Главная / География / Интегрированные уроки географии в образовательном учреждении

Интегрированные уроки географии в образовательном учреждении

Интегрированные уроки географии.


Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.    ФГОС второго поколения основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другой кабинет на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения.

Целесообразно выделять три уровня интеграции:

создание системы интегрированных уроков, когда изучаются одни и те же темы на основе двух или нескольких предметов;

создание программы спецкурсов, объединяющих несколько предметов, факультативов;

разработка и внедрение целостных систем, моделей обучения, ориентированных на общенаучное представление учащихся об окружающей действительности.

Одно из обязательных и основных требований интеграционного преподавания – повышение роли самостоятельности обучаемых, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.

Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. При анализе происходящего пересекаются предметные области географии, физики, химии, математики, биологии, истории, экологии, литературы. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами. 
«Интеграция» в
 переводе с латинского языка означает «объединение в целое каких-либо частей». Интегрированный урок — это тоже объединение знаний из области различных предметов по определенной теме. 
География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с
 любым предметом. В идеальном варианте было бы проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями. Но элементы интеграции можно использовать и самому. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Богатое содержание курса географии предоставляет учителю широкие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся, в выборе методов и средств обучения. Велики потенциальные возможности курса в умственном развитии учащихся, в умении интегрировать информацию из множества источников.
На своих уроках каждый из
 нас в той или иной степени сталкивается с элементами интеграции. В своём докладе я попытаюсь привести часть возможных элементов.

Физика
География: 6 класс
При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с
 физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть с точки зрения физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии.
География: 7 класс
При изучении темы «Тропические пустыни Африки» рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески. Объяснение этим физическим явлениям дает физика, так как дети на
 уроках физики знакомятся с такими понятиями, как плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении. Поэтому суть многих явлений и процессов объясняет физика.
География: 8 класс
При изучении темы «Рельеф России» прослеживается связь с
 физикой. Внутренние процессы, движение вещества мантии формируют рельеф Земли. Тектонические движения, вулканизм, землетрясения очень хорошо объясняют физические законы.

Математика
География: 6 класс
При изучении темы «Атмосфера» очень тесной является связь программы географии с
 математикой. В курсе математики 6 класса рассматриваются столбчатые и круговые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И все это как нельзя к стати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Чтобы увидеть наглядное представление о количестве осадков в течение года и по месяцам, строят столбчатые и круговые диаграммы. 
География: 8 класс
Определение уклона и
 падения реки, коэффициента увлажнения.
География: 10 класс
Анализ половозрастной пирамиды.
Расчет ресурсообеспеченности отдельных видов полезных ископаемых.
Таким образом, учащиеся убеждаются, что, используя математические методы, которыми обрабатывают результаты наблюдения, выявляют закономерности, ученые делают выводы, составляют прогнозы.

Биология
География: 7 класс
Урок обобщающего повторения в
 форме игры — соревнования по теме «Австралия», "Путешествие в Южную Америку" интегрирован с биологией. Животный и растительный мир Австралии уникален с точки зрения биологии, поэтому целесообразна интеграция географии с биологией.
География: 8 класс
Изучение темы в
 8 классе «Реки и человек» помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека — связь с биологией.
Изучение растительного и
 животного мира России, края. Использование дополнительного материала, подбор учащимися интересных фактов о животном и растительном мире.

Химия
География: 6 класс
Изучение газового состава атмосферы.
Негативные последствия хозяйственной деятельности и
 загрязнение воды рек бытовыми и промышленными отходами (тема «Реки и человек»)
Данные о
 составе и процентном содержании вредных веществ в атмосфере, гидросфере.

История
Географические открытия. История заселения и
 освоения территорий. История происхождения географических принадлежностей: компаса, карты, глобуса и т. п.

Экология
География: 8 класс
При изучении видов транспорта. Хозяйственная деятельность человека.
География: 10 класс
«Земельные ресурсы, проблемы использования»
Показать, что подлинное богатство человечества
 — это почвы, которые являются продуктом тысячелетий. Выделить регионы и континенты, которые занимают ведущие позиции обрабатываемых земель, лугов и пастбищ.
Вывод на
 уроке может быть таким: сохранение земельного фонда планеты — одна из важнейших задач человечества. Особо важное значение в современном мире приобретает рекультивация земель.
Домашнее задание: Какие экологические последствия возникают при нерациональном использовании земельных ресурсов.

Рисование
Использование репродукций, фотографий
Рисование иллюстраций (например, к
 сказке о круговороте воды).
Рисунки к
 «разминке» в 6 классе.

Информатика
На уроках географии осваиваются и
 успешно внедряются информационные технологии. Используются обучающие программы с игровыми элементами, которые рассчитаны на первичную систематизацию фактов, терминов, единичных понятий, а также программы-тренажеры, моделирующие, контролирующие, демонстрационные программы. 
Демонстрационные программы используются при объяснении материала. Программы-тренажеры помогают учащимся освоить большое количество терминов, выработать умения, связанные с
 решением различных задач. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель — ученик. Но эти программы пока только внедряю в систему моей работы

ОБЖ
Неблагоприятные природные явления и
 стихийные бедствия рассматриваются в общем обзоре при изучении соответствующих компонентов природы. Целесообразно выделить данной теме дополнительный урок в конце учебного года для систематизации и обобщения знаний. По обычной схеме рассматриваются стихийные природные явления. На уроке целесообразно вспомнить правила поведения людей, меры по предупреждению и снижению разрушительных последствий стихийного явления.


Музыка
Объясните слова из
 песни Л. Дербенева: «Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима».
На одном из
 уроков, пока дети наносят географические объекты на контурную карту Антарктиды, использую в качестве фона песню «В Антарктиде льдины землю скрыли...»
Прокомментируйте песню:
«Ветер с
 моря дул, ветер с моря дул...
Нагонял беду, нагонял беду...»
О каком явлении идёт речь в
 песне? В какое время суток это происходило? (Ветер с моря дует днем, это дневной бриз, значит, разговор состоялся днем.)

Литература
В своей работе большое внимание уделяю использованию художественного слова. В
 литературных произведениях часто содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории, изучаемых объектов, т. е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний. Литературный материал воспитывает, вызывает эмоциональную реакцию, заражает интересом к поискам истины.

Поговорки и пословицы:
Объясните поговорку: «Много снега
 — много хлеба».
Почему та
 или иная пословица появилась у определённого народа: «Завтра июнь может обрушиться и на меня». (Июнь — начало сезона дождей) — Южная Америка.

Приметы погоды — народный календарь
Стихи о
 временах года
Чтение отрывков из
 художественных произведений, в которых говорится о географических явлениях или объектах. Анализ прочитанного с точки зрения географии.

Из вышеизложенного следует, что единству обучения и воспитания, комплексному подходу в большей мере способствуют межпредметные связи, позволяющие качественно поднять уровень знаний, умений путем более глубокого проникновения в объективно существующие связи в явлениях природы и общества.



Интегрированные уроки географии в образовательном учреждении
  • География
Описание:

 «Интеграция» в переводе с латинского языка означает «объединение в целое каких-либо частей». Интегрированный урок — это тоже объединение знаний из области различных предметов по определенной теме. 
География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. В идеальном варианте было бы проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями. Но элементы интеграции можно использовать и самому. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Богатое содержание курса географии предоставляет учителю широкие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся, в выборе методов и средств обучения. Велики потенциальные возможности курса в умственном развитии учащихся, в умении интегрировать информацию из множества источников.
На своих уроках каждый из нас в той или иной степени сталкивается с элементами интеграции.

Автор Сыровацкая Ольга Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 508
Номер материала 44219
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓