Главная / Математика / Интеграция математики с другими предметями

Интеграция математики с другими предметями

Набиев Асиф Казым оглы, учитель математики Европейской Азербайджанской школы, доктор философии по педагогике.

Адрес: г. Баку, ул. К. Караева 66, кв.40, тел.+994706421625.

Соколова Людмила Владимировна, учитель начальных классов 1-ой дидактической степени теоретического лицея «Кирилл и Мефодий» мун. Кишинеу.

Адрес: г. Кишинёв, ул. Дж. Латинэ, 21, кв.217, тел.(373)022343283.

Голубовская Александра Михайловна, учитель началных классов 2-й дидактической степени Теоретического лицея «Кирилл и Мефодий» мун. Кишинэу.

Адрес: г. Кишинёв, ул. Александру чел Бун 13, кв.5, тел.(373)022-54-64-42.

Дадашев Джемил Намик оглы , координатор по физвоспитания и спорта Европейской Азербайджанской школы. 

Адрес: г.Баку,ул.А.М.Шерифзаде 176, кв. 32, тел. +994503102963.

Математика в интеграции с другими предметами

В последнее время часто поднимается вопрос об интегрированных формах образования. Принимая во внимание тот факт, что интеграция есть самая высокая ступень воплощения межпредметных связей, а межпредметные связи, в свою очередь, выступают в качестве существенного фактора активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и повышения уровня учебной мотивации, не стоит недооценивать значение интегрированных уроков.

Об этом написано во многих библиографических материалах, изученных авторами данной статьи, таких как: Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков. Томск, 2003; Максимова В.Н.; Межпредметные связи и улучшение процесса обучения. М. Просвещение,1994.; Азевич А. Двадцать уроков гармонии. М: Школа-пресс, 1998; «Интеграция математики и истории для формирования метапредметных умений обучающихся» И. Муравьёвой и С. Медведевой (murinna.ucoz.ru).

Какая связь может быть между историей и математикой? Насколько возможно «объединение точной науки формул и символов»[1] и науки о жизни человеческого общества в прошлом и настоящем?

На наш взгляд, одно без другого просто не существует. Любое историческое событие напрямую связано с математическими понятиями: «дата», «продолжительность». И, соответственно, любое математическое открытие является, по сути, историческим событием. Математика сопутствует человеческой деятельности ежедневно, а предметом изучения истории является сама человеческая деятельность.

Интегрированный урок снимает напряжённость, позволяет ребёнку отвлечься от «строгой» дисциплины и окунуться в совершенно иной мир, где сложные учебные предметы настолько «взаимосвязаны, что воспринимаются учеником, как нечто естественное, знакомое и понятное, интеграция даёт возможность для самореализации, способствует раскрытию способностей учеников».[2]

  • Интегрированный урок развивает потенциал учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

  • Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

  • Сама форма проведения таких уроков нестандартна, увлекательна.


Покажем на примере урока возможность интеграции предметов истории и математики.


I урок


Класс :4

Предмет: история и математика.

Тема: Семь чудес света.

Тип урока: интегрированный.

Ключевые цели.

История: Дать информацию о семи чудесах света; об их истории, о постройке, об их сохранении.

Математика: совершенствовать вычислительные навыки с многозначными числами; составлять и решать задачи; проявлять интерес к предмету; развивать логическое мышление.

Форма работы: коллективная, малыми группами, парами.

Оборудование урока: учебник «История» для 4 класса (Г.Гаврилица, М.Добзеу, В.Хахеу, Т.Нагнибеда-Твердохлеб, М.Веверица), слайды с изображением семи чудесами мира и математическими упражнениями, рабочие карточки для работы в парах, рабочие карточки для работы в группах, демонстрационный проектор.



Ход урока

После организации класса учитель предлагает выполнить упражнение, выполнив которое, ученики смогут прочесть тему урока. Учитель разъясняет, о чём пойдёт речь, что ребята совершат путешествие в прошлое и узнают много интересного о семи чудесах света. Но для этого им придётся проявить свои лучшие качества математиков. А помощником будет их друг – Компик (герой слайдов).

Справившись с математическим диктантом, и сверив свою работу с образцом (самопроверка), дети узнают высоту Храма Артемиды. С опорой на иллюстрацию слайда, проводится исторический экскурс в историю создания этого памятника. Последнее задание слайда предлагает учащимся вычислить площадь строения.

Далее ребята отвечают на вопросы Компика и знакомятся со вторым чудом – статуей Зевса в городе Олимп. Расставив скобки для сохранения указанного порядка действий и вычислив значение выражения, ребята узнают высоту статуи.

Следующее задание выполняется в парах – ребята, решая усложнённое уравнение, узнают высоту третьего сооружения – Колосса Родосского. Слайд помогает детям ознакомиться с подробностями создания и разрушения Колосса.

Висячие сады Вавилона – четвёртое сооружение, с которым знакомятся дети. Выполнение упражнения, предложенное на слайде, позволяет узнать высоту висячих садов.

Далее ребятам предлагается разделится на группы. У каждого ученика на парте лежит карточка с названием единицы измерения (времени, массы, длины, ёмкости). Дети группируются по величинам измерения. Каждая группа выполняет задание, результат которого вносится в общую таблицу. Заполненная всеми группами таблица, представляет сведения о пятом сооружении – Пирамиде Хеопса.

Сведения о Мавзолее в Галикарнасе ребята добывают сами, выполняя задания Компика.

Подготовленный заранее ученик, опираясь на иллюстрации слайда, рассказывает одноклассникам о седьмом чуде света – Александрийском маяке.

Итог урока проводится с опорой на карту, на которой размещены все изученные исторические памятники. При подведении итогов урока обязательно необходимо вместе с детьми прояснить, почему эти постройки названы «чудесами», какую историческую ценность они представляют, как связано строительство таких построек с математикой.


Такой урок создаёт сильную мотивацию: дети не получают информацию в готовом виде, а добывают её сами, выполняя математические упражнения; весь урок сохраняется дух соревновательности; сохраняется интрига урока. Занятие историей становится более увлекательным. Ученикам становится ясно, что все предметы нужны и они взаимосвязаны, хотя иной раз эти связи не замечаются.

Урок интересен также подбором математических упражнений (дополнение 1 на диске).

Работать с абстрактными числами на уроке математике утомительно и скучно. Если создать интеграцию математики и истории, усвоение материала будет очень эффективным.

Формативное оценивание:



I группа

II группа

III группа

Оценки по истории





Оценки по математике




Итоговая оценка















II урок



Класс – 6

Предмет – физкультура и математика.

Тема: Совершенствование ловкости.

Тип урока: интегрированный.

Ключевые цели.

Физкультура: Развитие ловкости.

Математика: совершенствовать действия над алгебраическими выражениями и алгебраическими дробями; составлять и решать задачи; проявлять интерес к предмету; развивать логическое мышление.

Форма работы: коллективная, малыми группами, индивидуальная.

Оборудование урока. Необходимые средства: свисток, мел, баскетбольные мячи, кольца, маленькие теннисные мячи, фишки, секундомер, доска, маркеры.



Ход урока

Учитель даёт информацию о значении ловкостной способности в формировании физической подготовки. Он объяcняет, что ловкость – одна из главных двигательных способностей, играющая важную роль в укреплении и развитии физической подготовки и здоровья человека. Сегодняшний урок направлен на развитие этой способности. Ещё ученикам предстоит решать математические упражнения. Для этого тоже требуется уже умственная ловкость. Потом учитель разъясняет правила сегодняшнего интегрированного урока:

а) Ученики делятся на две команды. Члены каждой команды по одному должны добежать до доски, взять карточку, решить написанную там математическое упражнение и вернуться обратно, передав эстафету товарищу и так дальше,

б) После того, как победившей команде начисляются очки, выполняется второе задание: каждый член команды добегает до доски, берёт мяч и кидает в баскетбольную корзину, берёт карточку, решает математическое упражнение и бегом возвращается обратно,

в) Третий раз бросают мяч в гандбольную сетку,

г) Стараются послать футбольный мяч в сетку.

Как мы видим, ученики выполняют разные физические упражнения, и каждый раз решают математические задачи. Математические задачи должны быть нетрудными, чтобы ученики сильно не задерживались.

Какая дидактическая польза таких уроков?

  • Развивается навык командной работы, чувство быть полезным, стремление к победе.

  • Чередуются физические и умственные упражнения, воспитывается волевая сила.

  • Физические упражнения дают толчок развитию логики.

  • Выполняются физические нагрузки, направленные на развитие ловкостных двигательных способностей, предусмотренных в планировании (научение, закрепление и усовершенствование технических элементов спортивных игр).

  • Такие уроки проходят очень интересно, повышается интерес и к математике, и к физкультуре.

Ниже мы приведём примеры математических упражнений, которые можно использовать на этом уроке.

Слайды – фотографии можно смотреть на диске.

Упражнения для урока:

1. Из двух населённых пунктов А и В одновременно друг на другу навстречу выехали два велосипедиста. У одного скорость была 12 hello_html_1102b53c.png, у другого 9 hello_html_1102b53c.png. Зная, что они встретились через 3 часа, найти расстояние между А и В.

1о. Из двух населенных пунктов А и В одновременно выехали в одном направлении два велосипедиста. У одного скорость была 12 hello_html_1102b53c.png, у другого 9 hello_html_1102b53c.png. Зная, что они встретились через 3 часа, найти расстояние между А и В.

2.Упростите выражение: hello_html_m30be760d.png,

2о. Упростите выражение: hello_html_m2c5b1bb8.png,

3. Упростите: hello_html_m2e3abb19.png

3о.Упростите: hello_html_m4162d99a.png

4. Постройте график функции: hello_html_6c430b5d.png

4о. Постройте график функции: hello_html_3dbb1867.pnghello_html_m104d301c.png,

5. Сократите дробь: hello_html_da959cd.png ,

5о Сократите дробь: hello_html_4c98c9fc.gif,

6. Сократите дробь: hello_html_4f53e52.png

60. Сократите дробь: hello_html_abbe419.png

7. Вычислите: hello_html_58ba228e.png ,

7о. Вычислите: hello_html_me7622d3.png ,

7о. Вычислите: hello_html_me7622d3.png

8. Пять кошек съедают за пять часов пять мышей. Сколько мышей съедает одна кошка за пять часов?

8о. Пять кошек съедают за пять часов пять мышей. Сколько мышей съедают пять кошек за час?

9. Сократите дробь: hello_html_m743987ae.png ,

9o. Сократите дробь:hello_html_5c737a56.png ,

10. Решите уравнение: (hello_html_m692c7b1b.png

10o. Решите уравнение:hello_html_216f6e2e.png .

Библиография

  1. Интеграция математики и истории для формирования метапредметных умений обучающихся. И. Муравьёва, С. Медведева (murinna.ucoz.ru).

  2. Максимова В.Н. Межпредметные связи и улучшение процесса обучения. М. Просвещение,1994, с.81.

  3. Kurikulum.az,






Интеграция математики с другими предметями
  • Математика
Описание:

В последнее время часто поднимается вопрос об интегрированных формах образования. Принимая во внимание тот факт, что интеграция есть самая высокая ступень воплощения межпредметных связей, а межпредметные связи, в свою очередь, выступают в качестве существенного фактора активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и повышения уровня  учебной мотивации, не стоит  недооценивать значение интегрированных уроков.

 Какая связь может быть между историей и математикой?  Насколько  возможно  «объединение точной науки формул и символов»[1] и науки о жизни человеческого общества в прошлом и настоящем?

 На наш взгляд, одно без другого просто не существует. Любое историческое событие напрямую связано с математическими понятиями: «дата»,  «продолжительность». И, соответственно, любое математическое открытие является, по сути, историческим событием. Математика сопутствует человеческой деятельности ежедневно, а предметом изучения истории является сама человеческая деятельность.

            Интегрированный урок снимает напряжённость, позволяет ребёнку отвлечься от «строгой» дисциплины и окунуться в совершенно иной мир, где сложные учебные предметы настолько «взаимосвязаны, что воспринимаются учеником, как нечто естественное, знакомое и понятное, интеграция даёт возможность для самореализации, способствует раскрытию способностей учеников» 

Автор Набиев Асиф Кязим оглы
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 716
Номер материала 16167
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓