Главная / Биология / Интегрированный урок (биология, физика) + ИКТ в 8 классе. «Орган зрения и зрительный анализатор»

Интегрированный урок (биология, физика) + ИКТ в 8 классе. «Орган зрения и зрительный анализатор»

Интегрированный урок (биология, физика) + ИКТ в 8 классе.

«Орган зрения и зрительный анализатор»


Турыгина Елена Анатольевна, учитель биологии;

Кравцова Ирина Александровна, учитель физики.


Тема урока: Орган зрения и зрительный анализатор.

Тип урока: комбинированный.

Цель: углубить знания о строении и функции глаза, показать взаимосвязь строения и функции;

раскрыть строение и значение зрительного анализатора;

рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию.

Задачи:

Образовательные:

1. Выяснить строение и функции вспомогательного аппарата (брови, веки с ресницами, слёзный аппарат, мышцы)

2. Отметить особенности строения глазного яблока (оболочки, оптическую систему, фоторецепторы).

3. Формирование понятий «оптическая система глаза», «оптические иллюзии», «бинокулярное зрение», «аккомодация», повторение законов геометрической оптики

Развивающие:

1. Продолжить формирование навыков работы учащихся с ПК.

2. Развивать умения обобщения, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

3. Совершенствовать навыки работы в парах.

4. Развивать эмоции учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся культуру общения в ходе беседы, просмотра презентаций и выполнения заданий.

2. Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основании взаимосвязи строения органа и выполняемой ими функции.

3. Учить учащихся объективно оценивать собственные знания и умения.

Методы обучения: частично-поисковый, практическая деятельность.

Технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, моделирование (понятийное).

Приёмы: использование презентаций, рисунков, практической работы для снятия напряжения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Результативность урока: индивидуальная работа: по ответам на листах контроля, оценка работы учащихся на уроке

Оборудование: мультимедийный комплекс, 15 ПК и информационный блок для урока, таблица «Зрительный анализатор», презентация «Глаз и зрительный анализатор», разборная модель глаза, 13 экземпляров листов контроля, 26 карандашей красного цвета.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация ранее изученного материала.

Презентация, слайд 1

У.Б. - Человек воспринимает окружающую среду при помощи органов чувств. Перечислите известные Вам органы чувств (фронтальная работа).

Примерные ответы: Органы чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.

У.Б. - Восприятие информации – результат деятельности системы анализаторов. Вспомните, что представляет собой анализатор.

Презентация, слайд 2 (пожелание удачи в самостоятельной работе)

Открыть файл 1. « Анализатор» на рабочем столе ПК.

1. Используя, данные таблицы, правильно составьте схему строения анализатора. Ответ записать на контрольном листе. Выполняет 2 вариант.



Отдел анализатора

Структура.

1. Периферический

А. Чувствительный нерв

2. Центральный

Б. Рецептор

3. Проводниковый

В.Специальная зона коры больших полушарий

Ответ: 1Б -3А – 2В

Презентация, слайд 3 «Части анализатора». Учащиеся сравнивают свои результаты (работа в парах).

2. Назовите функции отделов анализатора.

Примерные ответы: Рецепторы получают информацию об окружающей среде в виде химических, световых, звуковых и др. раздражителей – сигналов; преобразуют сигналы в нервные импульсы. Проводящие пути (нервы) осуществляют передачу нервных импульсов.

В специальных зонах коры больших полушарий происходит анализ, классификация и опознание сигнала (фронтальная работа).

3. Изучение нового материала.

У.Б.Презентация, слайд 4

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с органами чувств. При помощи какого органа чувств человек получает 70-90% всех сведений об окружающей среде?

Ответ: с помощью органа зрения.

Тема урока: «Орган зрения и зрительный анализатор»

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми анатомо–физиологическими понятиями.

Презентация, слайд 5

Откройте файл 2 «Что воспринимает глаз?» Назовите, что мы можем различать при помощи глаз. 1 вариант - работает с материалом в файле 2, выбирает верные ответы и отвечают устно (фронтальная работа).

Что воспринимает глаз?


1. Масса. 8. Особенности поверхности.

2. Размеры. 9. Расположение тела в пространстве.

3. Температура. 10. Расстояние до предмета.

4. Форма. 11. Прочность, хрупкость.

5. Окраска. 12. Характер звука.

6. Запах. 13. Направление движения.

7. Объём


Задание для 2 варианта - работают с учебником: §52 раздел Значение зрения, стр.198. и дополняют.

Примерные ответы: возможность ориентироваться, вовремя заметить опасность, читать книги, рассматривать картины, смотреть кинофильмы, телепередачи, выполнять все виды трудовой деятельности.

У.Б. Глаз – сложный дистантный орган, играющий важную роль в познании окружающего мира и правильной ориентации во внешней среде.

Практическое задание: закройте правый глаз и посмотрите на нас с И.А., а затем левый. Что заметили? (Ответ учащихся: происходит смещение)

У.Б. Человек обладает бинокулярным (стереоскопическим) зрением – это видение двумя глазами, которое обеспечивает чёткое объёмное восприятие предмета и его местоположение в пространстве (в тетради записали определение).

Орган зрения расположен в глазнице. Он состоит глазного яблока со зрительным нервом

и вспомогательных аппаратов.

Установка для учащихся: внимательно слушаем рассказ учителя, т.к. дома необходимо заполнить таблицу, используя § 52.

Строение и функции глаза


Части глаза

Строение

Функции





Презентация, слайд 6

Открыли файл 3 «Вспомогательный аппарат»

У.Б. 1.Брови – волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза. Отводят пот со лба.

2. Веки – кожные складки с ресницами. Защищают глаза от ветра, пыли, ярких лучей, равномерно распределяют слёзную жидкость. Во время мигания глаз совершает от 2 до 5 движений веками в 1 мин, а за 16ч бодрствования - 4800раз. Мигание продолжается 0,4с (изучение материала в форме беседы с учащимися).

3. Слёзный аппарат состоит из слёзной железы и слёзовыводящего пути, который открывается в носовую полость. Слёзы смачивают, очищают, дезинфицируют глаз (вещество – лизолим, способное убивать микробы). Со слезами из организма выводятся опасные вещества (токсины), которые вырабатываются в момент стресса. Поэтому считается: сдерживать слёзы – значит, медленно отравлять себя.

4. Глаз – самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Различные движения глаз обеспечивают глазодвигательные мышцы. Всего их 6: 4-прямые, 2-косые. (показ модели глаза).

Открыли файл 4 «Внутренне строение глаза».

Демонстрация разборной модели глаза.

У.Б. Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Диаметр у взрослого - 24мм.

1. Снаружи покрыто плотной белочной оболочкой – склерой (1мм). Она защищает глаз от механических, химических повреждений и проникновения микроорганизмов; обеспечивает форму. Передняя часть переходит в прозрачную роговицу.

2. Средняя оболочка – сосудистая (0,2-0,4мм), обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментами. Питает глаз, пигмент поглощает световые лучи. В переднем отделе переходит в ресничное тело и радужную оболочку. Радужка содержит пигмент, придающий цвет глазу.

3. Внутренняя оболочка глаза – сетчатка, состоящая из фоторецепторов: палочек и колбочек.

Воспринимает свет, преобразует его в нервные импульсы.

Учитель физики знакомит с оптической системой глаза и её функциями.

Демонстрация разборной модели глаза.

Презентация, слайд 7

Оптическая система глаза состоит:

Роговица – прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза.

Водянистая влага - питает хрусталик.

Хрусталик – прозрачное тело похожее на собирающую линзу, окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. Не имеет ни сосудов, ни нервов, его питание обеспечивается специальной жидкостью, которую продуцирует ресничное тело.

Стекловидное тело – прозрачное бесцветное студенистое тело (презентация слайд «Строение глаза»).

Функция оптической системы глаза – преломление световых лучей.

Презентация, слайд 8.

Как получается и воспринимается глазом изображение?

В радужной оболочке есть отверстие – зрачок. Его диаметр изменяется от 2 до 8мм в зависимости от освещения. Свет, падающий в глаз, преломляется. На сетчатке образуется изображение: действительное, уменьшенное, перевёрнутое, так как расстояние от предмета до оптического центра системы гораздо больше, чем расстояние от центра системы до сетчатки глаза.

Открыли файл 5 «Ход лучей».

Учащиеся просматривают и прослушивают с помощью наушников информацию видеоролика.

У.Ф. Сетчатка представляет собой сложное сплетение клеток и нервных волокон, которые соединяются с корой головного мозга. Основные светочувствительные элементы сетчатки – 2 вида клеток: палочки 130 млн. и колбочки 7 млн. Палочки – свет, колбочки – цвет.

Область наиболее высокого зрения – жёлтое пятно с центральной ямкой – большая часть колбочек, Слепое пятно – место, где нет палочек и колбочек – оттуда зрительный нерв выходит в мозг.

У.Ф. Каким образом на сетчатке создаётся четкое изображение, если предметы удалены или расположены близко?

Свойство глаза выработалось в результате его эволюции, обеспечивающее получение изображения на сетчатке при разных положениях предмета.

Хрусталик – живая линза. Кривизна хрусталика может меняться, тем самым изменяется преломляющая способность глаза.

Если посмотреть на дальние предметы, то мышцы расслаблены, кривизна хрусталика невелика. Переводим взгляд на ближайшие предметы – мышцы сжимают хрусталик, его кривизна увеличивается

Практическое задание - физкультминутка (предлагается ученикам посмотреть на предметы, расположенные близко и далеко).

Открыли файл 6 «Как мы видим»

Учащиеся просматривают и прослушивают с помощью наушников информацию видеоролика.

У.Ф. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на далёком расстоянии называется аккомодацией (латинское слово – приспособление). Пронаблюдать аккомодацию хрусталика можно, если быстро перевести взгляд с предмета, расположенного близко, на предмет расположенный далеко (предлагается ученикам пронаблюдать явление).

Существует предел аккомодации – расстояние, на котором чёткого изображения предмета не получить. Предмет удалён от глаза на 12см.

Практическое задание (ученики определяют предел аккомодации своих глаз с помощью карандаша).

Расстояние, при котором детали предмета можно рассматривать без напряжения – расстояние наилучшего видения. Оно равно 25см у глаза100% зрением. Об этом надо помнить, когда читаете книгу или пишите в тетради.

У.Ф. Зрение 2 глазами имеет плюсы:

1) видим большее пространство, таким образом, увеличивается поле зрения.

Практическое задание (учащиеся определяют поле зрения своих глаз)

2) позволяет различать какой предмет ближе, какой дальше. На сетчатке левого и правого глаза получаются отличные друг от друга изображения. Мы как бы видим предмет и слева и справа. Чем ближе предмет, тем больше это различие и оно создаёт впечатление разницы в расстояниях, изображения сливаются в сознание в одно. Предмет видим объёмным, не плоским.

Презентация, слайд 9

Открыли файл 7 «Палочки и колбочки»

У.Б. Фоторецепторы:

1. Палочки (120 млн.) – воспринимают чёрно-белое изображение, форму.

2. Колбочки (7 млн.) - различают цвета (синий, зелёный, красный). Все остальные цвета – смешанные.

Главная масса колбочек сосредоточена против зрачка, в центральной области сетчатки в жёлтом пятне – место наилучшего видения. По мере удаления от центра число колбочек уменьшается, а палочек возрастает. На периферии сетчатки имеются только палочки. Слепое пятно – место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света.

Практическое задание: взять карандаш красного цвета (или другого) и начать перемещать его сбоку от глаз (смотреть в это время надо прямо перед собой); когда изображение карандаша попадёт на край сетчатки, где сконцентрированы палочки, покажется, что карандаш чёрного цвета.

У.Б. Глаз – периферическая часть зрительного анализатора. Фоторецепторы воспринимают информацию и преобразуют её в нервный импульс. Далее информация по зрительному нерву передаётся в головной мозг – в кору больших полушарий. Здесь возникает зрительное ощущение, и мы видим и опознаём предметы. На сетчатке появляется уменьшенное обратное изображение, но мозг даёт нам верную информацию. Наряду со зрительной информацией от сетчатки идёт информация от зрительных мышц. Мышцы «обводят» контуры предметов. Мозг учитывает масштаб уменьшения и движения глазных мышц. Это даёт возможность получить прямое и натуральное восприятие объекта.

Итак, мы «смотрим глазом, а видим мозгом».

Рефлексия:

Открыть файл 8 «Кросс-опрос». Найти соответствие и ответы выписать на лист контроля (индивидуальная работа).


Понятие

Смысловое значение

А. Глаз

1. Преломляет проходящие через него лучи

Б. Оптическая система глаза

2. Периферическая часть зрительного анализатора.

В. Палочки.

3. Преломляет и фокусирует лучи света.

Г. Хрусталик

4. Рецептор света.

Д. Колбочки

5. Место наилучшего видения на сетчатке.

Е. Жёлтое пятно

6. Рецепторы цвета.

Ж. Радужка

7. Придаёт цвет глазам.


Ответ: А - 2; Б - 1; В - 4; Г - 3; Д - 6; Е – 5; Ж – 7.

Сюрприз урока - файл 9 «Иллюзии».

У.Ф. А всегда ли мы видим то, что видим? Можно ли глаз обмануть?

Глаз поддаётся многочисленным обманам, которые называются оптические иллюзии - неправильные представления о форме, размере, положении в пространстве предмета. Ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что воспринимаем фигуры в соотношение с другими окружающими их фигурами.

- Иллюзия неравности отрезков возникает оттого, что сходящиеся строчки вызывают движение глаз внутрь, а расходящиеся – наружу.

- Иллюзии, связанные с явлением контраста. Белые фигуры на чёрном фоне выглядят более светлыми. В безлунную ночь звёзды выглядят ярче.

Иллюзии используются в повседневной жизни. Так, платье с продольными полосами «суживает» фигуру, платье с поперечными полосами её «расширяет». Комната, оклеенная синими обоями, кажется более просторной, чем та же комната, оклеенная красными обоями.

Иллюзии это не правило, а исключение. Если бы органы чувств давали неверное представление о действительности, живые организмы были бы уничтожены естественным отбором. Анализаторы, в общем, правильно отражают окружающий мир, но они, как и другие органы, лишь относительно приспособлены к выполнению своих функций, и в некоторых, хотя и немногих, случаях работает с изъяном. В норме все анализаторы работают согласованно и проверяют друг друга в практике. Только правильное восприятие может привести к успеху.

Домашнее задание: учебник биологии § 52, заполнить таблицу «Строение и функции глаза», учебник физики упражнение 34 №4.

Литература:

1. С.В. Громов, Н.А.Родина Физика: 9 класс - М.: Просвещение, 2003 .-

2.А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш Биология: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2009.- 272 с.

3. И. Д. Зверев Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 класса средней школы. – М.: Просвещение,1989. - 240 с.

4. О.В. Пепеляева,И. В. Сунцова Универсальные поурочные разработки по биологии (человек) 8(9) класс. – М.: ВАКО, 2007. – 416 с.

5. А.В. Перышкин Физика: 8класс - М.: Дрофа, 2009 .

6. А.В. Перышкин, В.П. Чемакин Факультативный курс физики - М.: Просвещение, 1980.-142 с.

7. И.В. Савельев Курс общей физики т.4 Волны. Оптика - М.: Астрель: АСТ, 2003. - 256 с.

8. [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e71ffa97-be9b-4cfb-a81c-62f6982acaa7/9_144.swf]

9. [http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/161500a3-b1a7-4d1b-9699-56eb116243da/9_145.swf]

10. http://www.liveinternet.ru/community/1654958/post105346861/

7

Интегрированный урок (биология, физика) + ИКТ в 8 классе. «Орган зрения и зрительный анализатор»
  • Биология
Описание:

Цель: углубить знания о строении и функции глаза, показать взаимосвязь строения и функции;

раскрыть строение и значение зрительного анализатора;

рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию.

Задачи:

Образовательные:

1. Выяснить строение и функции вспомогательного аппарата (брови, веки с ресницами,    слёзный аппарат, мышцы)

2. Отметить особенности строения глазного яблока (оболочки, оптическую систему,  фоторецепторы).

3. Формирование понятий «оптическая система глаза», «оптические иллюзии», «бинокулярное зрение», «аккомодация», повторение законов геометрической оптики

Развивающие:

1. Продолжить формирование навыков работы учащихся с ПК.

2. Развивать умения обобщения, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

3. Совершенствовать навыки работы в парах.

4. Развивать эмоции учащихся путем создания в ходе урока состояния удивления, занимательности.

Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся культуру общения в ходе беседы, просмотра презентаций и выполнения заданий.

2. Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основании взаимосвязи строения органа и выполняемой ими функции.

3. Учить учащихся объективно оценивать собственные знания и умения.

Автор Турыгина Елена Анатольевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 959
Номер материала 47787
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓