Главная / Начальные классы / Интегрированный урок (литературное чтение, русский язык) на тему "Заглавная и строчная буква С, с. Упражнение в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Написание заглавной и строчной буквы С, с. " (1 класс)

Интегрированный урок (литературное чтение, русский язык) на тему "Заглавная и строчная буква С, с. Упражнение в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Написание заглавной и строчной буквы С, с. " (1 класс)

Русский язык. Литературное чтение (интегрированный урок)

Данные об авторе

Автор: 

 Егорова Ольга Вячеславовна

Место работы, должность: 

 МОУСОШ №2 городского округа город Буй Костромской области, учитель начальных классов

Класс: 

 1 «А» класс

Предмет(ы): 

 Литературное чтение, русский язык ( 2 часа)



Тема: Заглавная и строчная буква С, с. Упражнение в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Написание заглавной и строчной буквы С, с.


Цели:

формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

формируем умение списывать с печатного текста;

формируем умение анализировать текст.


Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке, интерактив «слоги», индивидуальные кружки красный, зелёный, синий.




Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.     Организационный момент.






ΙI. Актуализация знаний


Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Мальчики: Сели наши девочки.

Девочки: Сели наши мальчики.


С чего обычно мы начинаем наш урок? (С разминки)

Приготовились. Начали.

- Звуки бывают… (гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).

- Звуки мы произносим и слышим, а буквы… (видим и пишем)

- Сколько в слове гласных… (столько и слогов, это знает каждый из учеников).

- На какие две группы делятся гласные? (на ударные и безударные).

- После твёрдых согласных пишутся гласные…(а, о, ы, у).

- После мягких согласных пишется гласная…(и).


у

а

о

С

У

у

ы

У

и


- Какая буква находится в верхнем углу справа? (о)

- Сколько вы видите букв гласного звука [у]? (4)

- Какая буква находится в нижнем углу слева? (ы)

- Как вы считаете какая из букв пришла к нам в гости? (С)

- Почему вы считаете, что это буква – С? ( Потому, что из всех букв только буква с обозначает согласный звук, остальные же буквы – гласные звуки).

Давайте рассмотрим с. 72 «Букваря». Какова же тема нашего урока? (Заглавная и строчная буква С.с).

Давайте составим план нашей работы на уроке.

План (примерный)


  1. Разминка.

  2. Повторение изученных букв.

  3. Чтение слогов и слов.

  4. Письмо букв, слогов и слов.

  5. Наблюдение над однокоренными словами.

  6. Работа с предложением.

  7. Работа с текстом.

Будут ли новый звук, буква?

Давайте обратим особое внимание на то, что нового мы всё-таки узнаем на уроке.


Работа в «Букваре». 1п 6п

1) Повторение звонких и глухих согласных звуков.

Посмотрите на схемы-«человечки».

На какие две группы они разделены? (Это схемы букв, обозначающих звонкие и глухие согласные звуки.)

Как вы догадались? (У одной группы согласных – шляпы, это глухие согласные. У другой группы согласных – колокольчики, это звонкие согласные.)

Какие глухие согласные мы знаем?

Какими буквами они обозначаются? (Согласные звуки [п], [п’], [т], [т’], [c], [с’], [к], [к’] обозначаются на письме буквами П, Т, С, К.)

Напечатаем в схемах-«человечках» эти буквы. (П, Т, С, К.)

Как закрасим шляпы? (Чёрным цветом.)

Как закрасим башмачки? (Один башмачок – синим цветом, так как эти буквы могут обозначать твёрдые звуки [п], [т], [с], [к]. Другой башмачок закрашиваем зелёным цветом, так как эти буквы могут обозначать мягкие звуки [п’], [т’], [с’], [к’]).

Какие звонкие согласные звуки мы знаем? (Звуки [н], [н’], [м], [м’], [р], [р’], [г], [г’], [л], [л’] на письме обозначаются буквами Н, М, Р, Г, Л.)

Напечатаем эти буквы. (Н, М, Р, Г, Л.)

Как закрасим шляпы-колокольчики? (Жёлтым цветом – это звонкие согласные.)

Как закрасим башмачки? (Один башмачок – синим, другой – зелёным цветом, так как эти буквы могут обозначать и твёрдый, и мягкий звуки.)

2) Чтение столбиков слогов.

Игра «Доскажи словечко».

Дополните слог, чтобы получить слово.

са/чок со/к су/к си/то ас/тра ос/а ус/ы ис/ток

Прочитайте слоги, которые являются словами. (Ос во множественном числе, например много ос. Ус.)

Отметьте согласный звук соответствующей точкой. Какой цвет выбрали? Почему?

Какие знания мы сейчас повторили? 4п

Для чего?


Физкультминутка.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.


III. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания


Работа в прописи. 4п

Откройте прописи, с. 16. Сравните заглавную и строчную буквы С.

Обведите сначала все строчные буквы с синим цветом, потом все заглавные буквы С зелёным цветом.

Запись слогов и слов с буквой С, отработка верхнего и нижнего соединений.

В каких словах встретятся эти слоги и соединения?

Обведите слог, который встречается в словах такси, соска, остров, искал, сырок, санки, астра, сумка, ускакал. (Используем ручки двух цветов.)




Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.


ΙV. Применение нового знания

1. Работа в «Букваре». 5п

1) Чтение слов, работа над их лексическим значением. Дети читают про себя, затем вслух по заданиям.

Что означают слова в 1-м столбике? Почему они написаны с большой буквы?

Сумы – город в Украине.

Саранск – город в России, расположенный в Мордовии.

Самара – крупный город России, расположенный на левом берегу реки Волги.

Ступино – город в России, который находится в Московской области.

Обозначьте простым карандашом заглавную букву уголком.

Прочитайте слова в 1-м столбике.

На какие группы их можно разделить?

Чем отличаются слова слон и слоник? Лом и поломка?

Находим однокоренные слова, выделяем корень. (ПРОПЕДЕВТИКА!)

Что общего?

Какая часть повторилась в обоих словах?

Кто помнит, как называется такая общая часть слов?

Как её обозначить?

Прочитайте второй столбик. Как вы думаете, есть ли в этом столбике однокоренные слова?

Какие? Почему? Обозначьте общую часть.

Возможно, дети назовут слова солонка и посолила.

Что такое солонина?

Солонина  пригодное в пищу мясо, полученное путём длительного держания его в соли. Процесс получения солонины называется посолом (реже  засолкой или засаливанием) мяса.

Что такое сало?

Са́ло животный жир, откладывается под кожей, возле почек,

в брюшной полости. 

Прочитайте третий столбик. Какое слово лишнее?

Какая часть повторилась во всех словах?

Как она называется?

Прочитайте слова с корнем мост. (Мост, мосты, мосток, мостик, мостит, подмостки.)

Прочитайте маленькое слово, обозначающее большой предмет. (Мост.)

Прочитайте большое (длинное) слово, обозначающее маленький предмет. (Мосток, мостик.)

Когда говорят мостик, а когда мосток? (Мостик – это слово употребляется в уменьшительно-ласкательном значении в повседневной жизни. Мосток – тоже употребляется в уменьшительно-ласкательном значении, но больше в сказках, потешках.)

Можно обратить внимание на то, что слова в паре один-много не являются родственными, т.к. это формы одного и того же слова.

2) Работа в парах.

Поработайте в парах. Прочитайте 4-й столбик. Объясните, чем похожи слова. Чем они отличаются? Составьте устно предложения с этими словами.

Проверка по алгоритму формирования самооценки.

3) Выборочное составление предложений со словами по заданию учителя.


Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе это?

Ты составил всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с помощью товарища?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.


4) Наблюдение над однокоренными словами, самостоятельный подбор однокоренных слов к данным словам.

Прочитайте 1-й и 2-й столбики слов в последнем ряду.

Можем ли мы сказать, что это однокоренные слова? Выделите корень.


5) Работа в парах.

К словам мыс и сом дети самостоятельно подбирают однокоренные слова и печатают их.

Проверка: дети напечатали мыс, мысик, мысок, выделили корень -мыс-.

Что такое мыс?

Мыс – это часть суши, выдающаяся острым углом в море, озеро или реку.

А сом это …? Какие слова можно было бы написать вместо точек? (Сомик; слова сомок нет.)

2. Работа в прописи.

1) – Есть ли в прописи однокоренные слова? Откройте с. 16. Посмотрите.

Прочитайте эти слова. Напишите.

Письмо с комментированием.

Прочитайте предложение, которое написано ниже. (У Симы и Сони косы).

Сколько слов в этом предложении?

Найдите на доске схему этого предложения.

Прочитайте первое слово.

Почему оно написано с большой буквы?

Что это за слово?

Для чего нужны предлоги? Отметьте заглавную букву уголком.

Прочитайте второе слово. Почему оно написано с большой буквы?

Отметьте заглавную букву уголком.

Прочитайте третье слово. (Это союз.)

Прочитайте четвёртое слово. Почему оно написано с большой буквы?

Отметьте заглавную букву уголком.

Какое пятое слово? Что имел в виду автор?

Какие косы у Симы и Сони?

Отметьте гласные буквы красными кружками.

2) – Зачем над словами поставили цифры? Что нужно сделать? (Изменить порядок слов.)

Назовите предложение, которое получилось. Запишите его.

3) Запись слов с печатного образца.

Прочитайте слова, которые написаны ниже.

Что обозначают эти слова?

Почему они написаны с большой буквы?

Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Спишите эти слова.

Проверьте, прочитав ещё раз по слогам.


Мы выполнили с вами большую работу. Кому из вас было нелегко? В чём?

А что у вас хорошо получилось?

Нарисуйте в конце страницы шкалу и оцените свою работу в прописи.


3. Работа в «Букваре». 6п 3п

1) – Поработаем в «Букварях». Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? (Читать предложения.)

Прочитайте предложения про себя.

К какому предложению художник нарисовал иллюстрацию?

(Игра 1 «А» класса – классики.)


2) Нахождение однокоренных слов, выделение корня -класс-.


3) – Кто такая Соня?

А что сказано про Симу?

Что делали мамы?

Что узнали о сосне?

Какую игру любят первоклассники?

О каком предложении я не спросила?

Выделите уголком все имена.

Сколько всего предложений прочитали? Докажите графически.

Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

А в прописи есть предложения?


4. Работа в прописи. 1п

1) Чтение и анализ предложений.

Сколько предложений на с. 17?

Какое предложение подходит к картинке?

Заштрихуйте шарфик крота. (Показываем образец штриховки.)

Почему крот в тёмных очках?


2) Списывание предложений с изменением порядка слов.

Предложения записываются по алгоритму, представленному выше.

Проверка:

подсчёт количества слов в каждом предложении;

выбор готовой схемы предложения на доске;

орфографическое чтение;

выделение большой буквы в начале предложения;

подчёркивание пробела и точки в конце предложения.



5. Работа в «Букваре». 7п

Чтение русских народных колыбельных песенок (с. 73). 2р

1) До чтения.

Прочитайте название. Это стихотворение или проза?

Почему эти песенки называются колыбельными? Что такое колыбель?

Рассмотрите рисунки.

О чём будут эти песенки? (О младенце, о котике.)

2) Чтение 1-й песенки сначала про себя, затем вслух.

Вопросы по ходу чтения:

Каким представляете котика?

Как это «во печурочке поспать»? (Когда натопленная печка остывает, в ней тепло.)

А кто поёт эту песенку?

3) Словарная работа: плисовая шубка (бархатная), корки с мяконьком (корка с мягкой частью печёного хлеба).

4) Вопросы после чтения.

В какой форме написана песенка: в форме совета, в форме просьбы, в форме угрозы?

Какие слова использованы в песенке? (В уменьшительно-ласкательном значении.) Приведите примеры.

Как вы думаете, кто исполняет эту песню? Когда? (Мама, бабушка. Поют на ночь, тихо, по-доброму. Чувствуется их любовь к малышу.)

Постарайтесь при чтении передать напевность русских колыбельных песенок.

Выразительное чтение.

Чтение 2-й песенки.

После чтения.


Кто автор этих песенок? (У них нет автора. Эти песенки появились очень давно. Кто-то их сочинил, другой человек услышал, запомнил и спел, добавляя свои слова, эти песенки передавались от мамы к детям, а от тех своим детям, так и стали народными.)

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.












Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
















Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

























ТООУ















V. Итог

Какую работу мы сегодня выполняли? 4 р 4п

Все ли пункты плана выполнили?

Что нового узнали на уроке?

Кому сегодня было легко? (красный кружок)

- Кому было не всё понятно? (зелёный кружок)

Кому ПОКА было во всём трудновато? (синий кружок)


Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Отметьте своё настроение в дневнике.

ТООУ


13


Интегрированный урок (литературное чтение, русский язык) на тему "Заглавная и строчная буква С, с. Упражнение в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Написание заглавной и строчной буквы С, с. " (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Технологическая карта интегрированного урока (литературное чтение + русский язык) для 1 класса по ОС "Школа 2100" по теме "Заглавная и строчная буква С, с. Упражнение в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Написание заглавной и строчной буквы С, с." Урок соответствует требованиям ФГОС НОО. 

Цели урока:

– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение списывать с печатного текста;

– формируем умение анализировать текст.

В ходе урока дети самостоятельно "открывают" новые знания. На уроке применяется деятельностный метод, используется технология "продуктивного чтения. Дети учатся самостоятельно формулировать тему урока, составлять план урока, находить ответы на вопросы, оценивать свою работу.

 

 

Автор Егорова Ольга Вячеславовна
Дата добавления 02.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1065
Номер материала 6215
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓