Интегрированный урок истории и литературы «События ВОВ
в исторических документах и литературе»
11 класс
Цели урока:
- обучающая: раскрыть воспитывающую роль
культуры в годы Великой Отечественной войны, показать, что советское
искусство формировало у людей стремление отстоять независимость своей
Родины, считало себя мобилизованным, укрепляло и закаляло дух народа, оно
было сражающимся.
- развивающая: развивать навыки работы с
дополнительной литературой, делать сообщения, применять знания, полученные
на одном уроке, на других уроках.
- воспитательная: продолжить работу по
патриотическому и эстетическому воспитанию учащихся путем показа
сражающегося характера искусства, тысячи деятелей которого с оружием в
руках добывали свободу, раскрытия его патриотического содержания.
Ход
урока
I. Побуждение
Учитель литературы
Сегодня мы проводим не совсем обычный урок.
Наш урок соединил в себе и литературу, и историю. Его тема «События ВОВ в
исторических документах и литературе» Флипчарт стр1
В этом году исполняется 70 лет с того времени
как началось страшное событие в жизни народа – ВОВ.
Учитель истории, литературы
“Тот самый длинный день в году,
И столько наземь положила
С его безоблачной погодой
Что двадцать лет
Нам выдал общую беду на всех, И
тридцать лет
На все четыре года.
Живым не верится,
Она такой вдавила след
что живы..”. стр2
( К. Симонов ).
Отрывок «Начало войны»
Учитель истории
Советский
человек хотел знать правду о войне. Но правда пришла в литературу о войне лишь
во второй половине 50-х гг. после смерти И. В. Сталина и уменьшения
идеологического давления на литературу и искусство.
Учитель литературы
«Литература о
войне развивалась в трех направлениях, взаимодействие которых образовало в
русской литературе второй половины ХХ в течение так называемой «военной прозы».
Учитель истории
Сегодня нам с вами
предстоит поговорить о публицистике и прозе военных лет, найти в них отражение
исторических фактов и сравнить исторические очерки с художественными. В первые
дни войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее гибкие и
оперативные жанры: публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое
стихотворение.
Учитель литературы
-Что мы понимаем под словом очерк? (Запишите
ключевые слова и составьте определения) стр3
-Как вы думаете, чем художественный очерк
отличается от исторического? (Диаграмма Вена) стр4
(Очерк, одна из разновидностей малой
формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы,
отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей
развитостью описательного изображения. Небольшое литературное произведение,
краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых)
Рассказ- малая
эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму
изображенных явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста, прозаическое
произведение.
II. Реализация
Каждой группе предстоит поработать с отдельным
произведением: стр5
1 группа- А.Толстой «Фашисты ответят за
свои злодеяния»
2 группа-Илья Эренбург «Презрение к смерти»
3 группа- М.Шолохов «Слово о Родине»
4 группа- Василий Гроссман «Требленский ад»
Учитель литературы
К каждому произведению подобраны исторические
факты, которые тоже предлагаются вам для анализа. Вы должны записать какие
события ВОВ описываются в художественном очерке, какие в историческом, в графе
комментарии сравнить и сделать выводы.
Работа с текстами. Заполнение трехчастного
дневника
Исторические
события в произведении
|
Исторические
события в документах
|
Комментарии
|
Произведение
|
- Переселение людей в лагерь.
- Год возникновения лагеря
- Создатель лагеря указан
- Сроки пребывания в лагерях
- Территориальные особенности
- Виды наказаний
- Виды трудовой деятельности
|
1. Точное тер-ное расположение
2. Попытка установить кол-во погибших в
лагере.
3. Подробное описание лагерей смерти.
4. Описание издевательств над заключенными.
5. Основные заключенные – евреи.
|
|
В.Гроссман «Требленский ад»
|
- Битва под Смоленском.
- Территории, подвергшиеся атакам
- Партизанские движения
- Расправа с партизанами
- Средства борьбы
|
1. Годы битвы под Смоленском
2. Территории оккупированные.
3. Роль партизан в этой битве
4. Действия партизан по отношению к
фашистам.
5. Расправа фашистов над партизанами.
|
|
И.Эренбург «Презрение к смерти»
|
- Партизанские движения
- Издевательства фашистов над русскими
- Приказы Гитлера
|
1.Даты нападения фашистов на СССР
2. Тайные приказы Гитлера
3. Раскопки, раскрывающие издевательства
фашистов
|
|
А.Толстой «Фашисты ответят за свои
злодеяния»
|
1. Битва под
Сталинградом
2. Тер-и военных
действий
|
1. Сталинградская битва
2. Даты событий
3. Число погибших
4. Роль других государств.
|
|
М.Шолохов «Слово о Родине»
|
Ответы учащихся. Комментарии учителя.
Учитель истории
Карта военных действий «Путь к победе»
III. Рефлексия
Учитель литературы
Вернемся к началу урока и давайте ответим на
вопрос что отличает худ. очерк от исторического? Стр4
Тестирование учащихся
Учитель
литературы
«Сладость победы
стирает горесть терпения», - гласит русская пословица.
Стирает ли? Вот уже
66-й год пошел со дня, когда в Москве прогремели 30 залпов из 1000 орудий,
знаменующие Победу над фашисткой Германией. Но боль утрат и потерь никогда не
утихнет в сердцах людей, встретивших войну лицом к лицу, прошагавших ее
кровавыми дорогами.
Учитель истории
Когда
это будет, не знаю:
В
краю белоногих берез
Победу
девятого мая
Отпразднуют
люди без слез.
Учитель литературы
Карточка выхода
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я чувствовал…
На уроке мне понравилось…
На уроке мне не понравилось…
Песня во время заполнения карточки выхода
«Журавли»
Домашнее задание
Литература
К.Симонов «Русские люди» читать, принести текст
История
Подготовка к тестированию, повторить материал по ВОВ
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.