Интегрированный
урок. Развитие речи и музыка.2 класс.
Учителя:
Преподаватель по классу
фортепиано, учитель музыки Крючкова Тамара Юрьевна. Классный
руководитель, учитель начальных классов Нацаренус Ольга Андреевна.
Тема урока:
Импровизации на тему «Осень».
Цели урока: всестороннее
развитие ребенка на примере музыки, живописи, поэзии. Развитие устной речи,
восприятия жанров и стилей музыки. Активизации познавательной и мыслительной
деятельности учеников.
Задачи урока:
Образовательная: обобщить и
систематизировать знания по музыке и развитию речи;
Обучающая: умение выразить
впечатления о поэтическом произведении в форме высказывания; знакомство с новым
приемом языковой выразительности - эпитет
Развивающая: развитие речи –
усиление коммуникативных свойств речи, овладение художественными образами,
выразительными средствами языка, музыки;
Воспитывающая: продолжить
эстетическое и музыкальное воспитание, формирование глубокого уважения к
природе.
Ход урока:
I этап –
подготовительный: планирование урока, определение общей цели и структуры урока,
подбор и систематизация материала, составление плана-урока.
II этап -
исполнительный (проведение интегрированного урока).
III этап -
аналитический (анализ проведения урока, выводы).
Организация
позитивной деятельности на уроке.
Учитель:
Все на месте?
Всё в порядке?
Все ли правильно сидят?
Пожелаем всем удачи!
За работу, в добрый час!
Постановка цели
урока.
Дорогие ребята! Пусть этот урок
принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
На сегодняшнем уроке будем думать,
размышлять,
Слушать музыку, играть, на вопросы
отвечать.
Выразительно читать!
Актуализация
знаний.
1 слайд. Звучит песня «Листья
жёлтые». Под музыку в класс входит Девочка- Осень (нарядная, с осенними
листочками)
Осень:
Это - кленовый листок золотой.
Это – дубовый, красивый, резной.
Нежный букет - красивый, густой-
Радует всех своей красотой.
Осенний опенок:
Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Осень:
Принесла вам меду - полную колоду!
Принесла я вам муки, значит, будут
калачи!
Принесла вам гречи - каша будет в
печке!
Принесла вам фруктов, ягод - мы
варенья сварим на год!
Осенний опенок:
Ты и гречу, ты и меду,
Ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Осень:
Хотите ли вы или нет, а побегать
осенью от дождя придется!
Исполняется музыкальное
произведение в миноре. Минор- грустный лад музыки, соответствует
характеру стихотворения Ивенсена.
Читает 1 ученик:
М. Ивенсен
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру кружат, летят.
Птицы на юг улетают-
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем мы корзинки,
В лес за грибами пойдем.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.
Мы под дождем не заплачем,
Пусть моросит с высоты.
Мы через лужицы скачем
И раскрываем зонты.
-К какому жанру литературы
относится это произведение? (Стихотворение об Осени)
Первый победитель в конкурсе сказок
читает своё произведение на фоне музыкальной секвенции 16 века. Слайд с
рисунком 2.
Дыхательная гимнастика:
- Представим, что у вас у каждого
есть осенний листочек. Давайте подуем на него, что бы он полетал. Делаем один
вдох и один выдох. А теперь один вдох и два выдоха. Молодцы! А сейчас один вдох
и три выдоха. Прекрасно!
2 ученик
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Давайте
вспомним, что такое «эпитет»?
Эпитет- это яркое образное определение, например: золотая
осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.
-А какие эпитеты вы увидели и услышали в этом стихотворении? (Унылая
пора, очей очарованье, прощальная краса, пышное природы увяданье, свежее
дыханье, мглой волнистою, редкий луч, седой зимы)
- Кто автор этого стихотворения?
Зачем А.С.Пушкин использовал так много эпитетов? (показать красоту осени)
- Осень для А.С.Пушкина было самое
любимое время года. А вы любите осень? Почему? (ответы детей).
3 ученик
Татьяна Бокова
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идёт уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай -
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду -
Пригодится
урожай!
Ученица исполняет
на рояле Французскую народную песню «Урожай».
Следующий победитель в конкурсе
сказок читает своё сочинение. Слайд с рисунком 3.
Учитель и ученики
делятся впечатлениями.
4 ученик:
Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
- Что случилось вдруг?
И ответил папа:
- Это осень, друг.
Ученица исполняет
произведение Рамо «Тамбурин», которое по характеру и настроению
соответствует содержанию сказки третьего победителя конкурса сказок. Слайд
рисунка 4.
Физкультминутка.
- Давайте устроим листопад у нас в
классе. Выходите из-за парт, представьте, что вы осенние листочки.
- Подул сильный ветер и стал
кружить листочки. (Дети кружатся). Ветер утих и листочки медленно падают на
землю. (Дети садятся на корточки)
- Опять подул сильный ветер и
закружил листья. Ветер затихает.
- Молодцы. Какой красивый листопад
вы устроили. Садитесь на места.
Осень:
А сейчас мы с Опенком загадаем вам
загадки. Опенок, поможешь мне?
Опенок: «Нет
проблем!»
Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года - …(осень).
Осень:
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)
Опенок:
Тучи нагоняет,
Воет, раздувает,
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
Осень:
Мочит поле, лес и луг,
Город , дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь – это … (дождь).
Опенок:
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так,
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ... (листопад).
Осень:
Осенью он часто
нужен -
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонт)
И напоследок хочу
с вами поиграть: «Ребята, а как называется жанр, в котором
композиторы пишут музыку на стихи? (Песенный жанр).
(Осень раздаёт заготовленные
листочки со словами песни С. Есауленко)
Вместе с учителем Осень и учащиеся
разучивают её под фортепиано. Затем все вместе исполняют песню под
фонограмму с движениями под музыку).
Вот и осень наступила,
Листья
осыпаются.
Солнца нет
и потемнело,
Дождик
начинается.
Кап-кап - на дорожки!
Кап-кап - на ладошки!
Дождик землю поливай,
С нами поиграй!
Паучки,
жучки и мошки
Прячутся,
скрываются,
И в
далекую дорогу
Птички
собираются.
Кап-кап - на дорожки!
Кап-кап - на ладошки!
Дождик землю поливай,
С нами поиграй!
Осень: С вами
весело играть,
Слушать музыку, читать!
Вас за всё благодарю,
Всем листочек подарю!
(Под музыку Девочка-Осень дарит
всем осенние листочки).
Творческая работа.
Работа в группах. Игра «Собери пословицу».
-Ноябрь - сентябрю внук.
-Сентябрь - первый месяц осени.
-Сентябрь – чародей цвета.
-Ноябрь – ворота зимы.
-Ноябрь – последний месяц осени.
Какая из пословиц
подходит к нашему уроку?
-Сентябрь - первый месяц осени.
-Сентябрь – чародей цвета.
Итог урока.
Обобщение и систематизация новых знаний.
-Какой бывает осень по настроению,
по внешнему виду?
-С какими понятиями мы
познакомились сегодня на уроке?( На уроке учащиеся получили понятия «МИНОР
, «ЭПИТЕТ»)
- С какими жанрами литературы и
музыки мы познакомились?
Домашнее задание:
-Выучить песенку об Осени наизусть
(мальчики)
-Выучить понравившееся
стихотворение наизусть (девочки)
Рефлексия:
Каждый оценивает
свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением,
выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Сегодня я узнал…
Я выполнял задания…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Учитель: Если вам
урок понравился, то я предлагаю украсить осеннее дерево листьями. (Дети под
музыку А. Вивальди приклеивают на дерево зелёные, жёлтые, красные листочки.)
СПАСИБО ЗА УРОК.
Обращение к интеграции как
средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом
преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке.
Мир, окружающий детей, познаётся
ими в многообразии и единстве.
Интегрированные уроки развивают
потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей
действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей,
способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.
Форма проведения интегрированных
уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы
поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о
развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость,
перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды
деятельности, повышают познавательный интерес.
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.