Главная / Начальные классы / Интегрированный урок 1 класс "Наша страна - Россия"

Интегрированный урок 1 класс "Наша страна - Россия"

МБОУ «Зоркальцевская средняя общеобразовательная школа» Томского района

Учитель: Юхневич Людмила Александровна

Предмет: окружающий мир, чтение, рисование.

1 класс

Тема: «Наша страна – Россия»

Какого народа ты сын? Русская матрешка.

Цель урока: активизировать познавательный интерес к историческому наследию нашей Родины, обогащать словарный запас.

Задачи:

  1. Уточнить представление детей о названии нашей страны, расширить их представление о Москве;

  2. Продолжить работу над выразительным и сознательным чтением;

  3. Прививать чувство любви к Родине, гордости за Россию;

  4. Развивать речь и внимание детей;

  5. Познакомить с русским народным костюмом;

  6. Развить творческие способности через рисование наряда матрешек;

  7. Систематизировать знания учащихся.

Оборудование: фотографии – открытки Москвы, картинки березы, творческие тетради.

Изобразительный ряд: игрушки – матрешки из Семенова, Загорска, Полхова – Майдана;

Музыкальный ряд: русские народные мелодии;

Литературный ряд: народное творчество (стихотворения и загадки).

Ожидаемые результаты обучения. После изучение данной темы учащиеся должны: Пополнить словарный запас и расширить представление о нашей стране. Узнавать русский народный костюм. Объяснять происхождение матрешки и уметь изображать ее наряд.

Продолжительность урока: 45 минут.


Этап урока

Продолжительность

Организационный момент

1мин.

«Путешествие по стране»

10мин.

Актуализация знаний учащихся

7мин.

Применение знаний в новой учебной ситуации

20мин.

Выставка работ

4мин.

Подведение итогов урока

3мин.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звучит русская народная музыка. Дети заходят в класс и садятся на свои места. Давайте улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

II. «Путешествие по стране»

Сегодня ребята мы отправимся в путешествие. Наш класс это поезд, который помчит нас по необъятным просторам. Сели поудобнее. В добрый путь ребята!

- Куда же мы сегодня отправимся путешествовать? (по нашей стране)

- Как называется наша страна? (Россия)

- У каждой страны есть главный город – столица. Назовите столицу России. (Москва)

Первая остановка «Красная площадь». Где находится эта площадь (в Москве).

- Почему она так называется? (В старину все красивое называли «красным». Красное солнышко – яркое, красная девица – красивая, красно словцо – умное. Красная площадь была самой красивой, когда Москва только строилась. На Красной площади проводятся парады. Москва – это город культуры, истории, архитектуры, спорта, город учебы, труда и отдыха. О Москве сложено много песен и стихов.).

- Каким русским деревом славится Россия? (березой)

Следующая остановка в березовой роще.

Прочтем в учебнике отрывок стихотворения А. Прокофьева.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную

Родную ненаглядную.

- С кем сравнивает автор березу? (с русской девушкой).

- Какие слова из стихотворения помогли вам представить березу в образе девушке?

(В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.)

- Как одевались в старину русские девушки?

Чтобы ответить на этот вопрос отправимся «на поезде» в музей русской одежды.

На Руси существовал обычай: девичий убор и прическа должны отличаться от головного убора замужней женщины. У женщин головные уборы скрывали волосы, у девушек – оставляли голову открытой. Девичий головной убор был в виде обруча, женщины носили кокошник – плотную, твердую шапочку. (см. приложение )

Рассмотрим русский народный костюм и сравним с рисунком учебника на стр. 65.

Обратите внимание на костюм девушки и парня.

Наш поезд мчится дальше. Ярмарка. Звучит музыка.

(Дети встают, подходят к столам, рассматривают народные декоративные игрушки, которые принесли в класс).

- Из каких материалов сделаны игрушки? (из глины, дерева)

Послушайте стихи о деревянных игрушках.

А вот русская красавица

Солоночка!

Для соли, для чаю

Для всякого случаю.

И на сахар, и на мед –

На все пойдет

Рой до дна

Цена одна!

А вот ваза!

Бери три раза.

Небьющиеся,

Неколющие,

Какие здоровущие!

А вот ложка!

Хлебай понемножку!

А вот молоток

На мелкий гвоздок.


- Так что же продавали на ярмарке? (солонки, вазы, ложки, молоточки ….)

- Какие еще игрушки продавались на ярмарках?

Отгадайте.

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситца, не шелка

И не кольца, и не брошки,

А веселые ………. (матрешки).

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят в друг дружке,

А все одна игрушка.

(матрешка)

  1. Актуализация знаний учащихся.

(Выступление учеников – домашнее задание.)

Что же интересного приготовили ребята. Давайте послушаем.

Гриша. Замечательная игрушка – матрешка! Деревянные куклы, помещаются одна в одной, пришли к нам из Японии. (см. приложение ). Родственница русской матрешки – складная кукла Фукурума – веселый старик.

Есения. Первым расписал русскую матрешку художник С.В. Малютин (1859 – 1937г.). Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Одета она в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник (см. приложение ). В руках у нее черный петух. Видимо, от русского имени Матрена и возможно ласковое название «матрешка».

Никита. Образ матрешки выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот.

Такой же образ красавицы воспитывали в русских песнях и сказках.

Рассмотрите в учебнике матрешек.

- А кого кроме матрешек – девочек и женщин еще делали?

- (в Сергиевом Посаде и Семенове делали матрешек – мальчиков и отцов семейства, порой с кудрявой бородой, в кепке нарядной рубашке, жениха с невестой, боярина с боярыней. Героев сказок и литературных героев).

- Как же украшают матрешек?

Данила. Семеновская матрешка.

(Большой букет цветов, украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой игрушки украшен ритмичной цепью небольших бутонов. В легкой и виртуозной манере письма цветов угадывается влияние традиционной кистевой росписи золотой Хохломы: центре хохломской росписи и фабрика игрушки находится в одном городе – Семенове.) (см. приложение )

Евгений. Полхов – Майдан.

(Мастера из Полховского Майдана (большое село из Горьковской области) выбрали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном фоне – верх желтый или красный, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами. Узоры имеют названия:: «большая роза», «колокольчик», «яблочко», «виноград»…) (см. приложение)

Сергей. Загорская матрешка.

Из города Загорска мастера в росписи игрушки используют локальные цвета, например: красный, зеленый, синий. Четко обозначают силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Мастера работают сразу двумя кисточками разной величины: более крупной кистью наносят светлые пятна, а поменьше – делают узоры темной краской, часто совмещая оба пятна в одном рисунке. Получается «лепесток» декоративного цветка. (см. приложение)

Физминутка. (Дети под музыку изображают движение поезда по классу).

  1. Применение знаний в новой учебной ситуации. Наш поезд прибыл на последнюю станцию «Мастерскую». Физминутка. (Размяли руки и ноги, сделали упражнения для глаз).

Ребята давайте побудем в роли умельцев, которые расписывали матрешек. Всем добро пожаловать на страницы своих тетрадей. Каждый из вас получит карточку, в которой есть подсказки.

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях на печатной основе. Рисование наряда матрешек в цвете. Работа в паре.(Звучит тихая музыка.)

«Карточки – помощники.»

  1. «Семеновская матрешка».

(Букетом цветов украсить весь фартук, а край платка ритмическим (одинаковым) бутоном цветов.)

Используйте цвета: красный, желтый, зеленый, черный.



II. «Полохов – Майдан».

(У платка нет завязанных концов, нет сарафана, фартука. (Овал – лицо)

Используйте двухцветный фон – вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Весь фон занят крупными яркими цветами «большая роза т. д.)


III. «Загорская матрешка».

Четко обозначить силуэт головного платка, кофты, сарафана.

Украсить платок и край фартука, «лепестками декоративного цветка».

Используйте локальные цвета: например красный, зеленый, синий.



V. Выставка работ учащихся. Получилось настоящая ярмарка из матрешек. Представлены матрешки из Загорска и Семенова, Полхова – Майдана. Все работы отличаются декоративностью и оригинальностью. Я горжусь вашими успехами. Только те, кто любят свою родину и чтят народные традиции, могут вырасти достойными гражданами своей страны. Благодарю Вас за работу!

VI. Итог урока.

Назовите страну, чьими гражданами вы являетесь? (Россия.) Как называются жители этой страны? (Россияне.) С какими центрами народного творчества по изготовлению матрешек вы сегодня познакомились? (Загорска и Семенова, Полхова – Майдана)

- О какой народной декоративной игрушке знают иностранные туристы?

(считается русская расписная матрешка – точенная из дерева и оригинально расписанная многоместная кукла, ставшая подлинным русским сувениром). Сегодня русская матрешка желанная гостья в каждом доме, суть русской матрешки во все времена остается прежней – дружба да любовь, пожелания счастья и благополучия. Вот почему она как добрая посланница этих чувств живет в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца.

- Если понравился урок, то встаньте и похлопайте.

- Если не понравился урок, то встаньте и потопайте.

Литература:

1). Окружающий мир. Виноградова Н.Ф.1класс,-М.: «Вентана-Граф», 2008г.

2). Матрешки. Маршак С.Я. М.: Малыш, 1989г.

3). Изобразительное искусство в первом классе. Кузин В.С., Книга для учителя. М.: Просвещение 2008г.

4). И учеба, и игра: изобразительное искусство. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И., Пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития, 1997г.

5). Введение в историю 3 класс. Северина. О.А.. Волгоград, 2002г.

hello_html_m42c55dbe.jpg



hello_html_1dd07b5e.jpg

hello_html_m3fbfcba7.jpg

hello_html_41eccd2a.jpghello_html_m53cf4e9f.jpghello_html_m30ad92bf.jpghello_html_2ea566c.jpg





hello_html_2b18efa7.jpghello_html_m5d7dbc97.jpghello_html_70c4f2a.jpghello_html_51d8af0d.jpghello_html_m24eec31a.jpg

hello_html_140da611.jpg

hello_html_m37c0d866.jpg

hello_html_191c6f4e.jpg

hello_html_8f8aab8.jpg

hello_html_m213fe716.jpg

hello_html_58e9f599.jpg

hello_html_m31224914.jpg

hello_html_245e8320.jpg

hello_html_db2bc4.jpg

hello_html_m13ea65a5.jpg

hello_html_m7b99ef4.jpg

Интегрированный урок 1 класс "Наша страна - Россия"
  • Начальные классы
Описание:

Тема: «Наша страна – Россия»

Какого народа ты сын? Русская матрешка.

Цель урока: активизировать познавательный интерес к историческому наследию нашей Родины, обогащать словарный запас.

Задачи:

1)Уточнить представление детей о названии нашей страны, расширить их представление о Москве;

2)Продолжить работу над выразительным и сознательным чтением;

3)Прививать чувство любви к Родине, гордости за Россию;

4)Развивать речь и внимание детей;

5)Познакомить с русским народным костюмом;

6)Развить творческие способности через рисование наряда матрешек;

7)Систематизировать знания учащихся.

Автор Юхневич Людмила Александровна
Дата добавления 30.06.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 369
Номер материала 60180
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓