Главная / Начальные классы / Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "И.А. Бунин «Листопад», падежные окончания имен существительных 1,2,3,склонения."

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "И.А. Бунин «Листопад», падежные окончания имен существительных 1,2,3,склонения."

Интегрированный урок русского языка

и литературного чтения


И.А. Бунин «Листопад», падежные окончания

имен существительных 1,2,3,склонения


4 класс, Школа России

(Конспект урока)




Интегрированный урок русского языка и литературного чтения

4 класс


Тема:

И.А. Бунин «Листопад», падежные окончания имен существительных 1,2,3,склонения.

Цели:

Образовательная: познакомить со стихотворением И.А. Бунина «Листопад», учить анализу стихотворного текста, закрепить знания о средствах художественной изобразительности (сравнении, метафоре, эпитете), обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён существительных трёх склонений, Совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.

Развивающая: развивать эстетическое чувство прекрасного, развивать умения исследования текста, творческое воображение, Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся. Воспитывать интерес к русскому языку.

Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к поэтическому слову, помочь увидеть и почувствовать не только образную сторону стихотворений, их смысл, но и красоту слова, прививать любовь к русской природе, воспитывать интерес к русскому языку.


Методы и приемы: - слово учителя;

- проблемные задания и вопросы;

- творческие задания

- частично – поисковый метод


Формы работы: - коллективная фронтальная работа;

- индивидуальная работа

- работа в парах

- групповая работа

- обратная связь


Ход урока














СЛАЙД



















СЛАЙД





















СЛАЙД 3,4,5,6,7


































СЛАЙД





















СЛАЙД


СЛАЙД

8-16









СЛАЙД 17







































СЛАЙД






СЛАЙД








СЛАЙД









СЛАЙД






















СЛАЙД





СЛАЙД
























































I. Орг. момент

- Ребята, какое у вас сейчас настроение?

- Что значит слово настроение?

(Настроение – внутреннее душевное состояние)

- А теперь попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что у вас получится?

(Высказывания учащихся)

Действительно, кому-то сейчас радостно, ярко и светло, кому-то – тревожно, туманно и серо, грустно. Вот и получилась картина настроения.

- Как вы думаете, а есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли солнце улыбаться, лес грустить, природа плакать или ликовать?


- Какие художественные приёмы мы используем, говоря о природе?

(Метафора, олицетворение, эпитет, сравнение)

  • Метафора - употребление слова в переносном значении; словосочетание

  • Олицетворение - это оживление неживого предмета. Например, природа притихла; спит трава.

  • Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

  • Сравнение — фигура речи, в которой происходит сравнение одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку


Теперь вы убедились, насколько близки настроения и труд художника и поэта.


II. Проверка домашнего задания.


- Дома вы рисовали рисунки на тему «Осень» каждый рисунок тоже отображал ваше настроение, какие названия вы бы дали этим картинам?

- Какому времени года посвящены эти рисунки?

- Сегодня на уроке мы будет читать, и анализировать стихотворение, посвященное осени Ивана Алексеевича Бунина

- Послушайте рассказ о жизни писателя (рассказ о поэте подготовленным уч-ся)


Потомок старинного, но обедневшего дворянского рода И.А. Бунин провёл свои ранние детские годы в имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии.

В 11 лет Иван Бунин поступил в гимназию, но проучился меньше четырёх классов – продолжать образование не позволила бедность. А в 19 лет юноша покинул родное гнездо – работал корректором, статистиком, библиотекарем, журналистом.

Писал Бунин не только стихи, но и прозу (рассказы, повести).

Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

С начала XX века И.А. Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как прозаик, и как поэт.

В 1933 году поэт стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Умер в Париже.


III. Подготовка к восприятию.


- Тему стихотворения И.А. Бунина, которое мы будем читать на уроке, вы узнаете, когда отгадаете кроссворд


Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?

(солнце)


Он стоит среди травы

В шляпе, но без головы.

У него одна нога,

Но и та без сапога.

(гриб)


Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь)


Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

(октябрь)







с

г


о

о

р


к

л

и

с

т

н

б

е

я

ц


н

б

е


т

р



я

ь



б




р




ь




- Какое главное слово получилось? (лист)

- Ранняя осень. Прекрасная осенняя пора. Листья – главные герои этого времени. Какое явление мы наблюдаем в природе осенью? (листопад)

- Произнесите громко слово листопад.

- А теперь тише.

- А какое звучание больше подходит к этому слову?


- И вот мы подошли к теме нашего урока. Стихотворение «Листопад».


Послушайте его.



- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?


- Чтобы ярче представить картины стихотворения, проведем словарную работу.

(Словарная работа)

Багряный - то же, что багровый - красный густого, темного оттенка.

Пестрый - с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов.

Резьба - резной - с неровными, как будто вырезанными краями, очертаниями.

В дворе - во дворе.

Лазурь - светло - синий цвет, синева.

- Откройте тетради по русскому языку, запишите число, классная работа.

- Запишите слова в столбик.

- Назовите имена существительные. Докажите что это имена существительные. Определите склонение, измените форму слова. Что нужно знать, чтобы правильно написать окончания имен существительных? (Склонение и падеж)

- Сегодня, на примере стихотворения Бунина мы с вами будем закреплять навыки в определении и написании окончаний имен существительных.

IV. Первичное чтение (про себя)

-С чем сравнивает поэт лес?

-Какие использует краски для описания леса?


V. Чтение вслух.

- Какие картины вы представили, читая это стихотворение?

- Какие три картины можно выделить в стихотворении Бунина?


VI. Выборочное чтение.


- Давайте попробуем вместе прочитать первую картину в произведении.

- Теперь прочитаем вторую картину.

- Заключительная часть.


- Посмотрите на наш листопад, (опускаются осенние листья).

- Подберите однокоренные слова к слову ЛИСТ.

- Запишите в тетрадь, разберите по составу.


- Листья у нас необычные, с заданием.


1 лист – олицетворение.

2 лист – метафора.

3 лист – эпитет.

4 лист – сравнение


- Найдите в стихотворении олицетворение.

Запишите в тетрадь олицетворения


1. Осень….вступает в терем свой

2. Играет…..мотылёк (Разбор по членам предложения)


метафоры,

1. Лес….пёстрою стеной стоит.

2. ….Берёзы жёлтою резьбой….

  1. И осень … вдовой.


эпитеты

1. В листве сквозной….(укажите склонение и падеж, выделите окончание.)

2. …Воздушной паутины….

3. …Мёртвое молчанье….

  1. Лес….лиловый, золотой, багряный.

Лес, заворожённый тишиной


сравнения.

  1. Лес, точно терем…

  2. Как вышки, ёлочки темнеют…

  3. Просветы …, что оконца.

  4. мотылёк … точно … лепесток



VII. Выразительное чтение.


- Давайте попробуем прочитать стихотворение выразительно. Что значит выразительно?

(чтение, 2 – 3 человека)

VIII. Работа в парах

- Просклоняйте существительные и заполните таблицу. Впишите в таблицу только окончания.

1 ряд – поляна, 2 ряд – лес. 3 ряд – лазурь

- Что вы заметили в таблице?

- Назовите окончания предложного падежа, окончания 3 скл.

- Сделайте вывод.

- Как правильно написать окончания имен существительных?


Падеж

1 -е

2 -е

3 -е

Р.

-ы, -и

-а, -я

Д.

-у, -ю

П.

IX. Закрепление – Работа с карточками (обратная связь)

- Покажи окончание и докажи (Письменно, самостоятельно)

В листв.. сквозной, в лазур… голубой, на пустой полян…, воздушной паутины ткан…, на паутин… замирает, в синей вышин…, в этой тишин…

- Из какого стихотворения эти словосочетания?

- Прочитаем его еще раз выразительно.

- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

X. Домашнее задание

- ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ НАИЗУСТЬ, дочитать стихотворение до конца. Выписать существительные 1, 2, 3 склонений

- А мы продолжим урок русского языка.

Вспомните таблицу окончаний существительных 3 склонений и выполните тест.

XI. Тест

Вставь нужное окончание

Завывая в пол… зверем

В неб… голубом

Молчал на зар…

Жутко Осен… одной

Сон осенней ноч…

В сыром туман…

Пусто на полян…

Запрется в терем… своем

В глубин… лесов

В морозном серебр…

От зимней стуж… и метел…

- Самопроверка

Оцените себя «Отлично» «Хорошо» « Не очень хорошо»

- Эти выражения взяты из стихотворения Бунина, которое вы должны дома прочитать выразительно

XII. Обобщение по теме

Ребята, мы с вами в начале отгадали кроссворд с ключевым словом «лист» Взгляните на доску. (На доске рисунок дерева с листьями. На каждом лепестке вопрос.)

Назовите мне, пожалуйста, любые шесть цифр от 1 до 15. (Дети, по списку стоящие под этими номерами, выходят к доске, срывают лепестки с вопросами и дают ответ).

  1. Что называется именем существительным?

  2. Как изменяется имя существительное?

  3. Что значит склонение?

  4. Какие существительные относятся к 1, 2, 3 - му склонениям?

  5. Как проверить безударное окончание имён существительных?

  6. Как определить падеж существительных в предложении?

ХIII. Итог урока

Оценки за урок.


Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "И.А. Бунин «Листопад», падежные окончания имен существительных 1,2,3,склонения."
  • Начальные классы
Описание:

Цель интегрированного урока русского языка и литературного чтения "И.А. Бунин «Листопад», падежные окончания имен существительных 1,2,3,склонения."познакомить со стихотворением И.А. Бунина «Листопад», учить анализу стихотворного текста, закрепить знания о средствах художественной изобразительности (сравнении, метафоре, эпитете), обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён существительных трёх склонений, Совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения.

Автор Покосова Светлана Федоровна
Дата добавления 10.03.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 346
Номер материала MA-065481
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓