Главная / Химия / Интегрированный конкурс (химия-математика) к юбилею М. В. Ломоносова.

Интегрированный конкурс (химия-математика) к юбилею М. В. Ломоносова.

Интегрированный конкурс: «Закон сохранения массы веществ:

экспериментальное подтверждение и

математическое обоснование».


10 класс.

Цель: развитие познавательной активности учащихся, их умений сравнивать, анализировать, со

поставлять, расширить знания школьников об одном из основных законов химии – Законе

сохранения массы веществ, воспитание чувства

товарищества, ответственности за команду; сплочение и единство коллектива.


Оборудование: портрет М. В. Ломоносова, плакаты с тематикой о М. В. Ломоносове и его науч

ных открытиях, презентация «М. В. Ломоносов – гражданин и учёный», музыкаль

ное сопровождение.


Участники: ученик в костюме М. В. Ломоносова; чтецы: три ученика; жюри: три человека; две

команды по три человека; болельщики двух команд; ведущие: учителя-предметники.


Ход мероприятия:

Звучит музыка, на экране показ презентации «М. В. Ломоносов – учёный и гражданин», под это сопровождение участники читают стихи о М. В. Ломоносове:


  1. Куда бежать от сплетен и доносов!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду.


  1. Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.


  1. Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И смёткою монахов удивлял?


  1. Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем Родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?


  1. Не он ли дал Российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?


  1. В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой.

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.


Вступительное слово ведущего:

19 ноября 2011 года мы отметили 300-летие со дня рождения удивительного человека и учёного М. В. Ломоносова. Не хватает слов, чтобы охарактеризовать его уникальность и гениаль


ность; восхищения его величайшим открытиям, опережающих науку на сто лет. И сегодняшнее наше интегрированное мероприятие посвящено этому великому учёному и одному из его открытий – закону сохранения массы веществ.

Продолжает ученик в образе М. В. Ломоносова:


Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странах не помеха…


Продолжает ведущий:


Наше мероприятие – конкурс. Конкурс и для команд и для болельщиков, которые своими ответа ми будут помогать командам. И так команды в сборе, жюри на месте, болельщики волнуются… Вот с них и начнём.


Конкурс-разминка для болельщиков:


1. Где родился Михайло Ломоносов?

дер. Мишанинская Холмогорского уезда Архангельской губернии.


2. Куда удалось поступить учится, этому талантливому крестьянскому сыну в Москве?

В Славянско-греко-латинскую академию.


3. Назовите науки, в которых М. В. Ломоносов совершил открытия?

Физика, химия, математика, астрономия, геология и минералогия,

география, история литература и языкознание, изобразительное искусство.


4. Основатель, какого учебного заведения является М. В. Ломоносов?

Московского университета. 1января 1755 году – учреждение Университета в Москве;

25 января 1755 году – подписан «Указ об учреждении в Москве университета».


5. Какой научный труд М. В. Ломоносова объединяет математику и химию?

«Математическая химия».


6. Назовите изобретение М. В. Ломоносова, предшественницы современных приборов для ночных

наблюдений.

«Ночезрительная труба».


Продолжает ведущий:

Думаю, команды уже морально и интеллектуально подготовились к своим испытанием, предоставим им слово.

  1. Представление команд: костюмы, название, девиз и эмблема.

Представление команд жюри оценивает по пятибалльной системе.

Жюри подводит итоги конкурса болельщиков: один правильный ответ – один балл ( иск лючение вопрос «3»: каждая наука – балл) и представление команд. Оглашаются итоги. И далее продолжает ведущий:


И так мы увидели лицо каждой команды, а теперь уважаемые болельщики ваш выбор: какой команде вы отдадите свои баллы?


Жюри подсчитывают баллы вновь и озвучивают сумму баллов каждой команды. Продолжает ведущий:


Основным законом в химии, открытый М. В. Ломоносовым, является закон сохранение массы вещества. О нём и пойдет речь.


2. Экспериментальное подтверждение и математическое обоснование:

часть I:

учитель химии проводит химический эксперимент в специализированном приборе:

NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O.

40 + 63 85 + 18

103 = 103

Весы в равновесии. Затем учитель математики предлагает обосновать закон математически

члены команд подсчитывают молекулярную массу веществ и устанавливают равенство.

Закон подтверждён и математически обоснован.

Балл получает та команда, которая первая и правильно выполнила расчёты.


часть II:

учитель химии проводит второй эксперимент:

Na2SO4 + Ba(NO3)2 = BaSO4 + NaNO3.

142 + 261 233 + 85

403 318

Учитель математики предлагает командам математически обосновать.

Весы в равновесии, но равенства математического нет!!!

Команды устанавливают причину и её устраняют.

В случае затруднения помогают болельщики.

Ошибка устранена.

Балл получает команда первая математически обосновавшая опыт и устранившая ошибку.

часть III:

учитель химии выполняет третий химический эксперимент ( при открытом приборе):

CaCO3 + H2SO4 = CaSO4 + H2CO3

100 + 98 136 + 62

198 = 198

Учитель математики предлагает математически обосновать выполненный эксперимент.

Математически эксперимент обоснован, а равенство весов нарушено.

Команды устанавливают причину противоречия.

В случае затруднения помогают болельщики.

Балл получает команда первая, подсчитавшая массы и установившая причину экспериментального нарушения.

Жюри подсчитывает количество баллов за данную часть конкурса, а в это время вновь проводится конкурс с болельщиками:


1. Когда был открыт закон М. В. Ломоносовым?

1748 году.


2. Его современная формулировка?

Масса веществ, вступивших в реакцию равна

массе веществ образовавшихся в результате неё.


3. А как звучит историческая формулировка?

Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния,

что сколько чего у одного тела отнимется,

столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько

материи, то умножится в другом месте.


4. В чем состоит значение этого закона?

Составление уравнений химических реакций.


Каждый правильный ответ на вопрос: «1» и «2» – один балл, «3» - 5 баллов, «4» - 3 балла.

Болельщики своими баллами помогают командам.

Жюри суммируют баллы и называют команду победительницу.

Ведущие ещё раз отмечают важность проведённого мероприятия, которое заканчивается выступлением ученика в образе М. В. Ломоносова:


О вы которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Рефлексия:

ведущий интересуется:

  • понравилось ли школьникам мероприятие;

  • что нового они узнали;

  • какое значение на их взгляд имеют подобные мероприятия,

  • чему они научились в ходе проведённого мероприятия.
















  1. Куда бежать от сплетен и доносов!

В просторных залах смрадно, как в аду!

И вот опять Михайло Ломоносов

Шумит в академическом саду.

____________________________________________________________________________________


  1. Строптивый сын архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов

И песни, что певали рыбаки.

____________________________________________________________________________________


  1. Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И смёткою монахов удивлял?

____________________________________________________________________________________


  1. Поднявшись вне параграфов и правил,

Везде дыханьем Родины храним,

Не он ли в старом Марбурге заставил

Немецких буршей трепетать пред ним?

____________________________________________________________________________________


  1. Не он ли дал Российской музе крылья,

Нашёл слова, звучащие, как медь!

Доколе ж иноземное засилье

Придётся в Академии терпеть?

____________________________________________________________________________________


  1. В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой.

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

____________________________________________________________________________________


М. В. Ломоносов:

Начало:

Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странах не помеха…


Завершение мероприятия:

О вы которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Интегрированный конкурс (химия-математика) к юбилею М. В. Ломоносова.
  • Химия
Описание:

   Коспект конкурса посвященного к юбилею М. В. Ломоносова и его важному открытию "Закон сохранения массы веществ".

   Можно этот конкурс приурочить и при проведении предметной недели (немного переработать) по химии и не только для десятого класса.

   В конкурсе сочетается и литературнр-музыкальная композиция, и конкурс-разминка для команд, и собственно конкурс, конкурс для болельщиков (когда подводятся итоги) и рефлексия.

   Надеюсь кому-то из коллег моя разработка понравится и будет использована в практике. Желаю удачи и успехов. 

Автор Полковникова Марина Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 354
Номер материала 43942
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓