Главная / Музыка / Интегрированное занятие "День рождения подснежника" (для подготовительной группы детского сада)

Интегрированное занятие "День рождения подснежника" (для подготовительной группы детского сада)

Интегрированное занятие в подготовительной группе

«День рождения подснежника»


Подготовила и провела Богданович Людмила Викторовна, музыкальный работник детского сада «Фантазёры» г. Гремячинска Пермского края

2014г.

Тема: День рождения подснежника.

Цель: Развитие творческого восприятия произведений искусства и связанных с ним природных явлений.

Задачи:

  • прививать детям любовь к родной природе;

  • формировать у детей умение сопоставить произведения искусства с аналогичными явлениями природы;

  • развивать способность детей к взаимодействию с искусством посредством рисунка, танцевальных движений;

  • учить детей замечать красоту природы, беречь ее.



Зал оформлен под лесную поляну. Стоит ширма. Детям пришло приглашение. Приглашение на День Рождения на лесную поляну.

Дети заходят в зал. Звучит запись «Голоса птиц».

М.р.: Ребята, а вот и лесная поляна!

(На ширме появляются Хрюша и Каркуша.)

М.р. (Усаживает детей): Ребята, что же здесь происходит, садитесь, посмотрите.

Каркуша: Хрюшечка, скорее, опоздаем! А ты не забыл пригласительный билет?

Хрюша: Да нет же, Каркуша! Вот он. Читает: Приглашение на День Рождения на лесную поляну.

Каркуша: Ой, мы, кажется, уже пришли!

М.р.: Так это вы Хрюша и Каркуша нас пригласили на День Рождения на лесную поляну?

Хрюша и Каркуша: Нет… А разве не вы нас пригласили?

М.р.: Нет. Нас тоже пригласили на День Рождения (показывает пригласительный билет), а кто – мы не знаем. Ребята, а как вы думаете? Кто нас мог пригласить?

(Ответы детей, Хрюши и Каркуши.)

М.р.: Я, кажется, догадалась. Сейчас зачитаю вам загадку и вы тоже узнаете. Загадка: Первым вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький.

Кто же он?

(Дети отгадывают загадку. Доказывают, что это подснежник).

М.р.: Правильно, ребята, это подснежник.

Хрюша: Какой такой подснежник?

М.р.: Ребята, Хрюша ничего не знает про подснежник.

Каркуша: Да что ты, Хрюша, это же цветок такой.

М.р.: Давайте расскажем Хрюше про этот цветок, ребята. Почему же он называется подснежник?

(Ответы детей).

М.р.: Правильно, ребята. Подснежники очень храбрые, смелые, сильные, они не боятся мороза. Этим цветам радуются все люди. А художники, композиторы, поэты выражают свои чувства в своих картинах, музыке, рассказах, стихах. Великий сказочник Г.Х.Андерсен написал сказку, которая так и называется «Подснежник». Сейчас я вам зачитаю отрывки из этой сказки:

«Завывал зимний ветер, а в домике было тепло и уютно. В этом домике укрылся цветок. Он укрылся в своей луковице под землей и снегом. Сквозь снег пробился нежный и настойчивый луч и пригрел луковицу. Цветок встал, потянулся и приналег на свою оболочку, размогшую от теплой земли, талой воды и солнечных лучей. Он рванулся вверх, неся на зеленом стебле бледно-зеленый бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками и очутился в снегу. Снег был холодный, но весь просвечивал, и пробиться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были совсем близко, так близко, как никогда прежде. Они звенели и пели.

  • Добро пожаловать! Добро пожаловать!

И цветок поднялся из снега навстречу светлому солнечному миру. Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял белый, как снег, украшенный зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову. Ему было так радостно, словно пел весь воздух, словно и цветок стоял нежный и хрупкий и вместе с тем в своей юной красе».

Вопрос детям: Очем рассказывает Андерсен в сказке?

Хрюша: Вот это цветок, маленький, а такой смелый!

Каркуша: Он все рос, рос из своей луковицы, потом вырос наконец и мороза не испугался.

М.р.: Точно так же увидел рождение цветка и композитор П.И.Чайковский.


Iй этап. П.Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года».


Задача:научить детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, передавать характер музыки в движении.


М.р.: Пьесу П.И.Чайковского «Подснежник» мы с вами слушали на прошлом занятии. Ребята, давайте расскажем Хрюше и Каркуше, о чем рассказал Чайковский в пьесе?

(Ответы детей).

Хрюша: Каркуша, как это ребята видят , о чем музыка рассказывает? Я ничего не вижу, когда слушаю музыку. Да и пьесы этой не знаю…

М.р.: Тогда послушай, Хрюша, вместе с ребятами. Я вам не буду сейчас прочитывать всю пьесу, я хочу показать, как композитор изобразил рост цветка.

Каркуша: Слушай, Хрюша, слушай.

(Звучат о 1 по 8 т.т.)

М.р.: Ребята, у вас под стульчиками есть карточки. Возьмите их, пожалуйста. На них изображены лесенки. Поднимите сейчас ту лесенку, на которой движение ступенек соответствует звучанию мелодии.

(Дети показывают карточки).

М.р.: Молодцы! Какими звуками композитор изобразил, что цветок растет, тянется к солнцу?

Дети: Мелодия начинается на низких звуках, потом поднимается все выше и выше (убрать карточки).

М.р.: Мелодия в пьесе «Подснежник» звучит светло в высоком регистре, то более тревожно в среднем и низком (звучат 9-24 т.т.). Как вы думаете, о чем рассказывает эта музыка?

Дети: Музыка рассказывает о том, что солнце светит не всегда, что еще бывает холодно, темно и ненастно.

М.р.: В средней части пьесы есть и другая мелодия. Послушайте (звучат 25-32 т.т.) Какая музыка по характеру?

Дети: нежная, легкая, полетная, взволнованная, как будто цветок подснежника покачивается на ветру.

Хрюша: Какая красивая музыка! Мне сразу так весело, каркуша стало.

Каркуша: Да, эта музыка нежная, легкая, под нее хочется танцевать.

М.р.: Ребята, а можно ли передать весеннюю радость в движении?

Ответы детей. (можно танцевать).

М.р.: Давайте сейчас встанем, представим, что мы маленькие, нежные голубые подснежники, которые пробиваются из-под снега из своей луковички, тянутся к солнцу и покачиваются на ветру. Занимайте места на полянке, слушайте музыку.

(Звучить запись пьесы «Подснежник». Дети выполняют движения. Хрюша и Каркуша тоже пытаются выполнять)

Хрюша: Вот мы все о подснежнике говорим, а я еще его не видел.

М.р.: Ребята, у меня есть иллюстрации, такого цветка. Ой, они все рассыпались. Помогите мне собрать.

(Дети собирают картинку цветка из частей, выставляют на мольберт).

Хрюша: Ой, а почему все эти цветы разные?

Каркуша: Да, Хрюша, это только названия у цветов разные. Вот ветреница, сон-трава, медуница. Все они появляются ранней весной и их называют подснежники.

М.р.: Ну что, Хрюша, ты все понял?

Хрюша: Да, понял, понял. Подснежники – это все цветы, которые появляются из-под снега.

Голос (аудиозапись): Вот я и родился! Как прекрасно!

(Обращаем внимание на цветок, рассматриваем его.)

М.р.: В День Рождения принято поздравлять именинника. Что же можно подарить?

(Ответы детей.)

М.р.: А я думаю, что можно подарить и красивую музыку, и картину.

Каркуша: Ой, а мы как раз принесли в подарок картину!

М.р.: Да, это замечательный подарок! Давайте посмотрим, что за картину принесли Хрюша и Каркуша. Картина называется «Подснежник», написал ее известный художник-пейзажист Алексей Михаилович Грицай.




II этап.Картина Грицая «Подснежник»


Задача: познакомить детей с картиной Грицая «Подснежники». Учить детей понимать сюжет, изображенный на картине, видеть картину, пробуждения природы.


Хрюша: Какое время года изобразил художник?

(Ответы детей.)

М.р.: Почему вы так думаете?

(Ответы детей.)

М.р.: Правильно. В картине «Подснежники» художник рассказал о ранней весне в подмосковье. Только что растаял снег. Лес, сбросив зимний наряд, стоит оголенный и пустынный. Лишь ели зеленеют среди стволов осин. Тусклое небо. Все в белых облаках. Облака прячут солнце, не давая ему пробиться сквозь их плотный заслон, и кажется, природа еще не очнулась от зимней дремы.

Каркуша: Почему картину художник назвал «Подснежники»?

(Ответы детей.)

М.р.: Когда художник писал эту картину, какое настроение у него было - грустное или радостное?

(Ответы детей.)

Каркуша: Я тоже думаю, радостное. Художник нарисовал подснежники, которые выросли из-под прошлогодней травы и рассыпались повсюду.

М.р.: С фиолетово-синими, ярко-зелеными листьями, они первые вестники счастливого пробуждения природы.

Хрюша: Я понял. Художники описывают природу красками.

М.р.: Да,Хрюша. Композитор описывает природу с помощью звуков, художник – с помощью красок, а поэты – словом.

Ребята на занятиях учили стихи и сейчас тоже хотят поздравить подснежник, подарить их.

Дети читают стихи.

  1. Б.Соловьев «Подснежник»;

  2. Е.Серов «Подснежник»;

  3. С.Погореловский «Первый цветок»


III этап.Стихотворения о подснежнике.


Задача: научить детей определять радостное настроение в стихах.


М.р.: Как вы думаете, грустное или веселое настроение было у поэтов, когда они сочиняли стихи?

(Ответы детей.)

М.р.: Почему вы так думаете?

(Ответы детей.)

Каркуша: Я тоже так думаю, что настроение у них было радостное.

Хрюша: Потому что с приходом весны пробуждается вся природа.

М.р.: Правильно, ребята, когда я получила приглашение, тоже приготовила подарок – музыкальный диск, но названия здесь почему то нет. Давайте послушаем, может , так догадаемся.

(Звучит «Песня жаворонка» П.И.Чайковского)


IV этап. П.Чайковский «Песня жаворонка».

Задача:научить детей узнавать произведения по частям (средняя часть), определять настроение музыки.


М.р.: Как называется пьеса, которую я дарю подснежнику?

(Ответы детей.)

Хрюша: Я не понял, о чем эта музыка….

М.р.: Ребята, помогите Хрюше, расскажите, о чем рассказывает музыка?

Дети: Солнце пригрело посильнее и жаворонок летает весело, поет в вышине.

Хрюша: Понял, понял. Это музыка о том, что прилетели птицы и радуются весне.

Каркуша: Хрюша, а ведь нам пора уходить, мы еще кроссворд для вечерней передачи не составили. Давай попрощаемся с ребятами. Спасибо, подснежник, что пригласил нас на День Рождения.

(Прощаются и уходят.)

М.р.: Ребята, а вам хотелось бы подарить подснежнику еще и свои рисунки?

Дети: Да!

М.р.: Закройте глаза и подумайте, какую картину хотелось бы нарисовать?

(Ответы детей.)

М.р.: А какие краски вы возьмете для своих картин?

(Ответы детей.)

М.р.: Не забудьте о светлых, нежных тонах, потому что весна - очень нежное время года.


V этап: Детские рисунки


Задача:научить детей передавать в своих рисунках пробуждение весны. Закреплять умения детей подбирать для своего рисунка изобразительный материал.

(М.р. предлагает детям выбрать нужный материал. Дети рисуют.)

М.р.: Ребята, давайте сделаем выставку. На этом мольберте будут картины, где весна изображена радостно, а на этом – грустная, если кто-то так нарисует. Почему вы думаете, что весна получилась радостная?

(Анализ работы. Ответы детей.)

Входит воспитатель: Ребята, я вас потеряла, ищу, ищу по всему саду! Что вы здесь делаете?

Дети: Мы были на Дне рождения у подснежника! Слушали музыку, читали стихи, рассматривали картину, дарили подарки.

М.р.: Ребята, расскажите, как передают свои впечатления художники, поэты, композиторы?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что подснежник, который растет в наших лесах, называется ветреница лесная. Он становится уже редким цветком и занесен в Красную книгу. К нему надо очень бережно относиться. Но об этом я вам расскажу в группе. Давайте возьмем эти цветы с собой (берут картинки), чтобы познакомиться с ними поподробнее.

(Идут с воспитателем в группу.)


Интегрированное занятие "День рождения подснежника" (для подготовительной группы детского сада)
  • Музыка
Описание:

Тема интегрированного занятия (музыка, изобразительное искусство, поэзия) День рождения подснежника.

  Цель: Развитие творческого восприятия произведений искусства и связанных с ним природных явлений.         

    Занятие предназначено детям подготовительной группы детского сада. Время проведения - апрель. Занятие способствует развитию у детей умения сопоставлять произведения искусства с явлениями живой природы, передавать свои ощущения посредством музыки, рисунка, художественного чтения.

Автор Богданович Людмила Викторовна
Дата добавления 30.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 912
Номер материала 6022
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓