Главная / История / Интегрированный урок истории и обществознания по теме «Итоговое повторение по истории средних веков 6 класс»

Интегрированный урок истории и обществознания по теме «Итоговое повторение по истории средних веков 6 класс»

Интегрированный урок истории и обществознания по теме

«Итоговое повторение по истории средних веков 6 класс» (2 часа)


Цели урока:

Систематизировать, обобщить, закрепить знания учащихся по истории средних веков.

Формирование у учащихся убеждения в связанности предметов, целостности мира

Развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ, продолжить формирование умений работать с исторической картой, формулировать выводы.

Способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории.

Тип урока: закрепление знаний и умений учащихся.

Форма проведения: игра-турнир.

Оборудование: карта, тексты с заданиями, исторические картины, компьютер, презентация

План урока:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Объявление целей урока и правила игры.

Проведение игры.

1-й тур: Разминочный “Что? Где? Когда?”

2-й тур: Историческое путешествие.

3-й тур: Знаешь ли ты где находишься? (карта)

4-й тур: Крылатые выражения.

5-й тур: “Люди и события”

6-й тур: Исторические задачи.

7-й тур: “Знаешь ли ты исторические термины?”

8-й тур: Загадки хроноса.

Подведение итогов, выставление оценок.

Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. 

Объявление целей урока и правила игры.

-Итак, мы закончили изучать историю Средних веков, еще один из периодов Всеобщей истории.

Во все времена и всегда в человеке ценились не только отвага, смелость, щедрость, честь и достоинство, но и такие качества, как любознательность, ум, смекалка.

Сегодня мы проводим турнир, на котором вы должны показать свои знания по истории средних веков. Главной задачей этого турнира будет: выявить, повторяя изученный материал, основные черты средневекового общества.

Правила игры.

В турнире участвуют команды (каждый ряд – команда), но отвечать будет каждый за себя.

Ответы оцениваются разноцветными жетонами:

Красный – полный ответ (например: рассказ), 2 балла.

Зеленый – краткий ответ, 1 балл.

Черный – штрафной балл “- 1 балл”, за неправильный ответ, за нарушение дисциплины.

Победит та команда, которая наберет больше баллов (сумма баллов всех членов команды). Оценки выставляются индивидуально.

Итак, начнем. Но сначала вернемся к главной задаче.

Чтобы все поставить на свои места вспомним, что такое общество? Отвечают учащиеся, учитель раздает жетоны. (Это совокупность людей объединенных исторически сложившимися формами совместной жизни и деятельности).

Давайте вспомним, на какие сферы делится общество? ( Ответ учащихся:

Экономическую - производство необходимых для людей вещей и распределение их.

Политическую – управление, государство.

Социальную – повседневные взаимоотношения людей.

Духовную – культура, религия, наука, образование.)

Чтобы выявить черты средневекового общества мы должны дать краткую характеристику всех сфер общества, характерные для средних веков. В конце урока мы с помощью основных понятий заполним схему: основные сферы общества.

Определимся с временными рамками, т.е. выявим какой отрезок времени мы должны охарактеризовать (конец V – XV вв).

Начнем турнир

Проведение игры.

Тур первый: Что? Где? Когда? (разминочный).

Слайды 2-4

hello_html_26e0e399.gif

hello_html_mf47241c.gif

hello_html_24d86189.gif

Учитель задает вопросы, на которые по желанию отвечают учащиеся.

Вопросы:

  • Как называется эпоха массовых перемещений племен, приведших к гибели Западной Римской империи? (Великое переселение народов конец IV – VII век)

  • Где вспыхнуло крестьянское восстание Жакерия и почему оно получило такое название? (На северо-востоке Франции в 1358 году. Жаками презрительно называли крестьянскую бедноту французские феодалы).

  • Как звали Папу Римского, который выступил с призывом к крестовым походам? Когда и где это произошло? (Урбан II, французский город Клермон, 1095 год).

  • Как звали короля, которого Папа Римский Лев III провозгласил императором, когда это было? (Карл Великий, 800 год).

  • Какое крестьянское восстание произошло в период Столетней войны в Англии, когда? (Под предводительством Уота Тайлера, 1381год).

  • Как в период средневековья назывался парламент во Франции, когда он был создан? (Генеральные Штаты, 1302г).

  • Каким правилом поведения подчинялся каждый рыцарь? (Кодекс рыцарской чести).

  • Мир какой цивилизации расширился после подчинения Византии турками? Когда это произошло? (Исламская цивилизация, 1453 год – падение Константинополя).

  • Какой стала Франция в конце XV века? (централизованное государство с сильной королевской властью).

  • Какое государство создали на территории Малой Азии турки? (Османское государство).

  • Кто был руководителем и организатором военных отрядов табаритов? Как его называли враги? (“страшный слепец”, Ян Жижка).

  • О ком идет речь?

  • “И я вошла, и я сказала: - Здравствуй.
    Пора, король, во Францию, домой!
    И я опять веду тебя на царство,
     
    И ты опять обманешь, Карл Седьмой!”
    (народная героиня Франции Жанна д?Арк)

  • Кто такие вольные стрелки? (Беглые английские крестьяне, стрелявшие в дичь в королевских лесах и нападавшие на феодалов).

  • Кто такой король фальшивомонетчик? (Так поданные прозвали французского короля Филиппа IV Красивого (1285-1314г), который ради покрытия своих долгов прибегнул к порче королевской монеты, заменив в ней часть серебра дешевыми металлами, что привело к обесцениванию монеты).

  • Кто такие “псы господни”? (Члены ордена доминиканцев, который основал Доминик де Гусман в 1216 году, они играли главную роль в деятельности инквизиции).


Тур второй: “Историческое путешествие”.

Слайд 5

hello_html_m2fe0f0b.gif

Представьте воображаемое историческое путешествие.

Сначала мы попадем в Средневековую деревню.

Представьте, что вы житель средневековой деревни расскажите нам о своей жизни.

Представьте, что вы житель средневекового города. Опишите один день в средневековом городе.

Представьте, что вы студент средневекового университета. Расскажите о вашей жизни и учебе.


Тур третий: “Знаешь ли ты где находишься?” (Историческая карта).

Слайды 6-7

hello_html_m4b0286f4.gif


Известно, что без знания карты трудно ориентироваться на местности, особенно если ты отправляешься в путешествие. Проверим, хорошо ли вы знаете карту. (На доске карта Европа в XIV – XVвв.)

Вопросы к работе с картой:

Показать на карте страны – участницы Столетней войны. (Англия, Франция).

Государство, образованное турками после разгрома Византийской империи. (Османская империя).

Страна, в которой происходили Гуситские войны. (Чешское королевство).

Показать страну, в которой происходила Реконкиста. (Отвоевание территории Пиренейского полуострова у арабов.) (Испания).

Наиболее сильные славянские страны, попавшие под власть турок. (Болгария и Сербия).

Покажите город, освобождение которого сыграло решающую роль в Столетней войне. (Орлеан).

Покажите город, в котором был казнен Ян Гус. (Констанц).

Покажите место сражения, в котором была решена судьба Сербии в 1389 году. (Косово поле).

Какое государство возглавило борьбу с Тевтонским орденом. (Королевство Польша).

Где находилась резиденция главы католической церкви. (Рим – папская область).

Какое государство не стало централизованным в средние века. (Священная Римская империя – Германия).


Тур четвертый: “Крылатые выражения”.

Слайд 8

hello_html_1a20d61b.gif

Объясните крылатые выражения.

“Ходить в Каноссу”. (Германский император в XI веке, выступивший против папы, был отлучен от церкви. Он должен был вымаливать прощение, стоя на коленях перед Каноссой, где в замке находился папа. Употребляется в случае униженного выманивания чего-либо.)

“Бросить перчатку” (Выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку принимал вызов. Сейчас употребляется в значении “вызвать на спор, состязание”.)

Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фургона. Содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и горестно воскликнули: “Что с возу упало, то пропало”. (Эта поговорка возникла в средние века, когда земля и все что находилось на ней принадлежало феодалу. Если падал товар с воза, он переходил в собственность владельца земли).


Тур пятый: “Люди и события”.

Слайд 9-11

hello_html_m6005bf9f.gif



Задание: С именем какого исторического деятеля связано то или иное событие (показать стрелками).

1.Карл Великий

1.Гуситские войны

2.Жанна д Арк

2.Образование Франской империи

3.Иоганн Гуттенберг

3.Освобождение Орлеана от осады англичан

4.Уот Тайлер

4.Восстание крестьян в Англии

5.Ян Жижка

5.Начало книгопечатания

Задание: С именем, какого исторического деятеля связана та или иная дата (показать стрелками).

1.622 год

1.Ян Гус

2.863 год

2.Мухаммед

3.1066 год

3.Папа Иннокентий III

4.1198-1216 год

4.Кирилл и Мефодий

5.1415 год

5.Вильгель Завоеватель

 Тур шестой: “Исторические задачи”

Слайды 12-14

hello_html_m2e0c5d74.gif


hello_html_3670b96c.gif

Задачи:

Кому принадлежит это высказывание: “Если изменю своему слову, какими глазами буду смотреть на свой народ, который я всегда учил говорить правду?” (отрывок из речи Яна Гуса на Констанцском соборе).

Кому принадлежит это высказывание: “Мы, папы, призваны господствовать над вами, народами, и царствовать” (Иннокентий III, Папа римский).

3. “Как доказать?” Средневековые писцы по заказу своих хозяев нередко изготовляли фальшивые документы – грамоты, которые должны были служить обоснованием прав монастыря или барона на ту или иную деревню, чтобы избежать подобных подделок, в некоторых странах в средние века документы о передаче земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента. Предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа? (Лист разрезали по средине зигзагообразной линией, одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца)

На рисунках изображены два храма определите, какой из них романский, а какой готический. По каким признакам вы это установили?

Тур седьмой: “Знаешь ли ты, исторические термины?”

Слайд 15

hello_html_5fcef2f6.gif

Дать определение понятиям: натуральное хозяйство, сословная монархия, феодал, сословие, повинности, оброк, барщина, иерархия, церковная десятина, гуманизм, товарное хозяйство, зависимые крестьяне.

Тур восьмой: “Загадки хроноса” (Знаешь ли ты, даты?)

Слайд 16

hello_html_m77817adb.gif


1054 год, 1096 -1099 годы, 1265 год, 1337 год, 1358 год, 1302 год.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Вернемся к нашей задаче: выявить основные черты средневекового общества (учащиеся с помощью понятий изученных в курсе средних веков заполняют схему)

Слайд 18

hello_html_m1ae68a9c.gif


Учащиеся вместе с учителем делают вывод по уроку.(Какие исторические факты иллюстрируют жизнь средневекового общества)

Победившей команде - вручаются медали и каждому учащемуся, выставляется оценка.


Литература:

  1. А.А. Вагин. Методика преподавания истории в средней школе. М. “Просвещение” 1968 г.

  2. М.В. Короткова. Дидактические материалы по истории средних веков. 6 класс. М. “Экзамен” 2004г.

  3. В.А. Ведюшкин, Н.И. Шевченко. Методические рекомендации к учебнику “История средних веков” М. “Просвещение” 2006г.

  4. История. Внеклассные мероприятия 5-11 классы. Волгоград “Учитель” 2005г.

  5. Программно-методические материалы. история 5-9 классы. м. “Дрофа” 2004г.

  6. Предметные недели в школе. История. выпуск 2. Волгоград “Учитель” 2005г.

  7. Нестандартные уроки истории 5-6 классы. Волгоград “Учитель” 2004г.

  8. История средних веков в 6 классе. М. “Просвещение” 2006г.

  9. С.Г. Смирнов. Задачник по истории средних веков. М. “Мирос” 1995г.

  10. Н.А. Горбачен. Тесты по истории для 6 класса средней школы. М. Юнвес 1997г.

  11. Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. Методика преподавания истории в школе. М.”Владос” 2000г.

  12. Г.М Донской. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М. “Просвещение” 1987г.

  13. А.И.Кравченко. Обществознание 6 класс. М. “Русское слово” 2010г.


Интегрированный урок истории и обществознания по теме «Итоговое повторение по истории средних веков 6 класс»
  • История
Описание:

 

 

Интегрированные уроки истории и обществознания способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в истории, обществе и мире в целом.   Урок проходит в игровой форме: урок-соревнование.

 

Цели урока: Систематизировать, обобщить, закрепить знания учащихся по истории средних веков; формирование у учащихся убеждения в связанности предметов, целостности мира; развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ, продолжить формирование умений работать с исторической картой, формулировать выводы; способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории. Особая ценность урока в том, что учащиеся, работая в команде, анализируют и обобщают данные, сопоставляют факты, строят рассказ, продолжается формирование умений работать с исторической картой, иллюстрациями, хронологией, формулировать выводы. На уроке используются компьютерные технологии.

 

Автор Говоров Сергей Васильевич
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1616
Номер материала 39896
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓