I. Орг. момент
- Ребята, какое у
вас сейчас настроение?
- Что значит слово настроение?
(Настроение –
внутреннее душевное состояние)
- А теперь
попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что у вас получится?
(Высказывания
учащихся)
Действительно,
кому-то сейчас радостно, ярко и светло, кому-то – тревожно, туманно и серо,
грустно. Вот и получилась картина настроения.
- Как вы думаете, а
есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли солнце улыбаться, лес
грустить, природа плакать или ликовать?
- Какие
художественные приёмы мы используем, говоря о природе?
(Метафора,
олицетворение, эпитет, сравнение)
·
Метафора - употребление слова в
переносном значении; словосочетание
·
Олицетворение - это оживление неживого
предмета. Например, природа притихла; спит трава.
·
Эпитет - это образное определение,
которое дает художественную характеристику явлению или предмету.
·
Сравнение
— фигура речи,
в которой происходит сравнение одного предмета или явления другому по
какому-либо общему для них признаку
Теперь вы
убедились, насколько близки настроения и труд художника и поэта.
II. Проверка домашнего задания.
- Дома вы рисовали рисунки на тему «Осень» каждый рисунок тоже
отображал ваше настроение, какие названия вы бы дали этим картинам?
- Какому времени года посвящены эти рисунки?
- Сегодня на уроке мы будет читать, и анализировать стихотворение,
посвященное осени Ивана Алексеевича Бунина
- Послушайте рассказ о жизни писателя (рассказ о поэте
подготовленным уч-ся)
Потомок старинного, но обедневшего
дворянского рода И.А. Бунин провёл свои ранние детские годы в имении – на
хуторе Бутырки в Орловской губернии.
В 11 лет Иван Бунин поступил в гимназию,
но проучился меньше четырёх классов – продолжать образование не позволила
бедность. А в 19 лет юноша покинул родное гнездо – работал корректором,
статистиком, библиотекарем, журналистом.
Писал Бунин не только стихи, но и прозу
(рассказы, повести).
Он хорошо знал иностранные языки, много
переводил.
С начала XX
века И.А. Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как прозаик, и
как поэт.
В 1933 году поэт стал лауреатом
Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).
Умер в Париже.
III. Подготовка к восприятию.
- Тему стихотворения И.А. Бунина, которое мы будем читать на уроке,
вы узнаете, когда отгадаете кроссворд
Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
(солнце)
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Но и та без сапога.
(гриб)
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(сентябрь)
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(октябрь)
с
|
г
|
|
о
|
о
|
р
|
|
к
|
л
|
и
|
с
|
т
|
н
|
б
|
е
|
я
|
ц
|
|
н
|
б
|
е
|
|
т
|
р
|
|
|
я
|
ь
|
|
|
б
|
|
|
|
р
|
|
|
|
ь
|
|
- Какое главное слово получилось? (лист)
- Ранняя осень. Прекрасная осенняя пора. Листья – главные герои этого
времени. Какое явление мы наблюдаем в природе осенью? (листопад)
- Произнесите громко слово листопад.
- А теперь тише.
- А какое звучание больше подходит к этому слову?
- И вот мы подошли к теме нашего урока. Стихотворение «Листопад».
Послушайте его.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Чтобы ярче представить картины стихотворения, проведем словарную
работу.
(Словарная работа)
Багряный -
то же, что багровый - красный
густого, темного оттенка.
Пестрый -
с окраской нескольких разных
цветов, содержащий несколько разных цветов.
Резьба - резной -
с неровными, как будто
вырезанными краями, очертаниями.
В дворе - во дворе.
Лазурь - светло - синий цвет, синева.
- Откройте тетради по русскому языку, запишите число, классная
работа.
- Запишите слова в столбик.
- Назовите имена существительные. Докажите что это имена
существительные. Определите склонение, измените форму слова. Что нужно
знать, чтобы правильно написать окончания имен существительных? (Склонение и
падеж)
- Сегодня, на примере стихотворения Бунина мы с вами будем закреплять
навыки в определении и написании окончаний имен существительных.
IV. Первичное чтение (про себя)
-С чем сравнивает поэт лес?
-Какие использует краски для описания леса?
V. Чтение вслух.
- Какие картины вы представили, читая это стихотворение?
- Какие три картины можно выделить в стихотворении Бунина?
VI. Выборочное чтение.
- Давайте попробуем вместе прочитать первую картину в произведении.
- Теперь прочитаем вторую картину.
- Заключительная часть.
- Посмотрите на наш листопад, (опускаются осенние листья).
- Подберите однокоренные слова к слову ЛИСТ.
- Запишите в тетрадь, разберите по составу.
- Листья у нас необычные, с заданием.
1 лист – олицетворение.
2 лист – метафора.
3 лист – эпитет.
4 лист – сравнение
- Найдите в стихотворении олицетворение.
Запишите в тетрадь олицетворения
1. Осень….вступает в терем свой
2. Играет…..мотылёк (Разбор по членам предложения)
метафоры,
1. Лес….пёстрою стеной стоит.
2. ….Берёзы жёлтою резьбой….
3.
…И осень … вдовой.
эпитеты
1. В листве сквозной….(укажите склонение и падеж,
выделите окончание.)
2. …Воздушной паутины….
3. …Мёртвое молчанье….
4
Лес….лиловый, золотой,
багряный.
Лес, заворожённый тишиной
сравнения.
1.
Лес, точно терем…
2.
Как вышки, ёлочки
темнеют…
3.
Просветы …, что оконца.
4.
… мотылёк … точно …
лепесток
VII. Выразительное чтение.
- Давайте попробуем прочитать стихотворение выразительно. Что значит выразительно?
(чтение, 2 – 3 человека)
VIII. Работа в парах
- Просклоняйте существительные и заполните таблицу. Впишите в таблицу
только окончания.
1 ряд – поляна, 2 ряд – лес. 3 ряд – лазурь
- Что вы заметили в таблице?
- Назовите окончания предложного падежа, окончания 3 скл.
- Сделайте вывод.
- Как правильно написать окончания имен существительных?
Падеж
|
1 -е
|
2 -е
|
3 -е
|
Р.
|
-ы, -и
|
-а, -я
|
-и
|
Д.
|
-е
|
-у, -ю
|
-и
|
П.
|
-е
|
-е
|
-и
|
IX. Закрепление – Работа с карточками
(обратная связь)
- Покажи окончание и докажи (Письменно, самостоятельно)
В листв.. сквозной, в лазур… голубой, на
пустой полян…, воздушной паутины ткан…, на паутин… замирает, в синей вышин…,
в этой тишин…
- Из какого стихотворения эти словосочетания?
- Прочитаем его еще раз выразительно.
- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
X. Домашнее задание
- ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ НАИЗУСТЬ, дочитать стихотворение до конца.
Выписать существительные 1, 2, 3 склонений
- А мы продолжим урок русского языка.
Вспомните таблицу окончаний существительных 3 склонений и выполните
тест.
XI. Тест
Вставь нужное окончание
Завывая в пол… зверем
В неб… голубом
Молчал на зар…
Жутко Осен… одной
Сон осенней ноч…
В сыром туман…
Пусто на полян…
Запрется в терем… своем
В глубин… лесов
В морозном серебр…
От зимней стуж… и метел…
- Самопроверка
– Оцените себя «Отлично» «Хорошо» « Не очень хорошо»
- Эти выражения взяты из стихотворения Бунина, которое вы должны
дома прочитать выразительно
XII. Обобщение по теме
Ребята, мы с вами в начале отгадали
кроссворд с ключевым словом «лист» Взгляните на доску. (На доске рисунок
дерева с листьями. На каждом лепестке вопрос.)
Назовите мне, пожалуйста, любые шесть цифр
от 1 до 15. (Дети, по списку стоящие под этими номерами, выходят к доске,
срывают лепестки с вопросами и дают ответ).
1.
Что называется именем
существительным?
2.
Как изменяется имя
существительное?
3.
Что значит склонение?
4.
Какие существительные
относятся к 1, 2, 3 - му склонениям?
5.
Как проверить безударное
окончание имён существительных?
6.
Как определить падеж
существительных в предложении?
ХIII. Итог урока
Оценки за урок.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.