Главная / Физика / Интегрированный урок физики и математики «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Интегрированный урок физики и математики «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №24 города

Новошахтинска Ростовской области

Интегрированный урок физики и математики

«Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»














Проведен учителем физики Ильясовой Еленой Валерьевной и учителем математики Скнариной Светланой Викторовной в 10 классе

2014 год



Цели урока:

Обучающие:

  • Формирование знаний учащихся по теме «Тормозной и остановочный путь»;

  • Формирование навыков решения задач по теме «Тормозной и остановочный путь»;

  • Систематизация знаний по теме «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах»;

  • Формирование познавательного интереса к предметам математика, физика и ОБЖ;

Развивающие:

  • Развитие творческой активности учащихся, умения общаться в коллективе.

  • Развивать интерес к предмету математики и физики, способность слушать, делать выводы.

  • Расширение кругозора учащихся

Воспитывающие:

  • Воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизнь людей, живущих рядом.

Ход урока:

Учитель физики

Здравствуйте, ребята! Вам сегодня предлагается необычный урок. Мы сегодня собрались с целью рассмотрения вопросов, посвящённых взаимосвязи математики, физики и безопасности дорожного движения, поэтому тема нашего урока звучит так: "Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности на дороге"

C:\Users\Ильясовы\Desktop\Безымянный.png



Посмотрите на нашу доску, эпиграфом к нашему уроку мы выбрали слова слова великого русского писателя А. П.Чехова: «Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не даётся дважды…».

И как итог нашего урока вы должны будете ответить на вопрос "Нужны ли знания математики и физики на дорогах?



Учитель математики

  • Скажите ребята, для чего нужно уметь вычислять тормозной и остановочный путь?

  • Дайте определение тормозного и остановочного пути автомобиля с точки зрения математики.

Ученик

Остановочный путь — это расстояние, которое пройдёт автомобиль с момента, когда водитель увидит пешехода или какое-либо препятствие на дороге, до полной остановки машины.

C:\Users\Ильясовы\Desktop\Безымянный.png

Ученик

Тормозной путь — это расстояние, которое проходит машина с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки

C:\Users\Ильясовы\Desktop\Безымянный.png



Учитель математики: Рассмотрим схему тормозного и остановочного пути.

К доске выходит ученица и по схеме рассказывает как связаны эти два термина «тормозной и остановочный путь»





Учитель математики

Представьте: по дороге движется автомобиль. Водитель заметил пешехода на проезжей части, который ведет себя непредсказуемо: то старается перебежать дорогу, то вдруг неожиданно останавливается.

Приближаясь к пешеходу, водитель должен быстро принять решение: объехать его или остановиться. Не зная, как поведет себя пешеход, он останавливается. Что произойдет? Успеет ли он остановиться?

Итак, решим задачу.

C:\Users\Ильясовы\Desktop\Безымянный.png

К доске выходит ученик и решает задачу с комментариями.





Учитель математики еще раз проговариет алгоритм решения такой задачи

C:\Users\Ильясовы\Desktop\5.png

Учитель математики

А теперь я предлагаю вам рассмотреть еще одну ситуацию

C:\Users\Ильясовы\Desktop\5.png

Ученики решают в тетрадях задачу, затем на экран выводится слайд «Проверь себя»

Ребята делают вывод: в такой ситуации есть опасность ДТП





C:\Users\Ильясовы\Desktop\5.png



Учитель физики

А теперь давайте разберёмся в смысле следующих понятий с точки зрения физики: тормозной путь и дистанция безопасности.

Ученик

Дистанция безопасности – это наименьшее расстояние, которое пройдёт автомобиль до остановки с момента появления препятствия в поле зрения водителя.

Это понятие имеет весьма важное значение в технике работы автомобильного транспорта и для безопасности перехода автомобильных дорог пешеходами. Также она зависит от времени реакции водителя на препятствие. Оно колеблется у водителей в пределах от 0,5 до 1,2 сек.

Тормозной путь автомобиля – расстояние, проходимое автомобилем с момента действия тормозной системы в полную силу до остановки автомобиля.

Движение транспорта по дороге описывают с помощью законов сохранения. Чем больше масса автомобиля, чем больше его скорость – тем больше его импульс, его кинетическая энергия, которая может быть потрачена на работу по деформации тел. Страшным наглядным подтверждением тому является деформация автомобилей при ДТП.







Учитель физики

Рассмотрим теорию тормозного пути с точки зрения физики

Ученик

Применим теорему о кинетической энергии для нашего случая: изменение кинетической энергии автомобиля равно работе всех сил, действующих на него.

На языке математики это выглядит так:hello_html_m5b88e7fd.png

В случае торможения автомобиля, теорема запишется в виде:

hello_html_m6d5b7cf1.png

В процессе торможения на автомобиль действуют сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения. Сила тяжести и сила реакции опоры действуют перпендикулярно перемещению, поэтому их работа равна нулю. Это означает, что суммарная работа всех сил равна работе силы трения скольжения. Учитывая, что сила направлена противоположно перемещению S и что:

hello_html_18497793.png

получаем:

hello_html_m3befe15f.png

Следовательно:

hello_html_m11962659.png

Отсюда:

hello_html_m447b7888.png

Тормозной путь не зависит от массы автомобиля, но прямо пропорционален квадрату скорости.



Если же дорога наклонная, то формула примет вид:

hello_html_61240db3.png

Учитель физикиhello_html_301decb5.png

Дорога — объект повышенной опасности. Помогают избежать опасных ситуаций на дорогах, конечно, дорожные знаки. Например, знак ограничения скорости.

Рассмотрим задачу:

C:\Users\Ильясовы\Desktop\5.png

Ученица решает задачу у доски:



Вывод: водитель нарушил правила.

Учитель физики:

К сожалению, правила дорожного движения нарушают не только водитель, но и пешеходы. Наша школа находится в близи дорог и недисциплинированные учащиеся переходят их в неположенном месте.

Представим себе, что у всех нас есть права на вождение автомобиля, что мы - водители. Садимся за руль, включаем зажигание, заводим мотор. Поехали. Едем по улице. Погода ясная, асфальт сухой, настроение отличное. Мы не удалые гонщики, а обычные опытные водители.

Стрелка спидометра, вздрагивая, показывает: 20, 30, 40. Мы едем со скоростью 40 км/ч - это достаточная и вполне умеренная скорость для езды по городу на легковом автомобиле. Ничего не скажешь: приятно сидеть за рулем и водить машину. Внимательно следим за дорогой, поглядываем и на тротуар - оттуда невнимательный пешеход может неожиданно выскочить на мостовую. И вдруг на дорогу, прямо перед нашим автомобилем, выбегает мальчик. Нажимаем на тормозную педаль...

К счастью, мальчик отделался испугом, он побледнел и был готов расплакаться. Хорошо, что так. Кто-то из очевидцев успел позвонить на станцию скорой помощи (телефон 03) и в отдел милиции (телефон 02), и вскоре примчалась машина «Скорой помощи» с включенной сиреной, а за ней и автоинспектор.

Автоинспектор (сценка с автоинспектором, роль которого играет ученик 10 класса)



Автоинспектор записал имя мальчика, номер школы, домашний адрес.

А ведь все могло закончится иначе.

Мальчик мог получить травму, мог остаться инвалидом. Чтобы не наехать на мальчика, водитель мог бы повернуть направо или налево, будучи не в состоянии остановить машину, заехать на тротуар и наехать на пешеходов. Водитель мог бы свернуть с дороги, наехать на столб или здание, получить травму и т.д.

Инспектор напоминает правила безопасного поведения на улицах и дорогах:

  • Если у подъезда дома (школы) возможно движение, сразу обрати внимание, нет ли приближающегося транспорта; слайд 11

  • Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостанови свое движение и оглядись нет ли опасности; слайд 12

  • Остановись, осмотри проезжую часть; слайд 13

  • Не стой на краю тротуара; слайд 14

  • Обрати внимание на транспортные средства, движущиеся по дороге; слайд 15

  • Помни, что транспортное средство останавливаясь у перехода движется по инерции; слайд 16

  • Переходи улицу только по пешеходному переходу или на перекрестке; слайд 17

  • Иди только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин; слайд 17

  • Выходя на проезжую часть, прекращай разговоры;

  • Не спеши, не беги, переходи улицу размеренно;

  • Не переходи улицу под углом, так хуже видно дорогу;

  • Не выходи на проезжую часть из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу;

  • Не торопись перейти дорогу, если на другой стороне ты увидел друзей, нужный автобус, помни что это опасно;

  • При переходе по нерегулируемому перекрестку внимательно следи за началом движения транспорта;

  • Помни, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.



В заключение ребятам был показан видеоролик о ситуации на дорогах в Ростовской области

C:\Users\Ильясовы\Desktop\5.png

































Заключение урока, рефлексия: «Нужны ли знания математики и физики на дорогах?»



C:\Users\Ильясовы\Desktop\7.png



Использованная литература и интернет-ресурсы:

  • http://tak-to-ent.net/load/318-1-0-7127  Поурочные планы по ПДД ,Урок № 3 Тема: «Тормозной и остановочный путь транспортных средств»;





Интегрированный урок физики и математики «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»
  • Физика
Описание:

Цели урока:

Обучающие:

·         Формирование знаний учащихся по теме «Тормозной и остановочный путь»;

·         Формирование навыков решения задач по теме «Тормозной и остановочный путь»;

·         Систематизация знаний по теме «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах»;

·         Формирование познавательного интереса к предметам  математика, физика и ОБЖ;

Развивающие:

·         Развитие творческой активности учащихся, умения общаться в коллективе.

·         Развивать интерес к предмету математики и  физики, способность слушать, делать выводы.

·         Расширение кругозора учащихся

Воспитывающие:

 

·         Воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизнь людей, живущих рядом.

Автор Ильясова Елена Валерьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 522
Номер материала 23191
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓