Главная / Русский язык и литература / Интегрированный урок (культурология, МХК, литература, основы православия) в 10 классе по теме: «Символика креста в мировой культуре»

Интегрированный урок (культурология, МХК, литература, основы православия) в 10 классе по теме: «Символика креста в мировой культуре»

МБОУ Цнинская СОШ №1


Интегрированный урок (культурология, МХК, литература, основы православия)

в 10 классе по теме:

«Символика креста в мировой культуре»


hello_html_1eed88b3.pngКрест – древний, загадочный символ на Земле.

И.Бунин.

Цели урока:

  • На основе метапредметных связей: культурологии, МХК, литературы и основ православия-определить сакральное значение креста в христиансклй традиции и его символическое звучание в искусстве.

  • Развитие научно-познавательной компетенции учащихся, совершенствование креативных способностей, умений самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

  • Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока.

  • Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

Оборудование урока:

  • Репродукции картин Рафаэля, Иеронима Босха, Михаила Нестерова «Несение креста»; Питера Рубенса, Дионисия «Распятие»

  • Текст стижотворения Н.Гумилёва «Крест»

  • Документальный фильм «История креста в живописи».

  • Аудиозапись песни «Родина» в исполнении группы «Алиса»

  • Презентация ученического информационного проекта «Крест как символ православной традиции»

  • Рабочий листы №1, 2.

  • Лист самооценки деятельности учащихся на уроке.

Тип урока- интегрированный (культурология, МХК, литература, основы православия).




1.Орг.момент.


2.Погружение в тему урока. Создание эмоционального фона.


Учитель читает стихи Р.Рождественского.


Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест.

Я тащил на усталой спине свой единственный крест.

Было холодно так, что во рту замерзали слова.

И тогда я решил этот крест расколоть на дрова.

И разжег я костер на снегу.

И стоял.

И смотрел,

как мой крест одинокий удивленно и тихо горел...

А потом зашагал я опять среди черных полей.

Нет креста за спиной...

Но без него мне

еще тяжелей.


3.Беседа по вопросам:

-Какое слово является ключевым? (Крест). Дайте его определение (опережающее задание)

Учащиеся зачитывают определения, записанные в тетрадь. Указывают источники.


Слово учителя

Крест – древний, загадочный и распространенный символ на Земле. Именно так сказал о нём русский писатель И.Бунин. Определений этого символа существует немало. Крест известен людям давно, задолго до Рождества Христова. В древности использовали крест как символ космоса, одно время он заменял значения цифр, символизировал такие понятия, как земля - небо, пространство - время. Но только после пришествия на землю Спасителя, после Его крестной смерти крест возымел совершенно иное значение. Он стал символом христианства. Цель нашего урока - вспомнить, что означает этот знак в сакральной, православной традиции и выяснить, что он символизирует в искусстве.

4. Совершенствование креативных навыков учащихся. Учитель предлагает ученикам дать имя уроку и подобрать эпиграфы (опережающее задание).

5.Просмотр небольшого фрагмента документального фильма (3 минуты) о символике креста до появления христианства и о его роли в православной традиции.

Беседа по вопросам: после просмотренного материала:

-Что вы узнали для себя нового?

-А как вы понимаете фразу «нательный крест»?

Формирование научно-познавательной компетенции. Заранее подготовленный ученик выступает с информационным проектом (3 минуты).

6. Формирование культуроведческой компетенции.

Учащимся предлагаются репродукции картин «Несение креста» Рафаэля, Босха и Михаила Нестерова.

-Всмотримся в произведения мировой художественной культуры – что они расскажут нам об этом символе христианской культуры? Какой библейский сюжет положен в основу данных полотен?

Ответы учащихся. Учитель зачитывает строки Евангелия от Матфея.

Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

(17)  И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа.

(Ин. 19:16-17)

Перед нами последний путь Христа из дома Пилата на Голгофу, Скорбный Путь.(Своей смертью на кресте Иисус искупил первородный грех, унаследованный родом человеческим от Адама. Средневековые теологи особенно подчеркивали, что крест был сооружен из того же дерева, от которого Адам вкусил запретный плод в Раю, или, согласно другой концепции, из дерева, произросшего от семени райского дерева. Более того, Голгофа, что значит «череп» (это название дано холму, который по форме своей напоминал череп), по убеждению средневековых богословов, была именно тем местом, где покоились останки Адама. Таким образом, череп, часто фигурирующий на картинах с этим сюжетом — это не просто указание на Лобное место.

7. Актуализация опорных знаний. Задание: определить авторство картин №1, 2, 3. Аргументировать ответ. Дать сравнительную характеристику этих полотен в рабочем листе №1 Ответы учащихся. Итоги.

8. Реализация здоровьесберегающих технологий. Физкультминутка для глаз.

9. Учитель:

- Смерть Иисуса на кресте-центральный образ христианского искусства. Определите авторство следующих репродукций (№4, 5).Чем отличается техника этих двух полотен? В чём особенности русской иконописи? Ответы учащихся.

10 Реализация метапредметных связей: культурологии, МХК, литературы, основ православия. Образ креста в русской литературе. Николай Бердяев, русский философ 20 века, писал: «Вся русская литература вышла из православной купели». Группам учащимся было дано опережающее задание- проанализировать тему креста в произведениях русской литературы.

Отчёт творческих групп о символическом звучании креста в лирике А.Блока, Н.Рубцова, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Вывод: крест как символ страдания и искупления.

Чтение стихотворения Гумилёва «Крест». Анализ по вопросам в рабочем листе №2.

11.Духовно-нравственное воспитание. Беседа с учащимися:

- Как вы понимаете выражение «нести крест свой»?

- А легко ли нести свой крест?

-А что мешает нам нести его с «достоинством и честью»?

11. Подведение итогов.

Итак, крест в христианстве – знак очищения и просветления, символ духовных устремлении человека, знак победы над смертью. Идея несения креста каждым человеком, как знак терпеливого перенесения тягот, житейских скорбей. Сколько на этом свете людей, столько и крестных путей. Если их объединить вместе – явится крестный путь – дорога народа, страны... Взять свой крест - значит добровольно принять подвиг служения Богу и близким, не боясь лишений и трудностей. Нести крест - значит совершать свое служение.

Звучат строки из песни «Родина» в исполнении К.Кинчева (группа «Алиса»):


Крест не уронить, гнуться, но держать,

А коли уронил - так суметь поднять.

Дотянуть тепло твоего огня

Научи меня, Родина моя!


Пусть эти строки прозвучат последним аккордом к нашему уроку.

12. Домашнее задание (по выбору учащихся):

а) написать эссе «Нести свой крест с достоинством и честью».

б) сочинение-описание по одной из картин на тему «Несение креста».

13.Этап рефлексии. Работа с листом самооценки.

14. Список использованной литературы и сетевых ресурсов:

  1. Максимова В.Н. Метапредметные связи в процессе обучения, - М.: Просвещение, 1989.

  2. Нейхардт А. Происхождение креста. М., 1975

  3. Русь Святая. Краткая иллюстрированная история Православия на Руси: Альбом /Сост. Ю. Малков; худ. Е. Никитин.– М.: «Панорама», 1995.

  4. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. – Воронеж: Учитель, 2003.

  5. Энциклопедия мировой живописи / Сост. Т.Г.Петровец, Ю.В.Садомова. М.: Олма-пресс, 2002

  6. http://simbol.ucoz.ru/publ/khristianstvo/krest/simvolika_khristianstva/21-1-0-102

  7. http://www.ug.ru/article/64

hello_html_m3398aebf.png

5


Интегрированный урок (культурология, МХК, литература, основы православия) в 10 классе по теме: «Символика креста в мировой культуре»
  • Русский язык и литература
Описание:

  Урок разработан в рамках метапредметного подхода в современном образовании, поэтому соответствует требованиям ФГОС.Обеспечивает формирование целостной системы ведущих знаний учащихся,  установление внутрипредметных и межпредметных связей.

 Формирует познавательные компетенции учащихся, развивает креативные способности, повышает мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока. Содержание урока направлено на постижение оьщечеловеческих ценностей.

 

 

 

 

Автор Шукурова Элла Владимировна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 615
Номер материала 20461
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓