Главная / Начальные классы / Интегрированный курс "Я-маленький гражданин России"(1-4 классы)

Интегрированный курс "Я-маленький гражданин России"(1-4 классы)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28







Интегрированный курс

«Я – маленький гражданин России»



Разработала:

Баженова Лариса Александровна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №28

















г. Березники




Пояснительная записка


Программа интегрированного курса разработана для учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

В современных условиях одной из важнейших социально-политических задач развития в России является формирование гражданского общества.

Гражданское образование одно из основных направлений развития образования в Российской Федерации.

Эффективная организация гражданского образования, воспитание граждан, уважающих закон и общество, инициативных и ответственных – признаётся актуальной, как государством, так и обществом. Формирование школой этих качеств личности понимается, как важнейшее условие становления правового государства и гражданского общества в России.

Программа окажет помощь в воспитании патриотизма, уважения к родной стране, её истории у учащихся начальных классов.

Цель курса – обучение и воспитание гражданина, - решающаяся через развитие компетентностей личности:

  • информационно – познавательной компетентности, предполагающей наличие знаний и применение правовой информации.

  • Ценностной – ориентационной компетентности, предполагающей неприятие асоциального поведения, как фактора разрушения общества, формирование собственных установок и ценностных ориентаций.

  • регулярно – поведенческой компетентности, предполагающей наличие позитивных правовых установок учащихся, принятие ответственности за свои действия.

  • Личностно – ориентированной компетентности, предполагающей создание системы мер, по взаимосвязи и взаимодействию всех факторов образовательной среды, направленной на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

  • коммуникативной компетентности.

Задачи курса:

  • сохранение исторической преемственности поколений; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.

  • формирование духовно - нравственных качеств личности.

  • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья через приобщение к здоровому образу жизни.

  • формирование творческих способностей детей, создание условий для самореализации личности.

  • формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, вовлечение их в процесс практической деятельности.

Реализация программы и структуры курса основана с учётом индивидуально- психологических особенностей детей.

В содержание курса включены следующие разделы: государственная символика России, краеведение, наши права, я и моё здоровье.

В первом разделе в доступной для младших школьников форме даются элементарные представления о геральдике, символике цвета и изображений. Символический язык образов и цветов герба и флага нашей страны может рассказать ребятам о том, какими мы, граждане России, должны быть: справедливыми, честными, едиными и дружными, смелыми и мужественными, свободолюбивыми, любящими свою Родину.

Второй раздел знакомит учащихся с новыми сведениями об их малой Родине. Дети с большим интересом изучают историю и культуру г. Перми и Пермского края.

В третьем разделе подробно рассматриваются права детей. Учащиеся на конкретных примерах знакомятся с основными правилами поведения. Учатся анализировать и предлагают способы решения проблем, на уровне своих возрастных особенностей: отношения с учителем, друзьями, взрослыми людьми.

Для развития у младших школьников мотивационных основ сохранения и улучшения своего физического и духовного здоровья в содержание курса включён четвёртый раздел. Особое внимание, в котором уделено вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для укрепления своего здоровья.

Каждый раздел включает в себя информационный блок и практическое занятие, ориентированное на самостоятельную работу учащихся и их творческую деятельность.

Учащиеся начальной школы эмоционально активны, обладают образным воображением. Учитывая возрастные особенности младших школьников, наиболее продуктивным представляется ознакомление учащихся с основными темами и понятиями курса, основанное на песенном и сказочном фольклоре, русском народном декоративно – прикладном искусстве, просмотре мультимедийных презентаций, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

Содержание курса позволяет осуществлять связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе: природоведением, русским языком, историей, изобразительным и музыкальным искусством. Всё это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя применять в новых условиях знания, умения, навыки, приобретённые на других уроках.

Формы организации учебных занятий по данной программе могут быть разнообразными, их содержание вариативно и может быть изменено в зависимости от особенностей класса и наличия аудиовизуальных средств.

Наша школа работает над реализацией воспитательной программы «Гражданином быть обязан», разработанный курс является одним из звеньев данной программы.









Тематическое планирование

по программе интегрированного курса

« Я – маленький гражданин России»

1 час в неделю.



I раздел: Государственная символика России.



  1. Я – гражданин России …………………………………….1ч.

  2. История российского флага ……………………………….1 ч.

  3. История герба России………………………………...........1 ч.

  4. Государственные символы России ………………………..1 ч.

5. Гербы земель – областей, городов…………………………1 ч.

6. Гербоведение – наука о гербах и эмблемах ………………1 ч.

7. Конкурс знатоков геральдики ……………………………...1 ч.

8. Практическое занятие по оформлению выставки

« Государственная символика России» ……………………..1 ч.


II раздел: Люблю тебя, моя Россия.



  1. Путешествие по Москве …………………………………… 1 ч.

  2. Путешествие по «Золотому кольцу» России ……………….1 ч.

  3. День Пермского края …………………………….. ……….....1 ч.

  4. Гербы Пермского края …………………………………...…...1 ч.

  5. Основание Перми …………………………………………......1 ч.

  6. Малая моя Родина ……………………………………………..1ч.

  7. Экскурсия в Соликамский краеведческий музей…………….1ч.

  8. Практическое занятие по оформлению фотовыставки

«Наша малая Родина» …………………………………………...1 ч.


III раздел: Наши права.



  1. Права детей …………………………………………………….1 ч.

  2. Право на труд……………………….. …………………………1 ч.

  3. Право на отдых………………………………………………….1ч.

  4. Что такое хорошо и что такое плохо…………………………..1ч.

  5. Правила поведения для детей …………………………………1 ч.

  6. Знай и соблюдай правила дорожного движения……………...1 ч.

  7. Огонь наш друг и враг…………………………………………..1ч.

  8. Практическое занятие по оформлению выставки

«Наши права и обязанности» …………………………………..1 ч.




IY раздел: Я и моё здоровье.


  1. Путешествие по городу Здоровейску ………………………....1 ч.

  2. Путешествие по городу Здоровейску ……………...………….1 ч.

  3. Закаливание и оздоровление организма ………………………1 ч.

  4. Азбука Здоровья, или как сохранить красивую улыбку…….…1ч.

  5. Глаза – главные помощники человека ………………………....1 ч.

  6. Наши друзья – витамины ………………………………………..1 ч.

  7. Не курил бы с детства, дядя ………………………………….….1ч.

  8. Практическое занятие по оформлению выставки

« Я здоровье берегу, сам себе я помогу» ……………………....1ч.




















Тема

Цель

Основные понятия

Технология

Формы контроля

I раздел. Государственная символика России.

1 тема.

Я - гражданин России.

Формирование интереса к истории и культуре своей страны.

Россия, россияне, государственные символы России.

Проблемное обучение.

  • Презентация

1

Словарная работа, творческое задание.

2 тема.

История Российского флага.

Формирование элементарных представлений об истории флага, об истоках происхождения государственного флага России.

Стяг, острожник, знамение, знамя, флаг.

Интегрированный урок

  • Презентация № 2

Творческое задание

(конкурс рисунков)

3 тема.

История герба России.

Формирование представлений о закономерном изменении государственных символов вследствие перемен, происходящих в стране.

Государство, Великое Московское Княжество, Московская Русь, Великий князь Московский Иван III Васильевич. Двуглавый орёл, скипетр, держава, герб СССР, РСФСР.

КСО

  • Презентация № 3

Словарная работа, творческое задание.

4 тема.

Государственные символы России.

Обобщение и закрепление элементарных представлений об истоках происхождения государственных символов России.

Герб, флаг, гимн.

Интегрированный урок.

Викторина.

5 тема.

Гербы земель – областей, городов.

Формирование представлений о различных видах гербов и эмблем.

Герб, эмблема.

Нетрадиционный урок (путешествие).

  • Презентация № 4

Устный опрос, словарная работа.

6 тема.

Гербоведение – наука о гербах и эмблемах.

Формирование элементарных представлений о вспомогательной исторической дисциплине – геральдике.

Геральдика, гербоведение, щит.

Интегрированный урок.

Творческая работа.

7 тема.

Конкурс знатоков геральдики.

Обобщение и закрепление элементарных представлений о геральдике.

Символ объединения, символ власти, отличительный знак.

Интеллектуальная игра.

Словарная работа, творческие задания.

8 тема.

Коллективное оформление выставки по теме

«Государственная символика России».

Обобщение знаний по разделу и развитие творческих способностей учащихся.

КСО

Рисунки, плакаты, кроссворды, ребусы, загадки,

II раздел. Люблю тебя, моя Россия.

1 тема.

Путешествие по Москве.

Формирование знаний учащихся об основных достопримечательностях столицы нашей Родины.

Столица, Красная площадь, Кремль, Спасская башня, Третьяковская галерея, Большой театр, МГУ.

Нетрадиционный урок (путешествие).

  • Презентация № 1

Кроссворд.

2 тема.

Путешествие по «Золотому кольцу» России.

Знакомство детей с городами, которые входят в «Золотое кольцо» России.


Нетрадиционный урок (путешествие).

  • Презентация № 2

Устный опрос

3 тема.

День Пермского края.

Формирование потребностей познавать историю, культуру, природу своего родного края.


Пермский край

Нетрадиционный урок (путешествие)

  • Презентация № 3


4 тема.

Гербы Пермского края.

Знакомство учащихся с гербами Пермского края.

Евангелие, соляной колодец, щит.

  • Презентация № 4

Кроссворд, творческое задание.

5 тема.

Основание Перми.

Знакомство учащихся с главным городом Прикамья и его достопримечатель-ностями.

Василий Николаевич Татищев

Проблемное обучение.

  • Презентация № 5

Тесты, устный опрос.

6 тема.

Малая моя Родина.

Расширение знания детей об истории родного города и посёлка.

Храмы, дворец культуры, мемориал, дендрарий.

Нетрадиционный урок (путешествие)

  • Презентация № 6


Подготовка сообщений.

7 тема.

Экскурсия в Соликамский краеведческий музей.

Расширение знаний детей о культурном наследии г. Соликамска.

Экспонаты краеведческого музея, дом Воеводы.

Экскурсия.

Устный опрос.

8 тема.

Коллективное оформление фотовыставки по теме «Наша малая Родина».

Обобщение знаний по разделу и развитие творческих способностей учащихся.


КСО

Рисунки, плакаты, кроссворды, ребусы, загадки,

III раздел. Наши права и обязанности.

1 тема.

Права детей.

Знакомство детей с их основными правами.

Право на образование, право на труд, право на медицинский уход, право на отдых.

Проблемное обучение.

  • Презентация № 1

Устный опрос.

2 тема.

Право на труд.

Повышение мотивации учащихся на получение качественного образования.

Образование, профессия.

Интегрированный урок.

  • Презентация № 2

Творческое задание.

Шарады, загадки, викторина.

3 тема.

Право на отдых.


Знакомство учащихся с правами. Формирование у детей правил культурного отдыха.

Правила поведения в природе.

  • Презентация № 3

Творческое задание для всей семьи (конкурс плакатов)

4 тема.

Что такое хорошо и что такое плохо.

Знакомство детей с основными нормами морали.

Мораль, добро, зло.

Интегрированный урок.

  • Презентация № 4

Творческое задание.

(Сочинение)

5 тема.

Правила поведения для детей.


Знакомство учащихся с основными правилами поведения.

Вежливость, культура, внимательность, аккуратность.

Интегрированный урок

  • Презентация № 5 (2 шт.)

Устный опрос

6 тема.

Знай и соблюдай правила дорожного движения.

Обобщение знаний учащихся по правилам дорожного движения.

Одностороннее и двухстороннее движение, дорожные знаки.

Интегрированный урок

  • Презентация № 6

Интеллектуальная игра»Дорожные знаки».

7 тема.

Огонь – наш друг и враг.

Повторение основных правил по пожарной безопасности.

Пожарная безопасность, пожар.

Проблемное обучение

  • Презентация № 7

Конкурс рисунков «Осторожно, огонь»,

викторина. Практическое занятие.

8 тема.

Коллективное оформление выставки по теме «Наши права и обязанности».

Обобщение знаний по разделу и развитие творческих способностей учащихся.


КСО

Рисунки, плакаты, кроссворды, ребусы, загадки,

IV раздел. Я и моё здоровье.

1 тема..

Путешествие по городу Здоровейску.



Формирование представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Двигательная активность, личная гигиена.





Нетрадиционный урок (путешествие).



Подготовка сообщений.

Творческие задания.

2 тема.

Путешествие по городу Здоровейску.

Рациональное питание, вредные привычки.

3 тема.

Закаливание и оздоровление организма.

Изучение влияния природных факторов оздоровления на организм человека.

Закаливание, компоненты здоровья,

природные факторы.

Сотрудничество

(через проблемно- поисковый метод)

  • Презентация № 1

Совместное моделирование.

4 тема.

Азбука здоровья, или как сохранить красивую улыбку.

Сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

Личная гигиена, правила ухода за зубами.

Интегрированный урок.

  • Презентация № 2

Загадки.

5 тема.

Глаза – главные помощники человека.

Формирование установки на бережное отношение к своему здоровью.

Орган зрения, гигиена зрения.

Проблемное обучение

  • Презентация № 3

Творческое задание

6 тема.

Наши друзья – витамины.

Повторение и расширение знаний детей о витаминах и их значении для здоровья человека.

Овощи и фрукты, содержащие витамины, личная гигиена.

Интегрированный урок.

  • Презентация № 4

Загадки, рисунки.

7 тема.

Не курил бы с детства, дядя.

Формирование негативного отношения к курению, как к вредной привычке.

Табак, Пётр I,вредная привычка.

Проблемное обучение.

  • Презентация № 5

Устный опрос.

8 тема.

Коллективное оформление выставки по теме «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

Обобщение знаний по разделу и развитие творческих способностей учащихся.


КСО

Рисунки, плакаты, кроссворды, ребусы, загадки,








Приложение 1.

Методические рекомендации.


I раздел «Государственная символика России».


Тема: Я – гражданин России.

Цель: Формирование представлений о государственных символах России.

Задачи:

  1. Дать представление о государственных символах России, об их функциях – объединять жителей страны, служить отличительными знаками государства.

  2. Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны.

  3. Развивать познавательные интересы.

Оборудование.

  • Карта России, карточки с изображением государственных символов России, аудиозапись государственного гимна.

I. Организационный момент.

- Среди множества государств на Земле есть одна большая и очень красивая страна – наша Родина. Послушайте, как замечательно написал о ней поэт М. В. Исаковский:

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землёй пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.


Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля…

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Познавательная беседа.

- Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Россия страна необыкновенная. Когда на Дальнем Востоке встаёт солнце, начинается утро, в других областях страны – ночь, а на западе ещё только вечер. На севере уже наступили холода, выпал снег, а на юге плещется тёплое море, цветут южные растения. Каждая область России замечательна своей природой, своей народной культурой, художественными промыслами, трудом и достижениями людей. (Демонстрация слайдов)

- Скажите, пожалуйста, как называют жителей нашей страны – России? (Россияне.)

В России живут люди разных национальностей – русские, чуваши, татары, якуты. Все они и мы с вами – россияне, мы – граждане России. Нас много, мы все разные, но у всех одна Родина. Это нас объединяет. (Демонстрация слайдов.)

- Как вы думаете, что такое Родина? (Страна, государство, где родился человек.)

У нашей Родины - России есть государственные символы.

IV. Знакомство с государственными символами России.

- Какие вы знаете государственные символы? (Герб, флаг, гимн.)

Государственные символы очень важны. Герб, флаг, гимн объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от их национальности. Каждый россиянин может сказать, например, о государственном гербе России – это наш герб. (Демонстрация слайда с изображением герба)

- Что вы видите на рисунке? (Герб России.)

-Кто изображён на гербе России? (Золотой двуглавый орёл, всадник, копьём поражающий дракона.)

(Учитель обобщает ответы детей.)

- Как выглядит флаг Росси? Какие цвета есть на флаге нашей страны? (Белый, синий, красный.) (Демонстрация слайда с изображением флага России.)

(Учитель предлагает детям посмотреть на изображение государственного флага и проверить, правильно ли они назвали цвета.)

У государственных символов есть ещё одно значение, тоже важное. Все страны в мире имеют свои государственные символы. Герб, флаг и гимн нужны каждому государству. Они служат не только символами объединения, но и знаками принадлежности, знаками отличительными или опознавательными. Мы можем увидеть герб и флаг России на границе, при въезде на территорию нашей Родины. Над зданиями посольств, торговых представителей нашей страны за рубежом развеваются государственные флаги. Герб изображён на очень важных документах, например на паспорте гражданина России.

V. Оздоровительная минутка.

VI. Продолжение работы по теме.

- Рассмотрите монетки, которые вы принесли из дома. (Рубли и копейки)

- Какие изображения вы видите на монетах? Одинаковые ли они? (Нет, на одних монетах изображён всадник с копьём, а на других – двуглавый орёл.)

- Как называются монетки, на которых изображён всадник? (Копейки)

-Как вы думаете, зачем нужно изображение государственного герба на монетах? (Чтобы можно было отличить российские монеты от денежных знаков других стран.)

- Почему изображение российского флага помещают на автомобилях, самолётах, кораблях? (Чтобы было понятно, что эти автомобили, самолёты, корабли принадлежат нашей стране – России.)

Ещё одним важным государственным символом является гимн. Гимн – это музыкальное произведение, которое исполняют в особых случаях, торжественных случаях. Гимн нашей страны обязательно исполняют, когда поднимают российский флаг.

- Когда ещё вы слышали звучание гимна? (В День Победы, во время спортивных соревнований, в Новогоднюю ночь.)

При официальном исполнении Государственного гимна России присутствующие слушают его стоя, а мужчины снимают головные уборы. Так люди выражают своё уважение к одному из важнейших государственных символов – гимну.

VII. Итог урока.

- Мы с вами выяснили, как важны и необходимы государственные символы для государства и для всех нас, поэтому к ним нужно относиться с уважением. (Учитель предлагает учащимся прослушать Государственный гимн, обращает внимание детей на то, что музыка гимна России величественная и торжественная.)




Приложение 2.

Методические рекомендации.


II раздел «Люблю тебя, моя Россия».


Тема: День Пермского края. Игра по станциям


Цель: Формирование потребностей познавать историю, культуру, природу своего родного края.

Задачи:

  1. Расширять кругозор учащихся.

  2. Воспитывать патриотические чувства, чувства любви и гордости за свою малую родину.

Ход игры-путешествия


I. Станция историко-географическая (слайды 2, 3).

Рассказу учителя сопутствует работа с картой.

В 70-е годы XV века Прикамье вошло в состав Московского государства. Это позволило расширить сельскохозяйственное освоение земель, наладить крупную добычу соли, строить города. Главным центром Прикамья стала Чердынь, через который прошёл новый транспортный путь на Урале.

В XVII-XVIII веках происходит бурное развитие металлургического производства. Развивается сельское хозяйство. Пермь – центр губернии.

В XIX веке растёт добыча каменного угля в Кизеле, возникает производство соды, заготовка древесины. Строится Горнозаводская ж/д, первый камский пароход был построен в 1817 году на Пожевском заводе.

В 1913 году в с/х занято 3/4 всего населения. Выращивают рожь, ячмень, овёс.

В1925 году был образован Коми-Пермяцкий автономный округ – первый национальный округ в стране.

В 1934 году образована Пермская область, в состав которой входит Коми-Пермяцкий округ.

В годы ВОВ хозяйство Прикамья перестроилось на военный лад. Сюда было эвакуировано оборудование 124 заводов и фабрик из других областей.

В 1946-1965 гг. построены Камская и Воткинская ГЭС, Березниковский калийный комбинат, Пермский завод «Камкабель», Лысьвенский турбогенераторный завод.

31 мая 1996 года Коми-Пермяцкий округ выходит из состава Пермской области.

1 декабря 2005 года Коми-Пермяцкий округ снова соединяется с Пермской областью, вместе они образуют Пермский край.

Население края 2948,6 тыс. чел. 35 районов, 25 городов, административный центр – Пермь, крупные города: Березники, Соликамск, Чайковский, Лысьва, Чусовой, Краснокамск.

II.Станция знатоков природы (слайды 4, 5, 6).

Работа в группах. Дети делятся на 4 группы.


  • Задание для первой группы: Вспомните и назовите птиц, которые изображены на картинке.

  • Задание для второй группы: Вспомните и назовите рыб, которые изображены на картинке.

  • Задание для третьей группы: Вспомните и назовите растения, которые изображены на картинке.

  • Задание для четвёртой группы: Перед вами картинки, найдите животное, которое изображено на гербе Пермского края.


После завершения работы проводится проверка при помощи 5 и 6 слайдов.


  • Какие полезные ископаемые добывают в Пермском крае? (слайд 7)


  • Нефть, калийная соль, поваренная соль, разные поделочные камни. А т.ж. строительные: песок, глина, мрамор, известняк; газ, каменный уголь, руды, золото, алмазы и др.


III.Станция народная (слайд 7).

Какие народы проживают в Прикамье? Какие три основные группы народов можно выделить у народов Прикамья? (Финно-угорские: коми-пермяки, удмурты, марийцы. Тюркские: татары, башкиры, чуваши. Славянские: русские, украинцы, белорусы.) Детям предлагается поиграть в Коми-Пермяцкую игру «Оша-Миша».

IV. Физкультминутка.

- Оша-Миша, баю-бай, спи-усни, кривая лапа, спи-усни, короткий хвост.

- Баю-бай, баю-бай! Оша-Миша, засыпай!

Наступила зима, все медведи сладко спят в берлогах до прихода весны.

Наступила весна, вся природа пробуждается.

- Оша-Миша, просыпайся! Ты проснись, курчавый хвост, ты проснись, красива лапа!

- Оша-Миша, ты вставай, день весенний привечай!


V.Станция итоговая (слайды 8, 9).

Викторина «Я знаю и люблю свою малую родину» .

Назови дату образования Пермского края?

Из каких субъектов образовался Пермский край?

Какое животное изображено на гербе Пермского края? Какая птица изображена на гербе твоего города?

Какие народы проживают на территории Пермского края?

Какие полезные ископаемые добывают в Пермском крае?

Назови несколько растений и животных Пермского края. Какие из них занесены в Красную книгу?

Какие промышленные предприятия есть в Пермском крае и в твоём городе?

Назови имена известных людей, чьи судьбы связаны с Пермским краем и твоим городом.

Можешь ли ты прославить свой край и чем?








Приложение 3.

Методические рекомендации.

III раздел « Наши права и обязанности»


Тема. Знай и соблюдай правила дорожного движения.

Цель: Обобщение и расширение знаний учащихся правил дорожного движения.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с новыми понятиями «ДВУСТОРОННЕЕ» и «ОДНОСТОРОННЕЕ» движение транспорта.

  2. Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды, воспитывать дисциплинированность в соблюдении Правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах.

  3. Расширять словарный запас по до­рожной лексике.

Оборудование: ПК, мультимедиа, карточки с новыми понятиями; флажки зелёного, жёлтого, красного цветов, цветные карандаши, фломастеры, магниты, медали для победителей игры.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Деление на команды: «Зелёные», «Жёлтые», «Красные».

Иллюстрации «Дорога с односторонним движением», «Дорога с двусторонним движением», «Загородная дорога» разрезаны на шесть частей. Одна часть каждой иллюстрации расположена на доске рядом с названием команд, а остальные лежат на столе в хаотичном порядке.

«Зелёные» «Жёлтые» «Красные»

hello_html_d3773ec.jpghello_html_4a981f19.jpghello_html_m5ff46968.jpg







Учитель. На доске записаны названия команд «Зелёные», «Жёлтые», «Красные» и рядом с каждым названием помещена часть рисунка с различными видами дорог. У меня на столе разложены оставшиеся части этих рисунков, расположенных в хаотичном порядке. Пожалуйста, подойдите и возьмите каждый по одной части. Соберите картинки на доске, используя магниты. Ребята, участвующие в сборе одной иллюстрации, будут играть в одной команде.

hello_html_162f25ef.jpghello_html_5f79baef.jpg
















hello_html_m4146fddb.jpg



















Учитель. В центре каждого игрового стола расположен флажок зелёного, жёлтого или красного цвета. Уважаемые участники, займите, пожалуйста, свои игровые места в соответствии с собранным рисунком. Выберите капитана своей команды.

Выбор капитанов команд проходит путём голосования.

Объявление темы и целей занятия

Учитель. Посмотрите на полученные иллюстрации. Что вы видите?

Дети. Разные виды дорог.

Учитель. К какому виду дорог можно отнести полученные иллюстрации?

Учитель помещает на доску карточки с понятиями «Дорога с односторонним движением», «Дорога с двусторонним движением», «Загородная дорога». Дети соотносят их с иллюстрациями.

  • Слайд 1.

Учитель. Сегодня на занятии мы познакомимся с правилами перехода через дороги различного вида и их разметками. А так же играя в игру «Дорожные знаки», проверим ваши знания по «Дорожной азбуке».

Слайд 2.

Учитель. На некоторых улицах, где особенно многолюдно, тротуары отделяют от проезжей части дороги металлическим ограждением. Через него ни в коем случае нельзя перелезать.

- Пешеходы должны ходить по тротуару, а не вдоль дороги. Тротуар всегда возвышается над проезжей частью дороги на 15—20 см, чтобы на него не заезжали машины.

  • Слайд 3.

Знакомство с новой информацией

Учитель. Как переходить дорогу с односторонним движением?

Дети. Подойдя к дороге, надо посмотреть налево.

- А я считают. Что надо быть более внимательным и посмотреть в обе стороны.

Учитель. Несмотря на то, что на дороге с односторонним движением транспорт движется только в одну сторону, смотреть надо не только в сторону движущегося транспорта, но и в противоположную. Так как навстречу транспортному потоку могут ехать специальные машины — «скорой помощи», милиции, пожарной охраны и другие машины аварийной службы.

- Как движется транспорт по дороге с двусторонним движением?

Дети. На такой дороге транспорт движется в обе стороны.

Учитель. Для безопасности водителей и пешеходов на проезжей части дороги рисуют линии. Что обозначают эти линии?

Дети. Сплошная белая линия делит проезжую дорогу на две части. Одни машины едут в одном направлении, а другие — в противоположном.

  • Слайд 4.

Учитель. По дорогам движется много машин. Какие действия выполняют дорожники, для того, чтобы уберечь водителей и пешеходов от аварии?

Дети. Для безопасности водителей и пешеходов на проезжей части дороги рисуют линии.

Учитель. Что обозначают эти линии?

Дети. Сплошная белая линия делит проезжую дорогу на две части. Одни машины едут в одном направлении, а другие — в противоположном.

Учитель. На больших дорогах (шоссе) делают широкую разделительную полосу, иногда с газоном или кустами. Пешеходам находиться на ней запрещено.

  • Слайд 5.

Учитель. Посмотрите на иллюстрацию, почему остановился мальчик?

Дети. Наверное, мальчик не успел полностью перейти дорогу.

Учитель. Где стоит мальчик? Защищён ли он от потока машин?

Дети. Мальчик остановился на безопасном месте, где его никогда не собьют машины.

- Это место называется «ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ».

Учитель. «ОСТРОВКИ БЕЗОПАСНОСТИ» можно встретить на больших, широких улицах с двусторонним движением. Если пешеходы не успели перейти широкую дорогу, они могут остановиться на «ОСТРОВКЕ БЕЗОПАСНОСТИ», чтобы пропустить машины. Водителям нельзя заезжать на «островок безопасности», даже если на нем нет пешеходов.

Учитель помещает на доску карточку:

  • Слайд 6.

Дорога с односторонним движением (Слайд 7.)

Учитель. Несмотря на то, что на такой дороге движение транспорта в одну сторону, смотреть надо не только в эту сторону, но и в противоположную. Так как навстречу транспортному потоку могут ехать специальные машины — «скорой помощи», милиции, пожарной охраны и другие машины аварийной службы.

Дорога с двусторонним движением (Слайд 8.)

Учитель. Как переходить дорогу с двусторонним движением?

Дети. Подойдя к проезжей части дороги, надо остановиться и посмотреть налево, а дойдя до середины дороги — направо.

Учитель. Как поступить, если дорогу не удалось перейти сразу полностью?

Дети. Если не удалось сразу перейти дорогу, следует остановиться посередине, на линии.

Учитель. Верно. И при этом надо помнить, что на дорогах с интенсивным движением нужно быть очень осторожным. Один шаг вперед или назад может стоить жизни. Из-за любого неосторожного движения можно попасть под колеса транспорта. Поэтому такие дороги детям следует переходить в сопровождении взрослых.

Дорога с трамвайными путями (Слайд 9.)

Учитель. В больших городах можно встретить не только дороги с односторонним и двусторонним движением, но и дороги с трамвайными путями. Что же надо помнить, чтобы безопасно перейти такую дорогу?

Дети. При переходе дороги с трамвайными путями нужно, подойдя к проезжей части, остановиться, посмотреть налево и направо. Если нет трамвая и машин — переходить.

- Перед трамвайными путями надо снова остановиться, посмотреть налево, направо. И если нет трамваев и машин перейти дорогу до конца.

Учитель. Помните: ни в коем случае нельзя останавливаться между трамвайными путями. Это очень опасно, так как движение трамваев может быть встречным. Широкие дороги с двусторонним движением и трамвайными путями следует переходить только со взрослыми.

Загородная дорога (Слайд 10.)

Учитель. Какая дорога изображена на иллюстрации?

Дети. Загородная дорога.

Учитель помещает на доску карточку:

Учитель. А как переходить загородную дорогу?

Дети. Переходить загородную дорогу следует так: остановиться перед ней и посмотреть налево.

- Загородная дорога часто бывает извилистая и из-за любого поворота может неожиданно появиться машина. Поэтому я считаю, что, переходя такую дорогу, надо так же смотреть в обе стороны.

- А ещё не следует останавливаться посередине дороги.

Игра «Дорожные знаки»( Слайд 11.)

Правила игры

  1. В игре принимает участие три команды: «Зелёные», «Жёлтые», «Красные» по 5 человек.

  2. Капитан каждой команды в порядке очерёдности называет любой номер квадрата.

  3. Зачитывается вопрос, соответствующий выбранному номеру.

  4. Все участники обсуждают ответ в своих командах и приходят к единому решению.

  5. Готовность команды к ответу демонстрирует капитан, поднятием соответствующего сигнала - флажка.

  6. В случае неверного ответа, право голоса переходит к командам соперников.

  7. За каждый правильный ответ команда получает 10 баллов.

Вопросы:


Итог

Учитель. Что нового вы узнали сегодня на занятии? Где вы можете использовать полученные сегодня знания? С кем вы можете поделиться новыми знаниями по Правилам дорожного движения?

Дети отвечают на вопросы учителя, подводят итоги занятия и игры. Проходит награждение участников команды победителей медалями.

hello_html_m6c312efb.gif

























Приложение 4.


Методические рекомендации.

IV раздел «Я и моё здоровье».

Тема: Азбука здоровья, или как сохранить красивую улыбку.

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со строением зубов и правилами ухода за зубами.

  2. Развивать внимание, память, речь.

  3. Воспитывать аккуратность, ответственность.

Оборудование:

  • Зубные щётки, карточки с нарисованными лицами, фломастеры, аудиозапись песни «Улыбка».

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами поговорим об очень важном для нашего организма. А о чём пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:

Полон хлевец белых овец. (зубы)

- Верно. А для чего нам нужны зубы?

- Сегодня мы поговорим о том, как сохранить здоровые зубы и красивую улыбку. (Слайд)

III. Беседа по теме урока.

У человека зубы вырастают два раза. Первые – временные, их ещё называют молочными зубами, их 20. Вторые постоянные, их от 28 до 32. Временные зубы меняются на постоянные. Смена зубов – естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться.

IV. Практическая работа.

Возьмите зеркало и рассмотрите свои зубы. Чем отличаются молочные зубы от постоянных?

- Постоянные больше по размеру.

- Временные бело-голубоватого цвета.

- Это отличия. А сходство спрятано внутри. Оказывается, строение молочных и постоянных зубов одинаковое. Давайте рассмотрим схему внутреннего строения зуба и назовём его части. ( Работа по слайду).

- коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;

- корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;

- шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем; она покрыта десной.

Итак, мы знаем, как устроены наши зубы. Как вы думаете, для чего нужны эти знания? О сохранении какой части зуба мы должны заботиться в первую очередь?


V. Анализ ситуации.

В небе солнышко светило, Слёзы горькие глотает,

На лугах цвели цветы, Рот закрыла и молчит.

Веселились дети лихо, Ей сочувствуют подруги,

Развлекались, как могли. Утешают от души:

Только Кате не до смеха: Не грусти, забудь о зубе,

У неё во рту «потеха», Нас попробуй – рассмеши…

Заболел молочный зуб, Только как же тут забыться,

Рот «подушечкой» припух. Боль мешает ей играть,

Наша Катя не играет, Молоточком злым стучится,

На качели не бежит, Как помочь её унять?

- Как вы думаете, почему заболел зуб у Кати? (Зуб повреждён, в нём появилась дырочка.)

- Почему появилось повреждение? (Слайд)

- Что вы предпринимаете, когда у вас болит зуб?

VI. Оздоровительная минутка (практикум).

Дети имитируют движения, которые выполняют при чистке зубов.

VII. Гигиена зубов.

- Как надо ухаживать за зубами?

- Кто знает, что необходимо иметь каждому человеку, для ухода за зубами?

- Как правильно чистить зубы? ( Слайд)

  • Разучивание стихотворения.


Как поел, почисти зубки. Помни правило такое:

Делай так два раза в сутки. К стоматологу идём

Предпочти конфетам фрукты, В год два раза на приём.

Очень важные продукты. И тогда улыбки свет

Чтобы зуб не беспокоил, Сохранишь на много лет!

  • Полезные советы. (Слайд)

VIII. Итог урока.

У вас на столах лежат маски. Лица у них какие-то безликие, чего-то не хватает в них? (Улыбки.)

Давайте оживим эти лица. А чтобы нам работалось веселей, включим музыку (звучит песня «Улыбка»). Дети оживляют маски.

Итак, ваши маски ожили. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок в классе.

Если только рассмеяться,

То настанут чудеса –

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка, взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей.











Тема: Глаза - главные помощники человека.

Цель: Формирование установки на бережное отношение к своему здоровью.

Задачи:

  1. Познакомить детей с органом зрения.

  2. Познакомить с комплексом упражнений и дать рекомендации для сохранения хорошего зрения.

  3. Развивать речь, творческие способности учащихся.

Оборудование:

  • Зеркало для каждого ребенка, альбомы, краски, фломастеры.

I. Организационный момент.

- Как человек общается с окружающей средой? (С помощью зрения, слуха, вкуса, осязания.)

Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать своё тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами. Девиз нашего урока:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

II. Сообщение темы урока.

- А о чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете кроссворд. (Слайд)


- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Почему? (слайд)

III. Беседа по теме.

-А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. ( слайд)

- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!

- Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? (слайд)

Затем учитель предлагает детям выполнить рекомендации доктора Градусникова. (слайд)

IV. Оздоровительная минутка.

Разминка для глаз. (Слайд)

V. Творческая работа.

Дети рисуют плакаты по теме урока. (Работа по оставшимся слайдам)

VI. Итог урока.

Дети высказывают свое мнение о том, как нужно следить за своим зрением и принимают решение ежедневно один раз в день выполнять один из комплексов упражнений, оставленных доктором в классном уголке.























Список литературы.

  1. Певцова. Е. А. Мои права: справочник для учащихся начальной школы. – М.: Новый учеб., 2008. – 77с.

  2. Максимцева Т. Н., Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина. – М., Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 160 с.

  3. Ривина Е. К. Государственная символика России: Беседы в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

  4. Соболева Н. А. Российская государственная символика: история и современность. – М., 2002.

  5. Князева Н. А. Маленький пермяк. Азбука краеведа. – «Книжный мир»,

Пермь, 2000.

  1. Горбацевич Н. П., Шатрова Н. В. Прикамье: странички далёких и близких времён. – «Книжный мир», Пермь, 2003.

  2. Дереклеева Н. И. Уроки здоровья. – М., ВАКО, 2007.Новолодская Е. Г. Уроки здоровья. – Журнал «Начальная школа», № 5, 2001. –с. 22

  3. Усатова Е. В. и др. Гражданско-патриотическое воспитание. – Волгоград: Учитель, 2006.

  4. В.А.Верещагина, Н.Л.Колясникова «Растения Прикамья». - «Книжный мир», Пермь, 2001.

  5. Н.Н.Назаров, М.Д.Шарыгин «География. Пермская область». - «Книжный мир», Пермь, 1999.

  6. Дубровская Е. Н. Правила безопасности. Игровые классные часы. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

  7. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения со школьниками. – Москва: гуманитарный издательский центр, 2004.



















Интегрированный курс "Я-маленький гражданин России"(1-4 классы)
  • Начальные классы
Описание:

Данный курс "Я-маленький гражданин России" разработан для начальных классов. Выделено четыре раздела-это символика, о России, права  и обязанности обучающихся,здоровье.

Занятия по символике проходят с помощью презентаций: история флага, история гербов и так далее.

Занятия по разделу "Люблю тебя, моя Россия" тоже разнообразны. Это и заочное путешествие по Москве,по "Золотому кольцу России". Дети рассказывают о своей малой Родине- Березники. 

В разделе"Наши права" обязательно говорят про обязанности детей, правила поведения учащихся в общественных местах.

В разделе"Я и мое здоровье " обязательно проходят занятия по здоровому образу жизни.

Автор Баженова Лариса Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 664
Номер материала 29329
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓