Инфоурок Начальные классы КонспектыИнтегрированный урок русского языка и литературного чтения "И.А. Бунин «Листопад», падежные окончания имен существительных 1,2,3,склонения."

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "И.А. Бунин «Листопад», падежные окончания имен существительных 1,2,3,склонения."

Скачать материал

Интегрированный урок русского языка

и литературного чтения

 

И.А. Бунин «Листопад», падежные окончания

имен существительных 1,2,3,склонения

 

4 класс, Школа России

(Конспект урока)

 

 

 

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения

4 класс

 

Тема:

     И.А. Бунин «Листопад», падежные окончания имен существительных 1,2,3,склонения.

Цели:

Образовательная: познакомить со стихотворением И.А. Бунина «Листопад», учить анализу стихотворного текста, закрепить знания о средствах художественной изобразительности (сравнении, метафоре, эпитете), обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён существительных трёх склонений, Совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.

Развивающая: развивать эстетическое чувство прекрасного, развивать умения исследования текста, творческое воображение, Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся. Воспитывать интерес к русскому языку.

     Воспитательная: воспитывать  внимательное отношение к поэтическому слову, помочь увидеть и почувствовать не только образную сторону стихотворений, их смысл, но и красоту слова, прививать любовь к русской природе, воспитывать интерес к русскому языку.

 

Методы и приемы:     - слово учителя;

- проблемные задания и вопросы;

- творческие задания

- частично – поисковый метод

 

Формы работы:          - коллективная фронтальная работа;

                                      - индивидуальная работа

                                      - работа в парах

                                      - групповая работа

                                      - обратная связь

 

Ход урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 3,4,5,6,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД

 

СЛАЙД

8-16

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД

 

 

 

 

 

СЛАЙД

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД

 

 

 

 

СЛАЙД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Орг. момент

- Ребята, какое у вас сейчас настроение?

- Что значит слово настроение?

(Настроение – внутреннее душевное состояние)

- А теперь попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что у вас получится?

(Высказывания учащихся)

Действительно, кому-то сейчас радостно, ярко и светло, кому-то –  тревожно, туманно и серо, грустно. Вот и получилась картина настроения.

- Как вы думаете, а есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли солнце улыбаться, лес грустить, природа плакать или ликовать?

 

- Какие художественные приёмы мы используем, говоря о природе?

(Метафора, олицетворение, эпитет, сравнение) 

·        Метафора - употребление слова в переносном значении; словосочетание

·        Олицетворение - это оживление неживого предмета. Например, природа притихла; спит трава.

·        Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

·        Сравнение — фигура речи, в которой происходит сравнение одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку

 

     Теперь вы убедились, насколько близки настроения и труд художника и поэта.

 

II. Проверка домашнего задания.

 

- Дома вы рисовали рисунки на тему «Осень» каждый рисунок тоже отображал ваше настроение,  какие названия вы бы дали этим картинам?

-  Какому времени года посвящены эти рисунки?

- Сегодня на уроке мы будет читать, и анализировать стихотворение, посвященное осени Ивана Алексеевича Бунина

- Послушайте рассказ о жизни писателя (рассказ о поэте подготовленным уч-ся)

 

Потомок старинного, но обедневшего дворянского рода И.А. Бунин провёл свои ранние детские годы в имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии.

           В 11 лет Иван Бунин поступил в гимназию, но проучился меньше четырёх классов – продолжать образование не позволила бедность. А в 19 лет юноша покинул родное гнездо – работал корректором, статистиком, библиотекарем, журналистом.

           Писал Бунин не только стихи, но и прозу (рассказы, повести).

           Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

           С начала XX века И.А. Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как прозаик, и как поэт.

           В 1933 году поэт стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Умер в Париже.

 

III. Подготовка к восприятию.

 

- Тему  стихотворения И.А. Бунина, которое мы будем читать на уроке, вы узнаете, когда отгадаете кроссворд

 

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

(солнце)

 

Он стоит среди травы

В шляпе, но без головы.

У него одна нога,

Но и та без сапога.

(гриб)

 

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь)

 

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

(октябрь)

 

 

 

 

 

 

с

г

 

о

о

р

 

к

л

и

с

т

н

б

е

я

ц

 

н

б

е

 

т

р

 

 

я

ь

 

 

б

 

 

 

р

 

 

 

ь

 

 

 

- Какое главное слово получилось? (лист)

- Ранняя осень. Прекрасная осенняя пора. Листья – главные герои этого времени. Какое явление мы наблюдаем в природе осенью? (листопад)

- Произнесите громко слово листопад.

- А теперь тише.

- А какое звучание больше подходит к этому слову?

 

- И вот мы подошли к теме нашего урока. Стихотворение «Листопад».

 

Послушайте его.

 

 

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

 

- Чтобы ярче представить картины стихотворения, проведем словарную работу.

(Словарная работа)

Багряный  - то же, что багровый - красный густого, темного оттенка.

Пестрый  - с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов.

Резьба - резной  - с неровными, как будто вырезанными краями, очертаниями.

В дворе  -  во дворе.

Лазурь - светло - синий цвет, синева.

- Откройте тетради по русскому языку, запишите число, классная работа.

- Запишите слова в столбик.

- Назовите имена существительные. Докажите что это имена существительные. Определите склонение, измените форму слова.  Что нужно знать, чтобы правильно написать окончания имен существительных? (Склонение и падеж)

- Сегодня, на примере стихотворения Бунина мы с вами будем закреплять навыки в  определении и написании окончаний имен существительных.

IV. Первичное чтение (про себя)

-С чем сравнивает поэт лес?

-Какие использует краски для описания леса?

 

V. Чтение вслух.

- Какие картины вы представили, читая это стихотворение?

- Какие три картины можно выделить в стихотворении Бунина?

 

VI. Выборочное чтение.

 

- Давайте попробуем вместе прочитать первую картину в произведении.

- Теперь прочитаем вторую картину.

- Заключительная часть.

 

- Посмотрите на наш листопад, (опускаются осенние листья).

- Подберите однокоренные слова к слову ЛИСТ.

- Запишите в тетрадь, разберите по составу.


- Листья у нас необычные, с заданием.

 

1 лист – олицетворение.

2 лист – метафора.

3 лист  – эпитет.

4 лист –  сравнение

 

- Найдите в стихотворении олицетворение.

Запишите  в тетрадь олицетворения

 

1. Осень….вступает в терем свой

2. Играет…..мотылёк (Разбор по членам предложения)

 

 метафоры,

1. Лес….пёстрою стеной стоит.

2. ….Берёзы жёлтою резьбой….

3.     …И осень … вдовой.

 

эпитеты

      1. В листве сквозной….(укажите склонение и падеж, выделите окончание.)

2. …Воздушной паутины….

3. …Мёртвое молчанье….

4        Лес….лиловый, золотой, багряный.

Лес, заворожённый тишиной

 

сравнения.

1.     Лес, точно терем…

2.     Как вышки, ёлочки темнеют…

3.     Просветы …, что оконца.

4.     … мотылёк … точно … лепесток

 

 

VII. Выразительное чтение.

 

- Давайте попробуем прочитать стихотворение выразительно. Что значит выразительно?

(чтение, 2 – 3 человека)

VIII. Работа в парах 

- Просклоняйте существительные и заполните таблицу. Впишите в таблицу только окончания.

1 ряд – поляна, 2 ряд – лес. 3 ряд – лазурь

- Что вы заметили в таблице?

- Назовите окончания предложного падежа, окончания  3 скл.

- Сделайте вывод.

- Как правильно написать окончания имен существительных?

 

Падеж

1 -е

2 -е

3 -е

Р.

 -ы, -и

-а, -я

Д.

-у, -ю

П.

IX. Закрепление – Работа с карточками (обратная связь)

- Покажи окончание и докажи  (Письменно, самостоятельно)

В листв..  сквозной,  в лазур… голубой, на пустой полян…, воздушной паутины ткан…, на паутин… замирает,  в синей вышин…, в этой тишин…

- Из какого стихотворения эти словосочетания?

- Прочитаем его еще раз выразительно.

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

X. Домашнее задание

-  ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ НАИЗУСТЬ, дочитать стихотворение до конца. Выписать существительные 1, 2, 3 склонений

- А  мы продолжим урок русского языка.

Вспомните таблицу  окончаний существительных 3 склонений и выполните тест.

XI. Тест 

Вставь нужное окончание

Завывая в пол… зверем

В неб… голубом

Молчал на зар…

Жутко Осен… одной

Сон осенней ноч…

В сыром туман…

Пусто на полян…

Запрется в терем… своем

В глубин… лесов

 В морозном серебр…

 От зимней стуж…  и метел…

- Самопроверка

 – Оцените себя   «Отлично»  «Хорошо» « Не очень хорошо»

-  Эти выражения взяты из стихотворения Бунина, которое вы должны дома прочитать выразительно

XII. Обобщение по теме

Ребята, мы с вами в начале отгадали   кроссворд с ключевым словом «лист» Взгляните на доску. (На доске рисунок дерева  с листьями. На каждом лепестке вопрос.)

Назовите мне, пожалуйста, любые шесть цифр от 1 до 15. (Дети, по списку стоящие под этими номерами, выходят к доске, срывают лепестки с вопросами и дают ответ).

1.     Что называется именем существительным?

2.     Как изменяется имя существительное?

3.     Что значит склонение?

4.     Какие существительные относятся к 1, 2, 3 - му склонениям?

5.     Как проверить безударное окончание имён существительных?

6.     Как определить падеж существительных в предложении?

ХIII. Итог урока

Оценки за урок.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "И.А. Бунин «Листопад», падежные окончания имен существительных 1,2,3,склонения.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель интегрированного урока русского языка и литературного чтения "И.А. Бунин «Листопад», падежные окончания имен существительных 1,2,3,склонения."познакомить со стихотворением И.А. Бунина «Листопад», учить анализу стихотворного текста, закрепить знания о средствах художественной изобразительности (сравнении, метафоре, эпитете), обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён существительных трёх склонений, Совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.06.2020 425
    • DOCX 28.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Семенова Вера Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Семенова Вера Александровна
    Семенова Вера Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71939
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 48 регионов

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 298 человек из 61 региона

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 16 регионов

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе