Инфоурок География КонспектыИнтегрированный урок географии, биологии, экологии по теме "Биологические ресурсы. Охрана животных и растений в России"

Интегрированный урок географии, биологии, экологии по теме "Биологические ресурсы. Охрана животных и растений в России"

Скачать материал

Интегрированный урок географии, биологии, экологии по теме "Биологические ресурсы. Охрана животных и растений в России"

 

Цель : показать роль органического мира в жизни и деятельности человека. Формировать понимание необходимости охраны природы

Задачи:

·         Углубить представление о роли растений и животных в природе и жизни человека;

·         Формировать понятия “биологические ресурсы”, “заповедник”;”национальный парк”

·         Показать примеры отрицательного воздействия человека на живую природу, примеры рационального использования биологических ресурсов;

·         Формировать умение прогнозировать применение растительности и животного мира в результате хозяйственной деятельности человека;

·         Способствовать вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность по предмету практической направленности.

·         Сформировать умения самостоятельно работать с разными источниками информации в группах участвовать  в обсуждении вопросов ,обобщать полученную информацию в виде схем, тестов и т.д.

Форма урока: урок – комбинированный

Форма организации учебной деятельности:

·         Фронтальная;

·         Индивидуальная.

·         Проектно - исследовательская

Методы обучениянаглядно-иллюстративный, частично поисковый, групповой.

  «Жить счастливо и жить согласно с природой - одно  и тоже»

                                                               Сенека, римский философ

Оборудование: проектор, карты Забайкальского края, таблицы.

                               Ход урока

1.Организационный  момент.

  Учитель географии: «Считалось, что дикая природа так же вечна, как ветер и солнечные закаты, но вот она начала исчезать под натиском прогресса. И теперь мы столкнулись с вопросом, оправдает ли еще более высокий уровень жизни связанную с ним гибель зверей и птиц…» (Ю. Одум)

О чем идет речь в этих высказываниях? (Об исчезновения растительного и животного мира)

Что необходимо предпринять человеку, чтобы избежать полного исчезновения растительного и животного мира? (Охранять, не истреблять животных)

Вот мы и подошли к теме и целям нашего урока. Как вы догадались. Тема урока:  Биологические ресурсы. Охрана животных и растений в России"

Напишите тему урока в тетрадь. Подумайте и скажите,  что хотелось бы узнать на уроке и чему научиться.(предположение детей) слайд 1

Молодцы и так наша задача: расширить знания о растительном и животном мире, знать что такое заповедник, национальный парк, заказник и как рационально использовать биологические ресурсы. Невозможно представить себе нашу Землю без животных, птиц, деревьев, цветов, насекомых. А вы не задумывались над тем, какую роль в жизни нашей планеты играют живые организмы?

Учитель биологии: Какова роль живых организмов в жизни Земли .слайд 4

Микроорганизмы

разлагают органическое

вещество

Создают почву, повышают плодородие почвы;

 

                                                                                        

 

Роль живых организмов в жизни на Земле.

Защищают почву от эрозии.

Растения обогащают         воздух кислородом   

                                                                                                             

                      

Влияет на климат, увлажняя воздух

            

 

.Участвуют в образовании горных пород (торф, известняк);

                          

 

1.Растения обогащают воздух кислородом;

2.Влияет на климат, увлажняя воздух;
3.Участвуют в образовании горных пород (торф, известняк);
4.Создают почву, повышают плодородие почвы;
5.Микроорганизмы разлагают органическое вещество;

6.Защищают почву от эрозии.

Учитель географии:

 Часть живых организмов человек использует в хозяйственной деятельности. Это биологические ресурсы. Откройте учебник на стр.161 и посмотрите на рисунок 124

И так, различают растительные ресурсы и ресурсы животного мира.   

Велика роль растительного и животного мира в жизни человека. Освоение природных ресурсов людьми началось с освоения биологических ресурсов.

Так, что же называется биологическими ресурсами? Приведите  примеры.

Определение понятия “биологические ресурсы”, запишите в тетрадь

Учитель  биологии : Предлагаем  вам выполнить практическую работу. В группах

Практическая работа «Использование человеком биологических ресурсов» слайд 5-  6 /варианты ответов/

Растительные ресурсы

Ресурсы животного мира

1.     Пища

2.     Корма для домашних животных

3.     Лекарственные растения

4.     Поделочная и строительная древесина

5.     Топливо

6.     Сырьё для целлюлозно-бумажной, химической, фармацевтической и мебельной промышленности

7.     Сырьё для производства музыкальных инструментов

1.     Пушнина

2.     Пища /мясо, жир/

3.     Шкуры /копытные животные/

4.     Лекарственное сырьё (панты-молодые рога оленей –основа для получения лекарства «пантокрин»

5.     Рыбный промысел, марикультура, аквакультура

 

 Проверка  практической работы.

Учитель  биологии продолжает формировать понятия “растительные ресурсы”

Ребята, что дают человеку растения?

(Растительный мир даёт человеку пищу и корма, топливо и сырьё. Ещё люди используют плоды дикорастущих растений- ягоды, орехи, фрукты, грибы.

 Луга, пастбища, сенокосы- это кормовая база животноводства.

Учитель  биологии : Многие растения являются сырьём для производства лекарств. Вспомните,  какие  лекарственные  растения вы знаете и используете? (для  заживление ран используем  подорожник. От простуды – мать-и-мачеха, иван-чай, малина. При заболевание желудочно-кишечного тракта – зверобой, чистотел и др.) слайд7

Леса дают человеку древесину, химическое сырьё. А ещё это места отдыха для людей. 

Учитель  географии: продолжает формировать понятия “промыслово-охотничьи ресурсы”.

Что дают человеку животные? Назовите ресурсы животного мира.

1. Охотничье-промысловые – прежде всего, пушные ресурсы.

-Какие животные относятся к пушным животным? ( к пушным животным относятся белки, песец, соболь, куница, бобр, выдра, колонок, норка)

А  у какого животного самый ценный мех?( самый ценный мех имеет соболь) слайд8-9

Ради мяса и шкуры охотятся на копытных животных: лосей, кабанов, северных оленей. Рога – марала, изюбра, благородного оленя используют для получения лекарства «пантокрин»

Учитель  биологии : Теперь мы можем сделать вывод о роли биологических ресурсов в жизни человека. Какой вывод? (Что роль живых организмов в жизни человека огромна, биологические ресурсы – это жильё, пища, одежда, лекарство, зоны отдыха.)

Учитель географии:

 Мы часто слышим о необходимости рационального использования природных ресурсов.

Что вы понимаете под “рациональным использованием”?

Учитель  биологии : Масштабы использования биологических ресурсов постоянно растут. Человек, осваивая ресурсы, истощает их запасы, а иногда полностью уничтожает. Под пашни распахана почти вся степь России, города занимают огромные площади. Многие тысячи гектаров леса вырублено, снизились ресурсы животного мира . К началу 20 века стало очевидно, что необходимо принимать меры по спасению растений и животных на планете. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы.

Будь милосерден, человек!
У всех людей - одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,
А он - щит жизни на Земле;
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле.

Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей.
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой.

Леса свою теряют силу.
Уходит нежный запах лип.
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб.
И.И.Ландо

Учитель  географии:  О каких причинах сокращения биоресурсов вы услышали?

Что же является причинами сокращения биоресурсов?

Ученик: Забывчивый охотник на привале ( Пожар  слайд10-11

              не растоптал, не разметал костра

              И он ушёл, а ветки догорали

              и нехотя чадили до утра.

             А утром ветер разогнал туманы

             И ожил вдруг потухнувший костёр

             И сыпля искрами посреди поляны

             Багровые лохмотья распростёр

Учитель  биологии : Каков итог безответственного поведения?( Пожар уничтожил лес).                     Видеоролик о пожарах в Цасучейком заказнике

Какие еще причины  вы назовете?(браконьерство)

Ученик: На вездеходах ездят браконьеры

На самый красный, на запретный цвет,

Не для святых, для воровских побед

Минуя все кюветы и барьеры

Страхуя твердо, всё на свете зная

Уверенный преступник не дрожит:

Как лося или стерлядь потрошит.

Массовые вырубки лесов. Мини-проект о вырубке леса

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?  (мультфильм)

Учитель  географии: Широкое использование ресурсов  и безответственного поведение человека  привело к гибели растений и животных . Как остановить это? ( ребята предлагают)

Создаются заповедники, парки, заказники. Первый заповедник Астраханский в 1919 году. В России очень  много заповедников.  А сейчас прочитайте на стр.163 учебника   пункт «Особо охраняемые территории». 

Ребята, ответьте на территории России сколько заповедников?

 Сколько из них биосферных?

Что значит биосферный заповедник?(заповедник, в котором охраняются ландшафты: типичная тундра, типичная степь и т.д.)

Крупнейший заповедник в нашей стране?(о. Врангеля, 800  тыс.га)

-В каком году был создан первый заповедник?(1882)

-Ребята, кто знает чем заповедники отличаются от национальных парков? Слайд19-22

 (Заповедник - охраняемая территория, где в естественном состоянии сохраняется весь природный комплекс,здесь запрещен любой вид хозяйственной деятельности.

А национальный парк –это охраняемая территория с малонарушенными природными комплексами, но сюда допускается посещение туристов поспециальным маршрутам. )

А еще есть заказники - это территория, где постоянно или временно запрещены виды хозяйственной деятельности,здесь в отличии заповедника охраняется не весь природный комплекс ,а только отдельные компоненты, например, один или несколько видов животных, растений.

Релаксация  

Учитель биологии: Какие особо охраняемые территории Забайкальского края вам известны? Какие  заповедники ,заказники есть  на территории  нашего  края? Слайд 23-28

У нас  два заповедника  Сохондинский, Даурский. Сохондинский -211гектар расположен на территории Улетуйского, Красночикойского и Кыринского районов.

Молодцы. Ребята, перед вами карта Забайкальского края найдите заповедники и заказники, национальный парк  обозначьте их и запомните.

Учитель биологии:  О какие  заповедники нашего края вы приготовили сообщения?

Сообщения учащихся сопровождаются презентациями

Приглашаем вас на заочную экскурсию по заказникам.

 Просмотр видеофильма о Даурском заповеднике и краткие сообщения учащихся по  слайдам (29-31 ),  видео о Цасучейско-Торейский заказник, сохондинский заповедник

Видеосюжет учащейся  про Алханай ( слайд 32-33)

Как же еще человек может спасти животных и растений, нуждающихся в охране?

Ради сохранения  и возрождения растений и животных. Союзом охраны природы создана очень не обычная книга «Красная книга» природы планеты. Стих о Красной книге.

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезла птица дронт, странствующие голуби и морская корова.

Наряду с международной книгой есть книги разных регионов.

  А, вы знаете, почему у этой книги цвет красный?

Их цвет- тревожно красный, как сигнал светофора, предупреждающий об опасности. Это сигнал природы человеку «Стой! Помоги сохранить жизнь тем, кто числится  за ее обложкой» Красная книга  адресована - всему человечеству. Это документ человеческой совести. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление  редких.     

Д ля сохранения и восстановления биоразнообразия нашего региона  учеными, специалистами, исследователями была создана Красная книга Забайкальского края, которая включает в себя 2 тома – «Растения» и «Животные».

В этих томах содержатся списки растений и животных, исчезнувших и нуждающихся в особом внимании. Давайте же совершим небольшое путешествие по страницам Красной книги. Давайте посмотрим какие же животные и растения , нуждаются в охране и в нашей защите!      Мини-проекты учащихся

 (Дети слушают выступающих и смотрят часть презентации, где изображены редкие растения животные , находящиеся на грани исчезновения, и занесены в Красную книгу Забайкальского края. нуждаются в охране .

(О животных слайд  37-40     о растениях слайд  42-44)

Учитель биологии: Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то ещё, то, что же станет с природой?

Учитель  географии: Прекрасен мир природы, а люди – его часть. Нам надо сообща беречь, умножать и познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и Человека в самом высоком смысле этого слова!

Старательно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
И ловкости и силе-у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб-сосредоточенно молчать,-
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно охранять.                         П.Сергеев.

Дом задание приготовить сообщение и презентацию про  заказник «Долина Дзерена» , « Агинская степь»

мы всех вас благодарим за урок.

Рефлексия    НА УРОКЕ:

Мне было

ð       интересно;

ð       трудно;

ð       скучно;

ð       полезно;

ð       ---------------

Я на уроке

ð       работал;

ð       старался;

ð       не понял тему;

ð       волновался;

ð       был наблюдателем;

-------------------

Постараюсь

ð        Найти дополнительный материал;

ð        Почитаю информацию в учебнике;

ð        Запомнить интересный материал урока.

Литература:

1. Атлас. Растения Забайкалья – Чита: 2005.

 2.Атлас Забайкальского края – Чита.- 2010

 3.  Баринова И.И. География. -2010

 4.  Горлачев В.П.,Корсун О.В.,Игумнова Е.А.,Золотарева Л.Н. Региональная экология – Чита: Экспресс,2007.

    5. Гилева М.В.,Матвеева Л.Г. и др. «Зеленый мир Читинской области» - Чита:2003.учебник и диск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Растительные ресурсы

Ресурсы животного мира

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6

.

7.

 

1.

 

2.

 

3.

 

4

 

5.

 

 

 

Растительные ресурсы

Ресурсы животного мира

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6

.

7.

 

1.

 

2.

 

3.

 

4

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сохондинский заповедник образован в 1973 году.   На первый взгляд Сохондинский заповедник не выделяется чем-то особенным. Например, на его территории охраняются многие обычные в Забайкалье виды животных: лисица, горностай, ласка, косуля, заяц-беляк, кабан, белка, медведь, соболь, кабарга, рябчик, кедровка. Однако уникальность данного места в том, что Сохондо представляет собой практически не затронутый  человеком участков южной сибирской тайги.

 

Государственный биосферный заповедник «Даурский» расположен на юге Читинской области. Территория заповедника представлена степными ландшафтами с характерными видами растений и животных, в том числе такими редкими как антилопа дзерен, даурский ёж, дикий кот манул и монгольский сурок (тарбаган). Открытые пространства степей привлекают редких птиц: степного орла, беркута, сокола балобана. Степной орел

Важнейшей достопримечательностью заповедника являются Торейские озёра (Барун-Торей и Зун-Торей) – крупнейшие озёра Забайкалья на озерах можно встретить сразу шесть видов журавлей:даурский, серый и красавка,– белый журавль (стерх) и чёрный журавльи японские журавли.– более, чем где бы то ни было в мире. Слайд  японские журавли

Заказник "Агинская степь" образован в 2004 году и располагается в междуречье рек Онон и Ага. Основную часть заказника составляют слегка всхолмлённые равнины, занятые различными степными сообществами. Наиболее часто здесь встречаются разнотравно-ковыльные, разнотравно-вострецовые и нителистниковые степи.

Здесь, на степных озёрах, можно встретить чирков (свистунков и трескунков), крякву, серую утку, красноголового нырка, лебедя-кликуна и даже такой редкий вид как гусь-сухонос . Вблизи озёр собираются и журавли – красавки, даурские, чёрные, серые и даже белые (стерхи). Здесь ежегодно живут до 3000 красавок и несколько десятков чёрных журавлей. Обилие птиц на озёрах Агинской степи связано с тем, что территория заказника располагается на одном из самых массовых – Восточноазиатско-Австралийском пролётном пути птичьих миграций Из гнездящихся в степи птиц в заказнике наиболее обычны жаворонки (монгольский, рогатый, полевой, малый, серый), каменки (обыкновенная и плясунья), японский перепел, бородатая (даурская) куропатка, журавль красавка, дрофа, а также утки – огарь и пеганка. Самым характерным хищником является мохноногий курганник, реже встречается степной орёл. На территории заказника отмечено около 30 видов птиц, которые занесены международный список СИТЕС, взяты под охрану на федеральном или региональном уровнях.

Особенно большую роль заказник играет в сохранении такого редкого, находящегося на грани исчезновения вида как дрофа. Считается, что в заказнике ежегодно гнездятся до 30–50 дроф, что составляет около 10% всех птиц этого вида, обитающих в нашем крае.

В заказнике многочисленны грызуны – длиннохвостый суслик, тушканчик-прыгун, большая и узкочерепная полёвки, забайкальский хомячок.

 

Заказник «Цасучейский бор» расположен на границах Ононского района Забайкальского края. Особо охраняемая природная территория охватывает бóльшую часть Цасучейского соснового бора, островом вытянувшегося лентой в степной зоне по высокой террасе правого берега р. Онон на протяжении более 40 км.

По южной окраине бора расположены ряд небольших озер, которые служат важным местом гнездования и остановки птиц во время пролета. Цасучейский бор является естественным аккумулятором влаги, предохраняет почвы от ветровой и водной эрозии, служит естественным убежищем и местом обитания многих видов птиц и зверей, как лесных, так и степных. Его уникальное расположение в степной зоне позволяет и степным, и лесным растениям произрастать в одном сообществе.

Основной деревообразующей породой бора является подвид сосны обыкновенной – сосна Крылова– эндемик Даурских степей. Распространены кизильник чернопладный, смородина двуиглая,яблоня Палласа, по южной окраине – береза повислая, осина из кустарников – шиповник даурский. Из разнотравья –шлемник байкальский, кровохлебка лекарственная, красоднев малый и др. Отмечены в бору и занесенные в Красную книгу Забайкальского края касатик тонколистный, красоднев малый, лилия карликовая.

Животный мир заказника характеризуется присутствием как традиционно лесных (рысь, тетерев, ястреб тетеревятник, каменный глухарь), так и степных видов (полевой жаворонок, степной конек, японский перепел и др.). Лесной массив – ядро территории обитания крупной популяции сибирской косули.

Из редких видов бор имеет птиц семейства Соколообразных, а также черного аиста: По окраине бора гнездится глобально уязвимый вид – дрофа Дыбовского. Всего в заказнике отмечены 28-30 видов млекопитающих В настоящий момент из-за разрушительных пожаров 1992-2000 годов значительную часть территории бора занимают гари, что, несомненно, вызывает изменения растительности и животного населения заказника.

 

 

 

 

 

Заказник "Долина дзерена"

Государственный природный заказник федерального значения «Долина дзерена» создан  Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. № 2116-р. Профиль заказника комплексный (ландшафтный), общая площадь составляет 213 838 га. Заказник расположен к востоку от Даурского заповедника в Борзинском и Забайкальском районах Забайкальского края. Южная граница заказника совпадает с государственной границей Российской федерации.

Охрану территории заказника, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии природных комплексов и объектов на территории заказника осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный биосферный заповедник «Даурский».

Заказник «Долина дзерена» образован для выполнения следующих задач:

1.     Сохранение в естественном состоянии степных и водно-болотных природных комплексов и ландшафтов Даурии;

2.     Сохранение, восстановление и воспроизводство объектов животного мира (включая водные биологические ресурсы), в первую очередь – монгольского дзерена и других видов, для которых территория заказника имеет первостепенное значение в сохранении этих видов в фауне Российской Федерации;

3.     Сохранение среды обитания и путей миграции (в том числе трансграничных) объектов животного мира;

4.     Проведение научных исследований;

5.     Осуществление экологического мониторинга;

6.     Экологическое просвещение и познавательный туризм

Работы по созданию заказника начались в 2008 г., после первого за многие десятилетия весеннего массового захода дзеренов из Монголии в Россию, вызванного сильнейшей засухой. К осени того же года и в последующую зиму основная масса антилоп вернулась обратно, но около двух тысяч особей осталось в российской Даурии, включая и молодых, родившихся на этой территории.

Ответом на появление дзеренов в России стало масштабное браконьерство. Усилиями сотрудников Даурского заповедника и инспекторов госохотслужбы его удалось сдержать, но стало ясно, что без особой охраны антилопы долго не продержатся.

Создание заказника федерального значения «Долина дзерена» было включено в «Комплекс мер, направленных на улучшение экологической обстановки в Сибирском федеральном округе.

Заказник расположен в степной зоне, в пределах Центрально-Азиатской (Дауро-Монгольской) подобласти степной области Евразии. Открытые ландшафты охватывают южную часть Нерчинского хребта, представленного низкогорными грядами. Остальная территория характеризуется холмисто-грядовыми элементами рельефа, чередующимися с широкими межгорными котловинами, частично занятыми озерами и солончаками. На юго-западе в границы заказника входит юго-восточная часть оз. Зун-Торей– одного из двух крупнейших озер не только Торейской котловины, но и Забайкалья.

От заповедника территория «Долины дзерена» отличается лишь гидробиологическим комплексом р. Борзя. В частности, в заказнике не только присутствуют многие типичные виды верхней части амурского бассейна, но и по-прежнему расположены важнейшие нерестилища сазана, чебака, щуки, сома.

На территории заказника обитают эндемики Юго-Восточного Забайкалья, нигде более в России не встречающиеся и не охраняемые на других ООПТ федерального уровня, кроме Даурского заповедника и заказника «Цасучейский бор» (в последнем встречаются только забайкальский хомячок и даурский цокор):

§  Даурский суслик (Spermophilus dauricus),

§  Забайкальский хомячок (Cricetulus pseudogriseus),

§  Даурский цокор (Myospalax aspalax),

§  Монгольский дзерен  (Procapra gutturosa),

§  Реликтовая чайка  (Larus relictus),

§  Ящурка Барбура  (Eremias argus barbouri). (ссылки на видовые страницы)

Такие найденные на территории и в окрестностях заказника виды растений, как спаржа коротколистная (Asparagus brachyphyllus), кизильник монгольский (Cotoneaster mongolicus), астрагал светло-красный (Astragalus miniatus) и бесшипник сжатый(Anoplocaryum compressum) известны в России лишь по единичным местонахождениям, а обитающий здесь трехбородник китайский (Tripogon chinensis), представляет собой вид с узкой экологической приуроченностью и находится в России на северной границе своего ареала.

Заказник, наряду с Даурским заповедником, имеет исключительное значение для восстановления в России монгольского дзерена. Нигде более в стране эта антилопа не встречается. К сентябрю 2008 г. на территории проектируемого заказника обитало 8-8,5 тысяч дзеренов, зашедших в переделы страны из Монголии в мае того же года, и около 30-60 особей, относящихся к оседлой зунторейской группировке, в основной своей массе обитающей в охранной зоне Даурского заповедника. Из других видов млекопитающих, включенных в Красную книгу Российской Федерации, заказник имеет важнейшее значение для сохранения:

Даурского ежа (Mesechinus dauuricus) – высокая численность (тысячи особей);

Манула (Felis manul) – около 100-200 особей;

Тарбагана (Marmota sibirica) – 60-120 особей (не считая полосы за ИТС).

На территории проектируемого заказника и вблизи него обитает много редких видов птиц. Наиболее существенное значение заказник будет иметь для таких «краснокнижных» видов:

Восточно-сибирской дрофы (Otis tarda dybowskii) – гнездится 2-8 птиц, на пролете до 10-20 особей;

Даурского журавля (Grus vipio) – гнездится 1-2 пары;

Журавля-красавки (Anthropoides virgo) – гнездится до 30-50 пар, осенние скопления достигают нескольких тысяч особей;

Сухоноса (Cygnopsis cygnoides) – гнездится до 2-3 пар, кормится до 100-200 птиц;

Степного орла (Aquila rapax) – гнездится не менее 4-6 пар, концентрируется на кормежке и во время пролета до 20-30 особей;

Балобана (Falco cherrug) – гнездится 5-8 пар;

Филина (Bubo bubo) – гнездится 10-15 пар;

Монгольского жаворонка (Melanocorypha mongolica) – несколько тысяч пар.

На территории обитают тысячи особей ящурки Барбура (Eremias argus barbouri). Из цветковых растений в Красную книгу РФ включены 4 вида: трёхбородник китайский (Tripogon chinensis), спаржа коротколистная (Asparagus brachyphyllus), касатик тигровый (Iris tigridia), гнездоцветка клобучковая (Neottianthe cucullatа). Создание заказника «Долина дзерена» стимулирует не только охрану, но и изучение его природных комплексов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок географии, биологии, экологии по теме "Биологические ресурсы. Охрана животных и растений в России""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по студенческому спорту

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: показать роль органического мира в жизни и деятельности человека. Формировать понимание необходимости охраны природы Задачи: · Углубить представление о роли растений и животных в природе и жизни человека; · Формировать понятия “биологические ресурсы”, “заповедник”;”национальный парк” · Показать примеры отрицательного воздействия человека на живую природу, примеры рационального использования биологических ресурсов; · Формировать умение прогнозировать применение растительности и животного мира в результате хозяйственной деятельности человека; · Способствовать вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность по предмету практической направленности. · Сформировать умения самостоятельно работать с разными источниками информации в группах участвовать в обсуждении вопросов ,обобщать полученную информацию в виде схем, тестов и т.д. Форма урока: урок – комбинированный Форма организации учебной деятельности: · Фронтальная; · Индивидуальная. · Проектно - исследовательская Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично поисковый, групповой. «Жить счастливо и жить согласно с природой - одно и тоже» Сенека, римский философ Оборудование: проектор, карты Забайкальского края, таблицы. Ход урока 1.Организационный момент. Учитель географии: «Считалось, что дикая природа так же вечна, как ветер и солнечные закаты, но вот она начала исчезать под натиском прогресса. И теперь мы столкнулись с вопросом, оправдает ли еще более высокий уровень жизни связанную с ним гибель зверей и птиц…» (Ю. Одум) О чем идет речь в этих высказываниях? (Об исчезновения растительного и животного мира) Что необходимо предпринять человеку, чтобы избежать полного исчезновения растительного и животного мира? (Охранять, не истреблять животных) Вот мы и подошли к теме и целям нашего урока. Как вы догадались. Тема урока: Биологические ресурсы. Охрана животных и растений в России" Напишите тему урока в тетрадь. Подумайте и скажите, что хотелось бы узнать на уроке и чему научиться.(предположение детей) слайд 1 Молодцы и так наша задача: расширить знания о растительном и животном мире, знать что такое заповедник, национальный парк, заказник и как рационально использовать биологические ресурсы. Невозможно представить себе нашу Землю без животных, птиц, деревьев, цветов, насекомых. А вы не задумывались над тем, какую роль в жизни нашей планеты играют живые организмы? Учитель биологии: Какова роль живых организмов в жизни Земли .слайд 4 Микроорганизмы разлагают органическое вещество Создают почву, повышают плодородие почвы; Роль живых организмов в жизни на Земле. Защищают почву от эрозии. Растения обогащают воздух кислородом Влияет на климат, увлажняя воздух .Участвуют в образовании горных пород (торф, известняк); 1.Растения обогащают воздух кислородом; 2.Влияет на климат, увлажняя воздух; 3.Участвуют в образовании горных пород (торф, известняк); 4.Создают почву, повышают плодородие почвы; 5.Микроорганизмы разлагают органическое вещество; 6.Защищают почву от эрозии. Учитель географии: Часть живых организмов человек использует в хозяйственной деятельности. Это биологические ресурсы. Откройте учебник на стр.161 и посмотрите на рисунок 124 И так, различают растительные ресурсы и ресурсы животного мира. Велика роль растительного и животного мира в жизни человека. Освоение природных ресурсов людьми началось с освоения биологических ресурсов. Так, что же называется биологическими ресурсами? Приведите примеры. Определение понятия “биологические ресурсы”, запишите в тетрадь Учитель биологии : Предлагаем вам выполнить практическую работу. В группах Практическая работа «Использование человеком биологических ресурсов» слайд 5- 6 /варианты ответов/ Растительные ресурсы Ресурсы животного мира 1. Пища 2. Корма для домашних животных 3. Лекарственные растения 4. Поделочная и строительная древесина 5. Топливо 6. Сырьё для целлюлозно-бумажной, химической, фармацевтической и мебельной промышленности 7. Сырьё для производства музыкальных инструментов 1. Пушнина 2. Пища /мясо, жир/ 3. Шкуры /копытные животные/ 4. Лекарственное сырьё (панты-молодые рога оленей –основа для получения лекарства «пантокрин» 5. Рыбный промысел, марикультура, аквакультура Проверка практической работы. Учитель биологии продолжает формировать понятия “растительные ресурсы” Ребята, что дают человеку растения?

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 281 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.12.2020 381
    • DOCX 47.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Звягина Валентина Брониславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86524
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 68 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 243 человека

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 141 человек

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 203 человека из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 119 человек

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек