Инфоурок Физика Другие методич. материалыИнтегрированный урок физики и математики «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Интегрированный урок физики и математики «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №24 города

Новошахтинска Ростовской области

Интегрированный урок физики и математики

«Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведен учителем физики Ильясовой Еленой Валерьевной и учителем математики Скнариной Светланой Викторовной  в 10 классе

2014 год

 

Цели урока:

Обучающие:

·         Формирование знаний учащихся по теме «Тормозной и остановочный путь»;

·         Формирование навыков решения задач по теме «Тормозной и остановочный путь»;

·         Систематизация знаний по теме «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах»;

·         Формирование познавательного интереса к предметам  математика, физика и ОБЖ;

Развивающие:

·         Развитие творческой активности учащихся, умения общаться в коллективе.

·         Развивать интерес к предмету математики и  физики, способность слушать, делать выводы.

·         Расширение кругозора учащихся

Воспитывающие:

·         Воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизнь людей, живущих рядом.

Ход урока:

Учитель физики

Здравствуйте, ребята! Вам сегодня предлагается необычный урок. Мы сегодня собрались с целью рассмотрения вопросов, посвящённых взаимосвязи математики,  физики и безопасности дорожного движения, поэтому тема нашего урока звучит так: "Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности на дороге"

 

Посмотрите на нашу доску, эпиграфом к нашему уроку мы выбрали слова слова великого русского писателя А. П.Чехова: «Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не даётся дважды…».

И как итог нашего урока вы должны будете ответить на вопрос "Нужны ли знания математики и физики на дорогах?

 

Учитель математики

ü  Скажите ребята, для чего нужно уметь вычислять тормозной и остановочный путь?

ü  Дайте определение тормозного и остановочного пути автомобиля с точки зрения математики.

Ученик

Остановочный путь — это расстояние, которое пройдёт автомобиль с момента, когда водитель увидит пешехода или какое-либо препятствие на дороге, до полной остановки машины.

Ученик

Тормозной путь — это расстояние, которое проходит машина с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки

 

Учитель математики: Рассмотрим схему тормозного и остановочного пути.

 К доске выходит ученица и по схеме рассказывает как связаны эти два термина «тормозной и остановочный путь»

 

 

Учитель математики

Представьте: по дороге движется автомобиль. Водитель заметил пешехода на проезжей части, который ведет себя непредсказуемо: то старается перебежать дорогу, то вдруг неожиданно останавливается.

Приближаясь к пешеходу, водитель должен быстро принять решение: объехать его или остановиться. Не зная, как поведет себя пешеход, он останавливается. Что произойдет? Успеет ли он остановиться?

Итак, решим задачу.

К доске выходит ученик и решает задачу с комментариями.

 

 

Учитель математики еще раз проговариет алгоритм решения такой задачи

Учитель математики

А теперь я предлагаю вам рассмотреть еще одну ситуацию

Ученики решают в тетрадях задачу, затем на экран выводится слайд «Проверь себя»

Ребята делают вывод: в такой ситуации есть опасность ДТП

 

 

 

Учитель физики

А теперь давайте разберёмся в смысле следующих понятий с точки зрения физики: тормозной путь и дистанция безопасности.

Ученик

Дистанция безопасности – это наименьшее расстояние, которое пройдёт автомобиль до остановки с момента появления препятствия в поле зрения водителя.

Это понятие имеет весьма важное значение в технике работы автомобильного транспорта и для безопасности перехода автомобильных дорог пешеходами. Также она зависит от времени реакции водителя на препятствие. Оно колеблется у водителей в пределах от 0,5 до 1,2 сек.

Тормозной путь автомобиля – расстояние, проходимое автомобилем с момента действия тормозной системы в полную силу до остановки автомобиля.

Движение транспорта по дороге описывают с помощью законов сохранения. Чем больше масса автомобиля, чем больше его скорость – тем больше его импульс, его кинетическая энергия, которая может быть потрачена на работу по деформации тел. Страшным наглядным подтверждением тому является деформация автомобилей при ДТП.

 

 

 

Учитель физики

Рассмотрим теорию тормозного пути с точки зрения физики

Ученик

Применим теорему о кинетической энергии для нашего случая: изменение кинетической энергии автомобиля равно работе всех сил, действующих на него.

На языке математики это выглядит так:

В случае торможения автомобиля, теорема запишется в виде:

В процессе торможения на автомобиль действуют сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения. Сила тяжести и сила реакции опоры действуют перпендикулярно перемещению, поэтому их работа равна нулю. Это означает, что суммарная работа всех сил равна работе силы трения скольжения. Учитывая, что сила направлена противоположно перемещению S и что:

получаем:

Следовательно:

Отсюда: 

Тормозной путь не зависит от массы автомобиля, но прямо пропорционален квадрату скорости.

 

Если же дорога наклонная, то формула примет вид:

Учитель физики

Дорога — объект повышенной опасности. Помогают избежать опасных ситуаций на дорогах, конечно, дорожные знаки. Например, знак ограничения скорости.

Рассмотрим задачу:

Ученица решает задачу у доски:

 

Вывод: водитель нарушил правила.

Учитель физики:

К сожалению, правила дорожного движения нарушают не только водитель, но и пешеходы. Наша школа находится в близи дорог и недисциплинированные учащиеся переходят их в неположенном месте.

Представим себе, что у всех нас есть права на вождение автомобиля, что мы - водители. Садимся за руль, включаем зажигание, заводим мотор. Поехали. Едем по улице. Погода ясная, асфальт сухой, настроение отличное. Мы не удалые гонщики, а обычные опытные водители.

Стрелка спидометра, вздрагивая, показывает: 20, 30, 40. Мы едем со скоростью 40 км/ч - это достаточная и вполне умеренная скорость для езды по городу на легковом автомобиле. Ничего не скажешь: приятно сидеть за рулем и водить машину. Внимательно следим за дорогой, поглядываем и на тротуар - оттуда невнимательный пешеход может неожиданно выскочить на мостовую. И вдруг на дорогу, прямо перед нашим автомобилем, выбегает мальчик. Нажимаем на тормозную педаль...

К счастью, мальчик отделался испугом, он побледнел и был готов расплакаться. Хорошо, что так. Кто-то из очевидцев успел позвонить на станцию скорой помощи (телефон 03) и в отдел милиции (телефон 02), и вскоре примчалась машина «Скорой помощи» с включенной сиреной, а за ней и автоинспектор.

Автоинспектор (сценка с автоинспектором, роль которого играет ученик 10 класса)

 

Автоинспектор записал имя мальчика, номер школы, домашний адрес.

А ведь все могло закончится иначе.

Мальчик мог получить травму, мог остаться инвалидом. Чтобы не наехать на мальчика, водитель мог бы повернуть направо или налево, будучи не в состоянии остановить машину, заехать на тротуар и наехать на пешеходов. Водитель мог бы свернуть с дороги, наехать на столб или здание, получить травму и т.д.

Инспектор напоминает правила безопасного поведения на улицах и дорогах:

ü  Если у подъезда дома (школы) возможно движение, сразу обрати внимание, нет ли приближающегося транспорта; слайд 11

ü  Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостанови свое движение и оглядись нет ли опасности; слайд 12

ü  Остановись, осмотри проезжую часть; слайд 13

ü  Не стой на краю тротуара; слайд 14

ü  Обрати внимание на транспортные средства, движущиеся по дороге; слайд 15

ü  Помни, что транспортное средство останавливаясь у перехода движется по инерции; слайд 16

ü  Переходи улицу только по пешеходному переходу или на перекрестке; слайд 17

ü  Иди только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин; слайд 17

ü  Выходя на проезжую часть, прекращай разговоры;

ü  Не спеши, не беги, переходи улицу размеренно;

ü  Не переходи улицу под углом, так хуже видно дорогу;

ü  Не выходи на проезжую часть из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу;

ü  Не торопись перейти дорогу, если на другой стороне ты увидел друзей, нужный автобус, помни что это опасно;

ü  При переходе по нерегулируемому перекрестку внимательно следи за началом движения транспорта;

ü  Помни, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

 

В заключение ребятам был показан видеоролик о ситуации на дорогах в Ростовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение урока, рефлексия: «Нужны ли знания математики и физики на дорогах?»

 

 

Использованная литература и интернет-ресурсы:

ü  http://tak-to-ent.net/load/318-1-0-7127  Поурочные планы по ПДД ,Урок № 3 Тема: «Тормозной и остановочный путь транспортных средств»;

 

ü  http://ru-cars.net/rules/pdd-comments/10/2, Автомобиль: тормозной и остановочный пути;

ü  http://www.pandia.ru/text/77/145/896.php, Урок пресс-конференция «Физика и дорожная безопасность

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок физики и математики «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Маркетолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели урока:

Обучающие:

·         Формирование знаний учащихся по теме «Тормозной и остановочный путь»;

·         Формирование навыков решения задач по теме «Тормозной и остановочный путь»;

·         Систематизация знаний по теме «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах»;

·         Формирование познавательного интереса к предметам  математика, физика и ОБЖ;

Развивающие:

·         Развитие творческой активности учащихся, умения общаться в коллективе.

·         Развивать интерес к предмету математики и  физики, способность слушать, делать выводы.

·         Расширение кругозора учащихся

Воспитывающие:

 

·         Воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизнь людей, живущих рядом.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 990 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 369
    • DOCX 6.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ильясова Елена Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ильясова Елена Валерьевна
    Ильясова Елена Валерьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2298
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Физика")

Учитель физики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 569 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 660 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе