Главная / Классному руководителю / Интегрированный курс образования и воспитания на основе краеведения

Интегрированный курс образования и воспитания на основе краеведения



ПРОГРАММА ИНТЕГРАЦИИ

ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЕНИЯ.

Актуальность программы обусловлена рядом причин:

1. сокращением времени в школьном курсе учебных предметов на изучение регионального материала;

2. потерей интереса учащихся к изучению родного края, т.к. во внеурочной деятельности в школе обращение к региональным образовательным ресурсам происходит эпизодически;

3. отсутствием мотивации выпускников на продолжение жизнедеятельности на малой родине и проведение профориентационной работы без учета специфики региона;

4. отсутствие систематизированных, перспективных программ по краеведению при наличии в городе и области богатейшей образовательной среды для изучения родного края;

5. недостаточное использование краеведческого материала для воспитания и образования школьников.

Программа интеграции основного и дополнительного образования и воспитания обусловлена необходимостью актуализации общечеловеческих ценностей с акцентом значимости своего региона в истории Отечества.

Данная программа позволяет:

  • обеспечить на основе комплексного системного подхода взаимосвязь целевого, содержательного, организационно - деятельностного и оценочно-результативного компонентов,

  • расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность,

  • создать условия для самореализации и самоутверждения личности, способствуя ее творческому самовыражению.

Цель данной программы: всестороннее и гармоничное развитие личности на основе формирования интеллектуального, нравственно-патриотического, коммуникативного, эстетического, трудового и физического потенциала личности.

Система работы на основе краеведения как системообразующего фактора определяет главенствующую роль нравственно-патриотического воспитания личности с самосознанием патриота своей Родины.

Система работы строится на основе принципа культуросообразности, т.е. с учетом культурных, общечеловеческих, национальных, региональных традиций и обычаев.

Система работы базируется на интеграции образования и воспитания, т.к. только их единство способствует формированию целостной, нравственной, конкретной картины мира, близкой и понятной каждому ребенку.


Интеграция основного и дополнительного образования подразумевает:


  1. усвоение знаний учащимися по географическому, историческому, литературно-художественному, экологическому краеведению на основе принципа природосообразности и культуросообразности (в рамках как уроков, так и внеклассной работы в соответствии с планом работы классных руководителей).

  2. выполнение заданий на основе индивидуальных, групповых, коллективных форм работы, технологий развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения, раскрывающих суть вопросов и процессов от простого к сложному: от самостоятельной исследовательской работы по плану до разработки и защиты самостоятельных проектов, для формирования личности с навыками исследовательской работы.


Интеграция образования и воспитания расширяет знания, формирует чувство гордости за своих земляков и самосознание причастности к «земле отцов», создает условия для творчества и самоактуализации личности, формирования положительной Я-концепции на основе идеи гуманизации, развитие эмоциональной чувственной сферы ребенка, колективные творческие дела, опирающиеся на местные традиции, обычаи, праздники становятся детям ближе и понятнее.


Программа интеграции включает в себя:

  • 5-летнее планирование учебно-воспитательных задач по формированию личности учащихся

  • учебные программы по региональному компоненту, отвечающих требованиям краеведческого образования и утвержденные АО ИППК г. Архангельска

  • задания с научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой

  • тематику 5-летнего планирования краеведческих заданий

  • тематику 5-летнего планирования классных часов и дел по нравственно-патриотическому, нравственно-православному воспита-нию, по нравственно-ценностной ориентации учащихся

  • тематику 5-летнего планирования коллективных творческих дел и экскурсий по эстетическому воспитанию

  • матрицу /сетку/ образовательно-воспитательной программы единого курса на 5-9 класс

  • методики отслеживания эффективности и результативности программы

  • программ факультативных внеклассных занятий на базе музеев г. Архангельска и области в форме мастерских и интерактивных занятий.

Программа предназначена учителям – предметникам и классным руководителям для формирования воспитательной системы класса и планирования своей работы, а также для изучения вопросов краеведения в курсах ряда учебных предметов в соответствии с рекомендациями МО РФ.

1. ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕИ ПРОГРАММЫ


    1. 1.1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАЦИИ


Цель данной программы: способствовать воспитанию образованной и самостоятельной личности, знающей исторические, географические, литературные, экологические особенности и национальные традиции своего края – Архангельской земли.

Общеобразовательные и воспитательные задачи:

  1. расширить сферы познания.

  2. сформировать гуманные способы взаимодействия с окружающей средой

  3. содействовать формированию нравственной позиции, воспитанию чувства патриотизма

  4. создать условия для повышения мотивации обучения

  5. создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка, содействовать развитию способностей учащихся с навыками исследовательского труда.


Задачи 5 класса:

  • знакомство с природными особенностями своей «малой Родины»;

  • на основе интеграции литературного и географического краеведения осмысление народного творчества;

  • развитие наблюдательности и литературной речи ;

  • ознакомление с традициями и начальной историей края, традициями северных праздников и промыслов;

  • развитие через интерактивные формы творческих способностей учащихся;

  • формирование умений вести себя в коллективе;

  • развитие познавательного интереса к истории и культуре Севера.


Задачи 6 класса:

  • нравственно-патриотическое воспитание на основе православных праздников Руси, обычаев и традиций народов Севера;

  • развитие организационных умений учащихся;

  • формирование умений вести индивидуальную и групповую исследовательскую работу;

  • формирование выносливости, упорства в достижении цели;

  • выявление интереса учащихся к определенным направлениям культурного и исторического прошлого края для планирования работы по изучению краеведения на основе поездок по историческим и культурным местам области.


Задачи 7 класса:

  • усвоение знаний по литературному, географическому, историческому краеведению для осмысления роли Архангельской земли в истории Отечества;

  • развитие навыков экскурсионного ориентирования;

  • отслеживание изменения интересов и характеров учащихся на промежуточном этапе;

  • формирование навыков походной жизни;

  • исследование культуры, традиций, быта народов Севера на основе выездных экскурсий;

  • проведение мастер классов по изготовлению изделий народных промыслов;

  • подготовка учащихся к участию в региональных конкурсах по краеведению.


Задачи 8 класса:

  • становление экологической культуры школьника,

  • проведение экскурсий на предприятия города с целью изучения состояния экологии и проведения исследований для представления творческих проектов в рамках школьной практической конференции:

  • организация и проведение акций по сохранению экологии природы и общества;

  • развитие исторической памяти, осмысление понятия «Я- северянин, помор»;

  • исследовательская работа на основе интеграции естественных наук и технических дисциплин

  • становление эстетической культуры учащихся на основе литературно-музыкального творчества выдающихся деятелей искусства, культуры, истории Севера;

  • пропаганда здорового образа жизни.


Задачи 9 класса:

  • на основе интеграции экологического краеведения и химии развитие умения оценивать экологическую обстановку области, проведение опытно-экспериментальной работы;

  • формирование умения защищать свои научные работы и проекты;

  • формирование положительной Я-концепции;

  • развитие навыков самоорганизации и творческого подхода;

  • подготовка группы учащихся для проведения мероприятий по краеведению для учащихся 1 -4 классов;

  • тестирование учащихся для определения сформированности личности;

  • подготовка творческого отчета по программе краеведения и презентации по данному направлению;

  • представление программы как итога работы школы по региональному компоненту.


1.2.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ИДЕИ И МОТИВЫ ПРОГРАММЫ:


  1. принцип природосообразности:

  • обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей

  • максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы.

  1. принцип культуросообразности, т.е. воспитание с учетом культурных, общечеловеческих, национальных, региональных традиций и обычаев

  2. идея гуманизации, которая предполагает признание приоритета личности ребенка в школе, организации учебно-воспитательного процесса так, чтобы он прежде всего способствовал формированию и развитию интересов, потребностей, склонностей ребенка, реализовывал индивидуально-личностный подход.

  3. идеи демократизации и сотрудничества, которые предполагают включение как можно большего числа людей в организацию школьной жизни. Реализация идей гуманизации и демократизации создает условия для развития отношений на основе взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодоверия.

  4. идея творчества, позволяющая развивать индивидуальные способности детей за счет активных форм и методов, предоставление возможностей для проявления нестандартного мышления.

  5. идея эмоциональности воспитательных воздействий, ее реализация способствует развитию чувственной сферы ребенка, отношения людей, главным образом это осуществляется через дела, являющиеся яркими, красивыми, запоминающимися, интересными детям.

  6. идея интеграции предполагает целевое деятельное эмоциональное единство школы, семьи, внешкольных учреждений культуры.


МОТИВАЦИЯ организации обучения и воспитания строится на следующих основных мотивах:

  1. саморазвитие – рост общеучебного мастерства и общекультурное развитие, уверенность в достижении требуемого результата

  2. самореализация – выполнение заданий, позволяющих проявлять свои возможности, возможность реализовывать свои идеи, возможность лидерства: вести за собой других.

  3. самооценка – ощущение успеха, признание и одобрение за выполненную работу, возможность действовать самостоятельно на доверии

  4. включеннось в коллектив – возможность полноценного общения, участие в подготовке, разработке и представлении программ, проектов, творческих дел, исследовательской деятельности, формирование хороших доброжелательных отношений в коллективе

  5. защищенность – спокойная обстановка без стрессов и психологических напряжений, уверенность в объективной оценке выполненной работы, знание критериев по которым оценивают результаты работы.



  1. Содержательные линии интегрированного курса.


2.1. Географическое краеведение.

Изучение вопросов краеведения в курсе географии России строится на основе регионального компонента государственного стандарта, составленного Е.Н.Александровой, Н.М.Бызовой, Я.К.Премининой (сб. «Региональный компонент общего образования Архангельской области», г. Архангельск, 2006 г.).

Для проведения внеклассной работы используются экспозиции Краеведческого музея г. Архан-гельска и музейные экспозиции городов Архангельской области.


Программа предполагает реализацию следующих целей:

- освоение системы географических знаний об Архангельской области;

- изучение региональных природных, экономических, социальных, демографических, экологических процессов на фоне общепланетарного развития;

- умение работать с краеведческими источниками информации;

- развитие познавательных интересов и творческих способностей в процессе наблюдения за состоянием окружающей среды;

- воспитание позитивного ценностного отношения к региону, географической и экологической культуры;

- использование полученных знаний в повседневной жизни для оценки социальной, экономической и экологической ситуации в регионе.


Вопросы краеведения включаются учителями либо как фрагменты уроков, либо отдельными уроками по завершение изучения соответствующей темы в тематическое планирование.(см. Приложение № ). На основе данной программы возможно проведение факультативного курса «География Архангельской области».


Предполагается также проведение практических и лабораторных работ:

- анализ и интерпретация различных источников для получения информации и определения тенденций развития, составления географических характеристик;

- анализ и обобщение статистических материалов (таблиц, картосхем, диаграмм, графиков и т.д.);

- проведение наблюдений за географическими объектами, процессами;

- выполнение графических работ с географическими картами;

- работа со словарями, справочниками, материалами периодической печати и пр.

- проведение самостоятельных исследований по заданной теме с последующим обобщением полученных данных.


При изучении отдельных вопросов могут применяться такие формы организации деятельности учащихся как:

- работа с контурными картами региона

- экскурсии на промышленные предприятия и объекты

- посещение отдела природы архангельского краеведческого музея

- составление характеристики природной зоны

- работа со статистическими материалами

- подготовка сообщений на заданную тему

- встреча со специалистами региональных служб ( метеорологической, Экологической и пр.)

- составлений проектов.


2.2. Литературное краеведение.

Основой для составления планирования вопросов краеведения в курсе литературы является региональный компонент государственного стандарта (авторы Скепнер Л.С., Валькова Е.И., Сидоренко Н.П.), (см.сб. «Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области», Архангельск, 2006г.) .


Изучение литературы Севера направлено на реализацию следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире

- знакомство с литературой Русского Севера как сокровищницей фольклора

- формирование национального самосознания, воспитание патриотизма, любви, уважения к людям, ценностям ,традициям Русского Севера

- развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции

- развитие эмоционального восприятия художественного произведения, творческого воображения

- развитие читательского интереса

- понимание образного литературного языка северных писателей и поэтов

- постижение самобытности и красоты северного говора, менталитета и характера северного человека.

Цели могут реализовываться через различные формы:

- читательские конференции

- интерактивные занятия в литературных музеев ( Музей имени С.Писахова)

- посещение спектаклей Архангельского драматического театра по произведения северных писателей

- участие в конкурсах по творчеству северных писателей

- изготовление макетов, рисунков по сюжетам литературных произведений

- участие в литературных чтениях, проводимых детскими библиотеками города.

2.3. Историческое краеведение.

За основу изучения истории края на уроках истории России в рамках учебного времени взят региональный компонент государственного стандарта (авторы: Агурьянова Л.С.,Брюхов К.Н.,Горбунов А.В. и др.), ( см.сб. «Региональный компонент государственного стандарта общего образования по архангельской области», Архангельск, 2006г.)


Для проведения внеклассной работы по предмету используются программы экскурсий, интерактивных занятий, мастерских, лекций, занятий в игровой форме, фольклорных праздников, выездных экскурсий и занятий, факультативов, разработанных музейным объединением Архангельска и области. (Музей ИЗО, музей Плотниковой, особнячок на Набережной, музей Писахова, Краеведческий музей, Музей Борисова, Морской музей, Музей Малые Карелы и др. культурные учреждения области.)


Изучение истории края направлено на реализацию следующих целей:

1. освоение знаний о важнейших событиях в истории края в их взаимосвязи с историей страны;

2. развитие способности понимать историческую действительность, определять свое отношение к фактам реальной истории края;

3. овладение методами научного познания, формирование умения работать с различными источниками информации регионального содержания;

4. применение представлений и знаний о социальных нормах и ценностях, сложившихся исторически, для жизни в современном обществе;

5. воспитание толерантного отношения к представителям других наций и культур;

6.воспитание уважения к культурным и историческим памятникам края, мотивации на сознательное сохранение исторического наследия;

7. формирование устойчивого интереса к изучению истоков своего народа;

8. воспитание готовности представлять и пропагандировать историю и культуру Севера.


В соответствии с целями учителями – предметниками составляется тематическое планирование, где определяются уроки или фрагменты уроков с включением тем ( вопросов) по региональному компоненту.(см. Приложения ).


Формы работы по изучению краеведческого материала предполагают проведение:

- экскурсий на материале экспозиций музеев;

- выездных лекций (проводят научные сотрудники музеев с использованием раздаточного материала);

- экскурсий в музейные комплексы (Малые Карелы, с. Ломоносово и др.)

- интерактивных занятий;

- исследовательской работы;

- факультативов по различным направлениям (по программам, предложенным музеями);

- праздников и игровых занятий и т.д.


2.4. Обществоведческое краеведение.

Для реализации курса в рамках уроков используется региональный компонент государственного стандарта ( составитель Новгородцева С.Г.),( см.сб. « Региональный компонент государственного стандарта общего образования Архангельской области», Архангельск, 2006г.).


Программа предполагает реализацию следующих целей;

1. развитие духовной, правовой и политической культуры личности, социального поведения, способности к самореализации через процессы, происходящие в развитии общества в регионе;

2. воспитание гражданской ответственности, толерантности, гуманности приверженности ценностям, выработанным в обществе;

3. овладение умением получать и осмысливать информацию и анализировать ее, соотносить региональные события с общероссийскими;

4. формирование опыта применения полученных знаний и навыков для реализации их в практической деятельности;

5. формирование четкой гражданской позиции в отношении развития региона;

6. воспитание чувства ответственности за судьбу края, мотивации на активную позицию в деле преобразований в регионе;

7. формирование устойчивого стремления к личному участию в судьбе города, активной жизненной позиции.


Рекомендуемые для изучения в рамках учебной программы темы учителями включаются в уроки и соответствующие темы в тематическое планирование .


Во внеклассной деятельности классными руководителями проводятся мероприятия в следующих формах:

- встречи с представителями местных органов самоуправления;

- участие в школьных, окружных, городских общественных акциях;

- участие в городских конкурсах;

- проведение встреч и мероприятий с иностранными сверстниками;

- проведение классных часов на политические и правовые темы


2.5. Экономическое краеведение.


Программа изучения вопросов экономики составлена на основании регионального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования ( авторы- составители Катинова Н.Б., Вощикова З.С.).


Ее реализация в рамках программы по экономике на уроках в 10 – 11 классах предполагает достижение следующих целей:


- формирование базового уровня экономической грамотности, необходимой для ориентации в повседневной экономической жизни региона

- адаптация учащихся к изменениям, происходящим в жизни области под влиянием экономических процессов в стране, через различные источники региональной информации

- развитие экономического мышления, потребности в экономических знаниях, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций

- формирование представления о развитии бизнеса и предпринимательства в регионе, профориентационная направленность получаемых знаний о банковском деле, маркетинге, менеджменте, рынке ценных бумаг, малом и среднем бизнесе региона

- выработка практических навыков принятия экономических решений как в личной, так и общественной жизни

- ориентация на самообразование и развитие собственной личности, умение максимально эффективно использовать свои возможности при выборе вариантов продолжения образования и будущей профессии

- формирование представления о современном рынке труда, о ситуации на нем в регионе, городе

- формирование у учащихся ключевых компетенций, позволяющих успешно ориентироваться в экономической среде

- способствовать усвоению типичных экономических ролей, необходимых для осуществления производственной и семейно – бытовой жизнедеятельности (роли потребителя, работника, налогоплательщика, предпринимателя и пр.).

- сформировать практические навыки по составлению семейного бюджета, защите своих прав, сопоставлении своих потребностей и трудовых ресурсов и т.д.

- обучение приемам грамотного взаимодействия с местной властью и другими гражданами в процессе экономической деятельности.


Деятельностный характер образования достигается через активные формы проведения уроков. Предлагаемые варианты организации занятий:

- работа с источниками экономической информации

- работа с различными источниками и формирование на основе сопоставления данных оценочных суждений и собственного мнения

- экономический анализ общественной ситуации в регионе

- решение задач, раскрывающих типичные экономические ситуации

- участие в обучающих играх и тренингах, моделирование ситуаций из реальной жизни города, региона

- написание творческих работ

- проведение исследований для последующего изучения какой-либо экономической проблемы в регионе, городе и нахождения возможных путей ее решения

- посещение центра занятости населения, изучение регионального рынка труда

- прохождение психологических тестов на предмет выбора профессии и адаптации в социуме.

2.6 Биолого-экологическое краеведение

Настоящая программа сориентирована на Региональный компонент государственного стандарта основного общего( полного) образования (сост. Лавринова А.П.,Баталов А.Е.,

Лукина С.Ф. и др.).


Программа предусматривает реализацию следующих целей:


- освоение знаний о живой природе Архангельской области, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов Севера, роли биологической науки в лесопользовании, сельском хозяйстве, освоении месторождений полезных ископаемых

- получение учащимися представления о многообразии и особенностях биосистем Архангельской области

- знакомство с выдающимися биологическими открытиями и исследованиями ученых Архангельской области

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений в природе Архангельской области, проводить наблюдения за состоянием основных живых систем региона

- воспитание позитивного ценностного отношения к природе Севера

- использование в повседневной жизни приобретенных знаний и умений для сохранения собственного здоровья и поддержания экологии региона

формирование устойчивой жизненной позиции, убежденности в необходимости охраны и бережного отношения к окружающей среде

- формирование экологической культуры.


На уроках возможно использование следующих форм деятельности:


- лабораторные работы по изучению строения живых организмов на местном материале

- фенологические наблюдения с последующим описанием и обобщением полученных результатов

- экскурсии в Архангельский краеведческий музей (отдел природы)

- экскурсии в Морфологический музей СГМУ, на АЦБК, предприятия оборонного комплекса

( Плесецкий космодром, Северодвинск)

-ведение дневников наблюдений

- проведение исследовательско – экспериментальной работы на местном материале

- составление проектов, моделей

- работа с региональными источниками информации

- подготовка учащимися докладов, сообщений

2.7. Туристическое краеведение *

Если в школе существует туристический кружок, его программу можно включить в интегрированный курс, т.к. туристическая работа осуществляется в рамках региональной среды обитания детей. Формы работы могут применяться различные, в зависимости от целей и возможностей работы (походы по родному краю, участие в туристско – краеведческих конкурсах, слетах, т.д)





2.8. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.


образование

воспитание


краеведческий

аспект:

географическое

краеведение

знания:

особенностей природы Архангельской области на основе взаимодействия основных компонентов природы

жизнь и деятельность ученых-географов

умения и навыки:

работа с картами крупных масштабов,

составление графиков, диаграмм, таблиц

наблюдение за явлениями природы

составление описаний по плану

составление рефератов, докладов, сообщений, кратких справок.


формирование любви к своей «малой Родине»: к природе родного края, бережного отношения ко всем видам ценностей

формирование патриотических чувств, уважения к Героям земли Архангельской


литературное

краеведение

знания:

жизнь и деятельность выдающихся писателей, поэтов , родившихся и творивших на северной земле,

произведения, созданные в Архангельском крае

умения:

составлять сообщения и доклады о знаменитых людях

производить разбор и анализ лит.-худ. произвед.


формирование патриотических чувств гордости за свой родной край

историческое краеведение

знания:

основы понимания истории как закономерного процесса, имеющего культурно-хронологическую специфику

умения:

работать с учебной и справочной литературой

«строить» свою родословную


уважение к своему историческому прошлому

стремление сохранить памятники истории и культуры

чувство патриотизма.

стремление к самостоятельному поиску решения вопросов


эколого-химическое краеведение

знания:

об экосистеме организации природы Земли на примере родного края

об основах химических производств и их влиянии на природу Земли и негативном воздействии

хим. веществ и особенно бытовой химии на живые организмы

умения:

составлять характеристики растительных сообществ

наблюдать за состоянием окружающей среды

целевой, причинный и вероятностный анализ экологической ситуации

вести опытно-экспериментальную работу по изучению качества среды


воспитание потребностей /мотивов, побуждений/ поведения и деятельности направленной на улучшение состояния окружающей среды

развитие исследовательских способностей для проявления творческой индивидуальности,

убеждения в возможности решения экологических проблем и личного участия в практических делах по защите окружающей среды

нравственный аспект

знания о личностных качествах и характере учащегося

знания о правилах этикета, хороших манер, ответственности за правонарушения

знания о тверских православных святынях,

местных традициях, обычаях, праздниках,

составление описания памятников архитектуры культового назначения

формирование нравственной позиции и чувства собственного достоинства,

самоутверждение личности,

формирование положительной Я-концепции,

развитие волевых качеств, планирование работы, развитие взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи, умение работать в коллективе,

выработка собственной жизненной позиции ,

развитие исторической памяти и укорененности на родной земле

эстетический аспект

выработка правильного суждения в оценке прекрасного

развитие художественных способностей детей

приобщение к художественному творчеству

замечать, понимать и ценить красоту природы, искусства

развитие наблюдательности, мышления и литературной речи,

умение составлять сочинения


формирование гуманных способов взаимодействия с окружающей средой,

красочное оформление работ,

ограничение своих желаний ,умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях

физический аспект

знание правил и норм спортивной этики

развитие чувства ритма

совершенствование опорно-двигательных умений и навыков


воспитание волевых качеств личности

трудовой аспект

сезонный характер полевых работ,

овладение основами политехнических знаний и умений


ответственное отношение к делам,

желание участвовать в трудовых делах, коллективных праздниках,

развивать волевые качества,

умение работать в коллективе




  1. ЕДИНАЯ СЕТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА ДЛЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА.


Данная форма составляется классным руководителем как перспективная программа работы с классом на 5 лет и включает как общешкольные мероприятия, так и региональную составляющую внеклассных мероприятий, связанных с историей родного края.


месяц

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Сентябрь






Октябрь






Ноябрь






Декабрь






Январь






Февраль






Март






Апрель






Май







Данное планирование облегчает составление анализа работы классного руководителя по изучению родного края. Возможная схема составления отчета:


Месяц

Проведенные мероприятия




















Данная форма позволяет корректировать программу, переносить мероприятия, разнообразить

работу, выстроить систему работы по указанному направлению, тем самым решая образовательные

и воспитательные задачи в работе с детьми.


    1. 4. Внутренняя и внешняя среда общения

Воспитательным пространством является Архангельская область с ее уникальными природными объектами: Пинежские пещеры, Кейнозерский заповедник, Соловецкие острова, остров Мудьюг, Водлозёрский национальный парк,святые источники в Куртяево, Голубино, Туровец и др., памятниками архитектуры( Гостиные дворы, Марфин дом, Музей деревянного зодчества Малые Корелы, Каргополье, пр.), местами жизни и творчества выдающихся людей России ( Ломоносов, Писахов, Личутин, Шергин, Рубцов,Борисов, Коковин, Амосов, Гемп) .

Для расширения воспитательного пространства используются экскурсии в города и населенные пункты, имеющие многовековую историю духовности и культуры: Каргополь, Ломоносово, Веркола, Сольвычегодск и др.

Проводя знакомство учащихся с объектами окружающей среды концентрически, выбирая доступные для восприятия объекты, постепенно расширяя знания о них, раздвигаются горизонты жизненного пространства.

5. Модель выпускника.


Выпускник должен обладать всеми общеучебными умениями и навыками, предусмотренными государственным стандартом образования.

  1. учебно-организационными умениями и навыками:

  • ставить учебную задачу

  • планировать свою деятельность

  • рационально выполнять задание

  • руководить работой группы

  • осуществлять контроль за работой группы

  • осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы.

  1. учебно-интеллектуальными умениями и навыками:

  • уметь логически мыслить, сравнивать, классифицировать материал

  • уметь обобщать и анализировать данные

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи

  1. учебно-информационными умениями и навыками:

  • работать с учебной и справочной литературой

  • высказываться в виде рассказа, сообщения, доклада

  • уметь разбирать и анализировать художественные произведения.

Выпускник должен быть человеком, способным самоопределяться по отношению к окружающей его действительности, осознающим необходимость сохранения всего живого и неживого на Земле.

В то же время это российский человек, знающий свою родословную, понимающий уникальность земли, на которой он живет, чтущий обычаи и традиции предков, в дальнейшем умеющий вести хозяйство экономически и экологически грамотно, осуществляя совместную деятельность с другими лицами.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Программа интеграции основного и дополнительного образования и воспитания на основе краеведения отвечает основной цели общеобразовательной школы: формирование всесторонне и гармонично развитой личности на основе интеллектуального, нравственно-патриотического, коммуникативного, эстетического, физического, трудового потенциала личности и позволяет решать такие актуальные проблемы как:

  • воспитание развитой, образованной и самостоятельной личности

  • формирование условий для проявления и развития творческой индивидуальности и потенциала, исследовательских способностей учащихся

  • актуализация общечеловеческих ценностей с акцентом значимости малой родины в истории Отечества

  • повышение познавательной, творческой активности и мотивации обучения учащихся

  • реализация принципа индивидуальности,

  • улучшение психологического климата детского коллектива

Ожидаемым результатом реализации программы является:

  • повышение интереса учащихся к урокам географии, истории, литературы, биологии, химии

  • развитие учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных умений и навыков учащихся

  • формирование личности с самосознанием патриота своей Родины

  • профориентация на естественно-научный и гуманитарный профиль.

Программа концентрически расширяет сферу функционирования образовательно-воспитательного пространства, повышает мотивацию обучения, способствует развитию творческого потенциала личности ребенка.



12


Интегрированный курс образования и воспитания на основе краеведения
  • Классному руководителю
Описание:

Программа  рекомендована для работы классного руководителя. Позволяет организовать систематическую работу по воспитанию учащихся на основе краеведческого материала, т.к. на уроках не всегда целостно и в полном объеме изучается региональный компонент. Составляется на перспективу (с 5 по 9 класс). Объединяет региональные составляющие по учебным школьным предметам. Предполагает применение различных форм проведения занятий исотрудничество с культурными учреждениями города и области. А также позволяет сочететь краеведческую и туристическую работу.

Автор Тихонова Елена Андреевна
Дата добавления 29.03.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Планирования
Просмотров 458
Номер материала 58829
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓