ДЕПАРТАМЕНТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЛАСТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
УЧИЛИЩЕ № 15»
Интегрированный урок
по
литературе и истории
«…Этот
мир очарований, этот мир из серебра.»
Серебряный
век русской культуры
Литература:
Жданова
Оксана Валерьевна.
История:
Апостол
Надежда Юрьевна.
Конспект
урока.
1.Организационный
момент.
2.Преподаватель
литературы.
1)Здравствуйте! Сегодня
у нас не совсем обычный урок. И не только потому, что у нас присутствуют гости.
Но и потому, что я буду вести урок не одна, а совместно с учителем истории.
Надеемся, что урок
у нас будет насыщенным, познавательным и пройдёт плодотворно.
Итак, начнём.
- Посмотрите,
пожалуйста, на стенд. Чьи это портреты? (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов,
Гоголь, Тютчев, Толстой, Фет, Достоевский и т.д.)
- Скажите, а в
какое время жили эти выдающиеся художники слова? (в 19 веке)
- Как
часто называют 19 век? (золотой). – Почему именно «золотой»? (как
драгоценный металл, нам дорого их творчество)
Преподаватель
литературы: кончается век 19-ый, который мы называем
золотым. На смену идёт новое время.
- Подумайте,
как по аналогии можно назвать время, когда на смену метрам художественного
слова приходит огромное количество молодых, талантливых, творческих людей? Может
быть, поможет вам в этом отрывок из «Поэмы без героя» Анны Ахматовой:
Были
святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И Серебряный месяц ярко
Над Серебряным веком стыл.
(серебряный век).
- Подумайте,
как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? Откройте тетради и запишите
тему. (
«Серебряный век русской культуры»).( Слайд1)
- Ребята,
как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, какие цели стоят
перед нами?
(После того как
обучающиеся назовут несколько тем, преподаватель открывает уточнённую запись).(Слайд
2)
Цели урока:
·
знать
временные рамки культуры Серебряного века, основные течения и их принципы;
·
знать
исторические процессы этого периода и наиболее значительные достижения в разных
областях культуры;
·
уметь
работать самостоятельно, в группах и в парах, уметь работать с таблицами,
тестами, уметь обобщать и делать выводы.
Преподаватель
литературы: Серебряный век… - Какие мысли
возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова, какие ассоциации они
вызывают? (Возможные ответы: серебряный век – блеск, яркость, звон,
утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, мгновенность, отражения, блики,
прозрачность, свечение, туман, тайна, волшебство, уста, шепот… )
Преподаватель
литературы: Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем
воображении особый мир, настраивает на разговор о прекрасном. Сегодня
Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период
на рубеже XIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области
поэзии, живописи, музыки, театра, скульптуры и т.д.
Каково же основное
содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Ответить мы попытаемся с позиции
3-х групп: «Историков», «Литературоведов» и «Искусствоведов», которые заранее
получили задания при подготовке к уроку. И ещё: у каждого из вас на парте лежат
«Оценочные листы», которые
вы будете заполнять в процессе урока, оценивая свою работу и работу своих
товарищей; эти листы вы сдадите нам в конце урока.
- Итак, какой
же была Россия рубежа веков? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте
предоставим слово первой группе – «Историкам» и преподавателю истории - Надежде
Юрьевне.
3.Преподаватель
истории :
Ребята, а
как вы думаете: почему на уроке по литературе мы говорим об исторических
событиях России?
Обучающийся
История и
литература тесно связаны друг с другом, потому что в литературе отражаются
все те процессы, которые происходят в обществе.
Преподаватель
истории : Сегодня нам предстоит вспомнить
основные исторические события истории России конца 19-начала 20 веков,
проанализировать их, сделать выводы. Для начала я зачитаю вам отрывки
из поэтических произведений, а вы определите событие, о котором будет идти речь
в стихотворениях-загадках и занесите данные в «Ленту времени», которая у
вас лежит на столе. Выполнив это задание, мы сможем ответить на вопрос какая же
она, Россия XX века? А потом мы с вами проверим правильность выполнения
задания. (Слайд 3)
Лента
времени
Конец XIX века
|
1904-1905
|
1905-1907
|
1914-1918
|
1917
|
1918-1920
|
|
|
|
|
|
|
Преподаватель
истории :
Мы проиграли ту
войну,
Но слава русских
моряков
С «Варягом» не
ушла ко дну.
«Погибнуть с
честью» - был девиз таков.
Обучающийся
(Русско-японская
война 1904 – 1905гг)
Преподаватель
истории :
«Кровавым
воскресеньем» началась она
И слабость власти
показала всем сполна.
Хоть «Манифест»
дарован был народу,
Работа I Думы не
продлилась года.
Обучающийся
( I русская
революция, 1905-1907 гг)
Преподаватель
истории :
Готовились к ней
долго, чтоб мир переделить,
Мечтая о колониях,
готовы были кровью мир залить.
Балканы славились
как «бочка пороха» всегда.
В Сараево
начавшись, длилась долго та война.
Обучающийся
(I
мировая война).
Преподаватель
истории :
Всё общество на
красных - белых поделив,
В надежде отстоять
свою Россию - все находили сил прилив.
Сын на отца пошёл,
забыв свои истоки,
Мы стержень
потеряли - таковы её итоги.
Обучающийся
(Гражданская
война, 1918 -1920 г.)
Преподаватель
истории :
В попытках частную
торговлю запретить
Про продразвёрстку
власть новая заговорила.
В распределении,
оплате уравниловку вменить,
Войну закончить
поскорей спешила.
Обучающийся
(Политика
военного коммунизма, в годы гражданской войны1918 -1921г)
(ответы для проверки (Слайд
4)
Конец XIX века
|
1904-1905
|
1905-1907
|
1914-1918
|
1917
|
1918-1920
|
Модернизация,
переход к империализму
|
Русско-японская
война
|
I русская
пролетарская революция
|
I Мировая
война
|
II русская
революция (ФБД и Окт. переворот
|
Гражданская
война
|
Преподаватель
истории :Давайте проверим правильность заполнения
ленты времени. Сравните полученные ответы с моими, оцените свою работу и
занесите результаты в «Оценочную таблицу».
Лента
времени
Подумайте,
какие особенности и противоречия существовали в историческом развитии России
в кон. 19- начале 20 века?
Обучающийся
1
"Ведущими
тенденциями социально-экономического развития России в начале ХХ в. были дальнейший
рост капитализма,
-переход
его в монополистическую стадию, империализм-высшую и последнюю стадию
капитализма
-вхождение
страны в мировую капиталистическую систему.
Обучающийся
2
Но
несмотря на значительные успехи капитализма, особенно в годы промышленного
подъёма 90-х и предвоенные годы, экономика России развивалась в условиях
обостряющихся противоречий между передовым промышленным производством и
сохраняющимися многочисленными остатками феодализма
-
самодержавием,
-
крупным помещичьим землевладением,
-
крепостническими методами эксплуатации крестьянства в сельском
хозяйстве".
Обучающийся
3: Можно сделать вывод :Реформа отмены крепостного права 1861 г. была
половинчатой: крестьяне получили свободу, но не получили земли.
- Какая
роль отводилась интеллигенции в России? Какие проблемы её волнуют в начале
20 века? Какие пути выхода из кризиса они предлагали? Попробуем ответить на эти
вопросы, анализируя документы, которые мы вам приготовили.
1. Философ
Н.Бердяев. Из книги «Судьба России»:
«Мировая война
остро ставит вопрос о русском национальном самосознании. Русская национальная
мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России,
определить её задачу и место в мире. Все чувствуют, что Россия стоит перед
великими мировыми задачами . С древнейших времен было предчувствие, что Россия
предназначена к чему-то великому, но к чему?
Вопросы к
отрывку №1:
- О какой
задаче говорит Бердяев Н.? (понять идею России, загадку России, определить её
место в мире)
- Какую
роль отводит России автор? (Россия предназначена к чему-то великому)
- Что
волнует Автора? (Нет ответа на поставленный вопрос, его нужно найти)
2. Из
трудов Соловьева В. (Философ и поэт, публицист, переводчик,
положивший основание целому направлению в русской поэзии конца XIX -
начала XX в.в
)
«Существующий
порядок вещей не таков, каким он должен быть. Необходимо его изменить. Как
осуществить это? Надо воздействовать на убеждения людей. Убедить их можно,
только раскрыв истину. Где искать истину? В христианстве. Но не в старом, а в
обновленном. Необходимо религиозное преображение человека. Что же преобразует
человека? Любовь и соборность. Что такое любовь? Это преодоление эгоизма. Что
такое соборность? Это общность людей, единство бога, Природы и человека».
Вопросы к
отрывку №2:
- Какую
задачу ставит философ? (Задачу необходимости изменить существующий порядок)
- Каким
способом автор предлагает это сделать? (Путем воздействия на убеждения людей,
раскрывать истину)
- Где
автор предлагает искать истину? (В христианстве)
- Что
преобразует человека? (Любовь и соборность)
- В чем
особенность этого отрывка?( Автор ставит много вопросов и пытается на них ответить,
много сомнений)
Преподаватель
истории :
Итак,
мы с вами проанализировали отрывки из сочинений русской интеллигенции к.19-н.20
веков. Давайте попытаемся сделать вывод о том, каким же был XX век - излом
тысячелетья?
Обучающиеся
делают
вывод, что философы ищут пути философско-религиозного обновления общества,
пытаются понять идею России, определить её задачи и место в мире, отвергают
революцию как средство переустройства общества. Социальный прогресс в стране
возможен лишь путем постепенных, эволюционных изменений, начинать которые
необходимо с выработки новых нравственных идеалов, основанных на христианском
учении. Перефразируя М. Цветаеву, назовём литературу «очевидцем всех
времён истории» и посмотрим, что же волновало русскую литературу в
«двадцатом удивительном столетье...»
4. Преподаватель
литературы. Действительно, «литература-очевидец всех времён
истории».
- Как вы
думаете, что чувствует человек и не просто человек, а творческая личность в
это кризисное время? (Тревогу, переживания, неуверенность……)
Именно в это
время, в начале 20 века, получает распространение декадентство. А вместе
с таким литературным направлением, как реализм, ведущее место в
литературе начинает занимать модернизм и множество его течений: символизм,
акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.
- Объяснить
значения этих слов поможет презентация группы «Литературоведы», которые
заранее поработали со словарём. Ребята, а вы основные моменты их презентации запишите
в своих тетрадях.
Словарная
работа. (Слайд 5 -9) «Словарная
работа».
Преподаватель
литературы. - Почему именно поэзия заняла тогда в
культуре ведущее место? (Потому что помогает лучше передать чувства,
индивидуальные переживания человека).
Преподаватель
литературы. Для этого времени характерна активная
литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания,
литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов.
- Какие
направления и стили характеризуют «Серебряный век»? Я познакомлю вас с основными
течениями «Серебряного века», а вы должны будете записать их основные принципы
в своих тетрадях.
(Презентация 2) «Серебряный
век в русской поэзии».
Комментарий
к презентации по литературе.
2-й слайд:
Серебряный век - это время духовного новаторства, крупного скачка в развитии
отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры,
обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда
выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.
3-й слайд:
Литературоведы до сих пор спорят о хронологических рамках поэзии Серебряного
века. Но существует общепризнанное мнение, что отсчёт надо вести с 1890 года до
1917, вплоть до 1920 годов, отдельные течения продолжали существовать даже до
1925г.
4 - 5 - 6
слайды:
Каковы же основные течения в поэзии Серебряного века и наиболее яркие их
представители?
Течений было
много, мы выделим как основные 4 – это символизм, акмеизм, футуризм и
новокрестьянская поэзия. Наиболее яркими представителями такого течения, как
символизм были А.Блок, В.Брюсов, А. Белый; акмеизма: А.Ахматова, Н.Гумилёв,
Б.Пастернак; футуризма: В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк; наиболее яркие
представители новокрестьянской поэзии – это С.Есенин, Н.Клюев, А.Ширяевец.
Это был полный
солнечного сияния созидательный мир, жаждущий красоты и самоутверждения.
7 слайд: Самым
первым и самым значительным течением в конце 19- в начале 20 века был
символизм, что в переводе с греческого языка означает «знак», «символ».
8-й слайд: Основными
принципами символизма были:
- Во-первых, установка
на сотворчество с читателем
- Мифотворчество
(в своих стихах поэты-символисты часто обращались к мифам, использовали
мифологические образы)
- Мистические
идеалы и вера в обновление мира
- Открытие
многозначности слова (для символистов слово-это некий символ, знак, который
читатель должен разгадать, причём каждый читатель может понимать слова-знаки
по-своему)
- для символистов
также характерна - Музыкальность поэзии
9-й слайд: Вот,
например, стихотворение А. Блока «Фабрика» (обучающийся читает стихотворение
«Фабрика»).
10-й
слайд:
Акмеизм также является одним из течений модернизма. В переводе с греческого
языка акмеизм означает «высшая степень чего-либо, цветущая сила». Это течение
тесно связано с символизмом, акмеисты пытались преодолеть некоторые недостатки
символистов.
11-й слайд: Основные
принципы акмеизма – это
- Отношение к
поэзии как к мастерству
- Утверждение
красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях
- Возрождение
традиций «золотого века» русской поэзии
- Романтические
мотивы
- Возвращение
ценностей и красоты реального мира
12-й
слайд:
Анна Ахматова – одна из ярких представительниц акмеизма. Стихотворение «Сжала
руки под темной вуалью…» (обучающийся
читает стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…»).
13-й
слайд:
Футуризм в переводе с латинского языка означает «будущее».
Футуристы отводили
себе роль прообраза искусства будущего, разрушали культурные стереотипы. Цель
их творчества – побуждение к действию.
14-й
слайд:
принципы футуризма:
- Футуристы
отрицали старое и утверждали новое искусство, считали, что оно призвано
преобразить окружающий мир
- Хотели обновить
поэтический язык (для них характерно словотворчество)
- Эстетическое
бунтарство, эпатаж
- Новые функции
искусства как выражения творчества масс
Стихам этих поэтов
характерны приёмы звукоподражания, использование лозунгов, плакатов, новых
ритмов, необычных рифм и многое другое.
15-й
слайд:
Очень ярким представителем футуристов был Владимир Маяковский. Вот, например,
его стихотворение «А вы могли бы?» (обучающийся читает стихотворение «А вы
могли бы?»).
16-й
слайд:
Главными устоями, объединявшими поэтов "новокрестьянской" плеяды,-
были любовь к родине, культ трудовой нравственности, кровная связь с родной
природой.
17-й
слайд:
Отличительные принципы новокрестьянской поэзии - это
- Поэтизация
деревенского быта и сельской природы
- Связь труженика
с миром природы и устного творчества
- Чувство неприязни
к жизни шумного и душного города
18-й
слайд:
У истоков новокрестьянской поэзии стоял Николай Клюев. А мы послушаем
стихотворение другого представителя этого течения – Сергея Есенина «Гой ты,
Русь, моя родная…» (обучающийся читает стихотворение).
19-й
слайд:
Каково же значение Серебряного века?
- Она выражала
настроения эпохи
- Искала новые
пути в литературе
- Открыла большое
количество творческих индивидуальностей
- Активизировала
читателя, привлекала его к сотворчеству
20-й слайд: Таким образом,
можно сказать, что поэзия конца 19 – начала 20 веков занимала ведущее место в
русской культуре и развивалась под влиянием классической литературы XIX века
Преподаватель
литературы. Итак, мы убедились с вами, как много было
новых имён в созвездии поэзии «Серебряного века», стремящихся выразить
настроение, нерв, музыку эпохи, ищущих новые пути в искусстве, для которых
«Жизнь и поэзия – одно…»
А теперь давайте
предоставим слово «Искусствоведам», которые расскажут о «Серебряном веке» в
других видах искусства.
5.Преподаватель
истории. (Презентация 3)
«Серебряный век в живописи».
- «
Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат» писал
Леонардо да Винчи.
-Из
рассказа предыдущей группы, мы услышали, насколько разнообразна, необычна,
интересна была литература. Группе «Искусствоведов» было дано задание -
исследовать направления в изобразительном искусстве конца 19-нач 20 в. Предоставим
им слово.
(Слайд
2-4)Обучающийся
1.
Прочные позиции удерживали художники Реалисты - представители
русской академической школы и наследники передвижников (И. Репин, М. Нестеров,
В. Суриков и др.).
Музыка тоже
успешно развивала лучшие традиции русских композиторов «Могучей кучки». Вместе
с тем продолжала поиски в области формы и содержания.
Учитель. Но не
они определяли лицо русского искусства начала XX века! «Время неслыханных
перемен» и «невиданных мятежей» (А.А.Блок).
(Слайд
5-7)Обучающийся
1.
Русские художники конца 19 и начала 20 в. увлеклись импрессионизмом.
А.Серов, И.Грабарь, К. Коровин.
(Слайд 8)Обучающийся
2.
Законодателем моды стал стиль «Модерн». Последователи этого
направления объединились в творческое общество «Мир искусств».
(Слайд
9-10) Одним
из художников этого общества был Н.Рерих.
(Слайд 11)Преподаватель
истории.
Один из современных исследователей отмечал: «Всякий стиль неповторим, но стиль
модерн – самый неповторимый среди всех стилей». Согласны ли вы с подобной
точкой зрения?
Ученик 3. Мне
кажется, что модерн соединил в себе все направления: романский, готический,
классицизм, барокко, русский стиль.
(Слайд 12)
Это
мы видим в постройках Ф.О.Шехтеля, В.Валькотта.
Преподаватель
истории.
Да, в столицах возводились постройки в стиле модерн, или как его еще называли неоклассицизм.
(Слайд 13) Обучающийся
3.
Мы провели исследования в градостроительстве нашего города, и нашли интересные
постройки этого периода. В Симбирске конец 19 – нач. 20 века называли эпохой
ФАНТАЗЕРОВ.
В этом году
исполняется 135 лет со дня рождения российского архитектора, инженера и дизайнера
- Федора Ливчака. В Ульяновске сохранилось более двух десятков его строений.
(Слайд 14)
В
2014 году исполняется 150 лет выдающемуся русскому архитектору Августу Шоде.
(Слайд 15)Преподаватель
истории.
В 1907 году в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза».
Представители «Голубой розы» были тесно связаны с поэтами-символистами.
Насколько мы можем понять и «расшифровать» поэтические слова В.Я.Брюсова в
стихотворении «Творчество»?
Тень несозданных
созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти
латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят
звуки
В
звонко-звучной тишине…
Обучающийся
2.
Мне кажется, символ можно истолковать словами, но истинный смысл понять нельзя,
можно только догадываться.
(Слайд 16)
Символизм
в живописи был представлен такими разными художниками, как М.Врубель и К.
Петров-Водкин.
В созданных
образах Михаилом Врубелем нашли отражения не только духовные поиски, но и
внутренние противоречия сложного времени, в которое он жил. Реальность, мечта и
фантазия переплелись в его полотнах невероятным образом. «Царевна лебедь».
(Слайд 17) «Демон»
Врубеля – олицетворяет борьбу мятущегося человеческого духа, страх перед
неизвестностью.
(Слайд 18)
В
домашнем задании опишите, какие символы вы можете увидеть в картине Петрова-Водкина
«Купание Красного коня»?
(Слайд 19)
Но
символизм в русской живописи не был единым стилем.
«Мир искусства»,
«Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»… Чем объясняется
многообразие и пестрота направлений в искусстве?
Ученик 2. Наверное,
им было интересно экспериментировать, искать новые формы и пути в изобразительном
искусстве.
(Слайд 20)
Крупнейшие
русские художники «авангардисты»: В.Кандинский, М.Шагал,
П.Филонов и др., каждый со своим «авторским» стилем.
(Слайд
21-24) В
«Абстракционизме» Василия Кандинского отказ от изображения
реальных предметов и явлений в живописи; стремление выразить стихийность в
динамике пятен или объемов. «Цвет – это клавиши; глаз – молоточек; душа –
многострунный рояль» говорил Кандинский. Свои работы он называл «Импрессия 3»,
«Концерт», «Импровизация 26», «Импровизация 209», «Композиция 6» и т.д.
(Слайд 25)
«Супрематизм» К.С.Малевича: сочетание окрашенных в локальные цвета
простых геометрических фигур. Фигуры парящие в пространстве.
(Слайд 26) «Черный
квадрат – это предельно простой и ясный символ космоса, абсолютно недоступный
для человеческого сознания…» - писал сам автор.
Учитель. Какие же
мы сделаем выводы из всего этого многообразия.
(Слайд 32)Ученик. Мы
увидели, что в искусстве происходит отказ от старых художественных традиций,
смелые эксперименты. Художники стали раскрепощенными и свободными в своем
творчестве.
Ученик.
Существовало множество направлений, каждое из которых провозглашало свою идею и
стремилось реализовать ее в творчестве. В них и по сей день сложно разобраться.
Преподаватель
истории:
- Ну что ж, ребята, давайте обобщим всё, о чём мы говорили и сделаем выводы.
Как вы думаете, почему в русском искусстве эпоха конца 19 – начала 20 веков
получила название «Серебряный век»? Что нового вы узнали для себя на уроке?
-Таким образом,
конец 19 – начало 20 веков подарил миру не несколько десятков имён в
литературе, а целую плеяду талантливейших людей в разных областях искусства,
каждый из которых индивидуален и самобытен по-своему. Это был феноменальный
расцвет в культуре.
- А теперь
проведём небольшое тестирование, которое поможет нам выяснить, как вы
усвоили сегодняшнюю тему. Каждая группа приготовила вопросы, на которые вы
ответите вместе внутри своих групп (ответы занести в
бланки), затем оцените тесты, оценки выставите в
«Оценочные листы» и озвучите результаты работ в группах.
Тестирование. Работа
в группах.
№
|
Литераторы
|
Историки
|
Искусствоведы
|
1
|
Укажите
временные границы «серебряного века» русской поэзии.
1)
начало 20 века
2) конец
19 – начало 20 века
3)
начало-середина 20 века
|
К началу ХХ века на территории Российской империи проживало около:
1) 128,2
млн. человек
2) 22
млн. человек
3)300
млн. человек
|
1.Какого
из художественного объединения начала 20 века не существовало?
1)«Бубновый
валет»
2)
«Голубая роза»
3)
«Пиковая дама»
|
2
|
Название
какого поэтического течения переводится как «знак»?
1)
акмеизм
2)
футуризм
3)
символизм
|
Основной
формой монополий в России в начале ХХ века стали:
1) синдикаты
2)
картели
3) тресты
|
2.Кто из
названных русских художников конца 19-начала20 веков не входил в творческое
общество «Мир искусства»?
1)А.Н.Бенуа
2)Н.К.Рерих
3)В.В.Кандинский
|
3
|
Название
какого поэтического течения переводится как «будущее»?
1)
акмеизм
2)
футуризм
1)
символизм
|
Первая
российская революция произошла:
1) 1904-1905
гг.
2) 1905-1906
гг.
3) 1905-1907
гг.
|
3.В начале
творческого пути А.Скрябин продолжил традиции группы:
1)«Мир
искусства»
2)
«Могучая кучка»
3)
«Русские сезоны»
|
4
|
Название
какого поэтического течения переводится как «высшая степень чего-либо, цвет,
цветущая пора».
1)
акмеизм
2)
футуризм
3) символизм
|
События
9 января 1905 ода получили название:
1) «Кровавый
понедельник»
2) «Кровавая
пятница»
3) «Кровавое
воскресенье»
|
4.Картина
«Демон» принадлежит кисти художника:
1)
А.Серов
2)
М.Нестеров
3)
М.Врубель
|
Преподаватель
литературы:
-А теперь оцените
результаты тестирования (по одному обучающемуся из группы озвучивают
результаты)
- Многие
стихи поэтов Серебряного века положены на музыку. Сейчас мы с вами услышим в
исполнении Иры Сергеевой и Насти Замалетдиновой романс «Не жалею, не зову, не
плачу…» на стихи Сергея Есенина.
8.
Домашнее задание.
1) по
литературе:
а) написать эссе
на тему «Для меня Серебряный век – это…»
б) индивидуальное
задание - подготовить презентацию-рассказ о поэтах «Серебряного века» (о Блоке,
Маяковском, Есенине, Ахматовой);
2) по истории: по
выбору:
а) составить
кроссворд по теме «Культура России конца 19 – начала 20 веков»;
б) написать план
по теме «Культура России конца 19 – начала 20 веков».
9.
Рефлексия.
Преподаватель
литературы - Ребята,
на этом наш урок окончен. Всем спасибо. Каждый из вас получит за работу оценку
после того, как вы сдадите свои «Оценочные листы».
Преподаватель
истории - А в
заключение нам всем хотелось бы узнать, как вы оцениваете себя. Поэтому
выберите, пожалуйста, из 2-х квадратов Малевича –чёрный и красный - один,
который охарактеризовал бы вашу работу и эмоциональное состояние сегодня
на уроке.
На обратной
стороне доски помещены иллюстрации чёрного и красного квадрата Малевича. Обучающиеся
прикрепляют свой магнитик рядом с той картиной, которая соответствовала их настроению
на занятии.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.