Главная / Другое / Интегративный подход во взаимодействии с дошкольниками как эффективный метод развития речи детей и действенный способ побуждения их к речевому творчеству.

Интегративный подход во взаимодействии с дошкольниками как эффективный метод развития речи детей и действенный способ побуждения их к речевому творчеству.

Интегративный подход во взаимодействии с дошкольниками как эффективный метод развития речи детей и действенный способ побуждения их к речевому творчеству.


Внимание к развитию речи дошкольника особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Воспитатель обязан помнить, что речь – инструмент воздействия на развитие психики растущего организма. Полноценная речь не только способствуют развитию его интеллекта и высших психических качеств, но и готовит почву для успешного обучения в школе и положительной адаптации в социуме в целом.

Предлагаемый материал основывается на опыте работы, демонстрирующий результаты длительного во временном отношении взаимодействия с детьми в области развития речи (от средней до подготовительной к школе группы). Главный принцип действий по развитию речи детей – это интегративность, побуждение к речевому творчеству.

Отправной точкой в решении вышеуказанной задачи стала организация кружка «Декламашки», целью которого является формирование умения выразительного чтения. В план включены занятия по развитию речевого аппарата, формированию навыков эмоционально-выразительной декламации текстов. Особенно интересен пункт «Логическое ударение».

Пример такого подхода в работе с логическим ударением:

Воспитатель показывает картинку и предлагает детям составить предложение: «Кошка сидит на окошке». Вступают Тобик и Бобик (игрушки щенки, персонажи, частоприсутствующие на многих моментах взаимодействия). Они ссорятся, как всегда (это не кошка, и вовсе она не сидит – лежит, и это не окошко). Воспитатель предлагает произнести предложение так, чтобы щенкам было понятно, что это кошка, что она сидит, что это именно окошко.


В зависимости от задачи, которую ставит перед собой педагог, логические ударения можно отрабатывать на любой части речи, подводя детей к осознанию, что все слова делятся на группы, что эти группы можно определить по вопросам «Что? Какой? Что делает?».

Далее решается задача по формированию понятия экспрессивности слова, т.е. лексически окрашенного. Поэтому автор разработала игру «Подбери цвет слову».

На столе разложены разноцветные (кроме основных цветов должны быть и смешанные: голубой, фиолетовый…) квадраты (фигуры могут быть любые). Воспитатель произносит слово, дети подбирают подходящий, по их мнению цвет, обосновывают свой выбор. Например: «Вода». Дети чаще выбирают голубой или белый. Обосновывают: голубой, потому что прохладная; белый, потому что не имеет цвета (для детей среднего возраста белый цвет – это нейтральный, бесцветный). Начинать надо с конкретно выраженных в цветовом плане слов (трава, солнце…), постепенно переходя к абстрактным (жарко, злой, больно, сладкий…). Дети к одному и тому же слову могут одновременно подобрать разные цвета. Это допустимо. Здесь важно, чтобы ребенок обосновал свой выбор. Значит, он чувствует экспрессию слова. Тогда при чтении стихов или пересказе (рассказе) легче будет добиться выразительности декламации.

Так слово мама девочка «окрасила» в розовый цвет (мама красивая, как Барби), другой – в желтый (мама, как солнышко), третий меня насторожил, выбрав синий цвет (синий мой любимый цвет, и мама самая любимая).

Теперь можно было переходить непосредственно к упражнениям по декламации. Была выбрана на первом этапе известная фраза «Мороз и солнце. День чудесный». Сначала слова «окрасили». Мороз – синий, солнце – желтый. Слово «чудесный» каждый «окрасил» сам с учетом своего восприятия этого слова. Первое слово «мороз» надо произнести так, чтобы стало холодно, «солнце», чтобы стало тепло, «чудесный», чтобы стало весело (из высказываний детей).

Так возникла игра «Как появилось слово?», целью которой стало сформировать у детей навык «видения» состава слова.

Воспитатель раскладывает кубики разного цвета и предлагает детям определить состав слова, выложить схематическую структуру его.

Например, берется слово «подоконник».

-Что означает слово «подоконник»? (часть окна, находящаяся под окном).

-Какая часть в этом слове главная? (окно). Выбирается цвет кубика для главной части, который будет постоянным. В данном случае красный. Кубик выставляется на демонстрационный стол.

-А какие еще части есть в этом слове? Определите их место по отношению к главному слову. Опять же выбираются цвета для части, стоящей перед главной и после. В нашем случае зеленый и синий. Дети называют часть и располагают кубик относительно главной части. Получилась схема: зеленый – красный – синий. Далее педагог, побуждая к самостоятельным действиям, предлагает детям слова, образованные суффиксальным, предложно-суффиксальным, предложнм способами: холодильник, лесник, подберезовик, салфетница, солонка, помазать, подсолнух, подстаканник, приблизится…

Навык «чувствования» и «слышания» слова позволяют ребенку более точно подбирать слова для оформления своих мыслей при диалогическом общении, словотворчестве. Не последнюю роль здесь играет и богатство словарного запаса (лексикона) детей. Все это стало причиной возникновения еще одной игры.

Дидактическая игра «Скажи по-другому».

Воспитатель по очереди бросает мяч детям, произнося одно и то же слово (например, «дом»). Ребенок возвращает мяч и произносит близкое по значению слово (избушка, терем, коттедж, хата, квартира…).

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Воспитатель произносит фразу, в которой содержится речевая ошибка. («Спортсмен прошаркал к стартовой черте», «Царь в сопровождении своей свиты вошел в свою квартиру и сел на табурете», «Мама строго промямлила своему сыну: «Встань сейчас же в угол!». Дети должны не только найти ошибку, но и исправить ее.

Далее работа по расширению словарного запаса усложняется подбором синонимов к одному слову, но в разных речевых ситуациях.

Дидактическая игра «Скажи правильно»

Воспитатель задает слово, например «ходить» (намеренно в начальной или неопределенной форме с целью отработки и грамматического строя). Затем ставит перед детьми задачу: правильно подобрать слово.

-Человек что делает? (Человек идет). Дети произносят словосочетание полностью.

-Старенькая бабушка что делает? (Старенькая бабушка плетется, шаркает)

-Маленький ребенок что делает? (Маленький ребенок топает, семенит)

-Солдат что делает? (Солдат шагает, марширует).

-Петух что делает? (Петух вышагивает).

Процесс расширения словарного запаса дошкольников происходит постоянно и охватывает все области взаимодействия с детьми.

Пройдя этапы формирования навыков выразительного чтения и расширения словарного запаса, был сделан плавный переход к сочинению сказок и составлению рассказов детьми. Сначала это были простые пересказы сказок и коротких рассказов. Потом «досочинение» и «пересочинение» текстов по ситуациям ( что было бы, если…, чем закончилась сказка (недочитанная), замена героев, замена времени (места) действия и т.д.). Эффективной в этом плане стала игра

«Давай знакомиться».

Дети обращаются к выбранному объекту (из мира живой и неживой природы, в данном случае к дереву) и «знакомятся» с ним.

-Здравствуй. Ты кто? (Я дерево)

-Как тебя зовут? (Береза)

-Ты живая? (Конечно. Я такая же, как и вы.)

-А где у тебя руки, ноги? (Мои руки – сучья. Пальцы – веточки. Ноги – корни…). Здесь же можно задать множество вопросов о строении дерева, их функциях, образе «жизни», но не затягивать, чтобы «знакомство» не свелось к формальному занятию по экологии.

Эти игры позволили детям взглянуть на мир другими глазами, понять, что мир природы – это живой мир и что человек являться частью природы, а также ощутить тесную взаимосвязь всего сущего на земле. В экологическом центре группы появились альбомы с детскими работами «Я помогаю планете», где воспитанники рассказывают о совершенных ими добрых делах, и «Книга экологических сказок», в которой помещены сказки о природе, сочиненные ими.

Чтобы сочинения детей не носили характер перечисления событий и сухих формальных описаний героев используются игры, нацеленные на активизацию в речи средств художественной выразительности.

«На что похоже?» (Сравнение).

«Скажи, какой?» (Эпитеты)

Необходимо донести до сознания детей и такое выразительное средство, как «олицетворение» Педагогу лишь остается более полно раскрыть это понятие и побуждать их уже целенаправленно применять в своем словотворчестве.

Этому способствует игра «Оживляющая палочка» Здесь потребуются картинки с изображениями предметов, где ярко выражены их особенности, качества или, если это абстрактные понятия, стимулирование воображения детей. Ну и, конечно, «оживляющая палочка». Цель игры побуждать делать сравнительный анализ предметов и явлений, направленный строго в нахождение человеческих качеств.

-Что делает ручеек? (течет)

-Давайте его оживим нашей волшебной оживляющей палочкой. Дети прикасаются палочкой к картинке.

-А что теперь делает ручеек? (бежит)

-Какой самовар? (большой, блестящий…, пузатый)

В результате дети «оживляют» (олицетворяют) разные предметы и явления: зеркало дразнится, колокольчик кивает головой, одуванчик надел пушистую шапочку, книжка рассказала сказку, мяч убежал в кусты, тучка заплакала…

Теперь, после вышеуказанных пройденных этапов, дети готовы к самостоятельному словотворчеству.

Сочинение сказок, рассказов лучше начать с игр.

«Придумаем сказку»

Педагог, держа в руках мяч, начинает фразой: «Жили-были…». Затем передает мяч ребенку. Он продолжает фразу и предает следующему. И так дальше. Когда повествование заходит в тупик, мяч принимает воспитатель и произносит фразу, создающую проблемную ситуацию. Дети продолжают, уже решая эту проблему.

Чтобы добиться речевой активности детей, необходимо создавать благотворную для этого атмосферу: непринужденность, доверительность, мотивацию. Нельзя высмеивать речевые ошибки, обрывать на полуслове, необходимо терпеливо выжидать паузы в их речи, не продолжая за него.

Активное словотворчество детей, позволяет им не только воспринимать окружающий мир шире, ярче, многограннее, но и на прямую влияет на личностные качества: ребенок становится внимательнее, чувствительнее, «мягче». Итогом проделанной работы стало значительное повышение качества культуры речи дети и как следствие общей культуры поведения.
































Интегративный подход во взаимодействии с дошкольниками как эффективный метод развития речи детей и действенный способ побуждения их к речевому творчеству.
  • Другое
Описание:

Внимание к развитию речи дошкольника особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозги формируются его функции. Воспитатель обязан помнить, что речь – инструментвоздействия на развитие психики растущего организма. Полноценная речь не только способствуют развитию его интеллекта и высших психических качеств, но и готовит почву для успешного обучения в школе и положительной адаптации в социуме в целом.

Автор Нехожина Евгения Петровна
Дата добавления 29.11.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 17
Номер материала MA-068760
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓