Главная / Русский язык и литература / Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» Воротникова О.Г., Себельдина Н.Н.

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» Воротникова О.Г., Себельдина Н.Н.

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»


ФИО учителя, образовательное учреждение, населенный пункт:

Воротникова О.Г., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7

Себельдина Н.Н., учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района города Нижнего Новгорода, учитель биологии МБОУ СОШ №7

Предмет: литература и биология

Класс: 5 класс

Тема: Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»

Тип урока: комбинированный урок.

Дидактическая цель: создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева; продолжить работу  по обучению аналитическому пересказу и составлению аналитического комментария  художественного текста, развивать навык самостоятельной работы с текстом; выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.

Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, развивать навыки индивидуальной работы, развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном, познакомить с животным и растительным миром заполярной тайги.

Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле, помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

Тип учебного занятия: заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Оборудование: тексты произведений, проекционное оборудование, компьютер.

Ход урока


Вызов

Эпиграф записывается в тетрадь:

«Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять”

М. Налбандян

2 слайд

Ученикам предлагается подобрать эпитеты к слову «природа», заполняется понятийное колесо

3 слайд

Учащиеся чертят в тетради таблицу, которую будут заполнять в ходе урока

4 слайд

Какие проблемы возникают во взаимоотношениях человека и природы? Ученикам предлагается прокомментировать два высказывания о природе:

Чтобы себя и мир спасти,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы и ввести

Непогрешимый культ природы.

В. Федоров

Люди, которые не любят природы, - не любят и жизни, оставаясь равнодушным к солнцу, синему небу, всей божественной красоте мироздания.

Л. Н. Андреев

(ученики заполняют первую графу таблицы «Знаю»)

5 слайд

Какие из этих проблем затрагивает В. П. Астафьев в рассказе «Васюткино озеро»?

6 слайд

Осмысление

Словарная работа

(ученикам предлагается объяснить значение слов, встреченных ими в рассказе):

  • Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит, не везет.)

  • Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

  • Бурелом – деревья, поваленные бурей.

  • Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

  • Затесь– зарубки на стволах деревьев.

  • Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.

  • Паромы – сети.

  • Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

  • Тягун – подводное течение. 

7 слайд

Вопросы по содержанию текста:

  • В чем необычность ситуации, описанной в рассказе?

  • Попробуйте описать героя.

  • Что произошло с героем и почему?

  • Как бы вы почувствовали себя в подобной ситуации?

  • Что ему помогло изменить ситуацию?

8 слайд

Проверка индивидуальных заданий:

1. Один ученик должен был сформулировать правила поведения человека в тайге («Законы тайги»), опираясь на текст рассказа:

  • «От затесей далеко не отходи – сгинешь».

  • Идёшь в лес – бери еду, спички, соль.

  • «Тайга хлипких не любит!»

2. Два ученика должны были сформулировать «Тайны тайги», опираясь на текст рассказа:

  • Кедровка – птица полезная. Она разносит по тайге семена кедра.

  • Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.

  • Заполярная тайга не страшна зверьми.

  • Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.

  • Трава растёт обычно возле больших водоёмов.

  • Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.

  • Эхо. Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.

  • У костра заблудившегося скорей заметят.

  • С какой стороны у дерева ветвей больше – там юг.

  • Кровянистое небо – завтра ветер будет.

  • Вызвездило – к холоду.


9 слайд





10 слайд

Что бы вы могли подсказать герою, используя ваши знания о природе?

11 слайд

Рефлексия

Проверка домашнего задания - «Двухчастный дневник» (Во время прочтения произведения ребята заполняли дневник. Первая графа – Что вызвало вопрос при чтении произведения (цитата)? Вторая графа – Что было непонятно (вопрос)?).

12 слайд

Что мы сегодня узнали о взаимоотношениях человека и природы? Ученики в ходе разговора заполняют вторую графу таблицы («Узнал»)


Как слова Б. Паскаля связаны с нашим сегодняшним разговором?

Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая.

Б. Паскаль

13 слайд

«Тот, кто правильно указывает на мои ошибки,- мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - тот мой друг…»

Сюнь-цзы

Кого можно назвать учителем и другом героя рассказа?

14 слайд

Домашнее задание

Заполните третью графу таблицы («Хочу узнать»)


15 слайд



Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» Воротникова О.Г., Себельдина Н.Н.
  • Русский язык и литература
Описание:

Предмет: литература и биология

Класс: 5 класс

Тема: Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…»

Тип урока:комбинированный урок.

Дидактическая цель:  создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать      познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева; продолжить работу  по обучению аналитическому         пересказу и составлению аналитического комментария  художественного текста, развивать навык самостоятельной работы с текстом; выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения.

Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное                      произведение, развивать навыки индивидуальной  работы, развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном, познакомить с животным и растительным миром заполярной тайги.

Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле, помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.  

 

Тип учебного занятия: заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Автор Себельдина Наталья Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 367
Номер материала 33010
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓