - и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.

- Итак, поменялось ли настроение в этом отрывке? Конечно. Мы представили поляну, усыпанную ягодами. Какие ягоды называет Пришвин? Клюква, черника,,брусника,голубика, костяника. Выпишите, пожалуйста, эпитеты, которыми автор наделяет каждую ягоду, но прежде вспомним, что за троп эпитет? СЛАЙД 10

Работаем 3 минуты. Слайд 11

Клюква кровяно красные.

Черника черные ягодки с синим пушком.

Брусника кровяно красные

Голубика голубая, крупная.

Костяника красно - рубиновая

Вывод - Эпитеты делают нашу речь красочной, выразительной, создают зримый образ предмета, явления, формируют эмоциональное впечатление, передают психологическую атмосферу, настроение.

УЧИТЕЛЬ ИЗО : ВЫКРАСКИ

Создает ли состояние природы у нас настроение? Какое? Выразите настроение от услышанного отрывка в цвете.

Ответы детей.

Пришвин очеловечивает природу, описывает в ней то, что имеет сходство с человеческой жизнью.

Автор наделяет животных способностью «мыслить», «разговаривать», а растения чувствовать и действовать.

Писатель показывает повествованием, что чем богаче духовный мир человека, тем больше он видит в природе, тем ярче для него мир.

А теперь сравним выкраски. Чем они отличаются? Ответы детей.

Сравнительный анализ выкрасок.: Всякий цвет может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак, или символ. «Прочтение» цвета может быть индивидуальным, а может быть коллективным, общим. Символика черного у большинства народов в основном печальна. Вот и вы, ребята, правильно восприняли отрывок из текста о сосне и ели, и выразили состояние деревьев в темных, мрачных красках, показав не только жизнь деревьев, но и собственное впечатление.

Ягоды получились яркими, веселыми. Доминирующий цветкрасный, означающий красивый, прекрасный. Эпитет кровяно красный означает кровь то, что дает нам жизнь, энергию.

Выводы:

Учитель литературы: «Кладовая Солнца» дает нам возможность узнать, насколько тесно переплетены между собой человек и природа. Любовь Пришвина к людям, его вера в них дала нам счастливый конец произведения, ведь брат и сестра не только встретились, они еще смогли выполнить задуманное: собрать клюкву, которая «кислая и очень полезная для здоровья растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью».



УЧИТЕЛЬ ИЗО :Каждый в природе имеет свое назначение кто-то добро несет, кто-то недоброе предвещает. Всему светит солнце, благодаря которому все живет.

Учитель литературы: Мы завершили свой поход по лесу. С каждым новым эпизодом все мы больше и больше узнали о природе, познали ее законы, убедились, что природа и человек едины.

ИЗО - Но с природой надо быть еще и осторожными. Она сказочно красива, богата, не жадная, а щедрая. Она для человека, но она и опасна!

Дом. Задание На альбомном листе создать фон ( в цвете выразить свое отношение к природе)

Литература - и составить синквейн.

Рефлексия Понравился урок ( значки)

Приложение № 1.

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга... Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.



Олицетворение - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 2.

Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику, - та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички черные ягодки с синим пушком. Так же брусника,кровяно-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место, кажется, кровью полито. Еще растет в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдешь, не заметив. В глухих местах, где живет огромная птица глухарь,встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. Только у нас одна-единственная ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: "Вот кто-то клюкву рассыпал". Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь - и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод.



Эпитеты_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Синквейн

Синквейн – (фран. пять) – стихотворение, состоящее из пяти строк.
Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия…

Четвёртая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.

Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, которое подводит черту.



Домашнее задание - ИЗО - На альбомном листе создать фон ( в цвете выразить свое отношение к природе)

Литература - и составить синквейн.















Интегрированный урок литературы и ИЗО
  • Русский язык и литература
Описание:

Интегрированный урок литературы и ИЗО предназначен для учащихся 5 класса.

Интегрированный урок-это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

 В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

  • Вот  некоторые из таких задач:
  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач. 
Автор Королькова Людмила Петровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 684
Номер материала 24176
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓