Е.В. Винтоняк
учитель английского языка
МБОУ
«СШ №21»
Интеграция проблемного и информационного
подходов в обучении на уроках английского языка
Тот, кто учится не размышляя,
впадет в заблуждение.
Тот, кто размышляет,
не желая учиться,
окажется
в затруднении.
Конфуций
ХХI век - век технологий.
Действительно, ни одна конкурентоспособная сфера жизни человека сегодня не
может обойтись без высоких технологий. Это особо должно касаться сферы
образования. Современные образовательные технологии и подходы в обучении,
также как и все высокие технологии, должны быть основаны на следующих принципах:
• принцип гуманности -
должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования.
• принцип эффективности -
должны быть результативными, т.е. должны давать гарантированные результаты уже
в течение 5 лет их применения.
• принцип наукоемкости -
должны иметь серьезное научное обоснование, отраженное в монографиях и
докторских исследованиях, а также должны иметь научное сопровождение в процессе
их применения, чтобы исключить возможность искажения.
• принцип универсальности
- должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна
быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна
для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем
развития.
• принцип интегрированности
- должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять и
усиливать друг друга.
Под проблемным подходом в обучении
понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в
сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию
активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. В результате
происходит приобретение ЗУН учащимися, усвоение способов самостоятельной
деятельности, формирование поисковых и исследовательских умений и навыков,
развитие познавательных и творческих способностей.
Информационный подход в обучении следует рассматривать, как
сложную систему процессов переработки информации, которые могут
осуществляться как последовательно, так и параллельно, как с использованием
информационно-коммуникационных технологий, так и без них.
По мнению Е.В. Ковалевской поскольку проблему мы ищем в информации, а новую
информацию создаем через постановку и решение проблем, постольку проблемный и
информационный подходы – это часть единого целого, или – «две стороны одной
медали». Информационный подход отвечает за содержание обучения, а проблемный –
за процесс обучения.
Рассмотрим, как принцип
интегрированности реализуется в процессе применения проблемного и информационного
подходов в обучении с целью формирования и совершенствования навыков говорения
в 5 классе по теме: «Летние каникулы» (Student’s book “Enjoy English-5” М.З. Биболетова).
Делая акцент на развитие речевых навыков и умений, предлагаем согласно
принципу интегрированности перевести содержание урока (языковой и речевой
материал) на платформу проблемности, т.е. проблематизировать учебные задачи.
В начале изучения темы ученикам была предложена проблема,
личностно-значимая для каждого ученика, создающая условия для коммуникации,
подводящая учащихся к теме урока. Она вызвала интерес школьников,
заинтриговала, послужила мотивацией к активной деятельности.
Ещё на перемене учеников заинтересовал слайд личными фото учителя ,
демонстрирующими его умения и таланты садовода-огородника. Увидев их, учащиеся наперебой задавали
учителю вопросы: Это Ваш огород? Это всё вырастили Вы? И всё это Вы сами
приготовили? и т.д. Учитель не торопится отвечать, а предлагает задать все
интересующие ребят вопросы на уроке, соответственно не на родном, а на
иностранном языке. Ребята с нетерпением ждут начала урока и сразу после
оргмомента задают учителю свои вопросы: Is it your dacha? Are the vegetables
from your garden ?Did you make jams yourself? Did you spend your summer holidays at your
dacha ? В ходе обсуждения, дети самостоятельно подошли к теме урока. Проблемная
ситуация способствовала
созданию положительного настроя
с самого начала урока.
Выстраивая учебно-познавательный процесс в формате
проблемно-информационного подхода учитель целенаправленно создает проблемные ситуации,
включающие противоречие, задачи с недостаточными или избыточными данными, знаково
– символическими средствами и др. Результатом решения проблемы являются
самостоятельно добытые учащимися субъективно новые знания.
Например, для описания популярных видов деятельности во время летних
каникул ученикам предлагается игра «Закончи предложение» на основе вопросно-ответного
взаимодействия, направленного на актуализацию
знаний и активизацию речемыслительной деятельности. Чтобы сделать задание
посильным для всех учащихся, заранее готовятся смысловые и языковые опоры: лексические
единицы и речевые клише.
Учитель произносит начало предложения, бросает мяч ученику; ученик ловит,
произносит конец предложения и возвращает мяч учителю.
Использование игровых приемов активизирует
учебный процесс и делает его более увлекательным.
С целью развития коммуникативных и
познавательных умений на основе языковых и социокультурных знаний, привития
навыков групповой работы и воспитания в духе патриотизма, ученикам было предложено
интересное задание в формате «поговорка-пазл» ‘‘ East or West , home is best’’. Чтобы снять, определённые
трудности в понимании лексических единиц на слайдах были представлены
смысловые опоры в виде компаса. На основе рассуждений и доказательств учащиеся
выбирали правильный смысл высказывания в рамках заданного контекста ( Choose the correct meaning:1.Holidays in different countries are the best! 2.My country is the
most interesting and pleasant for my holidays!) , учились связному построению иноязычного высказывания.
Для развития личностной активности и умения
применять полученные знания в нестандартной ситуации ученикам было предложено
задание, ориентированное на использование речевого материала в персональных
творческих проектах:
change the key (main) word in the proverb and create original captions under the pictures (they may be used as a title for your project).
Ребята с удовольствием работали в
группах: искали ключевое слово в поговорке, в соответствии с картинкой
видоизменяли его, получив оригинальные заголовки для будущих проектов и
надписи для иллюстраций: ‘‘East or West , Sochi is best’’ , ‘‘East or West , my country is best’’ ,‘‘East or West , my dacha is best’’.
Чтобы учебно-познавательный процесс стал
творческой деятельностью, а ученик- ученым-исследователем полезно использовать
задания со знаково – символическими средствами. Информация, передаваемая знаками и символами, интригует,
создаёт проблемную ситуацию, психологический
дискомфорт, который побуждает к действию по поиску способа ее разрешения,
является мощным стимулом деятельности.
Для проверки понимания прочитанного ребятам
было предложено задание, призванное научить их использовать знаково –
символические средства. : What do the symbols mean? - 25 .09.2012 *500* 2014 ( до начала Олимпийских игр осталось пятьсот дней).
Задание вызвало большой активизирующий эффект. Затем ученики с удовольствием
работали в парах «шифруя» информацию на английском языке с помощью знаков и
символов. Значение знаково-символического развития детей, начиная уже с
первых классов, педагогика признает безапелляционно.
Л.С.Выготский считал, что овладение новыми
средствами (т.е. знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень
интеллектуального развития.
Как видим, проблемный и информационный подходы в
обучении взаимосвязаны и взаимообусловлены, взаимообогащают и усиливают друг
друга. Интеграция проблемного и информационного подходов в обучении способствует
развитию творческих способностей, стимулирует речемыслительную деятельность,
учебно-познавательную мотивацию и делает процесс усвоения знаний эффективным и
увлекательным.
Литература
1.Ковалевская
Е.В. Проблемно-информационный подход в современном образовании // Реализация проблемного и
информационного подходов к обучению в условиях модернизации российского
образования: Материалы XI Московской международной конференции «Образование в
XXI веке – глазами детей и взрослых» (18-19 марта 2011 г.): Сборник статей
/ Отв.ред Е.В. Ковалевская. – М.: Издательство «Спутник +», 2013. – С
60 – 62.
2.Юнина Е.А. Учебно-методическом пособие «Педагогическая психология:
социально-личностное образование» -Пермь: ПРИПИТ, 2004. -92 с.
3. Зуева М.Л. Возможности
использования адаптивной системы обучения для формирования ключевых компетенций
// Ярославский педагогический вестник. 2005. № 2 (43). С. 87-92.
4. Салмина Н.Г. Знак и
символ в обучении.Издательство Московского
Университета,1988 // Источник
информации - http://www.twirpx.com/file/113837/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.