Главная / Химия / Интегрированный урок "Химия, биология и толерантность" (11 класс)

Интегрированный урок "Химия, биология и толерантность" (11 класс)

Интегрированный урок химии и биологии в 11-м классе по теме: "Химия, биология и толерантность

Цели:

Образовательные:

  • систематизация и углубление знаний учащихся о зависимости строения, свойств и функций белков – антител;

  • углубление понятия толерантность.

Развивающие:

  • развитие способности комплексного применения знаний;

  • работа над формированием логического мышления при составлении логико-смысловой модели (ЛСМ) по технологии Штейнберга В.Э.

Воспитывающие:

  • содействие толерантности у учащихся как в общественной потребности;

  • способствовать созданию на уроке ситуации успеха в обучении, как основы саморазвития и самореализации;

  • развитие творческих способностей, духовное совершенство личности в процессе общения с беженцами, вынужденными переселенцами и мигрантами;

  • патриотическое воспитание.

Тип урока: интегрированный урок по технологии Штейнберга В.Э.

Оборудование: телевизор с в/магнитофоном, в/ф Биосинтез белка”, штатив с пробирками, растворы NaOH, H2SO4, CuSO2, HNO3 конц., (CH3COO)2Pb, CH3OH, C2H5OH, NaCl конц., спиртовка,раствор яичного белка (альбумина), герметичный сосуд с кровью свиньи, резиновые перчатки, защитные очки, марлевая повязка, халат.

Девиз урока:

“Нам друг от друга нужно так немного –
щепотку нежности да горсточку тепла…

(Г.Георгиев)

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент.

1. Постановка задач урока.

II. Систематизация и углубление знаний учащихся.

  • Моделирование и конструирование логико-смысловой модели (ЛМС) по теме урока.

  • Заполнение координат соответственно понятийно-смысловым вопросам.

История микробиологии.

Сообщение учеников по предварительной поисково-исследовательской работе.

  • Луи Пастер 1862 г.

  • Мечников Н.И. – 1883 г. сформулирована биологическая (фагоцитарная) теория иммунитета.

  • Ивановский Д.И. – 1892 г. открыты вирусы.

  • Гамалея Н.Ф. – 1899 г. открыты бактериофаги.

  • Медавар П. – 1945 г. доказана иммунологическая природа отторжения при трансплантации (пересадке) тканей и органов.

Свойства белков.

Учащиеся разделены на исследовательские лаборатории. Каждая лаборатория проводит химические эксперименты по заданному алгоритму, затем анализирует результаты работы, и учащиеся самостоятельно делают выводы.

Экспериментальная лаборатория № 1

Методом фракционирования солевым раствором NaCl выделить белки из крови свиньи.

Экспериментальная лаборатория № 2

Провести гидролиз яичного белка (альбумина) и записать схему гидролиза белка.

Экспериментальная лаборатория № 3

Провести Биуретовую (цветную) реакцию на белки.

Экспериментальная лаборатория № 4

Провести Ксантопротеиновую реакцию на белки. (Предварительно руководители экспериментальных лабораторий проводят инструкцию по технике безопасности).

Строение белков – антител.

Монолог – сообщение учителя, диалог с учащимися =>беседа, в процессе которой рождается истина. Антитело – сложной белок – иммуноглобулин плазмы крови человека и теплокровных синтезируемый клетками животных лимфоидной ткани под воздействием различных антигенов.

Функции белков.

Перечисляем известные функции белков и особенно выделяем защитную функцию белков – антител.

  • Сообщение учащихся о пандемии XХ и XXI века – СПИДе.

  • Сообщение учителя биологии о механизме внедрения в организм ВИЧ-инфекции, о мерах борьбы и профилактики.

  • Сообщение учителя химии о достижениях медицины, биохимии в области лечения больных СПИДом.

Биосинтез белков.

  • Демонстрация видеосюжет “Биосинтез белков”.

  • Краткое повторение основных этапов биосинтеза белка.

Структура лимфоидных тканей.

Сообщение учащихся по группам.

1 гр. – Строение и функции вилочковой железы.
2-гр. – Строение и функции лимфатических тканей.
3-гр. – Строение и функции селезёнки.

Затем формулируется общий вывод: В лимфоидных тканях идёт синтез иммуноглобулина плазмы крови человека и теплокровных животных.

Понятие толерантности.

Самостоятельная работа учащихся со словарём Н.Ф. Реймерса “Основные биологические понятия и термины”.

Толерантность (лат. толеранция – терпение):

    1. способность организмов выносить отклонения экологических факторов от оптимальных для себя;

    2. полное или частичное отсутствие иммунологических реакций – потеря или снижение организмом человека способности вырабатывать антитела.

Иммунитет (лат. иммунитас – освобождение, избавление) – невосприимчивость к инфекционным агентам и чужеродным веществам, пересажанных от одного организма к другому из-за генетического своеобразия каждого индивида. Гистонесовместимость можно искусственно подавить при пересадке органов.

Учитель биологии: В биологии о толерантности организма говорят тогда, когда он не отторгает, но принимает и использует во благо, поступающие извне медикаментозные средства, усиливает их, улучшая собственную жизнедеятельность. А также толерантность – возможность пересадки органов, возвращающая нас к полноценному существованию.

Толерантность как общественная потребность.

Беседа по вопросам:

Учитель химии: Какие факторы влияют на иммунную систему?

Ученики:

hello_html_m33563363.png

Учитель биологии: В результате воздействия этих факторов, что может возникнуть?

Ученики:

hello_html_5576107f.png

Учитель химии: Ребята, как вы оцениваете своё отношение

к вашим одноклассникам, беженцам, мигрантам, вынужденным переселенцам, к людям – носителям любых культурных, религиозных и этнических традиций?

Ученики размышляют => обсуждают => делают умозаключения.

Учитель биологии: Мигранты, а особенно беженцы находятся в стрессовом состоянии, ведь они потеряли всё, что накопили за свою жизнь, а может и близких людей.

Ученики делают вывод: Мы должны оказывать им помощь!

hello_html_76ea0d84.png

Мы в состоянии оказать моральную поддержку и помощь людям, попавшим в беду добрым гуманным отношением, терпимостью и сочувствием.

Учитель химии: Помогая мигрантам, беженцам, и вынужденным переселенцам, общаясь с ними, мы обогащаемся духовно, изучая их язык, религию, культуру и традиции. Эти люди – не только объекты помощи, но и неисчерпаемый источник обогащения общества, в которое они вливаются. Такое обогащение происходило во все времена и у всех народов, в том числе и в России.

Учитель биологии: Мы живём в дружной многонациональной стране, где мирно трудятся и взаимно обогащают друг друга башкиры, русские, татары, чуваши, мордва, марийцы, немцы, украинцы, белорусы и удмурты. История России – это история народов её населяющих. Это история Родины, величиной с “берёзовый листок”, которая хранима всеми, кому она дорога, невзирая на национальность.

Учитель биологии: Нашему уроку толерантности созвучны стихи

Г.Молодцова “Человек – человеку”

“Когда беда унизит человека,
В бараний рок, согнув его судьбу,
И человек решит, что он – калека,
На веки не способный на борьбу,
Буди его. Буди истошным криком,
Предельно негодуя и любя:
Ты – человек, Ты был рождён великим.
Не смей, не быть похожим на себя!”

Учитель химии: Мы надеемся, что этот урок способствовал формированию толерантного отношения к мигрантам России, воспитанию доброжелательного и терпеливого отношения к людям, попавшим в беду.

III. Итог урока.

  • Д/з, подведение итогов урока.

  • Рефлексия (по принципу не законченного предложения).

- Сегодня я на уроке закрепил и углубил знания по …
- Сегодня я на уроке узнал …
- После сегодняшнего урока я буду относиться …

hello_html_119033fe.png

Интегрированный урок "Химия, биология и толерантность" (11 класс)
  • Химия
Описание:

Интегрированный урок по химии и биологиис позиции толерантности предназначен для проведения в 11 классе. Необходимо научить обучающихся комплексно применять полученные знания в ходе изучения темы "Белки". Учащиеся должны систематизировать и углубить свои знания о свойствах, строении и функциях белков. Считаю нужным продолжить работу над формированием логического мышления обучающихся с позиций толерантности.

Под влиянием требований новых федеральных государственных образовательных стандартов и процесса информатизации образования происходят изменения в процессе обучения информационным технологиям. Изменяется структура учебного материала - вместо линейного или концентрического представления используется гипертекстовое, гипермедийное, обеспечивающее отбор материала адекватно личностным предпочтениям обучающегося.

Автор Игнатович Татьяна Александровна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 724
Номер материала 5439
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓