Главная / Начальные классы / интегрированного урока русского языка с литературным чтением Программа «Школа России» Учебник: Русский язык, 3 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, Родная речь, 3 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий Тема: «Выделение основы слова. Согласование прилагательног

интегрированного урока русского языка с литературным чтением Программа «Школа России» Учебник: Русский язык, 3 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, Родная речь, 3 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий Тема: «Выделение основы слова. Согласование прилагательног

Документы в архиве:

276.13 КБ Rec-2009.10.22-00;49;26.mp3
4.72 МБ Rec-2009.10.22-00;49;26h.wav
5.83 МБ Буклет.pub
72.5 КБ Интегрированный урок_Мастерская учителя_Спирина Е.Е.doc
1.79 МБ Презентация Microsoft PowerPoint.ppt
44 КБ приложение 1.doc

Название документа Интегрированный урок_Мастерская учителя_Спирина Е.Е.doc

1 Всероссийский заочный открытый конкурс «Мастерская учителя»







фамилия, имя и отчество (полностью) Спирина Евгения Евгеньевна

номинация ЛИНГВИСТИКА

название работы Интегрированный урок русского языка

предмет преподавания русский язык и литературное чтение

должность учитель начальных классов

полное и точное наименование образовательного учреждения

Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 г.Сызрань, Самарская область.

















Помните, как в школьные    годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и    как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и    запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем    маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же    хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми    непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и    молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную    массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее    пересказывать.
   
   
   Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те    самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас,    почему ничего не делаем для изменения этой ситуации?    А ведь мы все    знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего скучное    принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для    участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища!  


Таким примером может служить и интегрированный урок, когда ребята рассматривают новый материал на повторении ранее изученного из другой области образования. Русский язык тесно связан с литературой. И учителем на уроке не обязательно должен быть сам учитель, могут быть учителями – великие мыслители, знатоки русского языка, писатели и поэты. И сам материал к изучению нового подбирать из известных ребятам произведений.

Предлагаю Вам интегрированный урок русского языка с литературным чтением в 3 классе, где учителем будет А.С.Пушкин. Ребята на этом уроке знакомятся с новым материалом на основе полюбившихся ими стихотворений А.С.Пушкина, и каждый этап урока проходит в форме игры-викторины, где ребята должны узнать, из какого стихотворения, произведения эти строки. Необходимые физминутки также должны соответствовать теме урока, и быть ребятам интересны. Яркая презентация позволяет сделать урок более запоминающимся, увлекательным.












Конспект открытого интегрированного урока

русского языка с литературным чтением

Программа «Школа России»

Учебник: Русский язык, 3 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова,

Родная речь, 3 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий

Тема: «Выделение основы слова. Согласование прилагательного с существительным»

«Стихи и сказки А.С.Пушкина»

Учитель начальных классов: Спирина Евгения Евгеньевна



Цели:

  1. Формировать способы действий по выделению в слове (в имени существительном) основы слова и окончания

  2. Первичное знакомство учащихся с согласованием в словосочетании имени прилагательного с именем существительным.

  3. воспитывать любовь к литературе и русскому языку

  4. повторить стихотворения А.С.Пушкина

  5. развивать речь учащихся


Оборудование:

  1. раздаточный материал – карточки с заданием

  2. мультимедиапроектор, экран, презентация






Используемые технологии:

  1. здоровьесберегающая,

  2. компетентностно-ориентированное

  3. информационно-коммуникативная.


Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальная;

  2. работа в парах;

  3. фронтальная;

  4. групповая.
















Ход урока


hello_html_7bbba84d.gif

1. Организационный момент.



- Сегодня у нас, ребята, будет необычный урок. Нашим учителем будет великий знаток и любитель русского языка, поэт и писатель XIX в. Этот человек родился 6 июня 1799 года в городе Москве. Он вошёл в жизнь празднично, т.к. в этот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I. Его дядя – Василий Львович – был известным писателем. Сам же он начал сочинять, когда совсем был маленьким. Первое его стихотворение было на французском языке. А вот русскому языку его учила бабушка, Марья Алексеевна Ганнибал. Ещё у него было любимая няня, Арина Родионовна. Она часто ему рассказывала сказки, которые так полюбились будущему поэту.

-hello_html_m8a53d0f.gif О ком же я Вам рассказала? Кто будет сегодня вместе с нами на уроке?

- Александр Сергеевич Пушкин.

- Правильно. Давайте в тетради красиво каллиграфическим почерком напишем: Александр Сергеевич Пушкин. Помните, ребята – пишем, не отрывая руки, доводя каждый элемент буквы до верхней и нижней линии рабочей строки. А я посмотрю, у кого получилось красивее всех.



2. Повторение по теме «Однокоренные слова»


- Прочитаем отрывок из произведения А.С.Пушкина.


Он рыбачил тридцать лет и три года

Иhello_html_m11ad84b8.gif не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово.


- Из какой это сказки?

- Из сказки « О рыбаке и рыбке».

- Найдите однокоренные слова?


Рыбачил, рыба, рыбку.


-Докажем, что они однокоренные. Что нужно для этого сделать? Правильно, выделим корень в этих словах.


3. Закрепление по теме «Основа слова и окончание слова»


- От какого слова образовались слова – рыбку, рыбачил?

- От слова рыба.

- Давайте найдем основу этого слова. Что нужно для этого сделать?

- Для этого нужно выделить окончание, а остальная часть слова будет являться основанием.

- Как же определить окончание в слове?

- Нужно начальную форму этого слова поставить во множественное число. Та часть слова, которая всё время изменялась и будет окончанием.

- А что осталось неизменным?

- Неизменяемая часть слова – это основание.


На доске появляется запись:


Рhello_html_2a8cbae0.gifhello_html_2a8cbae0.gifhello_html_2a8cbae0.gifыба, рыбы, рыбу


- Сегодня мы с вами продолжим работу над выделением основы слова.



4. Первичное знакомство учащихся с согласованием в словосочетании имени прилагательного с именем существительным.


- Давайте послушаем следующий отрывок.


Мороз и солнце, день чудесный:

Еhello_html_m4fe67b74.gifщё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!


- Из какого стихотворения А.С.Пушкина этот отрывок?

- Из стихотворения «Зимнее утро»


- Какие слова нам не понятны?

- Нега, Аврора.


- Откройте, пожалуйста, страницу номер 218 в учебнике. Найдите значение этих слов.


- Нега – блаженство.

- Аврора – утренняя заря.


-Какие словарные слова встречаются в этом отрывке?


- Мороз

- Запишем это слово. Поставим ударение. Какую безударную гласную надо запомнить и почему? Какая орфограмма встречается в этом слове?

- Парная согласная в корне слова.

- Как проверить?

- Нужно изменить слово так, что бы после парной согласной стоял гласный или сонорный звук. Проверочное слово – морозы., морозный

- Еще в этом отрывке встречается словарное слово – север. В этом слове ударение падает на первый слог, безударную гласную -е во втором слоге надо запомнить.


Образуйте от этих существительных прилагательные.


Морозный, северный.


-hello_html_10d64481.gif А теперь, давайте, составим словосочетание: существительное + прилагательное со словом морозный.

- Первое словосочетание составлю я. На экране появляется картинка, на которой изображено утро. Затем появляется словосочетание с вопросом.


Утро (какое?) морозное

Следом появляются картинки с изображением вечера, ночи.

Дети составляют словосочетания:

Вечер (какой?) морозный

Ночь (какая?) морозная

Дни (какие?) морозные


- Что изменилось в прилагательных?

- В прилагательных изменилось окончание.

- Что не изменилось?

- Основа слова.

- Что помогло определить окончание у прилагательных?

- Вопрос.

- Что необходимо сделать, чтобы правильно согласовать имя прилагательное с именем существительным?

- Надо поставить вопрос от существительного к прилагательному и по вопросу определить окончание.

- Молодцы, разобрались.

hello_html_11a90563.gif

5. Физминутка


- Отдохнем?

У лукоморья дуб зеленый , Изобразить дерево,

Златая цепь на дубе том Руки вверх – покачать.


И днем, и ночью кот ученый Шагать вокруг себя.

Всё ходит по цепи кругом.


Идет направо – песнь заводит Прыжок направо.

Налево – сказку говорит. Прыжок налево.


Там чудеса: там леший бродит, Изобразить бредущего лешего

Русалка на ветвях сидит. Тихонечко сесть на свои места.


- Из какой поэмы этот отрывок?

- Из поэмы «Руслан и Людмила»


hello_html_mb56a5cb.gif

6. Упражнение в согласовании имени прилагательного

с существительным, выделении окончания и основы слова.



- Ну, а теперь, ребята, объединитесь в группы. У вас на партах есть карточки с заданием: вам нужно внимательно прочитать, выписать словосочетания существительные + прилагательное, правильно согласовав прилагательное, выделить окончание и основу в словах. И вспомнить из какого произведения эти строки.


1 группа:


То, как путник запоздалая,

К нам в окошко постучит.


Наша ветхий лачужка

И печальна, и темна,

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?


2 группа:

Отвечает золотой рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом,

Будет Вам новая корыто»


3 группа:

Мать и сын теперь на воле,

Видят холм в широком поле.

Море синяя кругом,

Дуб зеленое над холмом.


4 группа:

Белка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простая,

Всё скорлупки золотой.


5 группа:

Глядь – поверх текучая вод

Лебедь белый плывёт.




7. Работа над орфографической зоркостью

hello_html_4f227237.gif

Остроф на море лижыт,

Грат на острове стаит.


- В каких словах допущены ошибки? Какие орфограммы встречаются?


Разбираем, устно исправляя ошибки.


- Спишите предложение, исправив ошибки.


Дети самостоятельно работают в тетради. Один ученик исправляет ошибки красным фломастером на экране. После чего – взаимопроверка в парах.




8hello_html_17a47189.gif. Гимнастика для глаз

( под песенку «Что я за птица»)


9. Рефлексия. Развитие речи.


Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На …. небе мгла носилась;

Луна, как …. пятно,

Сквозь тучи …. желтела,

И ты …. сидела…

- Прочитайте, про себя. Давайте, вставим пропущенные прилагательные, правильно их согласовав.

- Подберите к слову печальная синонимы.

Могут быть разные варианты: грустная, безотрадная, понурая, тоскливая, унылая, угрюмая и т.д.



10. Итог урока

hello_html_m392d6415.gif

- Итак, давайте подведем итог.

- Как определить основу слова?

- Надо начальную форму поставить во множественное число, найти окончание.

- Что необходимо сделать, чтобы согласовать имя прилагательное с именем существительным?

- Поставить вопрос от существительного к прилагательному и определить по вопросу окончание.

hello_html_4ede1bf8.gif- А что ещё сегодня на уроке мы повторяли?

- Стихи и сказки А.С.Пушкина

- Молодцы, ребята! Все сегодня на славу потрудились. И я думаю, что и Александр Сергеевич Пушкин тоже доволен вашей работой. А вам понравился урок?

- Да.

- Какой он – наш урок сегодня? Подберите прилагательное, которое бы начиналось на изображенную на экране букву, и характеризовало наш урок.


С современный, ….

П познавательный, …..

А активный, …..

С серьёзный, ……

И интересный, …..

Б бесподобный, ….

О отличный, ….


Прочитайте, что же вам говорит Александр Сергеевич Пушкин на прощание?

С П А С И Б О





Название документа Презентация Microsoft PowerPoint.ppt

Программа: «Школа России» Русский язык, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова Преподават...
Удивился старик, испугался, Он тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб го...
и солнце, день чудесный: Ещё ты дремлешь, друг прелестный,- Пора, красавица,...
Утро (какое?) морозное Вечер (какой?) морозный Ночь (какая?) морозная Дни (ка...
Остроф на море лижыт, Грат на острове стаит.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На небе мгла носилась; Луна, как пятно, Скв...
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Программа: «Школа России» Русский язык, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова Преподаватель
Описание слайда:

Программа: «Школа России» Русский язык, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова Преподаватель: Спирина Евгения Евгеньевна Участники: 3 «В» класс 2009-2010 учебный год

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Удивился старик, испугался, Он тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб говор
Описание слайда:

Удивился старик, испугался, Он тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб говорила. Отпустил он золотую И сказал ей ласковое слово рыбачил рыба рыбку

№ слайда 4 и солнце, день чудесный: Ещё ты дремлешь, друг прелестный,- Пора, красавица, пр
Описание слайда:

и солнце, день чудесный: Ещё ты дремлешь, друг прелестный,- Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры, Звездою явись! Мороз севера

№ слайда 5 Утро (какое?) морозное Вечер (какой?) морозный Ночь (какая?) морозная Дни (какие
Описание слайда:

Утро (какое?) морозное Вечер (какой?) морозный Ночь (какая?) морозная Дни (какие?) морозные

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Остроф на море лижыт, Грат на острове стаит.
Описание слайда:

Остроф на море лижыт, Грат на острове стаит.

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На небе мгла носилась; Луна, как пятно, Сквозь
Описание слайда:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На небе мгла носилась; Луна, как пятно, Сквозь тучи желтела, И ты сидела… мутном бледное мрачные печальная

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

Название документа приложение 1.doc

Найдите словосочетания: существительное + прилагательное

Выпишите, правильно согласовав (задай вопрос)

Вспомните название стихотворения.



Тhello_html_m57a72923.pngо, как путник запоздалая,

К нам в окошко постучит.


Наша ветхий лачужка

И печальна, и темна,

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Название __________________________________________







Найдите словосочетания: существительное + прилагательное

Выпишите, правильно согласовав (задай вопрос)

Вспомните название стихотворения.


hello_html_m57a72923.png

Отвечает золотой рыбка:

«Не печалься, ступай себе с Богом,

Будет Вам новая корыто»



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Название __________________________________________










Найдите словосочетания: существительное + прилагательное

Выпишите, правильно согласовав (задай вопрос)

Вспомните название стихотворения.






Мhello_html_m57a72923.pngать и сын теперь на воле,

Видят холм в широком поле.

Море синяя кругом,

Дуб зеленое над холмом.



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Название __________________________________________






Найдите словосочетания: существительное + прилагательное

Выпишите, правильно согласовав (задай вопрос)

Вспомните название стихотворения.






Бhello_html_m57a72923.pngелка песенки поёт

И орешки всё грызёт,

А орешки не простая,

Всё скорлупки золотой.



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Название __________________________________________



Найдите словосочетания: существительное + прилагательное

Выпишите, правильно согласовав (задай вопрос)

Вспомните название стихотворения.



hello_html_m57a72923.png



Глядь – поверх текучая вод

Лебедь белый плывёт.



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Название __________________________________________



интегрированного урока русского языка с литературным чтением Программа «Школа России» Учебник: Русский язык, 3 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, Родная речь, 3 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий Тема: «Выделение основы слова. Согласование прилагательног
  • Начальные классы
Описание:

Цели:

  1. Формировать способы действий по выделению в слове (в имени существительном) основы слова и окончания
  2. Первичное знакомство учащихся с согласованием в словосочетании имени прилагательного с именем существительным.
  3. воспитывать любовь к литературе и русскому языку
  4. повторить стихотворения А.С.Пушкина
  5. развивать речь учащихся

 

Оборудование:

  1. раздаточный материал – карточки с заданием
  2. мультимедиапроектор, экран, презентация

 

 

 

 

 

Используемые технологии:

  1. здоровьесберегающая,
  2. компетентностно-ориентированное
  3. информационно-коммуникативная.

 

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальная;
  2. работа в парах;
  3. фронтальная;
  4. групповая.

 

 

 

 

 

 

Автор Спирина Евгения Евгеньевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 995
Номер материала 24091
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓