Главная / Биология / Интеграция региональных экологических знаний в биологическое образование

Интеграция региональных экологических знаний в биологическое образование

Интеграция региональных экологических знаний в
биологическое образование


Л.А. Ахтанаева, учитель биологии МБОУ Шевыряловская ООШ


Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» в статье 3, которая разъясняет основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования в пункте 3 отражено, что образование должно быть направлено на воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Поэтому необходимо в школьный курс биологии и не только биологии, внедрять региональные экологические знания.

В настоящее время происходит интеграция знаний по естественным наукам, сближение гуманитарных и естественных наук, науки и искусства. В таких условиях школа должна воспитывать и обучать детей реальной жизнью, прививая им необходимые умения и навыки. Воспитание реальной жизнью великие мыслители прошлого стремились показать как “естественное”, “природособразное” воспитание.

Региональный компонент биологического образования включает в себя то, что непосредственно связано с региональными, национальными особенностями, что должно помочь освоению школьниками национальной культуры в диалектическом единстве с общечеловеческой.

На первый взгляд, региональное относится к социальному “плоскостному” бытию человека, так как означает лишь учёт местных условий. В действительности же, в круг регионального попадает всё, что связано с конкретным географическим и социально организованным пространством.

Как региональный компонент формируется понятие об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ. Это позволяет обосновать необходимость научного подхода к использованию растительных богатств, организации их охраны и восстановления

Преподавание биологии в МБОУ Шевыряловской основной общеобразовательной школе ведется на основе федеральных программ и учебников (автор В.В. Пасечник). Наполнение программы региональным экологическим аспектом осуществляю следующим образом:

  • включением в уроки материала, соответствующего региональному компоненту (содержательные линии: «Разнообразие и охрана животных Удмуртии», «Человек в климатических условиях Удмуртской республики»).

  • выделением специальных уроков в конце темы или раздела, а так же заключительных уроков курса. Так, в 7-ом классе при завершении темы «Многообразие животных», провожу обобщающий урок «Животный мир Удмуртии», а заканчивается курс 7-го класса экскурсией в природу «Животный мир села Шевырялово». В 8-ом классе завершающим курс стал традиционный уже урок «За здоровый образ жизни»;

  • проведением интегрированных уроков, например, по биологии и математике «Растения Красной книги Удмуртии», «Решение задач с региональным содержанием», информатики и биологии «Составление презентаций и роликов о животном и растительном мире нашего края», по биологии и химии «Строение и функции белков».

Реализация Регионального стандарта невозможна только на уроках, необходимы факультативные курсы за счет часов регионального и школьного компонентов БУП. Так, в нашей школе введен в учебный план элективный курс «Решение экологических задач с региональным содержанием». В этом учебном году проводится экологический кружок, на занятиях которого воспитанники знакомятся с природой родного края, дети с удовольствием ходят на экскурсии в лес, на пруд, фотографируют, организуют выставки, оформляют стендовый материал при кабинете биологии.

Внеклассная работа по предмету – один из путей интеграции экологических знаний в биологию. Особое значение имеет научно - исследовательская деятельность учащихся, посредством которой дети приобщаются к пониманию экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению знаний, способствующих решению экологических задач. Работаем со школьниками над такими темами: «Атмосфера села Шевырялово», «Простейшие в почве», «Смена простейших в сенном настое».

С большим интересом школьники включаются в работу над экологическими проектами, в которых они могут высказать собственную точку зрению и предложить пути решения той или иной экологической проблемы. Темы проектов: Ягоды нашего леса, Съедобные и ядовитые грибы нашего леса, Охрана Шевыряловского родника и т.д.

Традиционны в школе и такие формы внеклассной работы, как предметные недели по биологии, которые имеют экологическую направленность.

Практика подтвердила, что достижение целей экологического образования требует применения таких приемов, методов и форм обучения, которые будут выполнять следующие задачи:

  1. стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний (нетрадиционные уроки, игры, конференции, семинары и т.п.);

  2. способствовать развитию творческого мышления, формировать умение предвидеть возможные последствия деятельности человека;

  3. вовлекать учащихся в практическую деятельность (наблюдение и самонаблюдение, использование жизненного опыта, лабораторные работы, мониторинг, интервьюирование, анкетирование, пропаганда знаний, выпуск плакатов и листовок и т.п.).

Также на уроках биологии используются дидактические игры и пособия. Учителем разработан сборник кроссвордов по Красной книги Удмуртии, сборник экологических задач с региональным содержанием, практикум по ботаники «Растения вокруг нас» и т.д.

На уроках биологии и во внеклассной деятельности используется электронная Красная книга Удмуртии, созданная учителем биологии и учащимися 7 класса в электронной программе SanRav.

Считаю, что подобная организация работы способствует решению целей и задач Регионального стандарта и направлена на становление у выпускников высокого уровня экологической культуры.


(На конференции будут представлены сборники экологических задач, пособия - практикумы, электронные тесты по растениям и животным Красной книги Удмуртии в программах My Test, Knowing, электронная красная и книга Удмуртии и т.д.).

























Библиографический список



  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации"

  2. Литвинова, Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий: 5-11 классы. / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. – М.: «5 за знания», 2005. - 208 с.

  3. Миронов, А.В. Преподавание экологии в школе / А.В. Миронов – М.: издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 223 с.

  4. Рысьева Т.Г. Дидактические игры и возможности их применения при изучении биологии и экологии в школе. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский Университет2, 2001. – 160 с.

Интеграция региональных экологических знаний в биологическое образование
  • Биология
Описание:

В данной разработке описывается опыт работы учителя биологии основной школы о внедрении  региональных экологических знаний в  биологическое образование.

Представлены формы урочной и внеурочной работы учителя биологии основной школы: организация экскурсий, исследовательской работы, факультативов, кружков и элективных курсов.

Также представлены формы организации уроков, интеграция с другими предметами: математикой, информатикой, химией, литературой, историей и другими дисциплинами.

Традиционны в школе и такие формы внеклассной работы, как предметные недели по биологии, которые имеют экологическую направленность.

                    

Автор Ахтанаева Лилия Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 370
Номер материала 46645
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓