Главная / Русский язык и литература / Интегративное занятие по литературе

Интегративное занятие по литературе

Конспект интегративного занятия литературы и правоведения по роману М.Ф.Достоевского «Преступление и наказание» .

Толикина Елена Анатольевна- преподаватель ГБОУ ВПО НГИЭИ, г.Княгинино

Цели урока:

Обучающие:

  • изучение романа «Преступление и наказание»;

  • закрепление изученного материала по роману;

  • изучение понятий учебной дисциплины «Правоведение»;

  • знакомство со статьями УК РФ.

Развивающие:

  • развитие представления о целостности картины мира;

  • развитие представления о взаимосвязанности и взаимопроникновении учебных дисциплин;

  • развитие общекультурного потенциала;

  • развитие умения вести дискуссию ;

  • развитие умения работать в малых группах;

  • развитие логики мышления;

  • развитие критического мышления;

  • развитие образного мышления;

  • развитие умения анализировать, синтезировать, сравнивать;

  • развитие способности умело доказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение;

  • развитие актерских способностей учащихся.

Воспитывающие:

  • воспитание чувства ответственности за свои поступки;

  • воспитание чувства коллективизма;

  • формирование негативного отношения к преступности среди молодежи ;

  • воспитание терпимости по отношению к другому человеку, чужому мнению .

Занятие проводится с использованием сразу двух инновационных технологий: технология интегрированного обучения и технология развития критического мышления по средствам чтения и письма (РКМЧП). В соответствии с технологией РКМЧП урок состоит из 3 этапов: 1- Вызов, 2- Осмысление, 3- Рефлексия.

1 Этап. Вызов.

На стадии вызова преподавателем зачитывается текст песни М.Щербакова «Свидание с полковником»:

Здравствуйте, полковник, Вы точны как бес,

Вижу, мало спали и черны как лес,

Что ж, располагайтесь без чинов,

Прошу Вас - запросто отстегивайте свой протез.

Трубка Вас согреет и вино взбодрит -

Полон Ваш бокал и золотист на вид.

Пробуйте - напиток благородный, древний,

Это только кажется, что он горчит.

Выпейте до дна и перейдем к делам -

Завтра наступление по всем фронтам:

Жуткая бесцельная резня и бойня,

Завтра суждено в числе других и Вам.

Был вчера на штабе утвержден приказ,

Нынче он в деталях доведен до Вас.

Завтра Вы прикажете и цепь замкнется -

Полк пойдет в атаку и падет за час.

Тысяча смертей за шестьдесят минут

Ради стратегических штабных причуд -

Это, согласитесь, не смешно, полковник,

Или по-английски говоря, not good.

Следует из сказанного мной одно:

Следует из цепочки исключить звено.

Именно за этим я позвал вас, сударь,

Именно за этим отравил вино.

Что предотвратил я и чего не смог,

Чей расчет простителен и чей жесток,

Мы обсудим позже и не здесь - прощайте -

Яд уже подействовал - зрачок широк.

В путь, мой дорогой, не поминайте злом,

Следующий гость уже стучится в дом,

Встречу на сегодня я назначил многим

И не собираюсь прекращать приём...


Дискуссия: В чем смысл данного текста? Согласны ли вы с выражением «Цель оправдывает средства»? Что означает выражение «кровь по совести»?

2 этап. Осмысление.

После дискуссии записывается тема занятия : «Преступление и наказание» и эпиграф : «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы- сердца людей» (Ф.М.Достоевский).

Словарная работа ( преступление, мотив, наказание, виновность, концепция).

Постановка задач:

-определить мотивы преступления Раскольникова

-классифицировать это преступление в соответствии с УК РФ

-вынести приговор Раскольникову

-сравнить свой приговор с тем наказанием, которое дает своему герою Достоевский

Просмотр видеоклипа по фильму «Преступление и наказание»

Записи в тетрадь. Признаки преступления: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость.

Слово преподавателя: Давайте посмотрим на преступление Раскольникова , учитывая все эти 4 признака преступления. Приходим к выводу, что состав преступления налицо.

Записи в тетради. Преступления делятся на умышленные и без умысла (Рассматриваются признаки того и другого преступления).

В уголовном праве выделяют 4 категории преступления:

1.небольшой тяжести : умышленные преступления и преступления по неосторожности. Максимальное наказание-до 2 лет.

2.средней тяжести. Наказание – до 5 лет.

3.тяжкие преступления. Наказание-до 10 лет.

4.особо тяжкие : умышленные преступления. Наказание - свыше 10 лет.

Слово преподавателя: Пример из жизни об убийстве 14 –летнего юноши .

Мини-дискуссия: Состояние «аффекта». Примеры из жизни студентов.

Записи в тетради: Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность: необходимая оборона, задержание лица, совершившего преступление; крайняя необходимость выполнения приказа, обоснованный риск.

Слово преподавателя: Пример из жизни о применении необходимой обороны.

Мини-дискуссия: Были ли у Раскольникова обстоятельства, исключающие уголовную ответственность?

Записи в тетради: Стадии совершения преступления: 1) подготовка к преступлению (объект преступления, подходы к нему, система охраны и т.д)

Работа в группах: Группа № 1.- Восстановить цепочку событий, мыслей, действий Раскольникова, составляющих подготовку к преступлению (За полгода до убийства - статья «О преступлении»- расчет убить процентщицу- изучение подходов к дому и обстановки комнаты- выбор орудия убийства -подготовка «заклада»- убийство

Записи в тетради (продолжение записи о стадиях преступлении): 2) покушение на преступление, 3) оконченное преступление

Группа № 2.- Чтение или инсценировка эпизода убийства

Записи в тетради: Наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая только судом лицу, совершившему преступление.

Мини-дискуссия: А что такое моральное наказание? Какое наказание тяжелее?

Записи в тетради: Виды наказаний. Пожизненное лишение свободы. Лица, которым не назначается уголовная ответственность.

Ролевая игра. Группа № 3 - «Обвинители», Группа № 4 - «Адвокаты»

3 этап. Рефлексия.

Выслушав обвинителей и адвокатов , учитывая статьи УК РФ, группа № 5- « Судьи» выносит Раскольникову приговор.

Обсуждение: Какое наказание дает Достоевский своему герою? Сравните его с приговором, который вынесли «судьи». Наказан ли Раскольников за свое преступление?

Подведение итогов.



Интегративное занятие по литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект интегративного занятия   литературы и  правоведения  по роману М.Ф.Достоевского «Преступление и наказание» .

 

            Цели урока:

Обучающие:

·       изучение романа «Преступление и наказание»;

·       закрепление изученного материала по роману;

·       изучение  понятий учебной дисциплины «Правоведение»;

·       знакомство со статьями УК РФ.

          Развивающие:

·       развитие представления о целостности картины мира;

·       развитие представления о взаимосвязанности и взаимопроникновении учебных дисциплин;

·       развитие общекультурного потенциала;

·       развитие умения вести дискуссию ;

·       развитие умения работать в малых группах;

·       развитие логики мышления;

·       развитие критического мышления;

·       развитие образного мышления;

·       развитие умения анализировать, синтезировать,  сравнивать;

·       развитие способности умело доказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение;

·       развитие актерских способностей учащихся.

        Воспитывающие:

·       воспитание чувства ответственности за свои поступки;

·       воспитание чувства коллективизма;

·       формирование негативного отношения к преступности среди молодежи ;

·       воспитание терпимости по отношению к другому человеку,  чужому мнению .

 

 Занятие проводится с использованием сразу двух инновационных технологий: технология интегрированного обучения и  технология развития критического мышления по средствам чтения и письма (РКМЧП).  В соответствии с технологией РКМЧП урок состоит из 3 этапов: 1- Вызов, 2- Осмысление, 3- Рефлексия.

Автор Толикина Елена Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 446
Номер материала 21762
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓