Главная / История / Интегрированный урок истории и литературы "Гроза 1812г.", 8 класс, образовательная система "Школа 2100"

Интегрированный урок истории и литературы "Гроза 1812г.", 8 класс, образовательная система "Школа 2100"

Интегрированный урок история и литература

8 класс, образовательная система «Школа 2100»

Подготовлен: учителем русского языка и литературы Жовтонога О.И., учителем истории Костюченко Е.Я. МБОУ «Средняя школа № 10»,

г. Петропавловск-Камчатский


Тема урока «Гроза 1812г.»


Чувство сие (патриотизм) не есть преимущество

какого-либо сословия. Все сыны Отечества им

одушевляются”.

слова героя войны 1812г. А.С. Кайсарова

Цели урока:

- образовательная - систематизировать знания учащихся и создать целостную картину событий войны 1812 года;

- развивающая – способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения аргументированно отстаивать свое мнение, навыков работы с исторической картой, историческими документами, видеоматериалом, произведениями культуры;

- воспитательная - способствовать формированию у учащихся чувства гордости и любви к своему Отечеству, ответственности за принимаемые решения.


Оборудование урока: историческая карта, интерактивная доска, раздаточный материал.


Ход урока


(Тема урока и эпиграф закрыты листом ватмана)


Демонстрация видеофрагмента

Учитель истории. Как вы думаете, какой теме сегодня будет посвящен наш урок?

Учащиеся. События Отечественной войны 1812г.

Учитель истории. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова?

Ответ учащиеся.

Учитель. Как вы думаете, почему именно эти слова были выбраны эпиграфом к нашему уроку?

Ответ учащиеся. В этой войне русские люди защищали свою Родину, свое Отечество, несмотря на то, к какому сословию они принадлежат. У понятия патриотизм нет ни сословного, ни другого смысла…

Учитель литературы: 1812 год явился не только важнейшей страницей истории России, но и принципиального значения вехой в истории русской литературы. Никогда прежде художественное слово не становилось таким мощным выразителем чувств, охвативших общество, как это произошло после вторжения Наполеона.

Учитель. Урок сегодня повторительно – обобщающий. Сформулируйте цель урока.

Ответ учащихся (слайд №2 – предполагаемые результаты урока)

Учитель истории. Мы восстановим хронологию событий, поговорим о роли людей в них. Будем работать с историческими источниками, с видеоматериалом, обратимся к произведениям культуры, в которых отражены данные события.

Учитель литературы: Сегодня на нашем уроке будут звучать стихотворения, фрагменты прозаических произведений, посвящённые войне 1812 года. Авторы стихотворений – герои войны 1812, участники сражений: П.А.Вяземский, Ф.Глинка, Д.Давыдов. Как выдумаете, с какой целью прозвучат на уроке поэтические строки?

Ответ учащиеся.

Учитель истории. Изучение любой войны мы начинаем с выяснения причин войны, целей сторон.

Задание. Определите, кому принадлежат эти слова.

Цитата №1. «Через пять лет я буду господином мира, остается одна Россия, но я раздавлю ее» (слайд №3.)

Ответ учащихся. Наполеон Бонапарт.

Какие цели преследовал Наполеон Бонапарт, начиная войну против России?

Ответ учащихся. Захватить Россию. Разделить ее на мелкие государства, зависимые от Франции.

Цитата №2. Всемогущего Творца небес, поставить силы наши против сил неприятеля. Не нужно мне напоминать ни вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами» (слайд №4)

Ответ учащихся. Александр I.

Какие цели в войне определял Александр I?

Ответ учащихся. Защитить свою землю и уничтожить «корсиканское чудовище».

Чтение учеником отрывка из стихотворения Н.М.Карамзина «Освобождение Европы и слава Александра 1».(тексты всех стихотворений распечатаны и розданы всем учащимся)

Конец победам! Богу слава!
Низверглась адская держава:
Сражен, сражен Наполеон!
Народы и цари! ликуйте:
Воскрес порядок и Закон.
Свободу мира торжествуйте!
Есть правды бог:
тирана нет!
Преходит тьма, но вечен свет.

Сей изверг, миру в казнь рожденный,
Мечтою славы ослепленный,

Чтоб быть бессмертным, убивал!
Хотел
всемирныя державы,
Лишь небо богу уступал;
Топтал святейшие уставы;
Не скиптром правил, а мечом,
И был —
державным палачом!

Уже тиран свирепым оком,
Влекомый к казни тайным роком,
Измерил путь в сию страну
И поднял для нее оковы:
Изрек погибель и войну.
Уже рабы его готовы
Последнюю из жертв заклать —
И началась
святая рать.

Не для войны живет властитель:
Он мира, целости хранитель.
Пусть каждый собственность блюдет
И чуждого да не коснется!
Тогда спокоен будет свет.
У диких кровь рекою льется:
Там воин — первый человек;
Но век ума гражданский век.

Судить, давать, блюсти Законы,
С мечом в руке — для обороны
От чуждых и своих врагов —

Есть дело вышней царской власти.
Не будет праздных вам часов,
Пока, увы! пылают страсти.
Любите знаний тихий свет:
От них — Наполеона нет!

Учитель литературы: Как называет Наполеона писатель, поэт, историк Карамзин? Какую характеристику даёт ему? Какие выводы делает? Кто, на ваш взгляд, произносит последние строчки: историк, поэт или философ, мыслитель? Объясните свою точку зрения. Каким должен быть властитель? Кому послужит грозным предостережением судьба Наполеона, по мнению Карамзина? Как вам кажется, актуальны ли слова историка и поэта Карамзина сегодня? Какая война «славна победами»? Какой стала война с Наполеоном для России? (Отечественная война, «поднялась святая рать»)

Чтение учеником отрывка Уже гордились мы Наукой,
Ума плодом, добра порукой
И славились искусством жить;
Уже мы знали, что владетель
Отцом людей обязан быть,
Любить не власть, но добродетель;
И что победами славна
Лишь справедливая война.

Учитель истории. Давайте оценим подготовку сторон к войне (Приложение№1.)

Предлагается работа в парах. На партах лежат карточки, на которых написаны статистические данные по численности войск, по численности вооружения, сведения о планах сторон. На каждой парте – карточка с одним фактом.

Задание. Обсудите в паре и определите к России или к Франции относятся сведения, написанные на карточке.

Проверка задания. Представитель от каждой пары учащихся выходит к доске и прикрепляет свою карточку на магнитную доску (на доске написано «Россия», «Франция»).

Проверка правильности выполнения задания классом.

Учитель истории. На основе полученных данных, сделайте общий вывод об уровне подготовки стран к войне. Назовите слабые и сильные стороны каждой стороны.

Ответ учащихся. Сильные стороны Франции – более многочисленная армия, армия профессиональная, прошедшая с победами Европу, четко продуман план войны. Слабые стороны – армия многоязычная, состоящая из солдат покоренных стран. Сильные стороны России – защищает свое Отечество, знание местности. Слабые – часть армии составляли ополченцы, отсутствие единого командования на начало войны, наличие трех армий.

Учитель истории. Давайте восстановим хронологию событий войны.

Задание учащимся. Восстановить правильную хронологию событий. Работа с интерактивной доской (события написаны в неправильной последовательности). Найдите ошибку (Приложение№2.)

( маркер)

  • Тарутинский марш-маневр –

  • Переправа французских войск через Березину –

  • Бородинское сражение –

  • Битва за Смоленск –

  • Назначение Кутузова главнокомандующим русской армией –

  • Совет в Филях –

  • Переход французских войск через Неман –

  • Сражение под Малоярославцем –

  • Уход французских войск из Москвы –

  • Соединение 1-й и 2-й армий –


Задание. Показать на карте данные события (вызывается ученик к карте).

Учитель истории. Теперь мы более подробно остановимся на событиях Отечественной войны 1812г.

Работа в группах. Каждой группе дан отрывок из воспоминаний французских солдат, участников войны

Задание. Определите, о каком событии идет речь. Опираясь на свои знания по истории и дополнительные источники информации, дополнить сведения об этом событии (Приложение№3.)


Группа №1. «Когда император прекратил разговор с генералом Фрианом, дивизия прошла мимо всех армейских корпусов, направляясь к мостам; вскоре она очутилась на противоположном берегу. Тогда солдаты испустили громкие крики радости, которые привели меня в ужас; они как будто хотели сказать: « Теперь мы на неприятельской земле!...» (Дедем)

Группа №2. «17-го был горячий день! Русские генералы, расположившись на возвышенном правом берегу Днепра, выслали свежий корпус, состоящий из 30 000 человек, чтобы сменить отряды Раевского… Слева Ней атаковал цитадель, справа, с верховья Днепра, наступал Понятовский, а Даву в центре атаковал Рославские предместья».(Жомини)

Группа №3.Эта битва, названная французами за Москву, а русскими - … началась в 6 часов утра и продолжалось до наступления ночи без перерыва. С обоих сторон огонь был ужасен. Обширное пространство на котором шла битва, было во всех направлениях изрыто ядрами, потери были огромные со всех сторон. Русские весь день шаг за шагом отстаивали свои позиции, становясь на новую, когда не могли удержать старую, с которой мы их оттеснили»…. ( Гриуа)

Группа №4. «Мы проникли в великолепную улицу, По обоим сторонам которой тянулись тротуары и стояли прекрасные особняки. Мы заметили, что эти особняки отделялись друг от друга обширными садами, обнесенными высокими стенами…Но хотя ночь только что наступила, мы не встретили ни одного жителя. Нигде не было видно ни света, Все ставни были закрыты. Мы остановили своих лошадей. Нам было страшно. Великое решение принятое неприятелем, покинуть город, предстало перед нашими глазами, как призрак, угрожающий и ужасный». (Комб)

Группа №5. «В довершении несчастья один из мостов рухнул под тяжестью орудий и тяжелых зарядных ящиков, переправлявшихся через него. Тогда все бросились ко второму мосту, где и без того давка была такая, что самые сильные люди не могли противится натиску. Очень многие задохнулись. Видя невозможность перебраться через загроможденные мосты, многие вожатые гнали лошадей прямо в реку, но этот способ переправы, который был бы очень хорош, если бы его толком применили двумя днями раньше, сделался роковым почти для всех, кто им воспользовался, потому что повозки сталкивались и опрокидывали друг друга» (Марбо)

Выступление групп. После выступления каждой групп (слайды 5-10)

Группа №1. Переправа через Неман 12 июня 1812г.

Группа №2. Битва за Смоленск июль 1812г.

Чтение учеником отрывка из стихотворения Ф.Н.Глинки «1812 год» (Отрывок из рассказа).

Сообщение учащегося о поэте перед чтением.

Глинка сражался с французами уже в 1805 году. Был очевидцем и участником битвы под Аустерлицем. Подорванное в походах здоровье вынудило его на время выйти в отставку, но в роковую годину Отечественной войны он снова в действующей армии. Он оборонял Смоленск, сражался на Бородинском поле. Он прошёл весь долгий путь от Москвы до Парижа.

И грянул на Смоленск... Достоин
Похвал и песен
этот бой:
Мы заслоняли тут собой
Порог Москвы - в Россию двери;
Тут русские дрались
как звери,
Как ангелы!-Своих голов
Мы не щадили за икону
Владычицы
. Внимая звону
Душе родных колоколов,
В пожаре тающих, мы прямо
В огонь метались и
упрямо
Стояли под дождем гранат,

Под взвизгом ядер:
все стонало,
Гремело, рушилось, пылало;
Казалось, выхлынул весь ад:

Дома и храмы догорали,
Калились камни...
И трещали
Порою волосы у нас
От зноя!.. Но сломил он нас:
Он был сильней!.. Смоленск курился,
Мы дали тыл.
Ток слез из глаз
На пепел родины окатился
...
Великих жертв великий час,
России славные годины:
Везде врагу лихой отпор;
Коса, дреколье и топор
Громили чуждые дружины.
Огонь свой праздник пировал:
Рекой шумел по зрелым жатвам,
На селы змеем налетал.
Наш бог внимал мольбам и клятвам,
Но враг еще... одолевал!..

Учитель литературы: Какой образ создан автором стихотворения? Какие выразительные средства помогают раскрыть этот образ?

Группа№3. Бородинское сражение 26 августа 1812г.

Видеофрагмент «Молебен перед Бородинским сражением». Сопоставление двух видов искусств ( кино, литература). Выступление учащегося(индивидуальное задание, подготовленное дома).

Домашнее задание ( индивидуальное). Прочитать фрагмент романа Л.Н.Толстого (3 том, глава 21 от слов «Вон они!.. Несут, идут…» до конца главы) «Война и мир» и ответить на вопросы. Задание на уроке: сопоставить два вида искусства. Что подчеркнуть в данном эпизоде стремятся художники: писатель Л.Н.Толстой и режиссёр С.Бондарчук?

Какие слова повторяются в этом фрагменте? В чём смысл этих повторов? ( «Икона», «Открытое небо», без шапок, «Открытые головы», люди, «однообразно жадно смотревшие на икону» - все эти слова подчёркивают единое чувство, объединяющее всех людей ,- патриотизм. Даже присутствие главнокомандующего со свитой не привлекло внимания: «Ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молить деталь в описании Кутузова: многократно подчёркнутая физическая немощность только усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него»)

Как выдумаете, что такое, по Толстому, чувство патриотизма? ( Это когда «всем народом…», без громких слов, без эффектных подвигов, но все вместе: и солдаты, и офицеры, и главнокомандующий встают на защиту своей родины.)

После выступления третьей группы – рассказ по схеме ученика о Бородинском сражении

(схема нарисована учащимся на маркерной доске).

Учитель литературы: О Бородинском сражении расскажет в своём стихотворении участник битвы, П.А.Вяземский. Какой образ создан поэтом? Как называет сражение поэт?

Сообщение учащегося: «Я … никогда не готовился к военной службе. Ни здоровье моё, ни воспитание, ни наклонности мои не располагали меня к этому званию. Я был посредственным ездоком на лошади, никогда не брал в руки огнестрельного оружия… Одним словом, ничего не было во мне воинственного… Но всё это было отложено в сторону пред общим движением и важностью обстоятельств… Милорадович предложил мне принять меня к себе в должности адъютанта. Разумеется, с охотою и признательностью принял я это предложение»,- так писал П.А.Вяземский в «Воспоминании о 1912 годе». В Бородинском бою под ним были убиты две лошади, и за мужество, проявленное в тот день, он получил орден.

Чтение учеником отрывка из стихотворения П.Вяземского «Поминки по Бородинской битве»

День настал! Мы ждали битвы,
Все возрадовались ей:
Шли давно о ней молитвы
Приунывших усачей.

И на пир веселый словно
Каждый радостно летит,
Будь у каждого три жизни,
Он всех трех не пощадит.

Никогда еще в подлунной
Не кипел столь
страшный бой:
Из орудий
ад чугунный,
Разразившись, поднял вой;

Целый день не умолкает,
Извергая смерть кругом;
Строй за строем исчезает
Под
убийственным огнем.

Но пылают мщенья гневом
Снова свежие ряды,
Свежей кровью и посевом
Смерть плодит свои бразды.

Словно два бойца во злобе,
Набежала рать на рать;
Грудью в грудь вломились обе,
Чтоб противника попрать.

Но победа обоюдно
То дается нам, то им;
В этот день решить бы трудно,
Кто из двух непобедим.

Крепнет боевая вьюга,
Все сильней растет она,
И вцепившихся друг в друга
Разнимает ночь одна.

Грозный день сей Бородинский
Им и нам в почет равно.
Славься
битвой исполинской,
Славься ввек, Бородино!..

Учитель истории. Еще на одном событии войны хотелось остановиться особо.

Разыгрывается сценка. Совет в Филях (Приложение№4)

Учитель. О каком событии шла речь, кто был участником, какое значение оно имела для хода войны.

Ответ учащихся. Совет в Филях 1 сентября 1812г. Было принято решение оставить Москву.

Учитель истории. Реальными участниками совета были генералы Ермолов, Дохтуров, Уваров, Беннигсен, Коновницын – настаивали на новом сражении под Москвой.

Генерал Барклай - де-Толли – возражал, считая, что позиция у русских войск не выгодная.

Группа №4. Вступление французов в Москву. (слайд № 9)

Чтение учеником отрывка из стихотворения Ф.Н.Глинки «Песнь русского воина»



Темнеет бурна ночь, темнеет,
И ветр шумит, и гром ревет:
Москва в пожарах пламенеет,
И русский воин песнь поет:

"Горит, горит царей столица;
Над ней в
кровавых тучах гром
И гнева Божьего десница...
И бури
огненны кругом.

О Кремль! Твои святые стены
И башни горды на стенах,
Дворцы и храмы позлащенны
Падут, уничиженны, в прах!..

И все, что древность освятила,
По ветрам с дымом улетит!
И град обширный, как могила
Иль дебрь пустынна, замолчит!..

А гордый враг, оставя степи
И груды пепла вкруг Москвы,
Возвысит грозно меч и цепи
И двигнет рать к брегам Невы..

Нет, нет! Не будет пить он воды
Из славных невских берегов:
Восстали рати и народы,
И трон Царя стрежет любовь!

Друзья, бодрей! Уж близко мщенье:
Уж вождь, любимец наш седой,
Устроил мудро войск движенье
И в тыл врага грозит бедой!

А мы, друзья, к Творцу молитвы:
О, дай, Всесильный, нам, Творец,
Чтоб дивной сей народов битвы
Венчали славою конец!"

Вещал - и очи всех подъяты,
С оружьем длани к небесам:
Блеск молний пробежал трикраты
По ясным саблям и штыкам!

Учитель литературы: Какой образ создан автором стихотворения? Какие выразительные средства помогают раскрыть этот образ? Сопоставьте два вида искусства ( кино, поэтическое произведение)

Группа №5. Переправа французов через р. Березина ноябрь 1812г. Бегство французов (слайд№10)

Учитель. Вспоминая исторические события нельзя не говорить о тех людях, которые участвовали в них, деяния которых изменили их ход.

Фронтальная работа. На каждой парте распечатка с характеристиками исторических личностей, участников войны. Определить, о ком идет речь. Опираясь на свои знания по истории и дополнительные источники информации, дополнить сведения.(Приложение№5)

Также учащимся предложены отрывки из стихотворений, посвящённых героям войны 1812 года. Задание: Подготовить выразительное чтение. Определить, кому посвящены поэтические строки.

Ответы учащихся (слайд №11-12)

М.И.Кутузов.

П.Багратион

М. Барклай –де- Толли

Генерал Тормасов

Д.Давыдов

В.Кожина

А.Фигнер - Учитель «…Наш Фигнер старцем в стан врагов

Идет во мраке ночи;

Как тень, прокрался вкруг шатров.

Все зрели быстры очи…

И стан еще в глубоком сне,

День светлый не проглянул —

А он уж, витязь, на коне,

Уже с дружиной грянул!»

В. А. Жуковский



Н. Раевский

И.Дорохов



Чтение учеником стихотворения Ф.Глинки.

Усач. Умом, пером остёр он, как француз,

Но саблею французам страшен:

Он не даёт топтать врагам нажатых пашен

И, закрутив гусарский ус,

Вот потонул в густых лесах с отрядом

И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом,

То, вынырнув опять, следом

Идёт за шумными французскими полками

И ловит их, как рыб, без невода, руками.

Его постель – земля, а лес дремучий – дом!

И часто он, с толпой башкир и с козаками,

И с кучей мужиков, и конных русских баб,

В мужицком армякае, хотя душой не раб,

Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,

И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.

Но милым он дарит, в своих куплетах, розы.

………Это ты, поэт и партизан!.. ( между 1812 -1825)


Учитель литературы: О каком герое Отечественной войны 1812 года говорится в стихотворении? ( Денис Давыдов) Что помогло понять вам, о ком написано стихотворение? Какой образ создал поэт?

Инсценированное чтение стихотворения Дениса Давыдова «Партизан»

Сообщение о Денисе Давыдове.

К началу Отечественной войны Давыдов уже имел чин подполковника и немалый боевой опыт. Он говорил: «Я считаю себя рождённым единственно для рокового 1812 года». Именно он подал первую мысль « о выгоде партизанского действия». Он действовал не столько как офицер, сколько как вождь неисчислимого народного ополчения. Чтоб заручиться большим доверием крестьян, он сменил гусарский мундир на крестьянский зипун и отпустил бороду. Давыдов отбивал у французов обозы и транспорты, захватывал в плен вражеских солдат, офицеров и даже генералов. Сам Кутузов сказал ему: «Удачные опыты твои доказали мне пользу партизанской войны»

Умолкнул бой. Ночная тень

Москвы окрестность покрывает;

Вдали Кутузова курень

Один, как звёздочка, сверкает.

Громада войск во тьме кипит,

И над пылающей Москвою

Багрово зарево лежит

Необозримой полосою.


И мчится тайною тропой

Воспрянувший с долины битвы

Наездников весёлый рой

На отдалённые ловитвы.

Как стая алчущих волков,

Они долинами витают:

То внемлют шороху, то вновь

Безмолвно рыскать продолжают.


Начальник в бурке на плечах,

В косматой шапке кабардинской,

Горит в передовых рядах

Особой яростью воинской.


Сын белокаменной Москвы,

Но рано брошенный в тревоги,

Он жаждет сечи и молвы,

А там что будет – вольны боги!


Давно незнаем им покой,

Привет родни, взор девы нежный;

Его любовь – кровавый бой,

Родня – донцы, друг – конь надежный.


Он чрез стремнины, чрез холмы

Отважно всадника проносит,

То чутко шевелит ушьми,

То фыркает, то удил просит.


Ещё их скок приметен был

На высях, за преградной Нарой,

Златимых отблеском пожара,

Но скоро буйный рой за высь перекатил,

И скоро след его простыл…


Учитель. Истинные патриоты русской земли вынесли на своих плечах всю тяжесть войны и Отечественная война, оставила глубокий след в истории и общественном сознании народов России. “12-й год – писал Белинский – был великою эпохою в жизни России. Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила её увидеть в себе силы и средства, которые она дотоле сама в себе не подозревала”.

Память о героях Отечественной войны была увековечена.

Сообщения учащихся (Приложение№6), (слайды 13-15)

-Храм Христа Спасителя

- Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)

- Александровская колонна


Панорама Бородинская битва

Мавзолей Барклая де Толли

Память о героях увековечена в музыке и стихах.

Как должна звучать, на ваш взгляд, музыка? Торжественно, величественно, ритмично, мощно, динамично)

Что такое увертюра ( обращение к словарю)

Слушаем: П.И.Чайковский. Финал Торжественной увертюры «1812»

( Сборник классической инструментальной музыки всемирно известных композиторов. ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2009

Учитель. Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее?

Ответ учащихся.

Демонстрация видеофрагмента.


https://sites.google.com/site/otecestvennaavojna182goda/v-stihah Война 1812 года в русской поэзии


19


Интегрированный урок истории и литературы "Гроза 1812г.", 8 класс, образовательная система "Школа 2100"
  • История
Описание:

Урок начинается с рассуждения учащимися над словами героя 1812г. А. Кайсарова "Чувство сие (патриотизм) не есть преимущество какого-либо сословия. Все сыны Отечества им одушествляются".

На уроке идет систематизация знаний учащихся и создание целостной картины о войне 1812г.

На уроке использовались фрагменты прозаических произведений, посвященных этим событиям, а так же звучали стихи героев войны Д. Давыдова, П.Вяземского, Ф. Глинка.

 

 

                                             

Автор Костюченко Елена Яновна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 487
Номер материала 31847
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓