Главная / География / Интегрированный урок географии и биологии по теме: «Природные зоны. Растительный и животный мир Казахстана»

Интегрированный урок географии и биологии по теме: «Природные зоны. Растительный и животный мир Казахстана»

Интегрированный урок географии и биологии по теме: «Природные

зоны. .Растительный и животный мир Казахстана»

С.Ю. Бойкова, учитель географии

Школа№2, город Тараз.

лл

ггг

Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся, реализуя межпредметные связи курсов географии и биологии.

  • Сформировать и углубить знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи растительного и животного мира в пределах природных комплексов Казахстана

Задачи:

  • Напомнить учащимся о бережном отношении к окружающей среде, развить способность оценивать степень ответственности, которую они могут взять на себя.

  • Сформировать умения самостоятельно работать с различными источниками информации (энциклопедической дополнительной литературой) в группах, участвовать в обсуждении вопросов, обобщать полученную информацию в виде схем, тестов и т.д.

Оборудование:

  • географическая карта природных зон Казахстана;

  • гербарии растений соответствующих природных зон;

  • справочники;

  • энциклопедии;

  • атласы;

  • Красная книга Казахстана;

  • изображения животных;

  • тестовые задания;

  • наименования специалистов групп.

Ученикам до начала урока на столы раскладываются рисунки животных, гербарных растений соответствующих природных зон.

Структура урока:

  1. Постановка цели урока и мотивации учебного процесса;

  2. Обращение к Человеку “Будь милосерден Человек”, стихотворение И.И. Ландо.

  3. Определение роли животных и растений в жизни человека (массовая работа с классом)

  4. Разделение класса по группам, соответствующим природным зонам: степи и лесостепи, пустыни и полупустыни. Группа состоит из пяти учеников-специалистов: рефери, географ, зоолог, ботаник, систематик.

  5. Рассказ учеников-специалистов о географическом местоположении природной зоны и ее закономерностях, животном и растительном мире природной зоны, и приспособлении животных и растений к климатическим особенностям природных зон обитания.

  6. Выполнение тестовых заданий.

  7. Подведение итогов урока.

  8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

- Учитель биологии: Сегодня заключительный урок по теме: “Растительный и животный мир Казахстана”

Мы совершим увлекательное путешествие в царство природы нашей необъятной, прекрасной Родины.

Ну что ж, ребята, сейчас нам нужно надеяться только на свои знания и взаимную помощь.

Попробуем найти правильный путь движения к финишу?

- Учитель географии: Каждый ответ оценивается цветными фишками: красная – 5 баллов, желтая – 4 балла, зеленая – 3 балла.

Ученик читает стихотворение – эпиграф урока:

БУДЬ МИЛОСЕРДЕН ЧЕЛОВЕК

У всех людей - одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,
А он - щит жизни на Земле;
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле;

Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей,
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой;

Леса свою теряют силу,
Уходит нежный запах лип,
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб. (И.И. Ландо)

- Учитель биологии: Какова роль животных и растений в жизни человека?

Растительный мир дает человеку лекарственные растения и вещества, пищу, дает тепло (дрова) и отдых, используются для обустройства жилища и дает кров.

Животный мир – служит основной белковой пищей животного происхождения человека; используется для украшения дома (одомашненные животные, чучела, декоративная отделка); мех животных используется для пошива одежды (шубы, шапки, унты) издревле спасающие человека от холода; животные дают человеку и лекарственные средства: жир (барсука, медведя), панты, молоко ; используются для перевозки грузов: , лошади, верблюды.

- Учитель географии: Как же решается вопрос об охране окружающей среды? Какие принимаются меры? (географическая карта)

  • создаются национальные парки

  • заповедники

  • биосферные заповедники

  • заказники.

- Учитель биологии: Создана Красная книга Казахстана в которую внесены исчезающие представители растительного и животного мира.

В НЕЕ ВНЕСЕНЫ: 16 ВИДОВ РЫБ,3 ВИДА АМФИБИИ, 10 ВИДОВ ЗЕМНОВОДНЫХ, 40 ВИДОВ МЛЕКОПИТАЮЩИХ,

506 ВИДОВ РАСТЕНИЙ

Класс разбит на четыре природные зоны:

лесостепь

пустыни

 

рефери

 

рефери

 

географ

 

географ

 

зоолог

 

зоолог

 

ботаник

 

ботаник

 

о приспособлении растений и животных

 

о приспособлении растений и животных

СТЕПИ

полупустыни

 

рефери

 

рефери

 

географ

 

географ

 

зоолог

 

зоолог

 

ботаник

 

ботаник

 

о приспособлении растений и животных

 

о приспособлении растений и животных

- Учитель географии: Задание 1: покажите на карте зону лесостепи

Рассказ учащегося – зоолога.

- Учитель биологии: ботаник рассказывает о растительном мире лесостепи.

Рассказ учащегося - ботаника.

- Учитель биологии (настраивает учащихся, о чем необходимо рассказать: о приспособленности животных и растений к определенной среде обитания)

Как же приспособились к жизни в лесостепи животные и растения. Об этом нам расскажет систематик.

Ученики географы рассказывают о географическом расположении природной зоны, ее протяженности, закономерностях их размещения.

Рефери подводит итоги и считает баллы.

Аналогично строится выступление учащихся – представителей природных зон.

Учитель географии: А теперь, опираясь на знания полученные на уроках биологии и географии попробуем построить пищевую цепь для природных сообществ заданных природных зон. Перед вами лежат картины, на которых изображен животный и растительный мир одной из природных зон. Определите эту природную зону, выделите природное сообщество и составьте пищевую цепь.

Учитель биологии: А теперь давайте представим, какие изменения произойдут в природной зоне если в ней уничтожить, к примеру, всех хищников?

Сейчас вас ждет еще одно испытание . Закрепим свои знания выполнением тестовых заданий.

ТЕСТ № 1 « Найти лишнее»

Ваша задача вычеркнуть растение или животное не соответствующее заданной природной зоне.

ЛЕСОСТЕПЬ:Пихта, береза, саксаул, сосна, черника, ива, полынь, костер, тимофеевка, куропатка, белый лунь, джейран.

СТЕПЬ: Костер, ягель, карликовая береза, жузугун, саксаул. Жень-шень,ковыль, сон-трава, сосна, ель, сурок, суслик, песец, белка.

ПУСТЫНЯ: Дермене, мятлик, окация, ель, тарантул, саксаул, черепаха, суслик, жузгун, ягель, волк, корсак, заяц.

ПОЛУПУСТЫНЯ: Полынь, тысячалистник, ромашка, ель, ягель,базелик, ольха, кедр, пырей, сайгак, джейран, ящерица, суслик.

Учитель географии: В заключении этого теста давайте отметим ,к каким отрицательным последствиям для обитателей животного мира этих зон приводит строительство водохранилищ и каналов.



ТЕСТ № 2


1. Почвы пустынной и полупустынной зоны Казахстана:

а) черноземы б) песчаные, супесчаные в) бурые г) лесостепные

2.Почва лесостепной зоны расположенная на севере Казахстана:

а) серозем б) чернозем в) такыры г) солонцы


3.Процесс разрушения плодородного слоя почвы:

а) почвенная эрозия Б) мелиорация почв в) задержание снега г) посадка деревьев


4. Что повышает плодородие почвы:

а) почвенная эрозия б) мелиорация почв в) выпас скота г) вспашка земли


5. Что понимают под плодородием почвы:

а) глинистый слой б)гумусовый горизонт в) песчаный слой г) материнская порода


6. Для борьбы с эрозией почвы применяют:

а)лесопосадки б) безотвальную обработку почв в) рекультивацию земель

г) все перечисленные способы.


7. Какую часть территории Казахстана занимает лесостепь:

а) 7% б) 12 % в) 4 % г) 50 %


8.В какой природной зоне находится Наурызымский заповедник:

а) лесостепь б) степь в) пустыня г) полупустыня


9.Заповедник, охраняющий водно- болотный ландшафт, гордостью которого является розовый фламинго:

а) Устюртский б) Кургальжинский в) Алматинский г) Аксу- Жабаглинский


10. Территория занимаемая полупустынями:

а) 23 % б) 47 % в) 67 % г) 4 %


11. В какой природной зоне в растительном покрове преобладают злаковые и ковыли:

а) лесостепь б) степь в) полупустыня г) пустыня


12.В результате экологического кризиса в биосфере происходят следующие процессы:

а) увеличивается биологическое разнообразие б) ничто не изменяется

в) уменьшается биологическое разнообразие г) увеличивается количество хищников


13. Сколько национальных парков на территории Казахстана:

а) 6 б) 5 в) 7 г) 12


14. Эндемик Казахстана, из листьев этой травы вырабатываю ценное лекарство- сантонин:

а) цитварная полынь б) песчаный типчак в) терескен г) мятлик


15.Заповедники пустынной зоны:

а) Барсакельмес, Устюрт б) Алматинский, Кургальжинский

в) Устюрт, Маркакольский г) Алакольский, Кургальжинский


16.Заповедники охраняющие высокогорные ландшафты:

а) Устюрт, Барсакельмес б) Алматинский, Аксу- Жабаглинский

в) Маркакольский, Алакольский г) Наурзумский, Кургальжинский

Подведение итогов урока.

Сегодня мы обобщили знания по теме: «Природные зоны». Вы приобрели знания которые вам пригодятся в жизни. Почувствуете меру ответственности за состояние среды. Вы – будущие хозяева нашей страны, Земли, от вас будет зависеть будущее планеты и людей. В результате хозяйственной деятельности человека возникло столько экологических проблем, которые придется решать вам!

Давайте еще раз отметим эти моменты. Плоды хозяйственной деятельности человека: поселки, города, распаханные земли, высушенные реки, уничтоженные леса, искаверканная карьерами и шахтами литосфера, уничтоженные виды растений и животных. Вы – будущие хозяева нашей страны, Земли, и от вас будет зависеть будущее планеты и людей. Разум стоит на стороне человека ,а не природы и часть своего разума человек должен расходовать на обслуживание и сохранение природы в целях защиты от собственной вседозволенности, хищничества рецидивов неразумия.


Домашнее задание: На контурной карте Казахстана отметить природные зоны с помощью цветовой гаммы и с помощью условных обозначений растения и животных занесенных в Красную

Книгу Казахстана.







hello_html_m1b91e2da.jpg

Интегрированный урок географии и биологии по теме: «Природные зоны. Растительный и животный мир Казахстана»
  • География
Описание:

Цели урока:

  • Обобщить знания учащихся, реализуя межпредметные связи курсов географии и биологии.
  • Сформировать и углубить знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи растительного и животного мира в пределах природных комплексов Казахстана

Задачи:

 

  • Напомнить учащимся о бережном отношении к окружающей среде, развить способность оценивать степень ответственности, которую они могут взять на себя.
  • Сформировать умения самостоятельно работать с различными источниками информации (энциклопедической дополнительной литературой) в группах, участвовать в обсуждении вопросов, обобщать полученную информацию в виде схем, тестов и т.д. 
Автор Бойкова Светлана Юрьевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1139
Номер материала 13550
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓