Главная / Русский язык и литература / Интегрированный урок литературы и физики для 9 класса "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния".

Интегрированный урок литературы и физики для 9 класса "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния".

ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА



















ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ





Преподаватель

русского языка и литературы

Куртвейсова Э.Н.

Преподаватель физики

Глущенко В.С.







ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И ФИЗИКИ

Тема: «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». (Слайд № 1)

Цели: (Слайд № 2)

обучающие: дать представление о личности М. В. Ломоносова; формирование системы знаний об окружающем мире через интеграцию учебных дисциплин;

развивающие: развитие логического мышления, навыка связного высказывания, анализ произведения;

воспитательные: воспитание познавательного интереса к изучению литературы, физики, природных явлений.

Оборудование: портрет М.В. Ломоносова; раздаточный материал (текст оды М.В.Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния»); видео-слайд, ода в исполнении Дмитрия Писаренко; компьютерная презентация.

Оформление на доске: портрет М.В.Ломоносова; эпиграф; устаревшие слова.

Ход урока

      1. Организационный момент.

      2. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности.

      3. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

      4. Изучение нового материала.

      5. Ответ на проблемный вопрос урока. Закрепление.

Учитель литературы: Сегодня мы проводим интегрированный урок вместе с учителем физики. Тема сегодняшнего урока «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». Эпиграфом нашего урока являются слова:

Везде исследуют(ся) всечастно

Что есть велико и прекрасно.

М.В.Ломоносов

Среди славных имен прошлого русской науки есть одно особенно нам близкое и дорогое – имя Михаила Васильевича Ломоносова. М.В.Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой.

Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем, и в каждой области этот выдающийся человек добивался больших успехов, часто опережая свое время. Сегодня на уроке познакомимся с его произведением «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».

А сейчас вспомним основные даты жизни М.В.Ломоносова.

Ученица: (Биография М.В.Ломоносова) (Слайд № 3).

Краткая хронология – Михаил Васильевич Ломоносов

1711 – родился в семье помора в Архангельской губернии. 1730 – в 19 лет отправился пешком в Москву учиться. 1731 – 1735 – учеба в Московской славяно-греко-латинской академии. 1736 – 4 октября для обучения горному делу и металлургии направлен в Германию. 1736 – 1739 – обучался в Марбургском университете. 1741 – 8 июня вернулся в Санкт-Петербург. 1745 – 25 июля назначен профессором химии Академии наук и художеств. 1746 – 20 июня впервые читает на русском языке публичные лекции по физике. 1755 – по проекту М.В.Ломоносова учреждён Московский университет. 1764 – 17 апреля избран почётным членом Академии наук Болонского института. 1765 – 4 апреля скончался от воспаления легких в собственном доме на реке Мойке. 1765 – 8 апреля похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Учитель литературы: А теперь, ребята, откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока. Сейчас мы поразмышляем над содержанием оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». Кроме того, что мы сегодня познакомимся с поэтическими особенностями оды, мы ответим на вопросы: «Подтверждает ли современная наука теорию М.В.Ломоносова о северном сиянии?» О чем эта ода?

Итак, «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (раздать текст оды).

Но прежде повторим: (ответы учеников)

Что такое ода?

Ода – торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь историческому событию или герою.

Основателем каких трех штилей является М.В.Ломоносов?

Ломоносов разработал теорию трех штилей применительно к русскому языку. Высоким стилем нужно было писать – оды, героические поэмы; средним – дружеские письма, сатиры; низким – комедии, песни, эпиграммы.

А теперь прослушаем оду в исполнении Дмитрия Писаренко.

Обратимся к тексту с одой (Слайд № 4). Анализ оды.

Внимание обратите на устаревшие слова:

помор – житель поморья (Архангельские поморы); сполох – народное название северного сияния; бездна – небо; вихрь – ветер; в сей – это; мещут – метать, опутать, подчинить себе; хладный – холодный; зрак – образ, облик; мятет – метёт; зыблет – колышет; мерзлый – промёрзший; верьхи – вершина; эфир – воздух; зефир – ветер; окрест – вокруг, около.

Ребята, посмотрите внимательно из скольких частей состоит это произведение? (8 строф). И в каждой части поэт выразил свою мысль. Давайте над этим подумаем, поразмышляем.

При чтении следует обратить внимание на ударение ломоносовского стиха.

Читая Ломоносова, следует быть предельно точным в орфоэпии: лице – а не лицо; звезд – а не звёзд; углублен – а не углублён; мятет – рифмуется со словом планет.

Обратите внимание на фонетическое своеобразие поэзии. Ребята, если мы не будем соблюдать фонетическое своеобразие поэзии 18 века, то исказим звуковую стилистику М.В.Ломоносова.

Запишем особенности поэзии 18 века: высокий, одический стиль; метафорический язык; архаизмы.

О чем говорит Ломоносов в 1-й строфе оды? О Вселенной. Вселенная представляется бесконечной, вечно живой, никуда не исчезающей. Мы увидели, что в устройстве Вселенной нет хаоса и беспорядка, после дня наступает ночь, после ночи встаёт солнце и наступает утро (т.е. каждому явлению, предмету отведено свое место). Перед человеком открылось само мироздание в виде бездны, полной звезд.

2-я строфа: и перед открывшейся бездной человек начинает чувствовать себя песчинкой в этой Вселенной. Называет он себя и малой искрой в вечном льде, тонким прахом в сильном вихре, пером в свирепом огне. Углубляясь в бездну, поэт теряется сам, утомлённый своими мыслями.

3-я строфа: автор обращается к премудрым, которые знают, что есть в этой бездне, которая «поглотила» его. Премудрые говорят, что там множество других светов, где горят солнца и живут разные народы. Поэтическая мысль Ломоносова обращалась не только к насущным делам науки, но и к тайнам множества миров, наполняющих Вселенную. Все планеты освещаются солнцем. Мир можно познать! И, чтобы раскрыть его тайны, человек должен прибегнуть к наукам.

К кому обращается Ломоносов в 4-й строфе оды? (натура – природа). Человеческому разуму нужно получить ответ на вопрос: «Но где ж, натура, твой закон?».

К кому обращен вопрос в 5-й строфе? К человеку, которому дан разум постигать эти законы мира, хочется разгадать загадку северного сияния. Сам человек не может найти решения, поэтому обращается к тем, кому известны все тайны естества, и открывает им свои сомнения: «Скажите, что нас так мятет? (угнетает)».

И не получив ответа, человек просто осыпает их градом вопросов (6-я строфа). Поэт пытается понять происхождение различных явлений природы. Автор восхищается и преклоняется перед величественной красотой северного сияния.

Снова следует череда вопросов об устройстве мироздания (8-я строфа). А что за звездами? Вселенная великая, а не маленькая, и жизнь нескончаема.

Какие художественные средства использует автор? (ответы учеников)

Сравнения – песчинка, мала искра, перо.

Эпитеты (художественное определение) – ясный луч, грозных туч, жирна мгла.

Метафоры (слово или выражение в переносном значении) – лице свое скрывает день, поля покрыла ночь, взошла тень, луч зыблет, тонкий пламень в твердь разит, мерзлый пар, верьхи горят.

Лексические повторы – как, как; там, там; се, се; что, что; как, как; иль, иль, иль; скажите ж, скажите ж.

Текстовые синонимы ( к слову «сияние») = луч, пламень, молния, пожар.

Однокоренные слова – великое – величество.

Синтаксические конструкции (вопросительные обращения) – Но где ж, натура, твой закон? Скажите, что нас так мятет? Скажите ж, коль пространен свет? Скажите ж, коль велик Творец?

Жанр оды – размышление .

Тема оды – о Божием Величестве.

Выразительно прочитайте поэтическое описание северного сияния:

Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар?

Исходя из названия произведения, назовите признаки северного сияния:

Вечернее – бывает в вечернее и ночное время; Размышление – побуждает к размышлению о причине сияния; О Божием Величестве – это предположение о неземной природе сияния, Божием провидении; При случае – явление не предсказуемо, бывает не часто; Великого – это уникальное, необычное явление; Северного сияния – бывает на Севере.

Учитель литературы: Ода М.В.Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» - есть раздумье над возможностями познания Вселенной. Происхождение северного сияния – загадка природы. Чтобы приносить пользу своей стране нужно по мысли Ломоносова быть не только трудолюбивым, но и просвещенным человеком .

М.В.Ломоносов написал не только оду о северном сиянии, но и научный труд - «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753).

Ломоносов описал северное сияние не только языком поэтическим, но и научным.

Учитель физики: Современная трактовка теории происхождения северного сияния. Наш земной шар - это большой магнит. Как и вокруг обычного магнита, вокруг Земли существует магнитное поле.

Когда на Солнце происходят взрывы', в верхнюю часть атмосферы Земли -ионосферу - от Солнца устремляются потоки летящих с огромной скоростью заряженных частиц - протонов к электронов - так называемый солнечный ветер.

Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем Земли.

Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют их, в результате чего возникает свечение, которое и есть полярное сияние.

Свечение разреженных газов происходит в верхней части атмосферы -ионосфере.

Таким образом, северное сияние - свечение верхних слоев земной атмосферы вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. (Слайд № 5).

Задание на развитие логического мышления

- Какие предположения М.В.Ломоносова нашли подтверждение в современной науке?
Положения Ломоносова, которые выдержали проверку временем (слайд 6): причиной полярных сияний служат электрические разряды, происходящие в разреженных слоях воздуха; полярные сияния происходят на очень больших высотах.

Объясняя природу северных сияний, Ломоносов не смог ответить на вопрос, какие же электрические частицы вызывают грандиозное свечение воздуха в его верхних, разреженных слоях? Это стало возможным благодаря развитию физики и успехам в области космических исследований.

Вывод: Хотя М.В.Ломоносову не удалось установить природу полярного сияния, он все же довольно близко подошел к ее пониманию.

  • Подтверждает ли современная наука научную гипотезу М.В.Ломоносова о северном сиянии?

  • Что такое северное сияние?

  • В каких произведениях М.В. Ломоносов раскрыл природу северного сияния?

  • Как иначе называют северные сияния?


Подведение итогов, выставление оценок.


Домашнее задание. Используя материал урока, написать сочинение о северном сиянии.



Интегрированный урок литературы и физики для 9 класса "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния".
  • Русский язык и литература
Описание:

     Интегрированный урок литературы и физики для 9 класса "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния".                                                                                Цели урока:                                                                                                                               обучающие: дать представление о личности М.В.Ломоносова; формирование системы знаний об окружающем мире через интеграцию учебных дисциплин;                                                                   развивающие: развитие логического мышления, навыка связного высказывания, анализ произведения;                                                                                                                                   воспитательные: воспитание познавательного интереса к изучению литературы, физики, природных явлений.

Автор Куртвейсова Эльзара Нафиевна
Дата добавления 13.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 3107
Номер материала 53957
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓