Главная / История / Интегрированный урок истории и литературы "Крестьянская война по предводительством Е.Пугачева", 7 класс, образовательная система "Школа 2100"

Интегрированный урок истории и литературы "Крестьянская война по предводительством Е.Пугачева", 7 класс, образовательная система "Школа 2100"

Интегрированный урок по литературе и истории в 7 классе.

Образовательная система « Школа 2100».

Подготовлен: учителем русского языка и литературы Жовтонога О.И., учителем истории Костюченко Е.Я. МБОУ «Средняя школа № 10»,

г. Петропавловск-Камчатский


Тема урока

«Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773–1775 гг.)»


Не приведи бог видеть русский бунт,

бессмысленный и беспощадный.

А.С. Пушкин


Учитель истории. Сегодня на уроке мы продолжим изучение эпоху Екатерины Великой. Мы познакомимся с одним из наиболее крупных народных выступлений 18 века – с восстанием под предводительством Е. Пугачева.

Учитель литературы: цель нашего урока – увидеть отражение эпохи Екатерины II , восстания Пугачёва в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и сопоставить различные виды искусства ( живопись, литературу).

Учитель историю. Мозговой штурм. Но сначала выполните следующее задание. Из предложенных слов составьте словосочетания, характеризующие политику Екатерины II, раскройте их смысл.

Список слов: просвещенный, золотой, внешняя политика, абсолютизм, век, успешная.

Ответ учащихся.

Просвещенный абсолютизм – политика многих европейских монархов, пытавшихся с помощью своей абсолютной власти реализовать идеи просвещения, распространить светское образование, избавиться от многих предрассудков, перестроить жизнь общества по «Законам Разума».

Золотой век- век расцвета русской культуры, науки, образования

Успешная внешняя политика – Россия одержала победы в двух русско-турецких войнах 1767-1774г., 1787-1791г., получив значительные территории по побережью Черного моря и Северного Кавказа.

Учитель литературы: В 1782 году императрица издала манифест о присоединении Крыма. В 1787 г. в сопровождении многочисленной свиты придворных и иностранных дипломатов предприняла путешествие в Крым. Екатерина , совершая путешествие на юг России, остановилась в Миргороде, где жил художник Владимир Лукич Боровиковский. Специально к приезду Екатерины живописец написал несколько картин. Две из них представляли собой аллегорическое изображение императрицы. Проявив интерес к холстам, Екатерина пожелала видеть художника и посоветовала ему совершенствовать живописное мастерство в Петербургской Академии художеств. Быстро приобретя известность, Боровиковский уже в 1795 г. получил звание академика.

Обращение к репродукции картины. Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке. 1794.

Сообщение ученика о художнике: С именем этого мастера связаны замечательные достижения русской портретной живописи. Многие портреты художника, отличающиеся глубиной проникновения во внутренний мир, передачей душевных переживаний человека, сохранили облик знаменитых и безвестных его современников. Одна из лучших работ Боровиковского - Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке. 1794.

Учитель литературы:

Чем примечателен портрет Екатерины, выполненный художником? Сравните с парадным портретом Екатерины.

Ответы учащихся: От множества парадных портретов полотно Боровиковского отличается непринуждённостью и естественностью трактовки натуры. Императрица изображена в домашнем платье и чепце, без привычных регалий. Лицо её полно важности и снисходительной доброжелательности. Он прогуливается по парку с белой тонконогой собачкой. На заднем плане картины виден обелиск, знаменующий собой славу русского оружия. Пейзаж полотна проникнут настроением покоя и тишины. Картина В.Л.Боровиковского получила широкую известность. Её популярность во многом способствовала гравюра, сделанная с полотна художником Н.И.Уткиным. Можно предположить, что Пушкин познакомился с картиной именно по гравюре Уткина.

Учитель литературы: Разные виды искусства взаимодействуют друг с другом. Литература, оказывая огромное влияние на все виды художественного творчества, одновременно усваивает их достижения. Не случайно поэт А.Блок подчёркивал: «Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте…» Произведения А.С.Пушкина отразились в музыке, живописи, графике. Вместе с тем великий поэт чутко усваивал опыт других искусств. Рисуя в «Капитанской дочке» сцену первой встречи Маши Мироновой с Екатериной, Пушкин воспроизвёл картину Боровиковского. Сопоставьте эпизод из повести и полотно художника. Какие детали картины знаменитого портретиста повлияли на изображение Екатерины в «Капитанской дочке»? В чём сходство авторского отношения к императрице живописца и художника слова?

Чтение фрагмента повести: Глава 14 «Суд». «На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг бела собачка английской породы залаяла и побежала навстречу. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойся, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на неё смотрела; а Марья Ивановна, с своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть её с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».

Ответы учащихся:

Сопоставьте живописный портрет Боровиковского и словесное изображение императрицы в «Капитанской дочке». Писательница О.Чайковская отмечает: «Только пушкинская Екатерина куда интереснее той, что на картине Боровиковского». Согласны ли вы с такой точкой зрения? В письменном (домашнем ответе) не забудьте отметить преимущества литературного произведения в сравнении с полотном художника. А в чём живописец всегда превосходит писателя?

Обращение к репродукции картины В.Перова «Суд Пугачёва» на странице учебника.

Чтение учеником фрагмента из повести: c.199 Глава 6 «Пугачёвщина»

«… Сия обширная и богатейшая губерния (Оренбургская) обитаема была множеством полудиких народов, признавших владычество российских государей. Их поминутные возмущения, непривычка к законам и гражданской жизни, легкомыслие и жестокость требовали со стороны правительства непрестанного надзора для удержания их в повиновении. Крепости выстроены были в местах, признанных удобными, и заселены по большей части казаками, давнишними обитателями яицких берегов. Но яицкие казаки, долженствовавшие охранять спокойствие и безопасность сего края, с некоторого времени были сами для правительства неспокойными и опасными подданными».

Учитель истории. Екатерину по праву называют одним из самых образованных монархов 18в. Но именно в ее правление произошло народное выступление, которое называют не просто волнением, а крестьянской войной. Масштабы этого выступления были настолько велики, что не могли сравниваться ни с одним народным волнением, произошедшим ранее в России.

Учитель истории. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Нам необходимо сформулировать проблему урока. Откройте стр.248 учебника истории. Вам предлагается познакомиться с двумя небольшими отрывками из исторических документов.

  1. «Наказ» Екатерины II Уложенной комиссии 1767г.

  2. «Манифест» Е.Пугачева.

Прочитайте оба отрывка и ответьте на вопрос – «Сравните взгляды Екатерины II и Е. Пугачева на положение крепостных крестьян и простого народа? В чем противоречия этих взглядов? Какой возникает вопрос?

Ответ учащихся. Почему против свободолюбивой императрицы вспыхнуло крестьянское восстание?

Учитель истории. Этот вопрос и является нашей проблемой. На него мы должны ответить в конце урока. Но для этого нам необходимо наметить шаги исследования. Как вы думаете, какие вопросы мы должны осветить, изучая народное выступление 1773-1775гг.?

Учитель истории. Из перечисленного вами мы составляем наш план урока.

1. Причины выступления. Вождь (лидер).

2. Цели восставших.

3. Ход восстания.

4. Результаты и значение восстания.

Учитель истории. Работа по первому пункту плана. Задание: дополните схему «Причины восстания. В пустые графы схемы впишите, чем были недовольны слои общества. Для выполнения задания используйте стр. учебника 243, а также ваши знания по истории России.




hello_html_m36b922b3.png


Ответ учащихся. Крестьяне - произвол помещиков, усиление крепостничества. Казаки - запрещены выборы атаманов (отменено самоуправление), участие в далеких военных походах. Рабочие – тяжелый труд на мануфактурах. Нерусские народы – сгоняли с их земель.

Учитель истории. Постепенно нарастало озлобление народа. Многие недовольные люди убегали на окраины империи между Уралом и Каспием в Оренбургскую губернию. Именно здесь в 1773г. появиться человек, который назовет себя императором Петром III – казак Е.Пугачев. Вспомните, когда в российской истории уже появлялись самозванцы.

Ответ учащихся. В Смутное время – Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.

Учитель истории. Как вы считаете, чем может быть вызвано появление самозванцев?

Ответ учащихся. Когда власть не может или не хочет улучшить тя­желое положение народа.

Сообщение учащегося о Е.Пугачеве (слайд с изображением портрета Е.Пугачев). Пугачев Емельян Иванович- предводитель народного движения, названного по его имени пугачевщиной. Время рождения его неизвестно; при допросе 4 ноября 1774 года Пугачев показал, что ему от роду 30 лет - значит, родился он около 1744 года. Родиной его была Зимовейская станица в Области Войска Донского. В молодости Пугачев вместе с отцом занимался хлебопашеством. 17-ти лет был определен на службу и вскоре женился на дочери казака Софье Дмитриевне Недюжевой. Через неделю после свадьбы Пугачев был послан, вместе с другими казаками, в Пруссию

( Семилетняя война). По возвращении из Пруссии, Пугачев прожил полтора года в Зимовейской станице, затем был командирован в отряд казаков в Польшу, а когда команда была распущена, снова прожил дома года три или четыре. Во время турецкой войны Пугачев, уже в чине хорунжего, служил под начальством графа П.И. Панина. Затем он заболел какой-то злокачественной болезнью ("гнили у него грудь и ноги"), был отправлен домой. Земли у семейства Пугачева было мало, жили бедно. С детства Емельян Иванович был склонен принимать смелые и быстрые решения, поэтому без паспорта самовольно ушел в бега – искать лучшей жизни. Побывал на Кавказе, на Украине, был атаманом ватаги вольных казаков-разбойников, два раза попадал под арест и оба раза бежал.

Учитель истории. Вот описание Пугачева « Волосы на голове темно-русые и борода черная с сединой, от золотухи на левом виску шрам, а ниже правой и левой груди две ямки, росту с 2 аршина и 4 с половиной вершка, от роду 40 лет…» Пугачев выдает себя за чудесно спасшегося императора. А в знак своего царского происхождения показывал казакам на груди пятна от болезни похожие на двуглавого орла. Как вы думаете, почему народ принял Пугачева за Петра III? Какие личные качества, поступки позволили Е. Пугачеву возглавить восстание?

Ответ учащихся.

Учитель литературы: обращение к репродукции картины.

Рассмотрите внимательно репродукцию картины Александра Павловича Бубнова (1908-1964) Пугачёв. Центральная часть триптиха «Народное восстание» 1961-1964 ГТГ. Москва. Творчество этого художника отличалось живым интересом к исторической тематике. В Третьяковской галерее экспонируется картина «Пугачёв. Народное восстание», которая воскрешает события крестьянской войны 1773-1775 гг. Какова композиция картины?

Сообщение учащегося.

В центральной части триптиха (произведения живописи, состоящего из трёх самостоятельных частей на общую тему) изображён молодецки восседающий на коне предводитель восстания Емельян Пугачёв. В его осанке чувствуется уверенное спокойствие человека, поднявшего народ на борьбу против угнетения. Взгляд Пугачёва, остановившийся на фигурах восставших крестьян, как бы объединяет передний и средний планы картины. На заднем плане холста видны эскизно изображённые силуэты пеших повстанцев и всадников в стремительной атаке. Отсветы пожарища на желтовато-багровом небе как бы символизируют очередную победу восставших.

Учитель литературы:

Определите тему картины. Почему художник дал своему полотну двойное название? Что утверждает художник своей картиной? Обоснуйте свою точку зрения.

Ответы учащихся.

Искусство художника-живописца состоит в том, чтобы в неподвижном, застывшем воплотить глубокий замысел, откликнуться на то или иное событие, ёмко рассказать о нём. Такие задачи ставит перед собой и писатель. Но, выигрывая в зрительной конкретности, картина уступает литературному произведению в масштабности и многогранности воссоздания действительности. В «Капитанской дочке» Пушкин повествует о судьбе многих действующих лиц, в том числе и о вожде крестьян, показывая Пугачёва в целом ряде событий, в общении и столкновении с разными героями повести.

Сопоставьте изображение Пугачёва в пушкинской «Капитанской дочке» и на картине «Пугачёв. Народное восстание».

Глава 2 «Вожатый» «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».

Глава 7 «Приступ» «Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза».

Глава 8 «Незваный гость» «Пугачёв на первом плане сидел, облокотясь на стол и подпирая чёрную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого».

Что в облике Пугачёва подчёркивает Пушкин?

Учитель истории. Работа по второму пункту плана. Каковы же были цели восставших. Познакомьтесь с отрывком из манифеста Е. Пугачева от 28 июля 1774г.

Текст « Божьей милостью мы, Петр III

Желаем сим имянным указом с монаршиским и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и подданстве у помещиков, быть верноподданными собственной нашей короне рабами и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей…

А как ныне имя наше властию всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах, - оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе ни малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами…»

Ответы учащихся. Учитель истории обобщает ответы и на слайде определяет основные цели восставших:

1) Отмена крепостного права.

2) Отмена рекрутского набора.

3) Снижение налогов.

4) Истребление чиновников и дворян, как главных «возмутителей империи и разорителей крестьян».

5) Распространение казачьего самоуправления на всю Россию.

Учитель истории. Работа по третьему пункту плана. Работа по учебнику истории стр. 244-247.Работа по рядам. Первый ряд – ответьте на вопрос «Каковы были причины удачных действий войска Пугачева к началу 1774г?»

Второй ряд – перечислите районы восстания, важнейшие пункты, города, охваченные восстанием. Третий ряд – ответьте на вопрос «Каковы причины поражения восстания» ?

Ответы учащихся. Первый ряд. Войско восставших регулярно пополнялось недовольными, которых много было на Урале, казаками, рабочими. В войске восставших была хорошая дисциплина, оно было разбито на полки. Хорошее вооружение войска – ружья, пушки. Снабжение порохом, пулями, пушками с заводов Урала. Во главе полков атаманы, хорошо знающие военное дело. Бунтовщики создали свой орган власти – Военную коллегию, которая составляла план походов. Основные силы правительства воевали с турками.

Второй ряд – Яицкий городок, Оренбург, Казань, Царицын, Саратов ( учитель на настенной карте отмечет места важнейших событий аппликацией – красный флажок)

Учитель литературы: Фрагмент повести. Читая повесть А.С.Пушкина, мы можем проследить за ходом восстания. Какая крепость была захвачена Пугачёвым?( Ответы учащихся) Прочитайте описание, данное писателем. Рассмотрите репродукцию картины Сергея Васильевича Герасимова (1885-1964) Белогорская крепость. 1950.( Илл. К повести Пушкина).

Насколько иллюстрация Герасимова соответствует описанию Пушкина?

Глава 3 «Крепость» «Я глядел во все стороны, желая увидеть грозные бастионы, башни, вал; но ничего не видел, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды сена, полузанесённые снегом; С другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными».

( Обращение к словарю, объяснение значения слова «лубочный». «Лубяной, сделанный из липового лубка, т.е. подкорья»)

«- Где же крепость? - спросил я с удивлением.

-Да вот она, - сказал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в неё въехали. У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частию покрыты соломою. Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви».

Какие элементы этого описания сохранил художник?

На чём акцентировал внимание?

С какой позиции ( как бы находясь на некотором возвышении) художник даёт зарисовку Белогорской крепости? Как вы думаете, почему выбрана именно эта позиция, как она помогает реализовать авторский замысел?

Попробуйте мысленно взглянуть на Белогорскую крепость с другого места, выберите другую точку для обзора. Как при этом «изменится» знакомая нам иллюстрация? Опишите ей новый вариант.

Наиболее трагическими в повести являются эпизоды, изображающие взятие Пугачёвым Белогорской крепости в октябре 1773 года. Гринёв в своих мемуарах называет события, происходившие тогда в крепости «ужасной комедией». Попробуйте объяснить эти слова А.С.Пушкина. Для этого вспомните и опишите, как выглядел сам Пугачёв, кем он представлял себя в эти минуты, в чём видел свою миссию, что в его позе, жестах, словах было характерно для избранной им роли?

Ответы учащихся. ( Пугачёву, вероятно, казалось, что именно так должен вести себя вершащий суд и принимающий присягу царь».

Какая судьба ожидала тех, кто не хотел участвовать в этой «комедии»? Расскажите о поведении Ивана Кузьмича, Ивана Игнатьича, Василисы Егоровны.

Как сложилась судьба Гринёва в этот момент?

В главе «Приступ» поражает то, что Пугачёв, только что одним взмахом руки отправивший людей на виселицу и, не взглянув на Гринёва, приказавший казнить и его, с такой же быстротой, узнав Савельича, велит отпустить и развязать его молодого хозяина ( кстати, и «губители», которые тащат Гринёва под виселицу, видимо желая ободрить его, приговаривают: «Не бось, не бось»). Не кроется ли в Пугачёве и в простых людях, окружавших его, ещё одно внутреннее «я», гораздо более человечное?

Глава «Незваный гость»

Каким запомнился Пугачёв и его товарищи Гринёву? «С любопытство стал я рассматривать сборище. Пугачёв на первом плане сидел, облокотясь на стол и подпирая чёрную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Он часо обращался к человеку лет пятидесяти, называя его то графом, то Тимофеичем, а иногда величая его дядюшкою. Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шёл об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспарвал Пугачёва».

«… Ну, братцы, - сказал Пугачёв, - затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку».

Слушаем песню «Не шуми, мати, зелёная дубровушка»

Что захватывало душу Пугачёва, когда он слушал эту песню? «Не шуми, мати зелёная дубровушка» ( вероятно, он понимал в душе свою обречённость) Что в этой сцене поразило Гринёва?

«Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обречёнными к виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - всё потрясло меня каким-то пиитическим ужасом»

(Словарь. « Пиитическим ( устар)- поэтическим)

Прочитайте разговор Пугачёва и Гринёва. С какой целью Пугачёв позвал Гринёва к себе? Что в ответах Гринёва поразило Пугачёва и вызвало у него уважение? Что о Пугачёве говорит тот факт, что он позвал к себе Гринёва, а не Швабрина?

Каким Пушкин изображает Пугачёва в главе 9 «Разлука», что подчёркивает в его поведении? ( Пугачёв входит в роль царя: швыряет деньги, назначает Швабрина начальником крепости, даёт Гринёву поручение к губернатору Оренбурга, гневно кричит на Савельича, затем, вернувшись к своей человеческой сущности, к своему истинному «я», посылает Гринёву лошадь и тулуп).

Глава «Мятежная слобода»

Ученик: Чтение фрагмента из повести «Капитанская дочка».

«… Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.

Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать, как начал..»

Ответы учащихся на задание учителя истории.

Третий ряд - Большинство восставших не имело военного опыта, а против них действовала регулярная армия. У восставших не было четкого понимания своих целей. Разбойный характер и жестокость вос­ставших вызывали возмущение в различных слоях общества. Закончилась война с Турцией и регулярные войска были направлены на подавление бунта.

Учитель истории. Пугачев был схвачен и казнен.

Сообщение ученика о казни Пугачева. В деревянной клетке, закованный в цепи, Пугачев был доставлен в Москву. Здесь целый месяц велось следствие с применением пыток, в ходе которого Пугачев находил в себе силы смеяться над своими палачами. Суд приговорил Пугачева к смертной казни. Приговор был приведён в исполнение 10 (21) января 1775 на Болотной площади. По рассказам современников палач имел тайное указание от Екатерины II сократить мучения осуждённых, и Пугачёву с Перфильевым сначала отсекли головы, а только потом уже мёртвых четвертовали. Стоя на эшафоте, Пугачёв крестился на соборы, кланялся на все стороны и говорил: «Прости, народ православный, отпусти мне, в чём я согрешил перед тобой… прости, народ православный!» Через несколько секунд отрубленная палачом голова показалась в воздухе, на спице, остальные части тела — на колесе.

Учитель истории. Опишите, какие чувства и почему могли испытывать дворяне и крестьяне, наблюдая за казнью Е. Пугачева.

Смотрим фрагмент фильма «Капитанская дочка», 1958 год. «Казнь Пугачёва». Режиссёр М.Гоморов, постановка В.Каплуновского, автор сценария Н.Коварский.

Сравните описание казни Емельяна Пугачёва, данное историками, со сценой в фильме.

Как вы думаете, какое положение сложилось бы в России в случае, если бы победил Пугачев и добился выполнения всех своих указов?

Каким образом, на ваш взгляд, можно было избежать насилия?

Учитель литературы:

«Арест» Какую оценку даёт Гринёв в главе «Арест» народному восстанию? («… бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разорённые бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было повсюду прекращено; помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно…. Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»)

К каким выводам хочет привести читателя А.С.Пушкин?

(Добро порождает добро, зло порождает зло, излишнее властолюбие ведёт к преступлениям; верность самому себе, свои принципам и убеждениям достойны уважения даже со стороны противника; предательство вызывает лишь презрение и отвращение; человек должен быть благодарным за проявленную по отношению к нему доброту, не должен помнить зла и наслаждаться торжеством над поверженным и униженным врагом; испытания проверяют человека, выявляют его истинные побуждения, истинную сущность его характера).

Учитель литературы:

В историческом музее Москвы хранится портрет Емельяна Ивановича Пугачёва, написанный неизвестным художником 21 сентября 1772 г в Илецком городке, недалеко от Оренбурга, как раз в самом начале крестьянской войны 1773-1775 гг. В конце 20 века реставраторы обнаружили, что он написан поверх какого-то другого портрета. Когда же частично был снят наружный красочный слой, то обнаружилось, что портрет Пугачёва написан на холсте, изображавшем императрицу Екатерину 2 в декольтированном платье, с орденской лентой и с бриллиантовой звездой.

Попытайтесь восстановить историю этого «двойного портрета».

Предположения учащихся.

Пытаясь восстановить историю этого «двойного» портрета, писательница О.Чайковская отмечала: «Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули чем-то острым, но потом кто-нибудь сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать; в может быть, тут же и возникла идея поверх портрета царицы написать портрет мужицкого царя. Холст зачинили ( следы починки видны), обрезали по краям – и он стал основой для единственного подлинного пугачёвского портрета (если не считать того, где Пугачёв изображён уже в цепях)».

Каким изображён Пугачёв на портрете? Какой характер передал художник?

(На портрете предводитель крестьянского восстания запечатлён в тёмной накидке и меховой шапке, сквозь которую теперь глядят глаза Екатерины. Выражение лица Пугачёва строгое и серьёзное. Большие тёмные глаза под напряжённо сдвинутыми бровями устремлены в одну точку. Губы крепко сжаты. Пугачёву здесь около тридцати лет, но выглядит он старше. Трудная судьба самозваного царя, очевидно, отразилась на его внешности. Неизвестному художнику удалось передать на портрете сильный, грозный характер).

В чём вы видите необычность портрета, изображающего Пугачёва? О чём хотел рассказать неизвестный художник, когда создавал этот портрет? Разделяете ли вы точку зрения О.Чайковской: «Этот «двойной» портрет являет собой теперь как бы сопоставление двух царей ( тем более что одним замазали другого – это значит, что в народном сознании один другого уже победил)…»?

Сопоставьте словесный портрет Пугачёва в « Капитанской дочке», который написан Пушкиным на основе огромного материала, полученного в том числе и от очевидцев, с изображением крестьянского вождя на портрете, выполненном, возможно, с натуры неизвестным художником? Что объединяет литературный и живописный портреты? Подкрепите свою точку зрения цитатами из «Капитанской дочки».

Что общего вы находите в отношении к Пугачёву автора и рассказчика в «Капитанской дочке» и художника, создавшего столь необычный портрет? В чём вы видите различие в отношении к Пугачёву автора повести и автора живописного портрета? ( «Емеля, Емеля! – думал я с досадою, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать».

Учитель истории. Как вы считаете, почему выступление Пугачева было названо «крестьянская война»?

Ответы учащихся. Охватывала большой район. Много было участников восстания, большая часть из которых – крестьяне.

Учитель истории. Несмотря на то, что выступление было подавлено, оно имело огромное значения для будущего развития России. ( Слайд «Значение восстания» )Екатерина II сделала очень серьез­ные выводы из восстания Пугачева. Владельцы мануфактур были обязаны улучшить условия труда на своих предприятиях. Екатерина II понимала важность мануфактурного производства для армии и флота. Императрица ликвидировала самоуправление казаков. Теперь их атаманы стали назначаться царицей из числа дворян. Но взамен казаки получили некоторые привилегии. Кроме того, была ликвидирована автономия Украины. Она основывалась на самоуправлении запорожских казаков. Восстание побудило правительство усовершенствовать систему управления страной. Екатерина II провела губернскую реформу. Россия была разделена на 50 губерний, каждая губерния делилась на 10–15 уездов с населением до 30 тыс. человек. Во главе губерний стояли губернаторы, во главе уездов – капитаны-исправни­ки, и те и другие имели в своем распоряжении отряды солдат. Они могли подавить восстание в самом зародыше. Восстание Пугачева оказало сильное влияние на помещиков. Они стали меньше угнетать своих крестьян. В результате в России больше никогда не было крупных крестьянских восстаний.


Обсуждение проблемы урока. Почему против свободолюбивой императрицы вспыхнуло крестьянское восстание?


Домашнее задание.

История. Параграф 22. Заполнить таблицу « Основные события крестьянской войны 1773-1775гг».

Этап/даты

Движущие силы
(численность)

Основные события

Результат






Литература. Письменный ответ на вопрос: «Каковы преимущества литературного произведения в сравнении с полотном художника? А в чём живописец всегда превосходит писателя?»





Литература:

  1. Барова Е.С. Уроки литературы в 7-м классе по учебнику «Путь к станции «Я». Методические рекомендации для учителя.- М.Баласс, 2006(Образовательная система «Школа 2100»).

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.Тетрадь по литературе, 7-й класс( к учебнику «Путь к станции «Я»).- М.: Баласс, 2011.- 80с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).

  3. Зельманов Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8-9 классы.\Учебно-наглядное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М. Издательский дом «Дрофа», 1999.

  4. История государства Российского: Жизнеописания. XVIII век/ Рос. нац. б-ка.– М.: Изд-во “Кн. палата”, 1996.

  5. Воздвиженский А. Шёл Пугачёв через Кокшайск. Ист. повесть. Йошкар-Ола. Мар. кн. изд-во. 1979

  6. Пушкин А.С. История Пугачевского бунта. – М., Просвещение, 1989.

  7. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до Великих реформ / Гл. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 1997. Оборудование:

  8. Карта «Российская империя во второй половине 18 века»

  9. Учебник. Данилов Д.Д., Лисейкин Д.В., Павлов Н.С., Рогожкин В.А. История России. XVIXVIIIвв. Учебник для 7 кл. основной школы. – М.: Баласс, 2011.




17


Интегрированный урок истории и литературы "Крестьянская война по предводительством Е.Пугачева", 7 класс, образовательная система "Школа 2100"
  • История
Описание:

Урок построен на основе технологии проблемно-диалогового обучения. Учащиеся самостоятельно определяют проблему урока, намечают шаги исследования, обобщают материал и делают выводы.

Учащиеся обращаются к произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка", рассмативают, как события восстания отражены в нем. Работают с репродукциями картин В.Боровиковского, с фрагментами фильма "Капитанская дочка", 1958г., режиссера М.Гоморова.

Урок был опубликован в научно-методическом журнале для учителей истории и обществознания "История", издательство "Первое сентября", ноябрь 2013г.

 

Автор Костюченко Елена Яновна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 818
Номер материала 31788
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓