1 Всероссийский заочный открытый
конкурс «Мастерская учителя»
фамилия, имя и отчество (полностью) Спирина
Евгения Евгеньевна
номинация ЛИНГВИСТИКА
название работы Интегрированный
урок русского языка
предмет преподавания русский язык и
литературное чтение
должность учитель начальных классов
полное и точное наименование
образовательного учреждения
Общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №21 г.Сызрань, Самарская область.
Помните,
как в школьные годы Вам нравилось играть с друзьями во дворе
или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые
скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные
заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не
изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят
заниматься навязанными им взрослыми непонятными и
неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча
сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную
массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее
пересказывать.
Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем
использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку
и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения
этой ситуации? А ведь мы все
знаем классический пример Тома Сойера, искусно превратившего
скучное принудительное занятие по окраске забора в
увлекательную игру, для участия в которой его приятели
отдавали самые дорогие свои сокровища!
Таким
примером может служить и интегрированный урок, когда ребята рассматривают новый
материал на повторении ранее изученного из другой области образования. Русский
язык тесно связан с литературой. И учителем на уроке не обязательно должен быть
сам учитель, могут быть учителями – великие мыслители, знатоки русского языка,
писатели и поэты. И сам материал к изучению нового подбирать из известных
ребятам произведений.
Предлагаю
Вам интегрированный урок русского языка с литературным чтением в 3 классе, где
учителем будет А.С.Пушкин. Ребята на этом уроке знакомятся с новым материалом
на основе полюбившихся ими стихотворений А.С.Пушкина, и каждый этап урока
проходит в форме игры-викторины, где ребята должны узнать, из какого стихотворения,
произведения эти строки. Необходимые физминутки также должны соответствовать
теме урока, и быть ребятам интересны. Яркая презентация позволяет сделать урок
более запоминающимся, увлекательным.
Конспект
открытого интегрированного урока
русского
языка с литературным чтением
Программа
«Школа России»
Учебник:
Русский язык, 3 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова,
Родная
речь, 3 класс, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий
Тема:
«Выделение основы слова. Согласование прилагательного с существительным»
«Стихи
и сказки А.С.Пушкина»
Учитель
начальных классов: Спирина Евгения Евгеньевна
Цели:
- Формировать способы действий по выделению в
слове (в имени существительном) основы слова и окончания
- Первичное знакомство учащихся с
согласованием в словосочетании имени прилагательного с именем
существительным.
- воспитывать любовь к литературе и русскому
языку
- повторить стихотворения А.С.Пушкина
- развивать речь учащихся
Оборудование:
- раздаточный материал – карточки с заданием
- мультимедиапроектор, экран, презентация
Используемые технологии:
- здоровьесберегающая,
- компетентностно-ориентированное
- информационно-коммуникативная.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальная;
- работа в парах;
- фронтальная;
- групповая.
Ход
урока
1. Организационный
момент.
- Сегодня
у нас, ребята, будет необычный урок. Нашим учителем будет великий знаток и
любитель русского языка, поэт и писатель XIX в. Этот
человек родился 6 июня 1799 года в городе Москве. Он вошёл в жизнь празднично,
т.к. в этот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки
императора Павла I. Его дядя – Василий Львович – был
известным писателем. Сам же он начал сочинять, когда совсем был маленьким.
Первое его стихотворение было на французском языке. А вот русскому языку его
учила бабушка, Марья Алексеевна Ганнибал. Ещё у него было любимая няня, Арина
Родионовна. Она часто ему рассказывала сказки, которые так полюбились будущему
поэту.
- О ком же я Вам рассказала? Кто будет сегодня вместе с нами на уроке?
- Александр Сергеевич
Пушкин.
- Правильно. Давайте в тетради красиво
каллиграфическим почерком напишем: Александр Сергеевич Пушкин. Помните, ребята
– пишем, не отрывая руки, доводя каждый элемент буквы до верхней и нижней
линии рабочей строки. А я посмотрю, у кого получилось красивее всех.
2. Повторение
по теме «Однокоренные слова»
- Прочитаем отрывок из произведения
А.С.Пушкина.
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не
слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.
- Из какой это сказки?
- Из сказки « О рыбаке и рыбке».
- Найдите однокоренные слова?
Рыбачил, рыба, рыбку.
-Докажем, что они однокоренные. Что нужно для
этого сделать? Правильно, выделим корень в этих словах.
3. Закрепление
по теме «Основа слова и окончание слова»
- От какого слова образовались слова – рыбку,
рыбачил?
- От слова рыба.
- Давайте найдем основу этого слова. Что нужно
для этого сделать?
- Для этого нужно выделить окончание, а
остальная часть слова будет являться основанием.
- Как же определить окончание в слове?
- Нужно начальную форму этого слова поставить
во множественное число. Та часть слова, которая всё время изменялась и будет
окончанием.
- А что осталось неизменным?
- Неизменяемая часть слова – это основание.
На доске появляется запись:
Рыба, рыбы, рыбу
- Сегодня мы с вами продолжим работу над
выделением основы слова.
4. Первичное
знакомство учащихся с согласованием в словосочетании имени прилагательного с
именем существительным.
- Давайте послушаем следующий отрывок.
Мороз и солнце, день чудесный:
Ещё ты
дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
- Из какого стихотворения А.С.Пушкина этот
отрывок?
- Из стихотворения «Зимнее утро»
- Какие слова нам не понятны?
- Нега, Аврора.
- Откройте, пожалуйста, страницу номер 218 в
учебнике. Найдите значение этих слов.
- Нега – блаженство.
- Аврора – утренняя заря.
-Какие словарные слова встречаются в этом
отрывке?
- Мороз
- Запишем это слово. Поставим ударение. Какую
безударную гласную надо запомнить и почему? Какая орфограмма встречается в этом
слове?
- Парная согласная в корне слова.
- Как проверить?
- Нужно изменить слово так, что бы после
парной согласной стоял гласный или сонорный звук. Проверочное слово –
морозы., морозный
- Еще в этом отрывке встречается словарное
слово – север. В этом слове ударение падает на первый слог, безударную гласную -е
во втором слоге надо запомнить.
Образуйте от этих существительных
прилагательные.
Морозный, северный.
- А
теперь, давайте, составим словосочетание: существительное + прилагательное со
словом морозный.
- Первое словосочетание составлю я. На экране
появляется картинка, на которой изображено утро. Затем появляется
словосочетание с вопросом.
Утро (какое?)
морозное
Следом появляются картинки с изображением
вечера, ночи.
Дети составляют словосочетания:
Вечер (какой?)
морозный
Ночь (какая?)
морозная
Дни (какие?) морозные
- Что изменилось в прилагательных?
- В прилагательных изменилось окончание.
- Что не изменилось?
- Основа слова.
- Что помогло определить окончание у
прилагательных?
- Вопрос.
- Что необходимо сделать, чтобы правильно
согласовать имя прилагательное с именем существительным?
- Надо поставить вопрос от существительного к
прилагательному и по вопросу определить окончание.
- Молодцы, разобрались.
5.
Физминутка
- Отдохнем?
У лукоморья дуб зеленый
, Изобразить дерево,
Златая цепь на дубе
том Руки вверх – покачать.
И днем, и ночью кот
ученый Шагать вокруг себя.
Всё ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь
заводит Прыжок направо.
Налево – сказку говорит. Прыжок
налево.
Там чудеса: там леший
бродит, Изобразить бредущего лешего
Русалка на ветвях
сидит. Тихонечко сесть на свои места.
- Из какой поэмы этот отрывок?
- Из поэмы «Руслан и Людмила»
6. Упражнение
в согласовании имени прилагательного
с
существительным, выделении окончания и основы слова.
- Ну, а теперь, ребята, объединитесь в группы.
У вас на партах есть карточки с заданием: вам нужно внимательно прочитать,
выписать словосочетания существительные + прилагательное, правильно согласовав
прилагательное, выделить окончание и основу в словах. И вспомнить из какого
произведения эти строки.
1 группа:
То, как путник запоздалая,
К нам в окошко постучит.
Наша ветхий лачужка
И печальна, и темна,
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
2 группа:
Отвечает золотой рыбка:
«Не печалься, ступай себе с Богом,
Будет Вам новая корыто»
3 группа:
Мать и сын теперь на воле,
Видят холм в широком поле.
Море синяя кругом,
Дуб зеленое над холмом.
4 группа:
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простая,
Всё скорлупки золотой.
5 группа:
Глядь – поверх текучая вод
Лебедь белый плывёт.
7. Работа
над орфографической зоркостью
Остроф
на море лижыт,
Грат
на острове стаит.
- В каких словах допущены ошибки? Какие
орфограммы встречаются?
Разбираем, устно исправляя ошибки.
- Спишите предложение, исправив ошибки.
Дети самостоятельно работают в тетради. Один
ученик исправляет ошибки красным фломастером на экране. После чего –
взаимопроверка в парах.
8. Гимнастика
для глаз
( под
песенку «Что я за птица»)
9. Рефлексия.
Развитие речи.
Вечор,
ты помнишь, вьюга злилась,
На
…. небе мгла носилась;
Луна,
как …. пятно,
Сквозь
тучи …. желтела,
И ты
…. сидела…
- Прочитайте, про себя. Давайте, вставим
пропущенные прилагательные, правильно их согласовав.
- Подберите к слову печальная синонимы.
Могут
быть разные варианты: грустная, безотрадная, понурая, тоскливая, унылая, угрюмая
и т.д.
10. Итог
урока
- Итак, давайте подведем итог.
- Как определить основу слова?
- Надо начальную форму поставить во
множественное число, найти окончание.
- Что необходимо сделать, чтобы согласовать
имя прилагательное с именем существительным?
- Поставить вопрос от существительного к
прилагательному и определить по вопросу окончание.
- А
что ещё сегодня на уроке мы повторяли?
- Стихи и сказки А.С.Пушкина
- Молодцы, ребята! Все сегодня на славу
потрудились. И я думаю, что и Александр Сергеевич Пушкин тоже доволен вашей
работой. А вам понравился урок?
- Да.
- Какой он – наш урок сегодня? Подберите
прилагательное, которое бы начиналось на изображенную на экране букву, и
характеризовало наш урок.
С современный, ….
П познавательный, …..
А активный, …..
С серьёзный, ……
И интересный, …..
Б бесподобный, ….
О отличный, ….
Прочитайте, что же вам говорит Александр
Сергеевич Пушкин на прощание?
С П
А С И Б О
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.