Главная / Физика / «Интегрированный урок как способ развития положительной мотивации к учебной деятельности в процессе обучения физике»

«Интегрированный урок как способ развития положительной мотивации к учебной деятельности в процессе обучения физике»

Министерство образования и науки Самарской области









практико-ориентированный проект


на тему: «Интегрированный урок как способ развития положительной мотивации к учебной деятельности в процессе обучения физике»
















Выполнил: Радаев Александр

Михайлович

Учитель физики ГБОУ СОШ

с. Майское, Пестравского района








2012г.

Паспорт проекта


Участники проекта: учащиеся 9х классов

Помощники: администрация ОУ

Педагоги ОУ

Объект: образовательный процесс в 9 классе

Педагогическая цель: Создание условий для развития положительной мотивации обучающихся к учебной деятельности через целостное восприятие действительности в процессе обучения физике.

Гипотеза: Если использовать интегрированные уроки в процессе обучения физике, то это обеспечит положительную динамику и способствует формированию универсальных учебных действий.

Диагностический инструментарий: разноуровневые тесты, физические практикумы, результаты ГИА.


Сроки осуществления проекта: 2012-2013 учебный год

Проект среднесрочный и будет внедряться в период с 1. 09. 2012 г. по 31. 12. 2013 г. и будет состоять из нескольких этапов:


Первый этап

Изучение проблемы – анализ существующего положения теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятий «интегрированный урок», «мотивация»; разработка и определение задач формирующего внедрения проекта. Защита проекта.

Второй этап

Внедренческий - практическая организация и внедрение проекта. разработка и реализация методики.

Третий этап

Итоговый - уточнение и обобщение результатов внедрения проекта.

Анализ полученных результатов: На сегодняшний день у учеников 9 класса

наблюдается повышение интереса к изучению предмета.

Место проведения: ГБОУ СОШ с. Майское

Виды проекта:

по срокам - среднесрочный

по приоритетному виду деятельности – методический, практико - ориентированный


Оглавление


  1. Вводная часть 4


Актуальность проекта 4


Цель работы 5


Задачи 5


II. Основная часть 6



Теоретическое обоснование темы 6


Интегрированный урок, как форма учебного занятия 8

Варианты интегрированных уроков 10

Уровни интеграции 10

Формы интеграции 11

Трудности 12

Способы реализации проекта 13


Существующие ресурсы для реализации проекта 14


  1. Заключение 14


Предполагаемый результат 14


Критерии самооценки 14


Вывод 15

Информационный ресурс проекта 16

Приложения 18






  1. Вводная часть


Проблема:


Недостаточные умения комплексно видеть то или иное явление, предмет, процесс…


Актуальность проекта


Природа – это наш общий дом. В ней все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении физики.

К сожалению, учащиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами[5].

Требования к предметным результатам освоения базового курса физики должны отражать: сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни[5].

Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, например взаимосвязь физики и астрономии, физики и химии, физики и биологии, физики и экологии и другие. Именно поэтому актуальной становится система интегрированных уроков

Интеграция являет собой объединение частей в одно целое путем взаимопроникновения и взаимодействия. Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы. Но есть и другая сторона, как правильно говорится в постановлении правительства Самарской области от 21. 10. 2010 № 507 : несомненно, что качество организации образовательного процесса во многом зависит от степени развития школьной инфраструктуры.

Современная школа должна быть комфортной; учиться в ней должно быть увлекательно и интересно.

Регион приложил значительные усилия, укрепляя материально-техническую базу учебных заведений, создавая комфортные, современные условия для организации образовательного процесса.

За три года с 4 % до 45 % выросла доля школьников, обучающихся в современных условиях.

Однако новые образовательные стандарты потребуют новых подходов к созданию условий реализации образовательных программ, среди них:

создание условий во всех общеобразовательных учреждениях для реализации основной образовательной программы общего образования[6].

Эти уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый материал или обобщают уже пройденный. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.


Цель работы


Создание условий для развития положительной мотивации обучающихся к учебной деятельности через целостное восприятие действительности в процессе обучения физике.


Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:


  • Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме «Интегрированные уроки».

  • Изучить необходимую нормативно-правовую документацию по теме «Модернизация общего образования»

  • Создать и апробировать курс интегрированных уроков в девятом классе

  • Провести анализ, и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.


II. Основная часть


Теоретическое обоснование темы


Мотивация - это процесс образования мотива. Отсюда мотив - продукт мотивации, т.е. психической деятельности, конечной целью которой является формирование основания активности человека и побуждения к достижению выбранной цели [1].

Развитие положительной мотивации учения у школьников можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. И часто учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Значительное влияние на развитие мотивации оказывают методы обучения, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Они дают учителю возможность побуждать учащихся к таким способам усвоения учебного материала, которые вызывают познавательную активность, возбуждают потребность в изучении материала, овладении способами действий, актуализируют потребность достижения и т.д. Методы обучения способствуют формированию умения ставить цели деятельности, развитию общих и специальных способностей, помогают вовлечь учащихся в активную деятельность.

Как бы ни были сильны стимулы, связанные с содержанием и методами обучения, учитель не должен забывать об очень действенных средствах, связанных с его собственным отношением к учащимся.

Каждый педагог стремится сделать урок интересным, продумывает содержание программного материала, методику его изучения. Но не всегда достаточно серьезное внимание обращается на состояние самих учащихся, подготовку их к восприятию новых знаний, воспитание у них положительного отношения к приобретаемым знаниям. А ведь только и надо обратить внимание на разнообразие приемов, основанных на общении, взаимодействии педагога и учащихся: здесь и оценочные обращения учителя , поощрение , создание ситуации успеха, оказание помощи. С помощью этих приемов создается эмоциональный настрой урока, определенная доброжелательная атмосфера, вырабатывается определенный стиль взаимоотношений учителя и учащихся.

Как пишет Маркова А.К. В книге «Формирование мотивации учения в школьном возрасте.» Укажем на приемы побуждения к учению, учитывающие внутриколлективные отношения: организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности; проведение коллективного обсуждения итогов работы; задания по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся; применение сочетания различных форм совместной работы; общественная оценка действий учащихся, опора на общественное мнение и др.

Формирование мотивации замедляют: эмоциональная бедность сообщаемого учебного материала; невысокая компетентность учителя, его неумение разобраться в профессиональных вопросах, его незаинтересованность работой; излишняя повторяемость одних и тех же приемов или приемов одного порядка; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательное отношение педагога к учащимся (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость) [4].

Одним из средств формирования мотивов учения у школьников является интегрированный урок.

Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов [3].

Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит составной частью в иерархию* ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий вид:

  • - конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

  • - конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

  • - создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

______________________

* Иерархия - расположение частей или элементов целого в порядке возрастания от высшего к низшему, соподчинение. (Словарь русского языка С. И. Ожегова)



Интегрированным можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи курса интегрированного, т. е. представляющего собой новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два или три предмета, на основе которых он спланирован [3].

Роли педагогов могут быть разными в зависимости от целей занятия: они или работают в одном классе, но с разными группами, или совместно ведут обсуждение вопроса на семинаре, диспуте, дискуссии, или поочередно оказываются лекторами на уроке-лекции, или проводят опрос по своему предмету [5].

Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельной работы учащихся [3].

Физика как учебный предмет предоставляет большие возможности для интеграции. Учебный материал по физике можно интегрировать с учебным материалом таких предметов как: информатика, математика, астрономия, химия, биология, экология и др. Например, на интегрированном уроке физика - информатика можно рассмотреть возможность использования компьютера для применения ЭОР , для построения графиков, создание таблиц и схем. На уроке физика — химия можно получить более глубокие знания о строении вещества.


Интегрированный урок, как форма учебного занятия

Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нём рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Традиционный путь обучения следующий: содержание учебного материала + опора на научную информацию других учебных предметов + опора на раннее изученное + межпредметные связи, в результате получаем единство материального мира.
Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна, т.к. включает в себя разнообразное содержание изучаемых объектов, которые требуют разных методов обучения и организации познавательной деятельности учащихся. Интегрированным урокам присущ значительный потенциал, который реализуется при следующих дидактических условиях:
а) правильно найденный междисциплинарный объект изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;
б) тесное сотрудничество учителей при подготовке урока;
в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке;
г) на всех этапах урока активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи.
д) обеспечение преемственности между каждой частью урока на основе общего подхода.
Учитель должен хорошо знать психологический климат, возрастные особенности, возможности данного класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи.
Интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков.
Интеграция - средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах[16].
Структура интегрированных уроков требует строгой четкости, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

Вот наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации:
- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
- конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
- создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.
Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, число которых увеличивается за счет других предметов.

Обобщая, можно выделить следующие варианты функционирования учебного процесса на интегративной основе.

1. Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одного предмета не превышает содержание другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.
2. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.
3. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в
разные, но близкие образовательные области и выступающих “на равных”.
4. Интегрированный курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы[11].


Варианты интегрированных уроков

Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно интегрировать не только два, но и три и даже несколько предметов на нескольких уроках.
Интегрированные уроки бывают целостными и фрагментарными. Интеграцию на весь урок удаётся организовать редко. Они более интересны, т.к. не каждый день на уроке присутствуют два учителя одновременно, помогает решить большее количество задач, применить разные методы и формы обучения. Фрагментарные уроки позволяют рассмотреть небольшой круг вопросов. Интегрированные уроки можно сделать между разными учебными дисциплинами, которые, на первый взгляд, кажутся несовместимыми. Например, биология и физика. На этих уроках формируются следующие компетенции:
• Ценностно-смысловые (понимание цели урока, важности изучаемой темы);
• Информационные (работа с компьютером, умение самостоят
ельно подбирать необходимый материал);
• Коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения)[8].

После проведения таких уроков мы, как правило, анализируем их с учащимися, и сделали определенный вывод: ребятам такие уроки нравятся, поэтому они нужны. Эти уроки имеют свои ценности и проблемы в организации проведения, они:
• Формируют целостное мировоззрение;
• Дают возможность интеллектуального самосовершенствования;
• актуализирует имеющиеся знания;
• применение знаний в новых ситуациях.


Уровни интеграции

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:

внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;

межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;

транспредметная– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Интеграция этого уровня – внутрипредметная, – она направлена на «спресование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. В курсе физики содержание может иметь разную структуру, где отдельные знания или их элементы «сцепляются» между собой различным образом.

Для внутрипредметной интеграции характерна спиральная структура на основе принципа концентричности. Познание ценности при такой организации может осуществляться или от частного к общему, или от общего к частному. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Межпредметная интеграция – проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятий, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную[10].

В курсе физики межпредметные связи могут устанавливаться по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные).

Формы интеграции

Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая).

Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания.

Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются. Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом.

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности, познании целого через часть, множества и через единичность.

Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, просмотр видеосюжетов и др. Эта форма чаще всего реализуется в средней школе.

Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов т. е. стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке.

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия : учащиеся самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.

Высший уровень интеграции содержания может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы, – транспредметная интеграция[3].

Трудности


Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе естественнонаучных дисциплин.

Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса.

Учитель в наше время, должен не только дать знания и научить применять их в жизни, но должен научить детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

Новые методики появляются в связи с требованием времени. Меняются цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы и новые подходы в изучении дисциплин через интегрированные образовательные системы.

Наше время требует перемены мышления во многих областях жизни. Преобладают ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников.

В методике естественных дисциплин накопилось большое количество проблем, связанных с разветвленной системой естественных знаний. Многие проблемы решают уроки интеграции, как новые формы организации обучения, обновления методов преподавания естественных дисциплин.

Использование нетрадиционных методов, в том числе и интегрированных уроков, формирует деятельный подход в обучении, в результате которого у детей возникает целостное восприятие мира.

Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:

  • научиться познавать;

  • научиться делать;

  • научиться работать в коллективе.

Такие цели приводят к тому, что у детей формируется нестандартное мышление, критическое мышление, находить оптимальное решение среди множества и т. д [13].

Интегрированное обучение не только взаимосвязь знаний по различным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения в пределах оного урока (пары).


Способы реализации проекта:


Для достижения цели и решения поставленных задач будет создан комплекс интегрированных уроков по физике в 9 классе, с последующей апробацией, анализом ошибок и реализацией.


План реализации проекта:


Этап проекта

Сроки

Мероприятие, форма

Ответственные

Промежуточный результат

I Вводный





Октябрь - ноябрь

Сбор теоретической информации, выработка форм и методов

Учителя преподающие естественнонаучные дисциплины

Должна быть выработана тактика проведения интегрированных уроков

II Внедренческий

Декабрь - май

Подготовка и проведение интегрированных уроков

Учителя преподающие естественнонаучные дисциплины, учащиеся 9 класса (дети получают опережающее д/з, темы сообщений, и т. д.)

положительная мотивация к учебной деятельности у девятиклассников

III

Аналитический

Апрель - май

Круглый стол, дискуссия

Учителя преподающие естественнонаучные дисциплины, учащиеся 9 класса

Выявление проблем.



Существующие ресурсы для реализации проекта:


кадровые – учителя преподающие естественнонаучные дисциплины

материально-технические – наглядные пособия, компьютерный класс, ЭОРы

III. Заключение.

Таким образом, интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования.


Предполагаемый результат:


  • обучающийся владеет устойчивой внутренней мотивацией к учебной деятельности;

  • выпускник – человек который может дивергентно мыслить.



Критерии самооценки:


  • Я четко формулирую доводы, которые выражают обоснованную позицию по теме «Интегрированный урок как способ развития положительной мотивации к учебной деятельности в процессе обучения физике».

  • Я применяю стандарты качества к доказательствам, которые использую для поддержания моей точки зрения.

  • Я всегда учитываю особенности моей аудитории при составлении аргументации и включаю в свою речь такую информацию, которая убедила бы аудиторию согласиться с моим доводом.

  • Я стараюсь прогнозировать, какие вопросы могут быть в аудитории среди тех, кто не согласен с моей позицией и включаю в свою аргументацию разъяснения и ответы по этим вопросам.

Вывод:


Таким образом, данный проект не только должен создать условия для развития положительной мотивации к учебной деятельности, но и может дать возможность комплексно видеть то или иное явление или процесс.
























Информационный ресурс проекта


1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000.

2. Ильин. Е.П. Сущность и структура мотива //Психологический журнал. - 1995. - №2.

3. Качалова Л.П., Телеева Е.В., Качалов Д.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Шадринск: ШГПИ, 2001.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.


5. Приказ Министерства образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Среднего (полного) общего образования от 17. 05. 2012 №413


6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 21.10.2010 № 507

О действиях Правительства Самарской области по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011–2015 годов


7.Устав ГБОУ СОШ с. Майское, Пестравского района, Самарской области


  1. Борисова, Н. В. Терминологическое пространство образовательных технологий. Справочное издание / Н. В.Борисова, В. П. Бугрин . - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

  2. Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008.


  1. Глинская, Е. А. Межпредметные связи в обучении / Е.А. Глинская, С.В. Титова. – 3-е изд. – Тула: Инфо, 2007.

  1. Усова, А.В. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей при формировании естественнонаучных понятий у учащихся 6 - 7 классов / А.В. Усова, Н.Н. Кузьмин. – 4-е изд. - Челябинск: ЧГПИ, 2007.


13. http://www.rae.ru/forum2011/141/1210

14. http://www.portalus.ru/modules/biology/rus_readme.php? subaction=showfull&id=1292939949&archive=&start_from=&ucat=&

15. http://standart.edu.ru/


    1. Перышкин, А. В. Физика. 9 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перфшкин, Е. М. Гутник.-9-еизд. М.: Дрофа,2005.


    1. Пономарева, Н. И Биология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова,Н. М. Чернова; под ред. Проф. И. Н. Пономаревой. - 5-е изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2012.



































Приложения:


Приложение №1


Урок «ДВИЖЕНИЕ»


Тема: 1 «Законы движения и взаимодействия тел»

Урок: 24 «Движение»

Базовый учебник: Г.Я. Перышкин, Физика, 9 класс.

И. Н. Пономарева, Биология, 9класс.


Универсальные Учебные Действия

Личностные:

  • Формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

  • формировать их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

  • формировать коммуникативные навыки работы со сверстниками и учителем.

Метапредметные:

  • Формировать умения и навыки познавательной деятельности,

  • формировать самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности,

  • формировать способность использования их в учебной и познавательной деятельности при решении практических задач.

Предметные:

  • формирование первоначальных представлений о механическом движении в живой и неживой природе,

  • понимание физических и биологических основ законов движения,

  • осознание необходимости применения достижений физики и биологии для рационального использования различных видов движения,

  • приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений с биологической и физической точки зрения.


Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: наклонная плоскость, проектор, компьютер для учителя, компьютеры для учеников, наглядное пособие по биологии «мышцы».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Актуализация знаний

ЭОР информационного типа.

Видеофрагмент ЭОР №1; 2

Задаёт вопросы, комментирует и корректирует ответы

Отвечают на вопросы учителя

3мин

2

Постановка целей урока

ЭОР практического типа; № 3

Задает вопросы, комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока для каждого ученика

Отвечают на вопросы учителя, формулируют свою цель урока

2мин

3

Повторение и закрепление материала

ЭОР практического типа; № 4 Воспроизведение на экране.

Формулирует вопросы для уточнения знаний

слушают новую информацию, решают задачи в группах

10 мин

4

Повторение и закрепление материала

ЭОР практического типа № 5 Воспроизведение на экране

Объясняет задачу данного этапа урока, отвечает на вопросы учеников, организовывает и корректирует работу учащихся

Воспринимают информацию. Ставят перед собой вопросы. Находят ответы в модуле

15 мин

5

Повторение и закрепление материала

ЭОР практического типа; № 6 Воспроизведение на экране.

Формулирует вопросы для уточнения знаний

слушают новую информацию, решают задачи в группах

15

мин

6

Повторение и закрепление материала

ЭОР практического типа № 7; 8

Воспроизведение на экране

Организовывает работу в группах. Комментирует и корректирует ответы

Отвечают на вопросы модуля

15 мин

7

Закрепление и контроль знаний

ЭОР практического типа № 9

Работа на персональных компьютерах

Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости. Проверяет ответы.

Отвечают на вопросы модуля

15 мин

8

Домашнее задание. Итог урока

Параграф №18-19 - физика;

Вопросы в конце параграфа устно;

Упражнение 17 №2;

Параграф №24 - биология;

Вопросы в конце параграфа устно;

Комментирует домашнее задание

Формулируют итог урока, записывают домашнее задание

5 мин


Приложение к плану-конспекту урока

«ДВИЖЕНИЕ»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Движение (N 170419)

анимация

Анимация. Движение


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000731-1000-4ddd-4994-0c00475d4308/314.swf


2

Движение растений (N 170422)

анимация

Анимация. Движение растений


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000734-1000-4ddd-0380-1400475d4308/334.swf


3

Кто как двигается (N 170423)

Интерактивное задание

Интерактив. Кто как двигается


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000735-1000-4ddd-00f0-1500475d4308/341.swf


4

Прямолинейное равномерное движение (N 206093)

Интерактивное задание,Мультимедиа

Повторяются понятия пути, перемещения, скорости, прямолинейное равномерное движение. Вводится уравнение движения. Приводятся примеры графиков зависимости координаты тела от времени.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc78b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_3.swf


5

Интерактивная задача "График x(t) и V(t) при равномерном движении" (N 186523)

Интерактивное задание

Для отработки умения решать задачи с использованием графиков равномерного прямолинейного движения.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6862bf70-3b98-4d75-a168-35e72a1c103c/7_66.swf


6

Скорость и перемещение при прямолинейном равнопеременном движении (N 206096)

Интерактивное задание,Мультимедиа

Урок содержит задачи-тренинги для определения ускорения и перемещения тела по графику скорости прямолинейного равнопеременного движения.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc78e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_6.swf


7

Подборка вопросов и заданий "График x(t), S(t) и V(t) при равномерном прямолинейном движении". (N 186578)

Интерактивное задание

Условия и рисунки задач для отработки навыков работы с графиками движения при решении различных задач.


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/87431033-ef21-492e-a7a3-dfa914c9f753/7_67.swf


8

Подборка вопросов и заданий "Координаты тела, перемещение, путь, скорость равномерного движения" (N 186745)

Иллюстрация

Условия и рисунки задач для отработки понятий перемещение, координаты тела, путь, скорость при равномерном движении.


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fcaaa553-8c81-4035-ae30-82c6a002349f/7_60.swf


9

Тестовая работа "Движение". (N 186313)

тест

Подборка тестовых заданий для контроля знаний по содержанию §§2.1 - 1.11


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0440a546-be1c-4e3c-b940-b5d3cc230242/31.swf

















22


«Интегрированный урок как способ развития положительной мотивации к учебной деятельности в процессе обучения физике»
  • Физика
Описание:

    Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, например взаимосвязь физики и астрономии, физики и химии, физики и биологии, физики и экологии и другие. Именно поэтому актуальной становится система интегрированных уроков

               Интеграция являет собой объединение частей в  одно целое путем взаимопроникновения и взаимодействия. Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы. 

 

Автор Радаев Александр Михайлович
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 636
Номер материала 31869
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы