Главная / Русский язык и литература / Интегрированный урок истории и литературы

Интегрированный урок истории и литературы

Интегрированный урок истории и литературы «События ВОВ в исторических документах и литературе»

11 класс

Цели урока:

  • обучающая: раскрыть воспитывающую роль культуры в годы Великой Отечественной войны, показать, что советское искусство формировало у людей стремление отстоять независимость своей Родины, считало себя мобилизованным, укрепляло и закаляло дух народа, оно было сражающимся.

  • развивающая: развивать навыки работы с дополнительной литературой, делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках.

  • воспитательная: продолжить работу по патриотическому и эстетическому воспитанию учащихся путем показа сражающегося характера искусства, тысячи деятелей которого с оружием в руках добывали свободу, раскрытия его патриотического содержания.

Ход урока

I. Побуждение

Учитель литературы

Сегодня мы проводим не совсем обычный урок. Наш урок соединил в себе и литературу, и историю. Его тема «События ВОВ в исторических документах и литературе» Флипчарт стр1

В этом году исполняется 70 лет с того времени как началось страшное событие в жизни народа – ВОВ.


Учитель истории, литературы

“Тот самый длинный день в году,         И столько наземь положила
С его безоблачной погодой                    Что двадцать лет
Нам выдал общую беду на всех,            И тридцать лет
На все четыре года.                                 Живым не верится,
Она такой вдавила след                                                       что живы..”. стр2
                                                ( К. Симонов ).

Отрывок «Начало войны»

Учитель истории

Советский человек хотел знать правду о войне. Но правда пришла в литературу о войне лишь во второй половине 50-х гг. после смерти И. В. Сталина и уменьшения идеологического давления на литературу и искусство.

Учитель литературы

«Литература о войне развивалась в трех направлениях, взаимодействие которых образовало в русской литературе второй половины ХХ в течение так называемой «военной прозы».

Учитель истории

Сегодня нам с вами предстоит поговорить о публицистике и прозе военных лет, найти в них отражение исторических фактов и сравнить исторические очерки с художественными. В первые дни войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее гибкие и оперативные жанры: публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение.

Учитель литературы

-Что мы понимаем под словом очерк? (Запишите ключевые слова и составьте определения) стр3

-Как вы думаете, чем художественный очерк отличается от исторического? (Диаграмма Вена) стр4

(Очерк, одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых)

Рассказ- малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображенных явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста, прозаическое произведение.


II. Реализация

Каждой группе предстоит поработать с отдельным произведением: стр5

1 группа- А.Толстой «Фашисты ответят за свои злодеяния»

2 группа-Илья Эренбург «Презрение к смерти»

3 группа- М.Шолохов «Слово о Родине»

4 группа- Василий Гроссман «Требленский ад»

Учитель литературы

К каждому произведению подобраны исторические факты, которые тоже предлагаются вам для анализа. Вы должны записать какие события ВОВ описываются в художественном очерке, какие в историческом, в графе комментарии сравнить и сделать выводы.

Работа с текстами. Заполнение трехчастного дневника

Исторические события в произведении

Исторические события в документах

Комментарии

Произведение

  1. Переселение людей в лагерь.

  2. Год возникновения лагеря

  3. Создатель лагеря указан

  4. Сроки пребывания в лагерях

  5. Территориальные особенности

  6. Виды наказаний

  7. Виды трудовой деятельности

1. Точное тер-ное расположение

2. Попытка установить кол-во погибших в лагере.

3. Подробное описание лагерей смерти.

4. Описание издевательств над заключенными.

5. Основные заключенные – евреи.


В.Гроссман «Требленский ад»

  1. Битва под Смоленском.

  2. Территории, подвергшиеся атакам

  3. Партизанские движения

  4. Расправа с партизанами

  5. Средства борьбы

1. Годы битвы под Смоленском

2. Территории оккупированные.

3. Роль партизан в этой битве

4. Действия партизан по отношению к фашистам.

5. Расправа фашистов над партизанами.


И.Эренбург «Презрение к смерти»

  1. Партизанские движения

  2. Издевательства фашистов над русскими

  3. Приказы Гитлера

1.Даты нападения фашистов на СССР

2. Тайные приказы Гитлера

3. Раскопки, раскрывающие издевательства фашистов


А.Толстой «Фашисты ответят за свои злодеяния»

1. Битва под Сталинградом

2. Тер-и военных действий



1. Сталинградская битва

2. Даты событий

3. Число погибших

4. Роль других государств.


М.Шолохов «Слово о Родине»

Ответы учащихся. Комментарии учителя.

Учитель истории

Карта военных действий «Путь к победе»


III. Рефлексия

Учитель литературы

Вернемся к началу урока и давайте ответим на вопрос что отличает худ. очерк от исторического? Стр4

Тестирование учащихся


Учитель литературы

«Сладость победы стирает горесть терпения», - гласит русская пословица.

Стирает ли? Вот уже 66-й год пошел со дня, когда в Москве прогремели 30 залпов из 1000 орудий, знаменующие Победу над фашисткой Германией. Но боль утрат и потерь никогда не утихнет в сердцах людей, встретивших войну лицом к лицу, прошагавших ее кровавыми дорогами.

Учитель истории

Когда это будет, не знаю:

В краю белоногих берез

Победу девятого мая

Отпразднуют люди без слез.


Учитель литературы

Карточка выхода

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я чувствовал…

На уроке мне понравилось…

На уроке мне не понравилось…

Песня во время заполнения карточки выхода «Журавли»


Домашнее задание

Литература К.Симонов «Русские люди» читать, принести текст

История Подготовка к тестированию, повторить материал по ВОВ

3


Интегрированный урок истории и литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок представляет собой интеграцию двух предметов истории и литературы по теме "Великая Отечественная война". Предназначена для учащихся 11-х классов. Интеграция помогает учащимся с разных сторон увидеть те или иные этапы войны.

Развивает навыки работы с дополнительной литературой, делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках.

Продолжается работа по патриотическому и эстетическому воспитанию учащихся путем показа сражающегося характера искусства, тысячи деятелей которого с оружием в руках добывали свободу, раскрытия его патриотического содержания.

 

Автор Цей Людмила Юрьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 825
Номер материала 26000
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓