Главная / География / Интегрированный урок по географии и литературе

Интегрированный урок по географии и литературе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №493 Кировского района Санкт-Петербурга



Интегрированный урок литературы и географии

в 9 классе

Тема: «Знакомство с народами Северного Кавказа через произведения русской классической литературы и источники географической информации».





Авторы:

учитель русского языка и литературы

Лебедева Светлана Васильевна,

учитель географии Герасимова Ольга

Александровна.


2012 год


1.1. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №493 Кировского района Санкт-Петербурга


1.2. Лебедева Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы

Герасимова Ольга Александровна, учитель географии

1.4. Тема: «Знакомство с народами Северного Кавказа через произведения русской классической литературы и источники географической информации».

9 класс (общеобразовательный)

Программы общеобразовательных учреждений

Литература 5-11классы (Базовый уровень), 10-11 (Профильный уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, 9-е издание, Москва “Просвещение”, 2007. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников “Полярная звезда” 5-9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, Москва Просвещение 2011.

1.5. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, литература 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в
двух частях. Москва “Просвещение”, 2009.
География .Россия. 9 класс ( серия “Полярная звезда”) А.И. Алексеев, Москва Просвещение,






















Тема урока :

«Знакомство с народами Северного Кавказа через произведения русской классической литературы и источники географической информации».


Цели урока .


  1. Познакомиться с разнообразием народов Северного Кавказа.

  2. Обосновать взаимосвязь исторического и природного факторов в формировании населения Кавказа.

  3. На примерах произведений русской классической литературы воспитывать уважение к народам России.

  4. Совершенствовать умения анализа отрывков из литературных произведений , находить средства выразительности.

  5. Совершенствовать навык составления опорного конспекта.

  6. Развивать речь учащихся, память, внимание, обогащать словарный запас.

  7. Развивать творческий потенциал, умение сотрудничать.



Ход урока.


  1. Организационный момент.


    1. Вступление.


Чтение стихотворения С.А. Есенина.


Издревле русский наш Парнас

Тянуло к незнакомым странам,

И больше всех лишь ты, Кавказ,

Звенел загадочным туманом.


Здесь Пушкин в чувственном огне

Слагал душой своей опальной

«Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной».


И Лермонтов, тоску леча,

Нам рассказал про Азамата,

Как он за лошадь Казбича

Давал сестру заместо злата.


Прости, Кавказ, что я о них

Тебе напомнил ненароком,

Ты научил мой русский стих

Кизиловым струиться соком.




  • Какова тема данного стихотворения?


3. Сообщение темы и целей урока.


  • Тема нашего урока литературы и географии: «Знакомство с народами Северного Кавказа через произведения русской классической литературы и источники географической информации».

  • Запишем тему и эпиграф к уроку

«Законы горцам горы пишут ,

И тем мудрей, чем горы выше».

В. Дроздовская

Цели урока.

  • « Сегодня мы познакомимся с народами Северного Кавказа и вспомним русских поэтов и писателей , чья жизнь и творчество связано с Кавказом.


    1. Работа по теме урока.


  1. - Урок мы начали со стихотворения С.А.Есенина.

Последние два года жизни Есенин прошли в постоянных разъездах : скрываться от судебного преследования он трижды совершал путешествие на Кавказ.


      • Кого же из поэтов и писателей вспоминает поэт в своем стихотворении?

      • Какие ассоциации возникают у вас при слове Кавказ?

      • Запишите: «Кавказ» и свои ассоциации.

      • Прочитайте.



    1. – Послушайте, каким представляют Кавказ великие поэты и писатели.


Жизнь А.С. Пушкина и его творчество тесно связаны с Северным Кавказом. Великий русский поэт, по существу, первым в русской поэзии открыл Кавказскую тему не по книгам и чужим рассказам, а по собственным впечатлениям от посещения этих мест.

« С легкой руки Пушкина, - писал Белинский, - Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний! Муза Пушкина как бы осветила давно уже на деле существовавшее родство России с этим краем, купленным драгоценною кровью сынов её и подвигам её героев. И Кавказ — эта колыбель поэзии Пушкина — сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова».

Именно Пушкин является первооткрывателем Кавказа в литературе.

Как известно, Пушкин был на Кавказе два раза: первый раз в июне — августе 1820 года в Пятигорске, Кисловодске и других поселениях Кавказских Минеральных вод. Поэт находился в то время в южной ссылке, и вместе с Раевским ему было разрешено поехать на юг для лечения.

Второй раз в 1829 году из Северного Кавказа по Военно-Грузинской дороге перешел в Грузию.

Впечатления от поездок нашли глубокое отражение в творчестве Пушкина. Величественная природа этих мест, быт и нравы горских народов вдохновили на создание поэм: « Кавказский пленник», «Тазит», свыше десятков шедевров его лирики посвящены кавказской теме.

Кавказские горы для Пушкина — это «великолепная цепь, ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными...».

Кавказ поразил поэта величием, первозданной красотой. Здесь он увидел простых, гордых, сильных духом людей.



  1. - Послушайте, каким представлял Кавказ другой великий поэт и писатель.

« Синие горы Кавказа, приветствую вас!..»

- Кто автор этого произведения?

- Почему творчество Лермонтова связано с Кавказом?


  1. Демонстрация слайдов «картины природы Северного Кавказа» с одновременным чтением поэтических описаний Кавказских гор и Эльбруса.


- А сейчас посмотрите на картины природы Северного Кавказа и послушайте стихотворения, описывающие красоту природы.

- Показ картин, чтение стихов учащимся.

- Стихи великих поэтов лежат у вас на парте.

- Выпишите слова и словосочетания, которые привлекли ваше внимание при описании Кавказа.

Кавказ в представлении великих поэтов и писателей.

- Прочитайте.

- Допишите.

- Какие средства выразительности используются в данных произведениях?

- Для чего они служат?



  1. - Лермонтов и Кавказ.


- Мы с вами закончили разговор о природе Кавказа строками из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кавказ», который с детских лет горячо его полюбил. В 1830 году в одной из своих тетрадок он запишет: «Горы Кавказские для меня священны».

Впервые он побывал на Кавказе в 1825 году в раннем детстве. Юный Лермонтов черкесов в лохматых бурках и шапках, скачки джигитов, слышал городские легенды и песни. Белинский писал, что Кавказ стал «его поэтической родиной, пламенно любимой им», что «на недоступных вершинах Кавказа, венчанных вечным снегом, находит свой Парнас: в его свирепом Тереке, в его горных потоках, в его целебных источниках».

Все в этом крае было необыкновенно: обычаи, нравы, характеры горцев и русских казаков, солдат и офицеров, на которых наложили отпечаток кавказская жизнь и законы долголетней войны.

Узнав Кавказ ещё в детстве, Лермонтов глубже вникал в исторические судьбы кавказских народов, все больше интересовался их культурой.

Мы знаем, что Лермонтов окончил Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В конце 1834 года был произведен в корнеты гусарского полка, который размещался в Царском Селе.

За написание «непозволительных стихов» («Смерть поэта» - о гибели А.С. Пушкина) Лермонтова перевели в Нижегородский драгунский полк, который стоял недалеко от Тифлиса и участвовал в войне с горцами. На Кавказе Лермонтов, по его словам «находился в беспрерывном странствии, то на перекладной, то верхом..., изъездил линию всю вдоль от Кизляра до Тамани; переехал горы...; ночевал в чистом поле, засыпая под крик шакалов...»

Разнообразные впечатления имели большое значение для творческого роста поэта и позднее нашли отражение в поэмах «Мцыри», «Демон» и в романе «Герой нашего времени». События, связанные с жизнью Печорина, развиваются на Кавказе.


    1. - Сообщения учеников


«Герой нашего времени»

  • «Мне как-то случилось прожить две недели в казачьей станице на левом фланге»,- так начинается повесть Лермонтова «Фаталист». Действие «Белы» происходит за Тереком.

  • Историческая справка.

      1. - Работа с учебником.


Чтение текста о казаках.


      1. - Чтение отрывка из повести Л.Н.Толстого «Казаки».

  • Чтобы представить себе быт гребенской казачьей станицы, надо прочитать повесть Л.Н.Толстого «Казаки».

  • Но какова же история создания повести «Казаки»?

  • Почему Л.Н.Толстой обратился к теме казачества?

  • Послушайте.

Л.Н.Толстой в юности испытал много душевных трудностей. Он в меру своих ещё наивных представлений о крестьянине пытался как-то изменить народную жизнь, но убедился, что на пути бесконечных возможностей морального роста, данных человеку, «положен ужасный тормоз — любовь к себе или скорее память о себе, которая производит бессилие. Но как только человек вырвется из этого тормоза, он получает всемогущество».

Преодолеть, изжить этот «тормоз» в юношеские годы было очень трудно. Толстой мечется, впадает в крайности. Потерпев неудачу в хозяйственных преобразованиях, он едет в Петербург, успешно сдаёт два кандидатских экзамена на юридическом факультете университета, но бросает начатое. В 1850 году определяется на службу в канцелярию Тульского губернского правления, но служба тоже не удовлетворяет его. Летом 1851 года переезжает в отпуск с офицерской службы на Кавказе его брат Николай и решает разом избавить Льва Николаевича от душевного смятения, круто переменив его жизнь. Он берет Толстого с собою на Кавказ.

Братья прибыли в станицу Старогладковскую, где Толстой впервые столкнулся с миром вольного казачества, заворожившем и покорившем его. Казачья станица, не знавшая крепостного права, жила полноправной общинной жизнью, напоминавшей Толстому его детский идеал «муравейного братства». Он восхищался гордыми и независимыми характерами казаков. Замысел повести «Казаки» возник и созрел на Кавказе.

  • Прочитайте отрывок из повести Л.Н.Толстого «Казаки».

  • Запишите, каким был представлен быт казачьей станицы.

  • Прочитайте.

    1. Народы Кавказа.


      • На Северном Кавказе живут более сорока народов. Большинство населения составляют народы кавказской языковой семьи.

      1. Работа с картой «Народы России».


  • Определение народов, принадлежавших к кавказской языковой семьи.

      1. Сообщение ученика.


«Дагестан».


        1. Портрет горца.


      • Мы узнали, что языки народов абсолютно различны, тем не менее всем кавказцам присущи весьма специфические психологические и поведенческие особенности. Поэтому кавказцы за приделами своего региона воспринимаются как нечто единое. Суровая и прекрасная природа Кавказских гор сформировала облик горских народов.

      • Послушайте стихотворные отрывки, рисующие портрет горца из произведений А.С.Пушкина «Кавказский пленник» и М.Ю. Лермонтова «Измаил-Бей».

      • Запишите, каким представляют горцы Пушкин и Лермонтов.

      • Прочитайте.

      • Какие устаревшие слова встретились в описаниях?

      • Что они обозначают?

      • Проверьте лексическое значение этих слов по словарю.


          1. Презентация.

Занятия горцев.


            1. Жилище горцев — сакля.


            • В поэме «Аул Бастунджи» Лермонтов описывает саклю так:

Была их сакля меньше всех других,

И с плоской кровли моих висел зеленый.

Рядком блистали на стенах простых

Аркан, седло с насечкой вороненой,

Два башлыка, две шашки боевых,

Да два ружья, которых ствол граненый.

Едва прикрытый шерстяным чехлом,

Был закопчен в дыму пороховом.


                  • Запишите, какой представлял саклю М.Ю. Лермонтов.

                  • Прочитайте.



  • У местных горцев издавна сложился своеобразный тип поселка — аул. Аулы разбросаны по склонам гор, горным плато и длинам рек. Беленые сакли с глинобитными или из саманного кирпича стенами, словно ласточкины гнезда, располагаются как бы амфитеатром на склонах гор. Они виснут этажами одна над другой. Плоские крыши нижних жилищ служат подножием для верхних. Их маленькие окна напоминают бойницы древних крепостей. На случай военной опасности в аулах сооружали башни- убежища. Теперь аулы перепланированы. В них появились современные дома, школы, больницы. Многие горцы переселились к подножию гор на равнину.


      1. Обычаи народов Северного Кавказа.


    • У народов Северного Кавказа есть обычай делать надписи на дверях и воротах, вот некоторые из них.

    • Инсценирование.

- Прохожий, не стучи, хозяев не буди,

Со злом пришел — уйди, с добром пришел — входи.

Стучите ночью и средь бела дня:

Стук гостя — это песня для меня.


- Мне с детства знакома картина,

Живет и поныне она:

В седле восседает мужчина,

А сзади плетется жена.

Спросил я однажды такого:

«Далеко ль отправился, Рду?»

«Жена, дорогой, нездорова.

Вот видишь, в больницу везу...»

Р. Гамзатов.


        • Эти строки можно не комментировать.

        • Но есть и такой обычай:

В горах джигиты ссорились бывало.

Но женщина спешила к ним и вдруг

Платок мужчинам под ноги бросала.

И падало оружие из рук.

Р. Гамзатов.


      1. Война.


Жизнь горцев во всем мире отличается большой изолированностью родов и общин, вольнолюбием и воинственностью. Рабство и крепостничество не способны привиться в горных общинах, где каждый мужчина — воин.


Письмо с Кавказской войны.

Я прочитаю вам одно письмо, написанное с Кавказской войны.

« У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось шесть часов кряду. Нас было 2000 пехоты, а их до 6 тысяч; и все время дрались штыками.

У нас было убито 30 офицеров и до 300 рядовых, а их 600 тел осталось на месте — и кажется, хорошо! - вообразил себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью».

  • Эти страшные строки написал участник войны М.Ю. Лермонтов.

Это письмо было написано во время второй ссылки на Кавказ за дуэль с сыном французского посла де Барантом. Поэт защищал честь русского офицера, тем не менее его признали виновным и предали военному суду. По указанию царя Лермонтова перевели в пехотный полк, который стоял на Кавказе и готовился к военным действиям. Поэта посылали почти на верную гибель.

Летом и осенью 1840 года Лермонтов участвует в кровопролитных боях. «Он был отчаянно храбр, удивляя своей удалью даже старых кавказских джигитов», - рассказывает сослуживец поэта. Солдаты любили своего храброго поручика, который был вместе с ними в жарких делах, спал в общей палатке на привале. В короткие перерывы между ожесточенными боями и изнурительными переходами поэт создает несколько превосходных стихотворений и в их числе «я к вам пишу случайно, право...» , посвященное Вареньке Лопухиной. Впервые в русской литературе война предстала в своем истинном неприкрашенном виде. Поэт рисует войну как явление противоестественное, в основе своей античеловечное.

Бой длился. Резались жестоко.

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили...

Но у стихотворения есть и другое название «Валерик».

… я спросил,

Как месту этому название?

Он отвечал мне: «Валерик»,

А перевесть на ваш язык,

Так будет речка смерти.

Справка: Валерик — приток реки Сунжи. Название происходит от чеченского слова «валлариг»- мертвый. Поэтому Лермонтов и называет Валерик «речкой смерти».

17. Национальные республики Северного Кавказа.

  • Сообщение ученика с одновременным показом объектов на настенной карте.

  • На Северном Кавказе 7 национальных республик.

    1. Дагестан, столица Махачкала

    2. Чеченская республика, столица Грозный

    3. Северная Осетия, столица Владикавказ

    4. Ингушетия, столица Назрань

    5. Адыгея, столица Майкоп

    6. Кабардино-Балкария, столица Нальчик

    7. Карачаево-Черкесская, столица Черкесск.


      • История возникновения городов, ставших их столицами.


18. Анализ таблицы « Национальный состав республик Северного Кавказа».


19. Великие реформы 19 века.


- Реформы 60-70 годов 19 века.

- 60 -70 годы — демографический взрыв.

- В 80-е годы произошло усиление этнических элит во всех национальных образованиях. Не обошел этот процесс и Чечню.

Поднять чеченцев против России было не так и трудно. Генерал

Дудаев в октябре 1991 года провозгласил Чечню независимым государством. Война 1994-96 гг унесла много жизней. Кто был прав, кто виноват,- ответит история. Проблема Чеченской республики ещё не решена.

      • Но решение проблемы все же есть. Его мы найдем в стихотворении Лермонтова «Валерик».

Я думал: «Жалкий человек,

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один воюет он — зачем?

  1. Завершение урока.


    • Стихотворение, строки из которого мы взяли эпиграфом к уроку, заканчиваются такими словами:

Дорога ввысь

взимает плату-

Покуда не поможешь брату,

Никак не разойтись на ней.

Данный эпиграф этого урока ещё раз подтверждает то, что даже в самых многонациональных государствах проблема сосуществования разных народов должна решаться только мирным путем. Именно поэтому каждый житель страны должен с уважением относиться к культуре народов, населяющих территорию государства и уважать каждого человека.


    1. Итог урока.


    • С чего мы начали урок?

    • Менялось ли представление о Кавказе на протяжении урока?

    • Что интересно вы можете отметить для себя?

    • Какие выводы сделали?

    • На основе записей и знаний, полученных на уроке, напишите сочинение — миниатюру «Кавказ в моем представлении».

    • Чтение сочинений.

Библиография

1. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев

Литература 9 класс

Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях

Москва “Просвещение” 2009

2. И.В.Золотарева, О.Б.Беломестных, М.С. Корнеев

Поурочные разработки по литературе 9 класс

Москва “Вако” 2003

3. Стихотворения С.Есенина

4. А.С.Пушкин “Кавказский пленник”

5. А.С.Пушкин “Тазит”

6. М.Ю.Лермонтов “Кавказ”

7. М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени“

8. Л.Н.Толстой “Казаки“

9. М.Ю.Лермонтов “Измаил-Бей“

10. М.Ю.Лермонтов “Аул Бастунджи“

11. М.Ю.Лермонтов “Письмо с Кавказской Войны“

12. М.Ю.Лермонтов “Валерик“






Интегрированный урок по географии и литературе
  • География
Описание:

 

Тема урока :

 

«Знакомство с народами Северного Кавказа через произведения русской классической литературы и источники географической информации».

 

Цели урока .

 

  1. Познакомиться с разнообразием народов Северного Кавказа.
  2. Обосновать взаимосвязь исторического и природного факторов в формировании населения Кавказа.
  3. На примерах произведений русской классической литературы воспитывать уважение к народам России.
  4. Совершенствовать умения анализа отрывков из литературных произведений , находить средства выразительности.
  5. Совершенствовать навык составления опорного конспекта.
  6. Развивать речь учащихся, память, внимание, обогащать словарный запас.
  7. Развивать творческий потенциал, умение сотрудничать.
Автор Герасимова Ольга Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1232
Номер материала 50631
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓